kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит выявить особенности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки «Чего на свете не бывает?»; позволит определить художественную идею сказки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»"»

5 класс

Тема. Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

Цель:

  • выявить особенности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки «Чего на свете не бывает?»; определить художественную идею сказки;

  • формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу; чувства социальной справедливости.

Оборудование: выставка рисунков.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.


2.Анализ содержания сказки.

- Какое впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?

- В чём смысл сказки «Чего на свете не бывает»? К какому виду сказок она относится?

- О чём рассказывают бытовые сказки?

Слово учителя.

Быт – общеславянское слово, образованное от глагола быти. Старое значение – «имущество»; современное употребление отмечается с XIX в. – в значении «уклад повседневной жизни».

В повседневной жизни человек сталкивается с несправедливостью. Бытовая сказка как явление художественного творчества характеризуется тем, что показывает жизненные несообразности, несоответствие поведения людей нормам здравого смысла.

К типичным бытовым сказкам относятся истории о господах и слугах, об одураченном барине, о богатом хозяине, нанявшем работника, о барыне, обманутой хитрым крестьянином.

- Что мы узнаём о барине и мужике из сказки «Чего на свете не бывает»?

3. Выразительное чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый – пребогатый…» до слов «Скажи, чего на свете не бывает?».


4. Обращение к выставке рисунков.

- Составьте ряд слов, соотнесённых в вашем представлении с образами барина и мужика. (Барин – грубый…мужик – лукавый…)


5. Исследовательская работа с текстом. Составление сопоставительной таблицы.

Мужик

Барин

Кажись, взаправду всё на свете бывает. Дай сроку до завтра – может, и вздумаю.

Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!

Нынче люди до всего дошли: и на чёрте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях – так сплошь и рядом. Ступай с Богом до завтра. Придумаешь – ответ принеси.

Всё, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.

Ну, - говорит, - это бывает; по неметчине и всё так. Поди подумай последний раз. Скажешь – бери деньги, а то не прогневайся.

Наскажу, - думает, - ему всякой всячины; может, что т небывальщины будет.

Ну, что хорошенького скажешь?

Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей вразнопряжку.

Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился.

Как же ты, мужичок, не убился?


Врёшь, мужик-дурак! – закричал барин. – Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился! Бери деньги да не мели околесицы!


- Выпишите слова, характерные для речи мужика. Что вы можете сказать о характере героя? (1 вариант).

- Выпишите слова, характерные для речи барина. Что вы можете сказать о герое? (2 вариант).


III. Закрепление изученного.

1.Речевые характеристики героев.

Всего красочнее представлена в сказке разговорная речь, пронизанная иронией, насмешкой.

Языковые характеристики персонажей даны с выделением наиболее характерных, специфических свойств и характеров. Барин в сказке груб и властен. Его обращение к мужику исполнено презрения. Мужик умён, находчив, терпелив.


2. Беседа.

- Почему барин решил подшутить над мужиком?

- Как мужик воспринял приказ барина?


3. Выразительное чтение эпизода от слов «Мужик до петухов не спал…» до слов «Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!»

- Каким был первый ответ?


4.Выразительное чтение по ролям фрагмента от слов «На другой день пришёл он к барину…» до слов «Ну да скажу ещё что-нибудь».

- Почему барин не принял ответ мужика?

- Почему мужик поверил барину?

- Каков второй ответ мужика?

- Барин хорошо знал церковные законы. Почему он продолжает утверждать, что «по неметчине и все так»?

- Почему мужику удалось перехитрить барина?


5. Выразительное чтение эпизода от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки.


6. Слово учителя.

При всей невероятности событий, главной чертой жанра бытовой сказки является раскрытие жизненных ситуаций с помощью возвышающего или снижающего реальность условного поэтического вымысла. Формы его складывались в тесной связи с обширным кругом мировоззренческих и бытовых понятий и представлений как в древнее, так и в позднее историческое время.

Сказки высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и обыденное, жизненное явление, когда паразитирующий барин пользуется всеми жизненными благами, и породило богатую выдумку.

Сказок о барине и мужике немало: «Барин и гусак», «Барин и мужик», «Барин и плотник» и т.д.


7. Художественный пересказ учащимися русских народных сказок «Барин и мужик», «Барин и собака»


IV. Подведение итогов урока.

- Чего больше в бытовых сказках – правды или вымысла?

Своё содержание сказки вынесли из жизни, которой жили их творцы. Отразив повторяющиеся из века в век жизненные ситуации, сказки выработали устойчивые примеры поэтики.

Они обнажали все лицемерные покровы благопристойного на первый взгляд житья-бытья, нормы обывательского существования. В этих сказках открыт простор для мысли о торжестве истинных, человеческих ценностей над временными, ложными порядками в быту, людских отношениях.


V. Домашнее задание.

1.Прочитать сказку «Падчерица», с.48-53, часть 1.

2.Нарисовать героев сказки, устно прокомментировать свой рисунок.

3.Инд.задание: выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Малахова Юлия Владимировна

Дата: 24.08.2016

Номер свидетельства: 340586


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства