Конспект интегрированного урока на тему "Древний Китай в истории и литературной сказке"
Конспект интегрированного урока на тему "Древний Китай в истории и литературной сказке"
Данный интегрированный урок литературы и истории посвящен изучению сказки Г.Х.Андерсена "Соловей", выявлению основной проблематики сказки, формированию знаний об основных моментах истории Древнего Китая,о древних китайских традициях,формированию работы с текстом, исторической картой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока на тему "Древний Китай в истории и литературной сказке"»
Конспект интегрированного урока на тему
«Древний Китай в истории и литературной сказке».
Учитель истории Бармина В.П.
Учитель литературы Мурзина О.И.
Цели:
Выделить особенности географического положения, природных условий, основных занятий жителей Китая.
Сформировать знания учащихся об основных моментах истории Древнего Китая, о древних китайских традициях, повторить особенности литературной сказки, выявить основную проблематику сказки Андерсена «Соловей», авторское отношение к её героям.
Продолжить формирование навыков работы с текстом, исторической картой, с дополнительной литературой, развитие устной монологической речи, общеинтеллектуальных навыков внимания, памяти, мышления учащихся через решения логических задач.
Воспитание любви к сказкам, литературе, познавательного интереса учащихся через привлечение дополнительного материала и яркий, образный рассказ учителя. Форма урока: изучение нового материала на основе предварительной подготовки учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор для показа презентации, выставка рисунков, раздаточный материал, белый халат, шарф, пиала для чая, импровизированные костюмы китайского императора и придворных.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя: Ребята, как вы думаете, из какой страны пришли к нам эти предметы? (демонстрация кусочка шелковой ткани, компаса, чая) Правильно, из Китая. Посмотрите на тему урока и скажите, что мы нового узнаем на уроке?(слайд1)
III. Изучение нового материала.
1. Исторический аспект.
Географическое положение и природные условия Китая
Дайте характеристику географического положения Китая, опишите природные условия и занятия жителей(слайды 2,3,4,5,6).
Один ученик отвечает у доски, остальные работают в парах с атласами, показывая объекты друг другу.
Объединение Китая.
Слайд7.Запись даты, имени собственного в тетрадь.
Рассказ учителя: В 221 году до н.э. после нескольких столетий непрекращающихся войн китайские земли были объединены в единое государство с огромной территорией. Правила возникшим государством династия Цинь. Царь из этой династии принял новый титул «хуанди» – император. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди – «первый император Цинь». В своем первом указе правитель Поднебесной объявил, что его сын будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править его внук – «Третий властелин Цинь», и так десятки тысяч его наследников. Цинь Шихуанди провел множество преобразований – реформ: ввел единые законы, единую денежную единицу, единые меры веса и длины, провел перепись населения. Цинь Шихуан провозгласил, что теперь мир будет длиться вечно. Однако, прекратив войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран.
Завоевательные войны.
Для чего Цинь Шихуанди начал походы против других стран? Ответим на этот вопрос, прочитав самостоятельно пункт 2 на стр. 109-110
Великая Китайская стена.
Слайд 8 — показ видеоролика, комментарии учителя:
Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тыс. км. Местами ее высота достигала высоты двух-трехэтажного дома. Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам. В стене были смотровые щели и бойницы – отверстия для стрельбы. Через определенные промежутки на ней возвышались укрепленные башни. Их охраняли воинские отряды. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они зажигали в башне огонь. По этому знаку срочно прибывали дополнительные силы. Зажженный огонь видели и с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на многие километры передавалось известие об опасности. Великая Китайская стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор.
Положение народа. Проблемный вопрос: достоверно известно, что, очень боясь за свою жизнь Цинь Щихуан ночевал то в одном дворце, то в другом. Что давало ему повод для беспокойства? Почему народ был недоволен своим правителем?
Вывод: Слайд 9 — заполнить таблицу: «Что хорошего и что плохого принесло народу Китая объединение страны?»
2. Древний Китай в Литературной сказке.
Повторение особенностей литературной сказки.
Побывать в Древнем Китае нам с вами помогла сказка «Соловей». Почему эту сказку можно назвать литературной?
Словесное рисование.
Итак, с помощью этой литературной сказки мы очутились в гостях у китайского императора. Каким вы представляете императорский дворец? Опишите его.
Беседа по сказке.
1.Хорошо ли жить в таком дворце?
2.Зачем к цветам были привязаны колокольчики?
3.Где кончается настоящее (фарфоровое, искусственное)и начинается подлинная жизнь?
