Конспект урока литературного чтения во 2-м классе.
Д.Н. Мамин-Сибиряк.
Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.
• активизировать вдумчивое чтение, формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
• развивать умение анализировать текст, понимать и сравнивать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным;
• воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассника, умение работать дружно.
Урок направлен на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):
учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: учебник, текст народной сказки, портрет автора, выставка произведений автора, иллюстрации детей, мультимедиа-презентация к уроку, текст пословицы, маски героев народной сказки-вороны и зайца.
Этап | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Мобилизующее начало. | Подготовить к эмоциональному восприятию содержания урока. | Нас звонок собрал всех в класс, Урок чтения у нас. Будем думать, рассуждать. Нам пора урок начать. | Ученики встали у парт, успокоились, поприветствовали учителя и друг друга, сели за парты. | |
Подготовка к восприятию, вводная беседа. Знакомство с творчеством писателя | Познакомить с автором, дать новые сведения. Формирование интереса к учебному материалу. | Сообщение о жизни и творчестве Мамина-Сибиряка У: Сегодня в гостях Д. Н. Мамин -Сибиряк, замечательный русский писатель, который жил более 100 лет назад в далеком Зауралье. Рос в семье потомственного священнослужителя, но стать им не захотел. Образование не получил в связи с тем, что в семье не было денег, но всю свою жизнь занимался самообразованием.К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано - любил детей.За 30 лет творческой деятельности написал более полутораста рассказов, очерков, повестей, сказок для детей. Сегодня будем говорить о сказках, написанных автором. В них, как и полагается в сказках, звери и птицы ведут себя совсем как люди.Д. Н. Мамин-Сибиряк один воспитывал свою тяжелобольную дочь Аленушку. Девочка часто и тяжело болела, не могла заснуть, и отец сочинял и рассказывал ей удивительные сказки. Когда дочке шел 5-й год, в свет вышла книжка "Аленушкины сказки". Более ста лет прошло, а мы читаем его произведения.И сегодня будем говорить об одном из них, которое вошло в сборник "Аленушкины сказки" | Дети мотивируются на восприятие нового литературного произведения. | Знакомство с творчеством писателя. Слайд 1. |
| Принимать позиции слушателя и читателя. | Откройте учебник и послушайте присказку в исполнении Егора. (читает) Присказку выразительно читает ученик. - Эта присказка, а вот сказка далее пойдёт. Работа по учебнику: - Прочитайте самостоятельно название сказки. - Как же называется эта сказка? («Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост») - О ком пойдет речь в сказке? (Из названия сказки ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.) - О каком зайце? (о храбром Зайце – длинные уши, косые глаза, короткий хвост») | Учащиеся приходят к выводу, что заголовок может противоречить известной характеристике зайца. Ученики ощущают, что им передалось шуточное настроение автора. | |
Словарная работа. | | Словарная работа: В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним. Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком - Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? ( не смог говорить) Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать. Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил. Гонится по пятам – бежит след в след. Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться) | Учащиеся читают выражения на слайде, объясняют значения. | Слайд 2. |
Первичное восприятие. | Принимать позиции слушателя и читателя. | Понравилась ли вам сказка? ( Сказка понравилась) - Чем? (веселая, интересная, смешная ситуация) - Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают). - Назовите главных героев. (заяц, молодые и старые зайцы, волк). - Кто вам понравился больше всего? - Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым) - Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова) - Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается) - Какой момент сказки для вас самый интересный? - А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало). - Чем закончилась сказка? - Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел). | Учащиеся слушают чтение ученика и учителя и следят по учебнику. | |
Физминутка. | | | | |
Совершенствование техники чтения. | | Скажите, ребята, как нужно читать сказку, чтобы было интересно слушать? (четко, правильно, выразительно). - Что для этого необходимо? (тренироваться) - Возьмите карточки: 1 столбик слов прочитаем хором сначала по слогам, затем слитно: Со-бра-лись Хи-хик-ну-ли За-сме-я-лись У-лыб-ну-лись По-бы-вав-шие От-ве-дав-шие Ку-выр-кать-ся Пе-ре-го-нять - 2 столбик слов прочитаем по цепочке: Рас-храб-рив-ший-ся Про-го-ло-дал-ся Ра-зыг-рав-шим-ся Не-о-бык-но-вен-ная Бес-страш-ный При-о-бод-рил-ся - В 3 столбике слова, которые различаются на письме и при чтении. Будьте внимательны, сочетание – ТЬСЯ читается как ЦА, сочетание – ОГО читается как - ОВО. - Прочитайте самостоятельно каждый. Кто прочитает вслух? (читают) Бо-ять-ся Ку-выр-кать-ся Под-кра-ды-вать-ся Сме-ют-ся Ве-се-лять-ся Го-нит-ся Никого Ничего | | Карточки для отработки техники чтения. |
Чтение сказки учащимися. | Принимать позиции слушателя и читателя. | А сейчас приготовьтесь читать сказку. ---- Начинаем читать цепочкой по абзацам ( с. 183) - Продолжим жужжащим чтением на с. 184. - Молодцы. Далее шепотное чтение на с. 185. - Дочитайте сказку до слов …завалился в ямку. - Последний абзац мы прочитаем по ролям . | Учащиеся слушают чтение учеников и следят по учебнику. | |
Физминутка для глаз. | | | | |
Работа по иллюстрациям (выборочное чтение). | Выполнять логические действия сопоставления иллюстраций и содержания. | - Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 184. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Начали кувыркаться…а все смеются) - Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 185. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Заяц-Хвастун подпрыгнул…из собственной кожи) - Так каким был заяц в сказке? Какие пословицы о трусости и хвастовстве знаете? Кому что думается, тот того и боится. Всякий трус о храбрости толкует. Трусливому зайке и пенек волк. У страха глаза велики. Трусливый и таракана принимает за великана. Нечего тому страшиться, кто ничего не боится. -Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке? | Учащиеся высказывают свои мнения и доказывают свою точку зрения. | |
Пересказ по опорным словам. | Выделять события, видеть их последовательность в произведении. Проявлять интерес к общению и групповой работе. | Кто сможет пересказать всю сказку? (учащийся пересказывает) 1) Родился зайчик в лесу… 2) Собрались старые зайцы… 3) Это уж выходило забавно. Хихикнули… 4- Да что тут долго говорить! – кричал… 5) Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут… 6) Дальше случилась совсем необыкновенная вещь… 7) Долго бежал несчастный зайчик…. 8) Долго не могли прийти в себя остальные зайцы….. 9) -Да где же он, наш бесстрашный заяц? Начали искать… 10) Храбрый заяц сразу приободрился… | Учащиеся пересказывают сказку с опорой на предложения. | |
Обобщение. | Принимать участие в обсуждении прочитанного; высказывать и обосновывать свою точку зрения | - С какой сказкой познакомились? - Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор) - Кто автор этой сказки? - Как автор характеризует зайца? Какой он? (для зайцев он храбрый, а на самом деле он трусливый) - Чему учит сказка? (не надо хвастаться, а то в следующий раз можно и попасть волку в пасть). -Правильно, ребята. | | |
Рефлексия | Формировать умение осуществлять самоанализ. | Посмотрите на схему на доске. Постарайтесь продолжить предложения. - Вам понравилось на уроке? Покажите на листочках свое настроение. (Веер настроений). | Дети заканчивают рефлексивные высказывания: Я узнал….…………… Я запомнил ……… Я научился ……… Дети поднимают карточки с соответствующим цветом. | |
Итог урока. | Поощрение активности на уроке | Выставление оценок за урок, анализ работы самых активных учащихся. | Запись домашнего задания: чтение сказки по ролям для инсценировки | |