kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: «Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  предназначен для закрепления изученного по поэме "Мцыри" и построен в нетрадиционной форме – путешествия с использованием мульмимедийной презентации.  Структура урока включает  в себя такие  этапы как «Горное препятствие», «Литературная тропинка»,  «Литературный поединок».  Физминутка  проводится  в соответствии с тематикой урока:  учащиеся  играют   в игру «Горная тропа». Музыкальным сопровождением служит   «Песня о друге» В. Высоцкого. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)»»

Дата:

Класс: 8 «Б»

Предмет: русская литература

Тема: Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

Учебно-воспитательные цели:

Образовательная: содействовать формированию умений и навыков анализа поэмы «Мцыри», определения темы, идеи произведения;

Развивающая: способствовать развитию памяти, логического мышления учащихся.

Воспитательная: продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: нетрадиционный (урок-путешествие)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, поисковый, словесный

Оборудование, наглядные пособия: доска, учебник, ИД, карточки, тесты

Форма организации учебных занятий, применяемые на уроке:

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию. Притча.

Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.

Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал: 
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

Король рассмеялся: 
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу. 
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.

Помолчав, король ответил: 
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку. 

3. Запись темы. Цели урока-путешествия.

-знание понятий «поэма», «романтизм», биографических сведений о М.Ю. Лермонтове, развитие умений анализировать стихотворные произведения.

Ребята! Работать вы будете в группах (2).

4. Путь на Кавказ. Знакомство с М.Ю. Лермонтовым. (Просмотр видео).

5. «Горное препятствие».

1.Что такое поэма?

Поэма-крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом.

2.Что такое романтизм?

Романтизм — литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века. Русский романтизм – это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием.

3.Мцыри – это?

Мцыри – это отшельник, монах.

6. «Литературная тропинка».

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага ____________он, и вой (почуял)

Протяжный,_________ как стон (жалобный)

Раздался вдруг... и начал он

__________ лапой рыть песок, (сердито)

Встал на ______, потом прилег, (дыбы)

И первый _______скачок ( бешеный)

Мне страшной смертью _______... (грозил)

7. «Литературный поединок».

Дискуссия : Свобода Мцыри. Свобода монахов.

8. Физминутка.

9. Синквейн «Мцыри».

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

10. «Тестовый спуск».

1.  Определите жанр произведения.

   А) баллада                     В) поэма-исповедь С) элегия                         Д) притча

2. Что можно назвать символом свободы в поэме?

   А) степь            В) барса С) Кавказ                                  Д) девушку-грузинку

 3.  Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

   А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

   В) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

   С) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

   Д) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

 4.  Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

   А) анапест                          В) амфибрахий С) дактиль                           Д) ямб

 5.  Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

А) побег из монастыря     В) бой с барсом С) встреча с грузинкой       Д) гибель Мцыри

1.В. 2. С. 3.Д. 4. Д. 5.В.


11.Итоги.

Тема и идея поэмы. Почему гибнет Мцыри?



12.Домашнее задание – выучить отрывок из поэмы, написать эссе «Свобода – это…».

12.Подведение итогов. Выставление оценок. Комментирование. Рефлексия.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Рау Наталья Васильевна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285924


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства