kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения «Сказка о храбром Зайце, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит детей с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения «Сказка о храбром Зайце, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»»

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе.

Д.Н. Мамин-Сибиряк.

«Сказка о храбром Зайце, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Задачи урока:

• активизировать вдумчивое чтение, формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;

• развивать умение анализировать текст, понимать и сравнивать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным;

• воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассника, умение работать дружно.

Урок направлен на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):

• Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

• Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

• Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

основам смыслового восприятия художественных текстов;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

• Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: учебник, текст народной сказки, портрет автора, выставка произведений автора, иллюстрации детей, мультимедиа-презентация к уроку, текст пословицы, маски героев народной сказки-вороны и зайца.









Ход урока



Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Мобилизующее начало.


Подготовить к эмоциональному восприятию содержания урока.

Нас звонок собрал всех в класс,

Урок чтения у нас.

Будем думать, рассуждать.

Нам пора урок начать.

Ученики встали у парт, успокоились, поприветствовали учителя и друг друга, сели за парты.



  1. Подготовка к восприятию, вводная беседа.

Знакомство с творчеством писателя

Познакомить с автором, дать новые сведения.

Формирование интереса к учебному материалу.




























Сообщение о жизни и творчестве Мамина-Сибиряка

У: Сегодня в гостях Д. Н. Мамин -Сибиряк, замечательный русский писатель, который жил более 100 лет назад в далеком Зауралье. Рос в семье потомственного священнослужителя, но стать им не захотел. Образование не получил в связи с тем, что в семье не было денег, но всю свою жизнь занимался самообразованием.К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано - любил детей.За 30 лет творческой деятельности написал более полутораста рассказов, очерков, повестей, сказок для детей. Сегодня будем говорить о сказках, написанных автором. В них, как и полагается в сказках, звери и птицы ведут себя совсем как люди.Д. Н. Мамин-Сибиряк один воспитывал свою тяжелобольную дочь Аленушку. Девочка часто и тяжело болела, не могла заснуть, и отец сочинял и рассказывал ей удивительные сказки. Когда дочке шел 5-й год, в свет вышла книжка "Аленушкины сказки". Более ста лет прошло, а мы читаем его произведения.И сегодня будем говорить об одном из них, которое вошло в сборник "Аленушкины сказки"

Дети мотивируются на восприятие нового литературного произведения.

Знакомство с творчеством писателя.

Слайд 1.


Принимать позиции слушателя и читателя.

Откройте учебник и послушайте присказку в исполнении Егора. (читает)

Присказку выразительно читает ученик.

- Эта присказка, а вот сказка далее пойдёт.

Работа по учебнику:

- Прочитайте самостоятельно название сказки.

- Как же называется эта сказка? («Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

- О ком пойдет речь в сказке? (Из названия сказки ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

- О каком зайце? (о храбром Зайце – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

Учащиеся приходят к выводу, что заголовок может противоречить известной характеристике зайца.

Ученики ощущают, что им передалось шуточное настроение автора.



  1. Словарная работа.


Словарная работа:

В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним.

Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо

Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком

- Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? ( не смог говорить)

Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать.

Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью

Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

Гонится по пятам – бежит след в след.

Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)

Учащиеся читают выражения на слайде, объясняют значения.


Слайд 2.

  1. Первичное восприятие.


Принимать позиции слушателя и читателя.


Понравилась ли вам сказка? ( Сказка понравилась)

- Чем? (веселая, интересная, смешная ситуация)

- Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают).

- Назовите главных героев. (заяц, молодые и старые зайцы, волк).

- Кто вам понравился больше всего?

- Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым)

- Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова)

- Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается)

- Какой момент сказки для вас самый интересный?

- А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало).

- Чем закончилась сказка?

- Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел).

Учащиеся слушают чтение ученика и учителя и следят по учебнику.


  1. Физминутка.





  1. Совершенствование техники чтения.


Скажите, ребята, как нужно читать сказку, чтобы было интересно слушать? (четко, правильно, выразительно).

- Что для этого необходимо? (тренироваться)

- Возьмите карточки:

1 столбик слов прочитаем хором сначала по слогам, затем слитно:

Со-бра-лись

Хи-хик-ну-ли

За-сме-я-лись

У-лыб-ну-лись

По-бы-вав-шие

От-ве-дав-шие

Ку-выр-кать-ся

Пе-ре-го-нять

- 2 столбик слов прочитаем по цепочке:

Рас-храб-рив-ший-ся

Про-го-ло-дал-ся

Ра-зыг-рав-шим-ся

Не-о-бык-но-вен-ная

Бес-страш-ный

При-о-бод-рил-ся

- В 3 столбике слова, которые различаются на письме и при чтении. Будьте внимательны, сочетание – ТЬСЯ читается как ЦА, сочетание – ОГО читается как - ОВО.

- Прочитайте самостоятельно каждый. Кто прочитает вслух? (читают)

Бо-ять-ся

Ку-выр-кать-ся

Под-кра-ды-вать-ся

Сме-ют-ся

Ве-се-лять-ся

Го-нит-ся

Никого

Ничего


Карточки для отработки техники чтения.

  1. Чтение сказки учащимися.


Принимать позиции слушателя и читателя.


А сейчас приготовьтесь читать сказку. ---- Начинаем читать цепочкой по абзацам ( с. 183)

- Продолжим жужжащим чтением на с. 184.

- Молодцы. Далее шепотное чтение на с. 185.

- Дочитайте сказку до слов …завалился в ямку.

- Последний абзац мы прочитаем по ролям .


Учащиеся слушают чтение учеников и следят по учебнику.




  1. Физминутка для глаз.





  1. Работа по иллюстрациям (выборочное чтение).

Выполнять логические действия сопоставления иллюстраций и содержания.


- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 184. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Начали кувыркаться…а все смеются)

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 185. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Заяц-Хвастун подпрыгнул…из собственной кожи)

- Так каким был заяц в сказке? Какие пословицы о трусости и хвастовстве знаете?

Кому что думается, тот того и боится.

Всякий трус о храбрости толкует.

Трусливому зайке и пенек волк.

У страха глаза велики.

Трусливый и таракана принимает за великана.

Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.

-Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

Учащиеся высказывают свои мнения и доказывают свою точку зрения.



  1. Пересказ по опорным словам.


Выделять события, видеть их последовательность в произведении.

Проявлять интерес к общению и групповой работе.

Кто сможет пересказать всю сказку? (учащийся пересказывает)

1) Родился зайчик в лесу…

2) Собрались старые зайцы…

3) Это уж выходило забавно. Хихикнули…

4- Да что тут долго говорить! – кричал…

5) Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут…

6) Дальше случилась совсем необыкновенная вещь…

7) Долго бежал несчастный зайчик….

8) Долго не могли прийти в себя остальные зайцы…..

9) -Да где же он, наш бесстрашный заяц? Начали искать…

10) Храбрый заяц сразу приободрился…


Учащиеся пересказывают сказку с опорой на предложения.



  1. Обобщение.

Принимать участие в обсуждении прочитанного; высказывать и обосновывать свою точку зрения

- С какой сказкой познакомились?

- Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор)

- Кто автор этой сказки?

- Как автор характеризует зайца? Какой он? (для зайцев он храбрый, а на самом деле он трусливый)

- Чему учит сказка? (не надо хвастаться, а то в следующий раз можно и попасть волку в пасть).

-Правильно, ребята.




  1. Рефлексия

Формировать умение осуществлять самоанализ.

Посмотрите на схему на доске. Постарайтесь продолжить предложения.

- Вам понравилось на уроке? Покажите на листочках свое настроение. (Веер настроений).

Дети заканчивают рефлексивные высказывания:

Я узнал….……………

Я запомнил ………

Я научился ………

Дети поднимают карточки с соответствующим цветом.



  1. Итог урока.

Поощрение активности на уроке

Выставление оценок за урок, анализ работы самых активных учащихся.


Запись домашнего задания:

чтение сказки по ролям для инсценировки





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Олейникова Ольга Николаевна

Дата: 11.07.2016

Номер свидетельства: 337265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»,3 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "d_n_mamin_sibiriak_skazka_pro_khrabrogo_zaitsa_dlinnye_ushi_kosye_glaza_korotkii"
    ["file_id"] => string(6) "508561"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1556399284"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства