Конспект урока литературы "Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»"
Конспект урока литературы "Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»"
Урок позволит выявить особенности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки «Чего на свете не бывает?»; позволит определить художественную идею сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»"»
5 класс
Тема. Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»
Цель:
выявить особенности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки «Чего на свете не бывает?»; определить художественную идею сказки;
формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу; чувства социальной справедливости.
Оборудование: выставка рисунков.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2.Анализ содержания сказки.
- Какое впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?
- В чём смысл сказки «Чего на свете не бывает»? К какому виду сказок она относится?
- О чём рассказывают бытовые сказки?
Слово учителя.
Быт – общеславянское слово, образованное от глагола быти. Старое значение – «имущество»; современное употребление отмечается с XIX в. – в значении «уклад повседневной жизни».
В повседневной жизни человек сталкивается с несправедливостью. Бытовая сказка как явление художественного творчества характеризуется тем, что показывает жизненные несообразности, несоответствие поведения людей нормам здравого смысла.
К типичным бытовым сказкам относятся истории о господах и слугах, об одураченном барине, о богатом хозяине, нанявшем работника, о барыне, обманутой хитрым крестьянином.
- Что мы узнаём о барине и мужике из сказки «Чего на свете не бывает»?
3. Выразительное чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый – пребогатый…» до слов «Скажи, чего на свете не бывает?».
4. Обращение к выставке рисунков.
- Составьте ряд слов, соотнесённых в вашем представлении с образами барина и мужика. (Барин – грубый…мужик – лукавый…)
5. Исследовательская работа с текстом. Составление сопоставительной таблицы.
Мужик
Барин
Кажись, взаправду всё на свете бывает. Дайсроку до завтра – может, и вздумаю.
Может, это и бывает, только я не знаю. Ну даладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!
Нынче люди до всего дошли: и на чёрте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволокелапти послать можно. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях – так сплошь ирядом. Ступай с Богом до завтра. Придумаешь – ответ принеси.
Всё, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.
Ну, - говорит, - это бывает; по неметчине и всётак. Поди подумай последний раз. Скажешь – бери деньги, а то не прогневайся.
Наскажу, - думает, - ему всякой всячины; может, что т небывальщины будет.
Ну, что хорошенького скажешь?
Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей вразнопряжку.
Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился.
Как же ты, мужичок, не убился?
Врёшь, мужик-дурак! – закричал барин. – Того на свете не бывает, чтобы барин у холопанянчился! Бери деньги да не мели околесицы!
- Выпишите слова, характерные для речи мужика. Что вы можете сказать о характере героя? (1 вариант).
- Выпишите слова, характерные для речи барина. Что вы можете сказать о герое? (2 вариант).
III. Закрепление изученного.
1.Речевые характеристики героев.
Всего красочнее представлена в сказке разговорная речь, пронизанная иронией, насмешкой.
Языковые характеристики персонажей даны с выделением наиболее характерных, специфических свойств и характеров. Барин в сказке груб и властен. Его обращение к мужику исполнено презрения. Мужик умён, находчив, терпелив.
2. Беседа.
- Почему барин решил подшутить над мужиком?
- Как мужик воспринял приказ барина?
3. Выразительное чтение эпизода от слов «Мужик до петухов не спал…» до слов «Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!»
- Каким был первый ответ?
4.Выразительное чтение по ролям фрагмента от слов «На другой день пришёл он к барину…» до слов «Ну да скажу ещё что-нибудь».
- Почему барин не принял ответ мужика?
- Почему мужик поверил барину?
- Каков второй ответ мужика?
- Барин хорошо знал церковные законы. Почему он продолжает утверждать, что «по неметчине и все так»?
- Почему мужику удалось перехитрить барина?
5. Выразительное чтение эпизода от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки.
6. Слово учителя.
При всей невероятности событий, главной чертой жанра бытовой сказки является раскрытие жизненных ситуаций с помощью возвышающего или снижающего реальность условного поэтического вымысла. Формы его складывались в тесной связи с обширным кругом мировоззренческих и бытовых понятий и представлений как в древнее, так и в позднее историческое время.
Сказки высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и обыденное, жизненное явление, когда паразитирующий барин пользуется всеми жизненными благами, и породило богатую выдумку.
Сказок о барине и мужике немало: «Барин и гусак», «Барин и мужик», «Барин и плотник» и т.д.
7. Художественный пересказ учащимися русских народных сказок «Барин и мужик», «Барин и собака»
IV. Подведение итогов урока.
- Чего больше в бытовых сказках – правды или вымысла?
Своё содержание сказки вынесли из жизни, которой жили их творцы. Отразив повторяющиеся из века в век жизненные ситуации, сказки выработали устойчивые примеры поэтики.
Они обнажали все лицемерные покровы благопристойного на первый взгляд житья-бытья, нормы обывательского существования. В этих сказках открыт простор для мысли о торжестве истинных, человеческих ценностей над временными, ложными порядками в быту, людских отношениях.
V. Домашнее задание.
1.Прочитать сказку «Падчерица», с.48-53, часть 1.
2.Нарисовать героев сказки, устно прокомментировать свой рисунок.
3.Инд.задание: выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».