kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока на тему "Древний Китай в истории и литературной сказке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный интегрированный урок литературы и истории посвящен изучению сказки Г.Х.Андерсена "Соловей", выявлению основной проблематики сказки, формированию знаний об основных моментах истории Древнего Китая,о древних китайских традициях,формированию работы с текстом, исторической картой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока на тему "Древний Китай в истории и литературной сказке"»

Конспект интегрированного урока на тему

«Древний Китай в истории и литературной сказке».

Учитель истории Бармина В.П.

Учитель литературы Мурзина О.И.

Цели:

  1. Выделить особенности географического положения, природных условий, основных занятий жителей Китая.

  2. Сформировать знания учащихся об основных моментах истории Древнего Китая, о древних китайских традициях, повторить особенности литературной сказки, выявить основную проблематику сказки Андерсена «Соловей», авторское отношение к её героям.

  3. Продолжить формирование навыков работы с текстом, исторической картой, с дополнительной литературой, развитие устной монологической речи, общеинтеллектуальных навыков внимания, памяти, мышления учащихся через решения логических задач.

  4. Воспитание любви к сказкам, литературе, познавательного интереса учащихся через привлечение дополнительного материала и яркий, образный рассказ учителя. Форма урока: изучение нового материала на основе предварительной подготовки учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор для показа презентации, выставка рисунков, раздаточный материал, белый халат, шарф, пиала для чая, импровизированные костюмы китайского императора и придворных.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя: Ребята, как вы думаете, из какой страны пришли к нам эти предметы? (демонстрация кусочка шелковой ткани, компаса, чая) Правильно, из Китая. Посмотрите на тему урока и скажите, что мы нового узнаем на уроке?(слайд1)

III. Изучение нового материала.

1. Исторический аспект.

  • Географическое положение и природные условия Китая

Дайте характеристику географического положения Китая, опишите природные условия и занятия жителей(слайды 2,3,4,5,6).

Один ученик отвечает у доски, остальные работают в парах с атласами, показывая объекты друг другу.

  • Объединение Китая.

Слайд7.Запись даты, имени собственного в тетрадь.

Рассказ учителя: В 221 году до н.э. после нескольких столетий непрекращающихся войн китайские земли были объединены в единое государство с огромной территорией. Правила возникшим государством династия Цинь. Царь из этой династии принял новый титул «хуанди» – император. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди – «первый император Цинь». В своем первом указе правитель Поднебесной объявил, что его сын будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править его внук – «Третий властелин Цинь», и так десятки тысяч его наследников. Цинь Шихуанди провел множество преобразований – реформ: ввел единые законы, единую денежную единицу, единые меры веса и длины, провел перепись населения. Цинь Шихуан провозгласил, что теперь мир будет длиться вечно. Однако, прекратив войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран.

  • Завоевательные войны.

Для чего Цинь Шихуанди начал походы против других стран? Ответим на этот вопрос, прочитав самостоятельно пункт 2 на стр. 109-110

  • Великая Китайская стена.

Слайд 8 — показ видеоролика, комментарии учителя:

Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тыс. км. Местами ее высота достигала высоты двух-трехэтажного дома. Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам. В стене были смотровые щели и бойницы – отверстия для стрельбы. Через определенные промежутки на ней возвышались укрепленные башни. Их охраняли воинские отряды. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они зажигали в башне огонь. По этому знаку срочно прибывали дополнительные силы. Зажженный огонь видели и с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на многие километры передавалось известие об опасности. Великая Китайская стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор.


  • Положение народа. Проблемный вопрос: достоверно известно, что, очень боясь за свою жизнь Цинь Щихуан ночевал то в одном дворце, то в другом. Что давало ему повод для беспокойства? Почему народ был недоволен своим правителем?

  • Вывод: Слайд 9 — заполнить таблицу: «Что хорошего и что плохого принесло народу Китая объединение страны?»

2. Древний Китай в Литературной сказке.

  • Повторение особенностей литературной сказки.

Побывать в Древнем Китае нам с вами помогла сказка «Соловей». Почему эту сказку можно назвать литературной?

  • Словесное рисование.

Итак, с помощью этой литературной сказки мы очутились в гостях у китайского императора. Каким вы представляете императорский дворец? Опишите его.

  • Беседа по сказке.

1.Хорошо ли жить в таком дворце?

2.Зачем к цветам были привязаны колокольчики?

3.Где кончается настоящее (фарфоровое, искусственное)и начинается подлинная жизнь?

4.Прочитайте записанные на слайде фразы из сказки и скажите, кто и о ком или о чем произнес их(слайд10):

- «Вот это лучше всего!»

- «Она никогда не была представлена ко двору!»

- «Весь свет знает, что у меня есть, а сам я не знаю!»

- «Когда я слушаю его, слёзы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня».

5.Давайте и мы послушаем пение соловушки. Слайд11(запись соловьиного пения). Почему же, по мнению путешественников и простых людей, пение соловья было лучше всего великолепия императорского дворца и сада с серебряными колокольчиками?

  • Ответы на вопросы по сказке с помощью инсценирования (один ученик изображает императора, ещё два — приближённых)

1.Почему, уважаемый император, вы ничего не знали о соловье?

2.Почему вы ,придворные великого правителя, ничего о нём не слышали?

3.Что удивило вас, когда вы впервые увидели соловья?

4.Какие мысли и чувства, ваше императорское величество, вызвало у вас пение соловья?

  • Работа с текстом сказки.

1.Найдите в тексте фразу, которая объясняет, почему соловей отказался от награды — золотой туфли на шею?

2.Прочитайте описание искусственного соловья. Найдите слова придворного капельмейстера, в которых говорится о том, что искусственный соловей гораздо лучше настоящего. Так ли это на самом деле? Сравните искусственного соловья с живым, настоящим.

3.Почему во время болезни император оказался в одиночестве?

4.Как соловью удалось спасти императора?

5.Как автор относится к своим героям? Приведите примеры из текста.

6.Какими словами заканчивается сказка?

7.Что несёт в себе это слово?

  • Вывод.

О чём эта сказка, чему она учит, к чему призывает? Попытайтесь ответить на этот вопрос, используя опорные слова и выражения: живое, настоящее, искренние чувства, добрые дела, истинное искусство — слайд12.

3. Динамическая пауза - слайд 13.

4. Культура Древнего Китая.

  • А лучше познать эту страну нам помогает изучение традиций и культуры, главным элементом которой является конфуцианство. Его основателем был китайский мудрец Конфуций (слайд14) Он был основоположником особой религии – конфуцианство. Что из учения Конфуция актуально в наши дни? (слайд 15)

Основные взгляды китайской мудрости конфуцианства: - высшая добродетель – уважение к старшим. -государство – это большая семья. -быть честными, добрыми и законопослушными - уважать своих родителей -«Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе»

Какие манеры воспитанного китайца мы можем использовать? (слайд16)

Манеры воспитанного человека: -сидеть только поджав ноги; -хождение по циновкам только босиком; -прием пищи с помощью 2-х палочек; -волосы собраны в пучок, а не распущены; -всегда опрятная одежда; -отказ от бранных слов и др.

  • Культура чаепития (инсценирование)

Сценка: Некий китайский врач навещает больного.

Врач: Выпейте, вам это поможет!

Больной морщится, не желая пить непривычное лекарство: Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный...

Врач: Лекарство редко бывает приятным на вкус, но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: помни эти слова, за этим питьём будущее!

Вопрос классу: Пробовали вы этот настой? Как он называется? Почему и в наши дни врачи часто рекомендуют больным пить чай? Слайд 17

  • Китайская грамота. 1.Как называются знаки для письма в Китае? В какой ещё древней стране использовались иероглифы?

2.Решение познавательной задачи — слайд 18.

IV. Закрепление.

1. Исправь ошибки:

-Древнее государство Китай располагалось в Восточной Европе.

-Реки Хуанхэ и Янцзы протекают по Сибирской равнине.

-Шахматы – одно из изобретений китайцев.

-Конфуций – один из правителей в Китае.

-По Великой Китайской равнине протекает только одна река Хуанхэ.

-Китайцы носили длинные распущенные волосы.

2.Найти ошибки в приведённых из текста сказки отрывках(слайд19):

-На шейке у птицы была ленточка с надписью: «Соловей императора китайского жалок в сравнении с соловьём императора японского» -Искусственная птица занята место на шелковой подушке возле императорской постели. Величали же её теперь «императорского ночного столика первым певцом с правой стороны». -Капельмейстер написал об искусственном соловье пять томов книг, учёных-преучёных и полных самых мудрёных китайских слов.

V. Заключение. Слово учителя: «Сегодня на уроке мы совершили небольшое путешествие в Древний Китай, познакомились с его историей, сказкой об этой стране, культурой и традициями».

VI. Домашнее задание: написать письмо китайского императора японскому после выздоровления, включив сведения по истории.

VII. Подведение итогов.

1.Рефлексия. А теперь на полях тетради нарисуйте одну из трех мордашек, символизирующих ваше отношение к уроку.

2.Оценивание учащихся.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект интегрированного урока на тему "Древний Китай в истории и литературной сказке"

Автор: Мурзина Ольга Ивановна(литература) Бармина Виктория Павловна(история)

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279458


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства