Атыгаева Жанна Балгожиновна - творческий, методически грамотный педагог, владеющий современными педагогическими технологиями, знающий олигофренопедагогику и психологию детей с особыми образовательными потребностями. В своей работе придерживается основных коррекционных методов и принципов обучения, принятых в олигофренопедагогике. В процессе работы в постоянном поиске новых, наиболее эффективных методов и приёмов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса. Главной задачей, считает учитель – формирование общей культуры личности, а также необходимых умений и навыков, развитие познавательной активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
II. Создание проблемной ситуации
- Ребята, а почему мы начали урок с чтения басни?
Какова мораль басни?
- Мораль в том, что нельзя товарища оставлять в беде.
- Потому что в произведении «Кавказский пленник» автор поднимает эту же проблему.
III.Вступление к изучению новой темы.
Слайд 3.
Эпиграф урока:
Сам погибай, а товарища выручай.
А. Суворов
Слайд 4.
IV . Опрос д/з.
1. Что заставило Жилина выправить отпуск?
2.Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?
3. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.
6. Как вел себя в пену Костылин?
7. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?
8. Почему старый татарин хотел убить русских?
9. Как татары отнеслись к Жилину? Чем он завоевал их доверие?
- Наша задача - дочитать повесть, поэтому продолжаем знакомиться с содержанием 4 главы рассказа.
Слайд 12
а) Чтение учителем 4 главы рассказа (следим за чтением учителя водя по строке пальцем).
Слайд 13-14
б) Словарная работа:
подпилок-напильник
лощина-низко расположенная долина
маячит- виднеется
ущерб месяца- луна уменьшается.
в) Чтение по абзацам.
Слайд 15
г) Вопросы по содержанию 4 главы.
— Сколько времени пробыл Жилин в плену?
- Кто еще с ним рядом был?
- Готовился ли Жилин к побегу?
- Почему Жилин предложил Костылину бежать вместе с ним?
- Помогал ли Костылин Жилину в подготовке к побегу? — Пытался ли Костылин бежать из плена?
Слайд 16
Чтение 4 главы и составление плана по содержанию.
VI. Физминутка.
Слова, которые характеризуют Жилина - сидим.
Любит животных, смелый, мужественный, решительный, наблюдательный, предусмотрительный, осторожный и умный, борется за жизнь и сохраняет человеческое достоинство
Слова, которые относятся к Костылину- встаем , берем костыль в руки.
нерешительный, слабый духом и телом, эгоист, трус, предатель.
Слайд 17-19
VII. Выборочное чтение.
VIII. Работа в группах. Карточки «Узнайте героя» В карточках - словесный портрет или характеристика героя. Ознакомившись, должны сказать (друг другу) , о ком идёт речь.
«Это большой человек! Он первый джигит был, много русских побил, богатый был. У него было 3 жены и 8 сыновей. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и 7 сыновей убили. Один сын остался и предался русским. Он поехал и сам предался русским. Пожил у них 3 месяца, нашёл там своего сына, сам убил его и бежал».
(старик-татарин). «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» (Костылин) «Офицер, барин, невелик ростом, а удал был».
(Жилин) «Тоненькая, худенькая, лет 13 и лицом на чёрного похожа. Глаза чёрные и лицом красивая» (Дина.)
«... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин).
IX. Что общего у героев?
Жилин и Костылин – дворяне, офицеры русской армии, служат на Кавказе, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен.
X. Самостоятельная работа
Обратите внимание на нашу доску.
На доске перечислены различные качества. Вам предлагается распределить их в два столбика:
-в первый столбик – качества, которые присущи Жилину,
-во второй столбик – качества, которые присущи Костылину.
XI. Обобщение.
Почему называется "Кавказский пленник", а не "Кавказские пленники"?
Почему в единственном числе, ведь пленников было два? (Так автор подчёркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему больше нравится только один герой - Жилин)
Прочитайте пословицы. Какие из них можно отнести Жилину, какие - Костылину?
Слайд 20
Не бросай друга в несчастье.
Велик телом, да мал делом.
Где смелость, там и победа.
Трус и в жизни мёртв.
Слайд 21
Обобщение.
- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?
Ответ: Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
Назовите злых людей в этом рассказе.
Что можете сказать
О зле и доброте?
Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких же как она ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.
Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других.
Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.
Слайд 22
Как необходимо относиться к людям другой национальности?
Что мешает людям жить в мире и дружбе?
Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?
Возможна ли дружба людей разных национальностей?
Какова основная идея рассказа?
Воспитательный момент: Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.
XII. Д.з..
1 уровень - пересказ 4 главы по плану.
2 уровень - выборочное чтение, отвечать на вопросы после текста.