4.Прочитайте записанные на слайде фразы из сказки и скажите, кто и о ком или о чем произнес их(слайд10):
- «Вот это лучше всего!»
- «Она никогда не была представлена ко двору!»
- «Весь свет знает, что у меня есть, а сам я не знаю!»
- «Когда я слушаю его, слёзы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня».
5.Давайте и мы послушаем пение соловушки. Слайд11(запись соловьиного пения). Почему же, по мнению путешественников и простых людей, пение соловья было лучше всего великолепия императорского дворца и сада с серебряными колокольчиками?
Ответы на вопросы по сказке с помощью инсценирования (один ученик изображает императора, ещё два — приближённых)
1.Почему, уважаемый император, вы ничего не знали о соловье?
2.Почему вы ,придворные великого правителя, ничего о нём не слышали?
3.Что удивило вас, когда вы впервые увидели соловья?
4.Какие мысли и чувства, ваше императорское величество, вызвало у вас пение соловья?
Работа с текстом сказки.
1.Найдите в тексте фразу, которая объясняет, почему соловей отказался от награды — золотой туфли на шею?
2.Прочитайте описание искусственного соловья. Найдите слова придворного капельмейстера, в которых говорится о том, что искусственный соловей гораздо лучше настоящего. Так ли это на самом деле? Сравните искусственного соловья с живым, настоящим.
3.Почему во время болезни император оказался в одиночестве?
4.Как соловью удалось спасти императора?
5.Как автор относится к своим героям? Приведите примеры из текста.
6.Какими словами заканчивается сказка?
7.Что несёт в себе это слово?
Вывод.
О чём эта сказка, чему она учит, к чему призывает? Попытайтесь ответить на этот вопрос, используя опорные слова и выражения: живое, настоящее, искренние чувства, добрые дела, истинное искусство — слайд12.
3. Динамическая пауза - слайд 13.
4. Культура Древнего Китая.
А лучше познать эту страну нам помогает изучение традиций и культуры, главным элементом которой является конфуцианство. Его основателем был китайский мудрец Конфуций (слайд14) Он был основоположником особой религии – конфуцианство. Что из учения Конфуция актуально в наши дни? (слайд 15)
Основные взгляды китайской мудрости конфуцианства: - высшая добродетель – уважение к старшим. -государство – это большая семья. -быть честными, добрыми и законопослушными - уважать своих родителей -«Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе»
Какие манеры воспитанного китайца мы можем использовать? (слайд16)
Манеры воспитанного человека: -сидеть только поджав ноги; -хождение по циновкам только босиком; -прием пищи с помощью 2-х палочек; -волосы собраны в пучок, а не распущены; -всегда опрятная одежда; -отказ от бранных слов и др.
Культура чаепития (инсценирование)
Сценка: Некий китайский врач навещает больного.
Врач: Выпейте, вам это поможет!
Больной морщится, не желая пить непривычное лекарство: Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный...
Врач: Лекарство редко бывает приятным на вкус, но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: помни эти слова, за этим питьём будущее!
Вопрос классу: Пробовали вы этот настой? Как он называется? Почему и в наши дни врачи часто рекомендуют больным пить чай? Слайд 17
Китайская грамота. 1.Как называются знаки для письма в Китае? В какой ещё древней стране использовались иероглифы?
2.Решение познавательной задачи — слайд 18.
IV. Закрепление.
1. Исправь ошибки:
-Древнее государство Китай располагалось в Восточной Европе.
-Реки Хуанхэ и Янцзы протекают по Сибирской равнине.
-Шахматы – одно из изобретений китайцев.
-Конфуций – один из правителей в Китае.
-По Великой Китайской равнине протекает только одна река Хуанхэ.
-Китайцы носили длинные распущенные волосы.
2.Найти ошибки в приведённых из текста сказки отрывках(слайд19):
-На шейке у птицы была ленточка с надписью: «Соловей императора китайского жалок в сравнении с соловьём императора японского» -Искусственная птица занята место на шелковой подушке возле императорской постели. Величали же её теперь «императорского ночного столика первым певцом с правой стороны». -Капельмейстер написал об искусственном соловье пять томов книг, учёных-преучёных и полных самых мудрёных китайских слов.
V. Заключение. Слово учителя: «Сегодня на уроке мы совершили небольшое путешествие в Древний Китай, познакомились с его историей, сказкой об этой стране, культурой и традициями».
VI. Домашнее задание: написать письмо китайского императора японскому после выздоровления, включив сведения по истории.
VII. Подведение итогов.
1.Рефлексия. А теперь на полях тетради нарисуйте одну из трех мордашек, символизирующих ваше отношение к уроку.