Тема: М. Алимбаев «Кто, если не ты?»
Цели урока:
• образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения, учить работать с текстом произведения;
• развивающие: учить учащихся мыслить, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
• воспитывающие: содействовать становлению духовного мира учащихся, осознанию учащимися нравственных ценностей, бережного отношения к живой природе.
Оборудование: мультимедиа система, учебник, карточки для организации работы в парах, карточки для работы в группах, плакат с изображением планеты Земля.
Учебник: В.К.Павленко, А.Н. Саржанова Литературное чтение 2 класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Ход урока
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуйте ребята! ( Здравствуйте учитель! )
Дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
2.Постановка цели урока.
- А начнем мы урок со стихотворения Ю. Миркулова. Прочитайте его. Слайд 1.
Берегите, ребята, ………,
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду.
Ведь ………. – надежный наш друг.
- Как вы думаете, какое слово пропущено? ( Природа) Слайд 1.1
- К чему призывает нас автор этого стихотворения?
- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?
(На столах у вас лежат цветы из четырех лепестков. Подпишите в середке свое имя. )
3. Изучение новой темы.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением казахского поэта Музафара Алимбаева, которое называется «Кто,если не ты» . Слайд 2.
Музафар Алимбаев – казахский поэт, переводчик, детский писатель. Родился в 1923 году в селе Маралды Павлодарской области. Имя Музафар в переводе с арабского языка означает « победитель». Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Два старших брата и отец рано выучили Музафара грамоте, в пять лет он уже хорошо читал. В первом классе он не учился, его сразу зачислили во второй, так как к тому времени он уже усвоил школьные предметы для первого класса. Написал много стихотворений для детей. На уроках литературного чтения мы еще не раз встретимся с произведениями этого автора. Слайд 3
1) Первичное чтение текста стихотворения М. Алимбаева «Кто, если не ты?» учителем.
- Понравилось ли вам это стихотворение?
2) Словарная работа.
-Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам непонятны.
( Ответы учащихся)
Работа в паре. Поработайте в паре и соедините стрелочкой слово с его значением.
Карточка.1. Соедините стрелочкой слово с его значением.
Обороняться бить, ударять ногой или задними ногами
Корчиться защищаться, отражая нападение противника
Попрекнуть изгибаться в корчах, судорогах
Лягаться выражать неудовольствие, неодобрение
( Ответы учащихся - 1 – 2 человека)
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Слайд 4.
- Если вы все сделали правильно, закрасьте один лепесток вашего цветка красным карандашом, если есть ошибки – желтым, если все неправильно – оставьте лепесток белым.
3. Проверка первичного восприятия произведения.
- О каких животных говорится в стихотворении?
- От кого приходится оборонятся дереву? Почему?
- О чем попросил бы тюльпан, если бы умел говорить?
- Почему мышка может поранить ногу?
- Почему чиж может не дожить до весны?
- Кто и как ему может помочь?
- Объясните, почему так названо стихотворение?
- С какой целью поэт рассказал о природе, о животных, которые не могут обратиться к врачу ?
- Чему учит стихотворение? К чему призывает автор?
4. а)Чтение стихотворения учащимися « про себя».
б).По команде учителя чтение вслух.
5) Выборочное выразительное чтение стихотворения.
6.Чтение стихотворения в паре. Взаимооценивание.
( Если прочитал на оценку «5» – раскрась еще один лепесток красным карандашом, если на оценку «4» – желтым, если на оценку «3 «– оставьте белым.)
3) Работа в парах. Задание 2.Разделите стихотворение на логические части.
-Как их можно назвать ?
( Учащиеся зачитывают части стихотворения, озаглавливают каждую часть, опираясь на текст стихотворения. Ответы учащихся сопровождаются показом соответствующих слайдов)
Бедная косуля. Слайд 5.
Дерево. Слайд 6.
Красный тюльпан. Слайд 7
Мышка. Слайд 8.
Быстрокрылый чиж. Слайд 9.
Слайд 10. ( Показаны все герои стихотворения)
- Как вы думаете, кто из них занесен в Красную книгу Казахстана? ( Ответы учащихся)
- В Красную книгу Казахстана внесен тюльпан, как исчезающий, редкий вид. Эти красивые цветы встречаются и в нашей Восточно – Казахстанской области. Слайд 11
( Если вы разделили текст правильно, закрасьте еще один лепесток – красным карандашом, если есть ошибки – желтым, если все неправильно – белым)
Физминутка
В норку прячется енот
закрывает глаз и рот.
Он пугается мальчонки
и глядит во все сторонки,
осмотревшись вверх и вниз,
убежал он на карниз.
Посмотрев на все вокруг
он увидел – рядом друг!
Задание 3. Работа в группах.
- А теперь представим, что герои нашего стихотворения заговорили. Как вы думаете, о чем бы они попросили человека.
Группа 1. – от имени косули
Группа 2. – от имени дерева
Группа 3. – от имени тюльпана
Группа 4 – от имени мышки
Группа 5 – от имени чижа.
(Заслушивание ответов каждой группы)
4.Рефлексия.
- Что человек представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев? Всё это дарит людям Мать-Природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от нас бережного, доброго к себе отношения.
Задание 4. Работа в группах.
- Обсудите в группах и напишите на ладошках, что вы в своем возрасте можете сделать для того, чтобы сохранять природу ?
( Презентация работы каждой группы. Ответы учащихся прикрепляются к изображению планеты Земля, которую держит человеческая рука)
- Закончить наш урок я хотела бы стихотворением, которое мы расскажем вместе.
( Учащиеся повторяют каждую строчку стихотворения за учителем).
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля!
- Давайте вести себя так, чтобы наши руки сохранили планету Земля цветущей.
(Учащиеся прикрепляют цветы, которые они разукрашивали на каждом этапе урока, на планету Земля. Учитель оценивает работу учащихся в зависимости от того, как разукрашен цветок. )
5. Домашнее задание: выучить стихотворение «Кто, если не ты?» наизусть