kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "Кулачный бой на Москве-реке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" показывает картины русской жизни эпохи Ивана Грозного. В ходе урока ведтся работа над характеристикой основных героев, оценке поступков героев, понятия долга и чести. На протяжении всего урока учащиеся работают с текстом, наблюдают над художественными средствами языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Кулачный бой на Москве-реке"»

Тема урока: «Кулачный бой на Москве - реке»

(по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Цели урока:

  • показать картины русской жизни;

  • продолжить работу над характеристикой основных героев;

  • наблюдение над художественными средствами языка поэмы.



Оформление: презентация, иллюстрации В. Васнецова к «Песне…», иллюстрации учащихся

Предварительно класс был поделен на группы, которые выполняли задания: «Историки», «Художники», «Актеры»



  Эпиграф  к уроку:     «Вышел я на страшный бой,

                                                             На последний бой!»

Ход урока:



1. Беседа с учащимися по тексту III части «Песни»…:

-С чего начинается III часть «Песни..»?

- Прочтите этот отрывок и найдите в нем фольклорные приемы (учащиеся находят инверсию, эпитеты, олицетворения)

-Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в III части?

(Вывод: Красота утра, бодрое радостное настроение противопоставлено последующим событиям. Автор показывает, что в жизни возможно увидеть одновременно красоту природы, гармонию, чего нет в мире людей)

2. Слово «Историкам»

Лексико-историческая справка: лобное место, охотницкий бой (слайд)

Кулачный бой (Сообщение подготовленного ученика)

- Кулачный бой широко культивировался в народном быту, несмотря на отрицательное к нему отношение церкви и светских властей. Даже в свод церковных законов вошло правило ( XIII в). В котором говорилось об отлучении от церкви каждого, кто будет замечен в такого рода забавах. Кулачный бой был средством совершенствования и выявления физической силы и волевых качеств русских людей. В кулачных боях было два вида состязаний: массовые бои- « стенка на стенку» и одиночные бои – единоборства. Массовые кулачные бои проводились повсеместно; в них участвовали дети, подростки и взрослые. Одиночные кулачные бои практиковались и как способ разрешения спорных дел.

3. Докажите словами текста, что кулачный бой- это обычай того исторического времени (учащиеся читают отрывок)

4. Прочтите отрывок, повествующий о выходе на бой купца Калашникова и Кирибеевича. (группа «Актеры)

- Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой?

- А зачем Калашников? Почему он кланяется на три стороны?

(Ученики говорят о том, что Кирибеевич вышел на бой, чтобы «разгуляться для праздника» самому, «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила боя и отпустить противника «живого с покаянием». Кирибеевич красуется собой, своей силой, нарядным платьем, славой замечательного бойца.

Купец вышел на бой, чтобы постоять за честь семьи («боевые рукавицы натягивает»). Автор называет его по имени- отчеству, что говорит об уважении к нему людей. Мы видим, что Калашников серьезно настроен биться «за правду до последнева». Калашников кланяется, как и Кирибеевич «сначала царю грозному», потом «белому Кремлю да святым церквам», «А потом всему народу русскому». Это не только проявление вежливости, но и как бы он просит прощения и поддержки у народа – ведь он готов убить Кирибеевича, а это страшный грех. Калашников был мужественным человеком. Он не испугался, хотя знал возможности своего противника.)

- Почему Кирибеевич «побледнел как осенний снег»?

- Можно ли назвать Кирибеевича и Калашникова русскими богатырями? Докажите. (Чтение по ролям , группа «Актеров»)

5 Слово «Художникам»

Многие русские художники иллюстрировали поэму Лермонтова “Песня про…”. Наиболее известны нам картины В.Васнецова, (Сообщение о В.М. Васнецове)

- Рассмотрите иллюстрации В Васнецова к «Песне»

Опишите (устно) иллюстрацию «Бой Калашникова и Кирибеевича»

6. Мы видим Калашникова смелым, обладающим силой духа.

-Почему же он не сказал всей правды, за что убил он опричника?

- Выполнил ли Иван Васильевич свое обещание, данное перед боем, о награде?

- Как понять поведение Ивана Грозного по окончании боя?

(Правила боя исключали какое- либо вмешательство в ход поединка. Но царь «награждает» победителя царской милостью: « Я топор велю наточить…» Здесь мы видим , как и в I части сочетание жестокости и душевной доброты.)

7. Выразительное чтение прощания Калашникова с братьями.

-Почему он говорит братьям:

«Помолитесь сами в церкви божией

Вы за душу мою, душу грешную…»?

(Он понимает, что нарушил заповедь Бога не убивать, не мстить. И в этом его трагедия)

-Какова народная оценка поступка купца? (Учащиеся зачитывают словами текста)

-На чьей стороне вы в споре на Москве- реке?

8. Обратимся к иллюстрациям учащихся.

-Расскажите о своем выборе.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить викторину или кроссворд по поэме

( задание по выбору учащихся)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по литературе "Кулачный бой на Москве-реке"

Автор: Ташаева Мария Александровна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275360


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства