kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения по теме: "И.А.Крылов и его басни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  - получить представление о личности И.А. Крылова; - узнать, что такое и как устроена басня; - развивать навыки выразительного чтения; -расширять кругозор учащихся через знакомство с неизвестными баснями Крылова и  иллюстрированный рассказ о первом баснописце Эзопе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: "И.А.Крылов и его басни"»

Иван Андреевич Крылов и его басни.

( Урок-объяснение нового материала в 4 классе)


Тема урока: знакомство с писателем и понятием басни.


Цели урока: - получить представление о личности И.А. Крылова;

- узнать, что такое и как устроена басня;

- развивать навыки выразительного чтения;

-расширять кругозор учащихся через знакомство с неизвестными баснями Крылова и иллюстрированный рассказ о первом баснописце Эзопе


Этапы урока: объявление темы; формулирование целей урока; составление биографии писателя (с помощью слайда 2 и учебника); изучение основных компонентов басни (как пример—басня «Ворона и лисица»); физкультминутка; литературная игра на знание басен Крылова; выразительное чтение; дифференцированное домашнее задание, позволяющее проявить творческие способности.

Словарная работа: басня, мораль, аллегория, сатира, олицетворение, эзопов язык

При проведении урока используется проецирование слайдов через мультимедиа-проектор.


Ход урока:

Слайд №1 открывает урок.

Слово учителя. Кто изображён на картине известного русского художника Карла Брюллова? (ответы). Вот что сказал о Крылове поэт двадцатого века Михаил Исаковский (текст на слайде через щелчок)

Сегодня мы узнаем, как жил и работал Иван Андреевич Крылов, а также познакомимся с понятием басни. Это тема нашего урока (запись названия урока и темы в тетрадь). Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы писатель и его произведения запомнились надолго?

Ответы детей. (Узнать, как он жил, где учился, про что писал - совместная формулировка первой цели; узнать, из чего состоит басня - совместная формулировка второй цели; четвёртую формулирует учитель; третью можно не озвучивать в начале урока, она будет актуальной позже)

Слайд №2.

Ученикам предлагается записать этапы биографии писателя по мере их появления на экране. Последовательное их появление позволяет закрепиться биографическим сведениям о писателе

(желательно затем сравнить их с текстом учебника: Что ещё нового мы узнали об Иване Андреевиче Крылове?)

Слайд № 3.

Теория басни. Запись в тетради необходимых терминов:

Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:

1. Основное повествование.

2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

Гиперссылка на скрытый слайд № 5 (1. 2.) демонстрирует части басни на примере «Вороны и Лисицы»

Гиперссылки на скрытый слайд № 4 ( аллегорической , сатира, олицетворение, эзопов язык ) позволяют познакомиться с компонентами басни:

Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.

Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.

Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года:

Зима недаром злится. Прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора…

Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль

( по имени греческого баснописца Эзопа)

Гиперссылка на скрытый слайд № 12 ( ) нужна для знакомства с личностью Эзопа и иллюстрацией понятия «эзопов язык», кроме того, рисунок наглядно объясняет, почему в басне чаще всего герои — животные.

Если учитель считает объяснение компонентов басни и знакомство с личностью Эзопа на данном уроке неуместными, гиперссылка ( ) позволяет перейти сразу к литературной игре (слайду № 7).

Физкультминутка может проходить в обычной форме

либо (с гиперссылкой на скрытый слайд №6 ) в форме танц-минутки с весёлыми зверюшками. Здесь используется аудиозапись французской старинной песни в переводе Юрия Энтина «Танец утят»

Слайд № 7, 8.

Литературная игра по басням Крылова предлагается в двух частях:

1. Что это за басня? - по иллюстрации

Квартет

Лебедь, Щука и Рак

Мартышка и Очки

Мартышка и Зеркало

Слон и Моська

Волк и Ягнёнок

Волк на псарне

Стрекоза и Муравей

2. Узнаем героя по реплике.

В данном случае можно оценивать не только правильно названного героя, но и название басни

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!» (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)

«А… (кто он?) в углу, припав за уксусным бочонком…трудится над курчонком» ( Кот Васька, «Кот и Повар»)

«Лишь были б жёлуди:

Ведь я от них жирею» (Свинья, «Свинья под дубом»)

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!» (Петух, «Кукушка и Петух»)

«Я удавилась бы с тоски,

Когда б на неё хоть чуть была похожа» (Мартышка, «Мартышка и зеркало»)

Ответы даются тут же, что позволяет сразу проверить себя, а также получить новую информацию, что стимулирует интерес учеников к чтению других басен Крылова.

Слайд № 9.

Следующий этап урока — выразительное чтение басен.

Можно начать (по щелчку) чтение с иллюстрированной на слайде басни «Слон и Моська», а можно обратиться к текстам учебника. Три варианта чтения:

1. Выразительное чтение учителя.

2. Выразительное чтение подготовленных заранее учеников.

3. Выразительное чтение актёра (если есть соответствующие аудиозаписи)

Слайд № 10.

Подведение итогов урока.

1.С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?

2. Каковы по жанру его главные произведения?

3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?

4. Что такое басня? Как она устроена?

5. Назовите известные вам басни Крылова.

Выставление оценок.


Слайд № 11.

Домашнее задание состоит из двух частей:

1. Рассказ о Крылове с опорой на составленный в тетради конспект

2. Дифференцированное задание выразительного чтения басни наизусть: либо чтение индивидуальное, либо мини-спектакль по любимой басне с костюмами, декорациями - в группе. Индивидуально учится басня по учебнику («Свинья под Дубом», «Зеркало и Обезьяна», «Осёл и Мужик»). Если несколько учеников решили поставить мини-спектакль, они могут взять любую басню, так как помимо выразительного чтения наизусть им необходимо будет проявить навыки работы в группе, изобретательность и творчество в создании костюмов, декораций, скорректировать движение по сцене.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения по теме: "И.А.Крылов и его басни"

Автор: Алимирзаева Татьяна Юрьевна

Дата: 30.12.2015

Номер свидетельства: 271343


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства