Конспект урока по литературе "Кулачный бой на Москве-реке"
Конспект урока по литературе "Кулачный бой на Москве-реке"
Урок по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" показывает картины русской жизни эпохи Ивана Грозного. В ходе урока ведтся работа над характеристикой основных героев, оценке поступков героев, понятия долга и чести. На протяжении всего урока учащиеся работают с текстом, наблюдают над художественными средствами языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Кулачный бой на Москве-реке"»
Тема урока: «Кулачный бой на Москве - реке»
(по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Цели урока:
показать картины русской жизни;
продолжить работу над характеристикой основных героев;
наблюдение над художественными средствами языка поэмы.
Оформление: презентация, иллюстрации В. Васнецова к «Песне…», иллюстрации учащихся
Предварительно класс был поделен на группы, которые выполняли задания: «Историки», «Художники», «Актеры»
Эпиграф к уроку: «Вышел я на страшный бой,
На последний бой!»
Ход урока:
1. Беседа с учащимися по тексту III части «Песни»…:
-С чего начинается III часть «Песни..»?
- Прочтите этот отрывок и найдите в нем фольклорные приемы (учащиеся находят инверсию, эпитеты, олицетворения)
-Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в III части?
(Вывод: Красота утра, бодрое радостное настроение противопоставлено последующим событиям. Автор показывает, что в жизни возможно увидеть одновременно красоту природы, гармонию, чего нет в мире людей)
2. Слово «Историкам»
Лексико-историческая справка: лобное место, охотницкий бой (слайд)
Кулачный бой (Сообщение подготовленного ученика)
- Кулачный бой широко культивировался в народном быту, несмотря на отрицательное к нему отношение церкви и светских властей. Даже в свод церковных законов вошло правило ( XIII в). В котором говорилось об отлучении от церкви каждого, кто будет замечен в такого рода забавах. Кулачный бой был средством совершенствования и выявления физической силы и волевых качеств русских людей. В кулачных боях было два вида состязаний: массовые бои- « стенка на стенку» и одиночные бои – единоборства. Массовые кулачные бои проводились повсеместно; в них участвовали дети, подростки и взрослые. Одиночные кулачные бои практиковались и как способ разрешения спорных дел.
3. Докажите словами текста, что кулачный бой- это обычай того исторического времени (учащиеся читают отрывок)
4. Прочтите отрывок, повествующий о выходе на бой купца Калашникова и Кирибеевича. (группа «Актеры)
- Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой?
- А зачем Калашников? Почему он кланяется на три стороны?
(Ученики говорят о том, что Кирибеевич вышел на бой, чтобы «разгуляться для праздника» самому, «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила боя и отпустить противника «живого с покаянием». Кирибеевич красуется собой, своей силой, нарядным платьем, славой замечательного бойца.
Купец вышел на бой, чтобы постоять за честь семьи («боевые рукавицы натягивает»). Автор называет его по имени- отчеству, что говорит об уважении к нему людей. Мы видим, что Калашников серьезно настроен биться «за правду до последнева». Калашников кланяется, как и Кирибеевич «сначала царю грозному», потом «белому Кремлю да святым церквам», «А потом всему народу русскому». Это не только проявление вежливости, но и как бы он просит прощения и поддержки у народа – ведь он готов убить Кирибеевича, а это страшный грех. Калашников был мужественным человеком. Он не испугался, хотя знал возможности своего противника.)
- Почему Кирибеевич «побледнел как осенний снег»?
- Можно ли назвать Кирибеевича и Калашникова русскими богатырями? Докажите. (Чтение по ролям , группа «Актеров»)
5 Слово «Художникам»
Многие русские художники иллюстрировали поэму Лермонтова “Песня про…”. Наиболее известны нам картины В.Васнецова, (Сообщение о В.М. Васнецове)
- Рассмотрите иллюстрации В Васнецова к «Песне»
Опишите (устно) иллюстрацию «Бой Калашникова и Кирибеевича»
6. Мы видим Калашникова смелым, обладающим силой духа.
-Почему же он не сказал всей правды, за что убил он опричника?
- Выполнил ли Иван Васильевич свое обещание, данное перед боем, о награде?
- Как понять поведение Ивана Грозного по окончании боя?
(Правила боя исключали какое- либо вмешательство в ход поединка. Но царь «награждает» победителя царской милостью: « Я топор велю наточить…» Здесь мы видим , как и в I части сочетание жестокости и душевной доброты.)
7. Выразительное чтение прощания Калашникова с братьями.
-Почему он говорит братьям:
«Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную…»?
(Он понимает, что нарушил заповедь Бога не убивать, не мстить. И в этом его трагедия)
-Какова народная оценка поступка купца? (Учащиеся зачитывают словами текста)
-На чьей стороне вы в споре на Москве- реке?
8. Обратимся к иллюстрациям учащихся.
-Расскажите о своем выборе.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: составить викторину или кроссворд по поэме