kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока чувашской литературы "Кукамай" по рассказу Лидии Сарине

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Урок  по рассказу  Лидии Сарине «Кукамай»

Цели урока:

Обучающая

  • Показать на примере рассказа Лидии Сарине «Кукамай»  какое важное  значение в жизни имеет уважение к старшему поколению;

Развивающие

  • развивать умение анализировать художественный текст;
  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать навыки критического мышления;

Воспитательная

  • воспитание гуманизма.

Оборудование:   Журнал «Таван Ат?л», мультимедийная презентация, портрет писателя, листы А 4, фломастеры.

                                

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Возможные риски

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.  У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

- Партнёры по лицу, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, а теперь  поприветствуйте друг друга партнёры по плечу.

 2. Вызов. Введение в тему.

- Наш сегодняшний урок хчется начать с  чувашской пословицы: « Çынна сума с?вакан- х?й те сумл? пулакан»

-О чём это пословица. Обдумайте.

Структура: КЛОК БАДДИС

Сейчас возьмите ваши часы и встречаемся с вашими партнерами, с которыми вы назначили встречу в 3 часа. Поприветствуйте друг друга. Сначала начинают говорить партнёры у кого в одежде больше светлого. (15 сек.) А теперь поменялись ролями,  говорит другой партнёр. (Поблагодарили друг друга)

- Ребята, а как мы должны относиться к старшим?  (Ват?сене сума суни)

3. Словарная работа.

-  Вот какое толкование слов «уважаемый» (сумл?), вежливый (сап?р), скромный (с?пайл?)  даётся в чувашско- русском  словаре

Уважаемый( Сумл?) – почитаемый, уважаемый, почтенный, авторитетный. Сума су- уважать.

Воспитанность.  Сап?р.- воспитанность, вежливостсть.

Сап?р пул- быть вежливым

С?пайл?

скромный, сдержанный,воспитанный, вежливый

4. Осмысление.

- Уважение, доброта, вежливость. Именно эти человеческие качество является основным у героев писателя  Лидии Сарине.

- Ребята, какое произведение Лидии Сарине вы дома прочитали?

- Как вы думаете, почему мы начали урок с беседы об уважении, воспитанности?  Как связано слова «уважение», «воспитанность» с рассказом Л. Сарине «Кукамай»?

- Значит о  чём   мы  сегодня будем говорить на уроке?

-Тема нашего сегодняшнего урока «Рассказ Л.Сарине «Кукамай».

Запишите тему урока и пословицу  в тетради.

5. Слово о писателе.

- Лидия Сарине известная чувашская писательница. Она хорошо знает и чувствует детскую психологию. Язык ее произведений уникален, своеобразен. Героев для своих произведений выбирает самых обыкновенных людей, которые живут среди нас. Давайте посмотрим на портрет писателя и вспомним биографию.

- Где и когда родилась Л. Сарине?

- Какое было детство у писателя?

 Я уже говорила, что Лидия Сарине в произведениях героев берёт из жизни.

Перед тем как начать анализировать произведение просмотрите картину. Что вы там видите?

Структура СИ-ФИНК -УАНДЕ

 Изучите, что вы видите.

 Что вы думаете об этом. О чём  заставляет вас задуматься. Размышляйте, поделитесь своими идеями с партн?ёрами по лицу.

Как вы думаете, что связывает это картина с произведением «Кукамай»?

6. Работа по тексту.

Ответы на вопросы:

-Хайлавра теп с?нар м?н ятл?? В?л ?çта пур?нать?

 -В?л çуралн? ç?р шыв?нчен  м?нле хыпар илет? Унта м?н çырн??

-Толя кукам?ш патне м?нш?н час-часах к?рет?

-Клент?р, шушка çыххи ?çта кайса к?н??

 -Ч?ланти тур?х м?нш?н ш?велсе кайн??

7. Сравнительная характеристика главных героев.

1.МИКС ПЭА ШЭА

Учашиеся под музыку двигаются, находят пару. Когда музыка прекращается, отвечают на вопрос. Использую РОЛЛИ РОБИН для ответов

Толь?па Анатолий Михайловича танлаштар?р?

Эсир Толя выр?н?нче пулн? пулсан м?н тун? пул?тт?р?

Хайлавра танлаштарупа ус? курн?.? М?н в?л танлаштару?

2.Хайлаври кукамай с?нарне с?нл?р.

Структура ПЛЕЙСМЕТ КОНСЕНСУС

На вашем столе листочки, сгибаем. Рисуем в середине квадрат, оставшуюся часть делим на 4 части. Записываем свои идеи на своей части. По очереди делятся своими идеями. Если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат. Продолжать до тех пор, пока все не поделятся своими идеями. Записи в квадрате являются решением команды.

Хайлаври х?ш самант сир?н ч?р?ре пырса тивр?? М?нш?н ? К?нек?ре тупса вуласа пар?р.

А у вас есть бабушки? Как вы относитесь к ним? Почему?

-Вы сегодня на урок принесли фотографии своих бабушек. Посмотрите на них.

10. Стадия рефлексии

– Для чего, как вы думаете, создан этот рассказ?

- Какой урок для себя вы взяли с сегодняшнего нашего урока?

Почему нужно уважать старость?

11. Итог урока.

- Какую роль сыграла уважение  в жизни героев рассказа?

12. Оценивание ответов учащихся.

13. Закрепление.

Ват çынна сума су

Хисепле, ыр? ту.

Ватл?хран эс ан кул,

Яланах сап?р пул!

 Ват? çын –сумл? çын тен? ?л?крен ч?ваш хал?х?. Ламран-лама ват? çынна хисеплен?. Ват? çын кил пуç? пулн? ун в?рент?вне, ?с панине хисеплен?.

И.Я.Яковлев  ч?вашсен палл? педагог- просветител? те х?й?н «Халал?нче» çапла калан?: «Çемье пурн?ç? т?л?ш?пе ваттисем калан? с?маха ч?ваш хал?х? ялан та хыт? тытса т?н?. Ватта сума сун?, эсир те пулас ?рури çамр?ксем çакна асра тыт?р.»    

14. Домашнее задание.

Написать сочинение « Манан юратн? кукамай»

Стоя приветствуют гостей.

Партнёры по лицу приветствуют друг друга, партнёры по плечу приветствуют друг друга

Учащиеся обсуждают об уважении и добром отношении к людям.

Высказывают свое мнение по пословие.

Выбранная пара рассказывает свое мнение

Старших нужно уважать

Зачитывают на слайде толкование слов «уважаемый», «воспитанность»

Рассказ «Кукамай»

В рассказе говорится  поступках мальчика, который неуважительно относился к бабушке.

Об уважении к старшим.

Записывают тему урока в тетради.

Лидия Михайловна Сарине (Иванова) родилась 14 ноября 1950 года в деревне Аслыялы Канашского района Чувашской Республики.

Детство было трудным.

Высказывают свои мнения

Звучит музыка.

Ученики рассматривают картину, записывают, что они видят. Делятся своими идеями с другими.

В произведении кукамай ждет своего внука и в картине бабушка вышла на улицу и ждёт кого то.

Отвечают учащиеся  по очереди из каждого стола.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся дают сравнительную характеристику главного героя

Чтобы сравнить этих двух героев.

Использовал автор  антитезу.

Отвечают на вопрос.

Работают по книге,  читают выбранный абзац.

Рассказывают про своих бабушках

Отвечают на вопросы.

Кукамай любила и уважала своего внука. А внук, когда был маленьким не осознавал свои ошибки, а когда он вырос, покаялся за свои поступки. Он теперь уважает свою бабушку и просит у неё прощения.

Слова учителя.

Записывают домашнее задание в тетрадях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чувашской литературы "Кукамай" по рассказу Лидии Сарине»


Автор – учитель чувашского языка и литературы МБОУ «Арабосинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики


Предмет: Чувашская литература

Класс: 6

Тема урока: Урок по рассказу Лидии Сарине «Кукамай»

Цели урока:

Обучающая

  • Показать на примере рассказа Лидии Сарине «Кукамай» какое важное значение в жизни имеет уважение к старшему поколению;

Развивающие

  • развивать умение анализировать художественный текст;

  • развивать устную речь учащихся;

  • развивать навыки критического мышления;

Воспитательная

  • воспитание гуманизма.

Оборудование: Журнал «Таван Атăл», мультимедийная презентация, портрет писателя, листы А 4, фломастеры.

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


Возможные риски

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

- Партнёры по лицу, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, а теперь поприветствуйте друг друга партнёры по плечу.


2. Вызов. Введение в тему.

- Наш сегодняшний урок хчется начать с чувашской пословицы: « Çынна сума сăвакан- хăй те сумлă пулакан»

-О чём это пословица. Обдумайте.

Структура: КЛОК БАДДИС

Сейчас возьмите ваши часы и встречаемся с вашими партнерами, с которыми вы назначили встречу в 3 часа. Поприветствуйте друг друга. Сначала начинают говорить партнёры у кого в одежде больше светлого. (15 сек.) А теперь поменялись ролями, говорит другой партнёр. (Поблагодарили друг друга)

- Ребята, а как мы должны относиться к старшим? (Ватăсене сума суни)



3. Словарная работа.

- Вот какое толкование слов «уважаемый» (сумлă), вежливый (сапăр), скромный (сăпайлă) даётся в чувашско- русском словаре

Уважаемый( Сумлă) – почитаемый, уважаемый, почтенный, авторитетный . Сума су- уважать.

Воспитанность. Сапăр.- воспитанность, вежливостсть.

Сапăр пул- быть вежливым

Сăпайлă

скромный, сдержанный ,воспитанный, вежливый


4. Осмысление.

- Уважение, доброта, вежливость. Именно эти человеческие качество является основным у героев писателя Лидии Сарине.

- Ребята, какое произведение Лидии Сарине вы дома прочитали?

- Как вы думаете, почему мы начали урок с беседы об уважении, воспитанности? Как связано слова «уважение», «воспитанность» с рассказом Л. Сарине «Кукамай»?

- Значит о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Тема нашего сегодняшнего урока «Рассказ Л.Сарине «Кукамай».

Запишите тему урока и пословицу в тетради.



5. Слово о писателе.

- Лидия Сарине известная чувашская писательница. Она хорошо знает и чувствует детскую психологию. Язык ее произведений уникален, своеобразен. Героев для своих произведений выбирает самых обыкновенных людей, которые живут среди нас. Давайте посмотрим на портрет писателя и вспомним биографию.

- Где и когда родилась Л. Сарине?





- Какое было детство у писателя?



Я уже говорила, что Лидия Сарине в произведениях героев берёт из жизни.

Перед тем как начать анализировать произведение просмотрите картину. Что вы там видите?

Структура СИ-ФИНК -УАНДЕ

Изучите, что вы видите.

Что вы думаете об этом. О чём заставляет вас задуматься. Размышляйте, поделитесь своими идеями с партн́ёрами по лицу.

Как вы думаете, что связывает это картина с произведением «Кукамай»?

6. Работа по тексту. Ответы на вопросы: -Хайлавра теп сăнар мĕн ятлă? Вăл ăçта пурăнать? -Вăл çуралнă çĕр шывĕнчен мĕнле хыпар илет? Унта мĕн çырнă? -Толя кукамăш патне мĕншĕн час-часах кĕрет? -Клентĕр, шушка çыххи ăçта кайса кĕнĕ? -Чăланти турăх мĕншĕн шĕвелсе кайнă? 7. Сравнительная характеристика главных героев. 1.МИКС ПЭА ШЭА Учашиеся под музыку двигаются, находят пару. Когда музыка прекращается, отвечают на вопрос. Использую РОЛЛИ РОБИН для ответов Тольăпа Анатолий Михайловича танлаштарăр? Эсир Толя вырăнĕнче пулнă пулсан мĕн тунă пулăттăр? Хайлавра танлаштарупа усă курнă.? Мĕн вăл танлаштару? 2.Хайлаври кукамай сăнарне сăнлăр. Структура ПЛЕЙСМЕТ КОНСЕНСУС На вашем столе листочки, сгибаем. Рисуем в середине квадрат, оставшуюся часть делим на 4 части. Записываем свои идеи на своей части. По очереди делятся своими идеями. Если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат. Продолжать до тех пор, пока все не поделятся своими идеями. Записи в квадрате являются решением команды. Хайлаври хăш самант сирĕн чĕрĕре пырса тиврĕ? Мĕншĕн ? Кĕнекĕре тупса вуласа парăр. А у вас есть бабушки? Как вы относитесь к ним? Почему? -Вы сегодня на урок принесли фотографии своих бабушек. Посмотрите на них.



10. Стадия рефлексии

– Для чего, как вы думаете, создан этот рассказ?

- Какой урок для себя вы взяли с сегодняшнего нашего урока?

Почему нужно уважать старость?

11. Итог урока. - Какую роль сыграла уважение в жизни героев рассказа? 12. Оценивание ответов учащихся. 13. Закрепление. Ват çынна сума су Хисепле, ырă ту. Ватлăхран эс ан кул, Яланах сапăр пул! Ватă çын –сумлă çын тенĕ ĕлĕкрен чăваш халăхĕ. Ламран-лама ватă çынна хисепленĕ. Ватă çын кил пуçĕ пулнă ун вĕрентĕвне, ăс панине хисепленĕ. И.Я.Яковлев чăвашсен паллă педагог- просветителĕ те хăйĕн «Халалĕнче» çапла каланă: «Çемье пурнăçĕ тĕлĕшĕпе ваттисем каланă сăмаха чăваш халăхĕ ялан та хытă тытса тăнă. Ватта сума сунă, эсир те пулас ăрури çамрăксем çакна асра тытăр.» 14. Домашнее задание. Написать сочинение « Манан юратнă кукамай»



Стоя приветствуют гостей.


Партнёры по лицу приветствуют друг друга, партнёры по плечу приветствуют друг друга











Учащиеся обсуждают об уважении и добром отношении к людям.

Высказывают свое мнение по пословице.


Выбранная пара рассказывает свое мнение




Старших нужно уважать







Зачитывают на слайде толкование слов «уважаемый», «воспитанность»



















Рассказ «Кукамай»


В рассказе говорится поступках мальчика, который неуважительно относился к бабушке.



Об уважении к старшим.



Записывают тему урока в тетради.















Лидия Михайловна Сарине (Иванова) родилась 14 ноября 1950 года в деревне Аслыялы Канашского района Чувашской Республики.

Детство было трудным.





Высказывают свои мнения




Звучит музыка.


Ученики рассматривают картину, записывают, что они видят. Делятся своими идеями с другими.

В произведении кукамай ждет своего внука и в картине бабушка вышла на улицу и ждёт кого то.

Отвечают учащиеся по очереди из каждого стола.







Отвечают на вопросы.











Учащиеся дают сравнительную характеристику главного героя







Чтобы сравнить этих двух героев.

Использовал автор антитезу.




Отвечают на вопрос.












Работают по книге, читают выбранный абзац.




Рассказывают про своих бабушках






Отвечают на вопросы.







Отвечают на вопросы.

Кукамай любила и уважала своего внука. А внук, когда был маленьким не осознавал свои ошибки, а когда он вырос, покаялся за свои поступки. Он теперь уважает свою бабушку и просит у неё прощения.




Слова учителя.


















Записывают домашнее задание в тетрадях.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока чувашской литературы "Кукамай" по рассказу Лидии Сарине

Автор: Максимова Татьяна Михайловна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298723


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства