Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения «Сказка о храбром Зайце, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»»
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе.
Д.Н. Мамин-Сибиряк.
«Сказка о храбром Зайце, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Задачи урока:
• активизировать вдумчивое чтение, формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
• развивать умение анализировать текст, понимать и сравнивать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным;
• воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассника, умение работать дружно.
Урок направлен на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):
• Личностные УУД:
учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
• Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
• Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового восприятия художественных текстов;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
• Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: учебник, текст народной сказки, портрет автора, выставка произведений автора, иллюстрации детей, мультимедиа-презентация к уроку, текст пословицы, маски героев народной сказки-вороны и зайца.
Ход урока
Этап
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Мобилизующее начало.
Подготовить к эмоциональному восприятию содержания урока.
Нас звонок собрал всех в класс,
Урок чтения у нас.
Будем думать, рассуждать.
Нам пора урок начать.
Ученики встали у парт, успокоились, поприветствовали учителя и друг друга, сели за парты.
Подготовка к восприятию, вводная беседа.
Знакомство с творчеством писателя
Познакомить с автором, дать новые сведения.
Формирование интереса к учебному материалу.
Сообщение о жизни и творчестве Мамина-Сибиряка
У: Сегодня в гостях Д. Н. Мамин -Сибиряк, замечательный русский писатель, который жил более 100 лет назад в далеком Зауралье. Рос в семье потомственного священнослужителя, но стать им не захотел. Образование не получил в связи с тем, что в семье не было денег, но всю свою жизнь занимался самообразованием.К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано - любил детей.За 30 лет творческой деятельности написал более полутораста рассказов, очерков, повестей, сказок для детей. Сегодня будем говорить о сказках, написанных автором. В них, как и полагается в сказках, звери и птицы ведут себя совсем как люди.Д. Н. Мамин-Сибиряк один воспитывал свою тяжелобольную дочь Аленушку. Девочка часто и тяжело болела, не могла заснуть, и отец сочинял и рассказывал ей удивительные сказки. Когда дочке шел 5-й год, в свет вышла книжка "Аленушкины сказки". Более ста лет прошло, а мы читаем его произведения.И сегодня будем говорить об одном из них, которое вошло в сборник "Аленушкины сказки"
Дети мотивируются на восприятие нового литературного произведения.
Знакомство с творчеством писателя.
Слайд 1.
Принимать позиции слушателя и читателя.
Откройте учебник и послушайте присказку в исполнении Егора. (читает)
Присказку выразительно читает ученик.
- Эта присказка, а вот сказка далее пойдёт.
Работа по учебнику:
- Прочитайте самостоятельно название сказки.
- Как же называется эта сказка? («Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)
- О ком пойдет речь в сказке? (Из названия сказки ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)
- О каком зайце? (о храбром Зайце – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)
Учащиеся приходят к выводу, что заголовок может противоречить известной характеристике зайца.
Ученики ощущают, что им передалось шуточное настроение автора.
Словарная работа.
Словарная работа:
В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним.
Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо
Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком
- Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? ( не смог говорить)
Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать.
Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью
Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил.
Гонится по пятам – бежит след в след.
Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)
Учащиеся читают выражения на слайде, объясняют значения.
Слайд 2.
Первичное восприятие.
Принимать позиции слушателя и читателя.
Понравилась ли вам сказка? ( Сказка понравилась)
- Чем? (веселая, интересная, смешная ситуация)
- Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают).
- Назовите главных героев. (заяц, молодые и старые зайцы, волк).
- Кто вам понравился больше всего?
- Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым)
- Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова)
- Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается)
- Какой момент сказки для вас самый интересный?
- А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало).
- Чем закончилась сказка?
- Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел).
Учащиеся слушают чтение ученика и учителя и следят по учебнику.
Физминутка.
Совершенствование техники чтения.
Скажите, ребята, как нужно читать сказку, чтобы было интересно слушать? (четко, правильно, выразительно).
- Что для этого необходимо? (тренироваться)
- Возьмите карточки:
1 столбик слов прочитаем хором сначала по слогам, затем слитно:
Со-бра-лись
Хи-хик-ну-ли
За-сме-я-лись
У-лыб-ну-лись
По-бы-вав-шие
От-ве-дав-шие
Ку-выр-кать-ся
Пе-ре-го-нять
- 2 столбик слов прочитаем по цепочке:
Рас-храб-рив-ший-ся
Про-го-ло-дал-ся
Ра-зыг-рав-шим-ся
Не-о-бык-но-вен-ная
Бес-страш-ный
При-о-бод-рил-ся
- В 3 столбике слова, которые различаются на письме и при чтении. Будьте внимательны, сочетание – ТЬСЯ читается как ЦА, сочетание – ОГО читается как - ОВО.
- Прочитайте самостоятельно каждый. Кто прочитает вслух? (читают)
Бо-ять-ся
Ку-выр-кать-ся
Под-кра-ды-вать-ся
Сме-ют-ся
Ве-се-лять-ся
Го-нит-ся
Никого
Ничего
Карточки для отработки техники чтения.
Чтение сказки учащимися.
Принимать позиции слушателя и читателя.
А сейчас приготовьтесь читать сказку. ---- Начинаем читать цепочкой по абзацам ( с. 183)
- Продолжим жужжащим чтением на с. 184.
- Молодцы. Далее шепотное чтение на с. 185.
- Дочитайте сказку до слов …завалился в ямку.
- Последний абзац мы прочитаем по ролям .
Учащиеся слушают чтение учеников и следят по учебнику.
Физминутка для глаз.
Работа по иллюстрациям (выборочное чтение).
Выполнять логические действия сопоставления иллюстраций и содержания.
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 184. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Начали кувыркаться…а все смеются)
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 185. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Заяц-Хвастун подпрыгнул…из собственной кожи)
- Так каким был заяц в сказке? Какие пословицы о трусости и хвастовстве знаете?
Кому что думается, тот того и боится.
Всякий трус о храбрости толкует.
Трусливому зайке и пенек волк.
У страха глаза велики.
Трусливый и таракана принимает за великана.
Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.
-Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?
Учащиеся высказывают свои мнения и доказывают свою точку зрения.
Пересказ по опорным словам.
Выделять события, видеть их последовательность в произведении.
Проявлять интерес к общению и групповой работе.
Кто сможет пересказать всю сказку? (учащийся пересказывает)
1) Родился зайчик в лесу…
2) Собрались старые зайцы…
3) Это уж выходило забавно. Хихикнули…
4- Да что тут долго говорить! – кричал…
5) Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут…
6) Дальше случилась совсем необыкновенная вещь…
7) Долго бежал несчастный зайчик….
8) Долго не могли прийти в себя остальные зайцы…..
9) -Да где же он, наш бесстрашный заяц? Начали искать…
10) Храбрый заяц сразу приободрился…
Учащиеся пересказывают сказку с опорой на предложения.
Обобщение.
Принимать участие в обсуждении прочитанного; высказывать и обосновывать свою точку зрения
- С какой сказкой познакомились?
- Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор)
- Кто автор этой сказки?
- Как автор характеризует зайца? Какой он? (для зайцев он храбрый, а на самом деле он трусливый)
- Чему учит сказка? (не надо хвастаться, а то в следующий раз можно и попасть волку в пасть).
-Правильно, ребята.
Рефлексия
Формировать умение осуществлять самоанализ.
Посмотрите на схему на доске. Постарайтесь продолжить предложения.
- Вам понравилось на уроке? Покажите на листочках свое настроение. (Веер настроений).
Дети заканчивают рефлексивные высказывания:
Я узнал….……………
Я запомнил ………
Я научился ………
Дети поднимают карточки с соответствующим цветом.
Итог урока.
Поощрение активности на уроке
Выставление оценок за урок, анализ работы самых активных учащихся.