Конспект урока на тему: «Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)»
Конспект урока на тему: «Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)»
Урок предназначен для закрепления изученного по поэме "Мцыри" и построен в нетрадиционной форме – путешествия с использованием мульмимедийной презентации. Структура урока включает в себя такие этапы как «Горное препятствие», «Литературная тропинка», «Литературный поединок». Физминутка проводится в соответствии с тематикой урока: учащиеся играют в игру «Горная тропа». Музыкальным сопровождением служит «Песня о друге» В. Высоцкого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)»»
Дата:
Класс: 8 «Б»
Предмет: русская литература
Тема: Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Учебно-воспитательные цели:
Образовательная: содействовать формированию умений и навыков анализа поэмы «Мцыри», определения темы, идеи произведения;
Развивающая: способствовать развитию памяти, логического мышленияучащихся.
Воспитательная: продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: нетрадиционный (урок-путешествие)
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, поисковый, словесный
Форма организации учебных занятий, применяемые на уроке:
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию. Притча.
Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.
Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал: - Мне стало любопытно: что там, за той дверью?
Король рассмеялся: - Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу. - А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.
Помолчав, король ответил: - Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку.
3. Запись темы. Цели урока-путешествия.
-знание понятий «поэма», «романтизм», биографических сведений о М.Ю. Лермонтове, развитие умений анализировать стихотворные произведения.
Ребята! Работать вы будете в группах (2).
4. Путь на Кавказ. Знакомство с М.Ю. Лермонтовым. (Просмотр видео).
5. «Горное препятствие».
1.Что такое поэма?
Поэма-крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом.
2.Что такое романтизм?
Романтизм — литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века. Русский романтизм – это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием.
3.Мцыри – это?
Мцыри – это отшельник, монах.
6. «Литературная тропинка».
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага ____________он, и вой (почуял)
Протяжный,_________ как стон (жалобный)
Раздался вдруг... и начал он
__________ лапой рыть песок, (сердито)
Встал на ______, потом прилег, (дыбы)
И первый _______скачок ( бешеный)
Мне страшной смертью _______... (грозил)
7. «Литературный поединок».
Дискуссия : Свобода Мцыри. Свобода монахов.
8. Физминутка.
9. Синквейн «Мцыри».
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
10. «Тестовый спуск».
1. Определите жанр произведения.
А) баллада В) поэма-исповедь С) элегия Д) притча
2. Что можно назвать символом свободы в поэме?
А) степь В) барса С) Кавказ Д) девушку-грузинку
3. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?
А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
В) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу
С) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
Д) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
4. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.
А) анапест В) амфибрахий С) дактиль Д) ямб
5. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?
А) побег из монастыря В) бой с барсом С) встреча с грузинкой Д) гибель Мцыри