kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русской литературе на тему:"А.С.Пушкин. Стихотворение "И.И.Пущину"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект поможет создать условия для знакомства с лицейским периодом жизни А.С.Пушкина, наиболее близкими друзьями поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе на тему:"А.С.Пушкин. Стихотворение "И.И.Пущину"»

Тема: Стихотворение А.С. Пушкина «И.И.Пущину»


Цели урока:

1. Создать условия для знакомства с лицейским периодом жизни А.С.Пушкина, наиболее близкими друзьями поэта. Формировать

представление о месте дружбы в жизни человека.

2. Учить выразительному чтению.

3. Учить ценить людей, с которыми встречаешься в жизни, воспитывать чувства признательности, благодарности, сострадания.


Оборудование:

1. Эпиграф к уроку: «Друзья мои! Прекрасен наш союз.

Он, как душа, неразделим и вечен…»

2. Материал для словарной работы

3. Учебник «Русская литература»



Ход урока:


1.Организационный момент


2. Слово учителя:

Каким бы тяжёлым ни был путь, но и он прерывается минутками благодатного отдыха; какой тёмной ни была бы ночь, а нет-нет, да и мелькнёт вдали радостный огонёк человеческого жилья; какой бы сложной и горькой ни была бы жизнь человека, но и в ней есть светлые мгновения, такие как драгоценные подарки. Один из самых великих даров судьбы человеку – дружба. Сегодня мы поговорим о том, какое место занимала дружба в жизни А.С.Пушкина и о его друзьях.


3. Целеполагание

Давайте вместе определим, что мы должны сделать за урок. ( Поговорить о друзьях поэта, почитать его стихи, посвящённые друзьям, рассуждать о дружбе)


4. Подготовленное сообщение учеников

19 октября 1811 года в Царском Селе, недалеко от Петербурга, было открыто учебное заведение нового типа – Царскосельский лицей для «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Лицей разместился в четырёхэтажной пристройке – флигеле к императорскому Екатерининскому дворцу. Это было учебное заведение закрытого типа. Воспитанники не покидали его даже на каникулы до самого выпуска в 1817 году. Лицей много значил в жизни А.С.Пушкина. Это и события Отечественной войны 1812 года, и знакомство с молодыми гвардейскими офицерами – участниками походов русской армии против Наполеона, это дружба с Петром Яковлевичем Чаадаевым, это – рождение «святого братства», лицейского союза, верность которому поэт хранил всю жизнь:


Друзья мои, прекрасен наш союз,

Он, как душа, неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б ни завело –

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село

Так писал поэт о своих лицейских друзьях много лет спустя после окончания лицея. Среди друзей поэта, пожалуй, самым любимым был Иван Иванович Пущин. Он был для лицеистов живым олицетворением справедливости, правды и высокого ума. Они прозвали Пущина Иваном Великим или Большим Жанно. Пущин обещал стать блестящим гвардейским офицером. В одной из так называемых национальных песен Лицея товарищи пели о нём:

Не тужи, любезный Пущин,

Будешь в гвардию ты пущен…

Мы ж нули, мы нули,

Ай люли, люли, люли.


Пущин всегда умел сказать Пушкину правду. Пушкин, как известно, не любил выслушивать морали, но Пущин с первых лет умел с ним ладить и все их размолвки кончались «сладостью примиренья». «Никто на свете не был мне ближе Дельвига»,- написал Пушкин в одном из своих писем. Антон Антонович Дельвиг был для поэта другом его души. В Лицее Дельвиг отличался от других только познаниями в российской словесности. Позже он станет крупным поэтом, но в лицейские годы о нём рассказывали как о необыкновенном ленивце. Друзья называли его Соней и Ленивцем. Тогда и родилась легенда о том, что однажды Дельвиг, чтобы его не вызвали на занятиях по латинскому языку, залез под парту, задремал, да так и проспал там до конца урока. Пушкин посвятил Дельвигу шуточные стихи:


Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.


Дельвиг высоко ценил и любил Пушкина. В одном из стихотворений он писал:


Я Пушкина младенцем полюбил,

С ним разделя и грусть, и наслажденье,

И первый я его услышал пенье.


В 1811 году в числе прочих в Лицей поступил будущий поэт и революционер – декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер. В Лицее на первых порах Вильгельму пришлось нелегко. Лицеисты смеялись над его странной фамилией и прозвали его Кюхлей. Неуклюжий; вечно занятый своими мыслями; глуховатый; рассеянный; легко вспыхивавший при малейшей обиде, Кюхля был поначалу предметом ежедневных насмешек товарищей, подчас вовсе не беззлобных. Чего только не вытворяли с ним: дразнили, мучили, даже суп на голову выливали, а уж забавных стишков насочиняли – не счесть. Пушкин тоже иногда посмеивался над Вильгельмом:


За ужином объелся я,

А Яков дверь закрыл оплошно.

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.


Но очень скоро Александр Сергеевич разглядел и оценил те свойства Кюхельбекера, которые заслуживали самого высокого уважения. Вильгельм был непоколебим в принципах справедливости, добра и дружбы. Он был самоотверженным в дружбе и в любви. Он лучше других лицеистов знал литературу, историю и философию, охотно делился своими знаниями. Кюхля писал стихи, поначалу неумелые и косноязычные, но преклонялся перед звучными стихами Пушкина.



Сценка «Пушкин читает «Пирующих студентов»


Ведущий: Однажды Пушкин заболел. У него была высокая температура. Он лежал в госпитале на втором этаже, жевал лакрицу, глотал лавровишневые капли и по ночам бредил. Сначала не пускали к нему никого. Но дней через десять стали пускать по одному, по двое.

Сцена первая

Дельвиг (Горчакову): Давай навестим Пушкина, ему уже лучше.

Горчаков: Давай, а то вчера у него был Кюхля, не дал никому слова сказать, читал свои стихи, пока больной не заснул.

Дельвиг: Пушкин обещал сегодня прочитать свою новую поэму.

Горчаков: Тогда обязательно пойдём!

Сцена вторая

Кюхля: Ну, скорее, читай свою поэму!

Пушкин: Я передумал! Поэма ещё не готова!

Кюхля: Коли так, нечего было звать! У тебя, Александр, вечно на уме путаница! Не желаешь поэму читать, так я свои стихи прочту…

Пушкин: Друзья, досужный час настал, Всё тихо, всё в покое…

Кюхельбекер: Да это же Жуковский!

Пушкин: Прошу не мешать! Прошу слушать и понимать!

Друзья, досужный час настал,

Всё тихо, всё в покое;

Скорее скатерть и бокал;

Сюда вино златое!

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Латынью усыплённый.


Все: Это про Дельвига. Дельвиг, слышишь, про тебя!


Пушкин: Товарищ милый, друг прямой,

Тряхнём дружнее руку.

Оставим чаше круговой

Педантам сродну скуку:

Не в первый раз с тобой мы пьём,

Не в первый и бранимся;

Но чашу дружества нальём –

И снова помиримся.


Все: Пущин, а это про тебя!

Пущин: Точно, про меня.

Кюхля: Братцы, не шумите! Это же истинная поэзия!

Пушкин: Писатель, за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

Горчаков: Идея! С этого дня мы будем называть друг друга братцами!

Ведущий: Пушкин скоро выздоровел. Теперь ему было не до пиров. В начале 1815 года ему предстоял экзамен. Он блестяще выдержит экзамен. Слава его будет громкой, жизненный путь - трудным. Но воспоминания о лицейских друзьях будут поддерживать поэта в самые тяжёлые минуты жизни.


5. Слово учителя:


В 1824 году за вольнодумные стихи поэт был сослан в Псковскую губернию в село Михайловское. Царь запретил кому бы то ни было навещать Пушкина. Ссылка очень тяготила поэта. Он очень скучал по родным и друзьям. Наступил новый 1825 год. И вот однажды случилось чудо. Представьте себе: бескрайние, занесенные снегом просторы; маленький деревянный домик поэта; к нему ведёт тёмная еловая аллея. Темно, тихо, только слышится временами вой ветра да шум вьюги. Вдруг вдали как будто послышался звон колокольчика! Неужели гости? Кто бы это мог быть? Несмотря на царский запрет? В такое время? Но звон колокольчика всё ближе. Вот уже показались сани. Кто-то закутанный в тёплую шубу выбирается из саней. Да это же Пущин, любимый друг ещё с лицейских времён! Слава Богу! Какая радость!


6. Чтение отрывка из статьи учебника "И я судьбу благословил…"


7. Слово учителя :

Пройдёт два года, Пушкин будет уже на свободе, а Пущин будет осуждён за участие в восстании против царя. Великий поэт не сочувствовал восстанию, но любил своего друга. Чтобы поддержать его в тяжёлое время, поэт пишет стихотворение «И.И. Пущину»


8. Чтение учителем стихотворения «…Мой первый друг, мой друг бесценный!..»


9. Беседа по первому впечатлению

Как относится поэт к своему другу?

Какое событие из своей жизни вспоминает поэт?

Какое событие в жизни Пущина побудило поэта написать это стихотворение?

10. Словарная работа в парах

    1. Каково лексическое значение слова бесценный? Почему поэт так называет своего друга?

    2. Что значит благословить? Выпишите из словаря В.И. Даля слова с корнем благо-, найдите общее в их лексическом значении.

    3. Почему поэт употребляет к слову снег эпитет печальный?

11. Словарная работа совместно с учителем:


Почему поэт употребил слова уединенный, занесенный, вместо уединённый, занесённый? Где мы уже встречались с отсутствием буквы ё?


Как перевести на более современный язык слова да дарует, да озарит? Почему поэт не сказал просто пусть подарит, пусть озарит?

Церковно- славянский язык

Современный русский язык

Уединенный, занесенный

Уединённый, занесённый

Да дарует, да озарит

Пусть дарует, пусть озарит

Высокий слог

Разговорный слог


Найдите в стихотворении слова, которые имеют церковно-славянскую окрашенность. Почему этих слов так много?


12. Проверка знания лексического значения слов ( по группам). Запись в тетрадь основных положений


13. Выразительное чтение стихотворения


Определить основную интонацию стихотворения.

Перенести с партитуры паузы.

Перенести логические ударения

Прочитать хором

Прочитать индивидуально


14. Работа с картиной Н.Н.Ге «Пущин у Пушкина в Михайловском»


Рассмотрите картину.

Кто на ней изображён?

Чем занимаются друзья?


15. Заключительное слово учителя о том, что дружба это не только шутки и развлечения, но и общность взглядов.


16. Подведение итогов урока.


17. Рефлексия .


Запишите слово друг. Снизу запишите слова, которые связываются в вашем представлении с этим словом. Назовите их

18. Домашнее задание:


1. Стихотворение выучить наизусть.

2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Моему другу: слова любви и тепла»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по русской литературе на тему:"А.С.Пушкин. Стихотворение "И.И.Пущину"

Автор: Абрамова Татьяна Петровна

Дата: 15.07.2016

Номер свидетельства: 337589


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства