kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урокалитературы в 5 классе «Ночь перед Рождеством» Быт и нравы Малороссии в изображении Гоголя. Жизненные уроки произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект могут использовать в своей работе учителя литературы, работающие в пятых классах. Урок направлен на формирование социальной и здоровьесберегающей компетенции обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урокалитературы в 5 классе «Ночь перед Рождеством» Быт и нравы Малороссии в изображении Гоголя. Жизненные уроки произведения»

Овчинникова О.Б.,

учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ№52

г.Екатеринбурга


КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в 6 КЛАССЕ

Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Быт и нравы Малороссии в изображении Гоголя. Жизненные уроки произведения

Учебник под ред. Г.С.Меркина «Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций»

Раздел 1 «Пролетая над снами»

Рабочая тема урока: Что такое здоровье, здоровый образ жизни?

Цели: 

Образовательная: сформировать личное мнение учащихся об образах героев повести «Вечера на хуторе…» (Вакула, Пацюк, Чуб, Солоха и др.) путём дискуссионной беседы (с опорой на текст), развитие умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения людей.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать речь и критическое мышление; развивать умение вести дискуссию, правильно формулировать и аргументировать свою точку зрения; прививать навыки самостоятельной работы с текстом, помочь учащимся увидеть достоинства и недостатки в характере человека, их диалектическую взаимосвязь, определить мотивы поведения.

Воспитательная: прививать учащимся культуру здорового образа жизни, содействовать развитию умений аргументировать свою точку зрения, уважать мнение своих оппонентов

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков

Форма урока: урок-дискуссия

Оборудование:

• текст повести «Вечера на хуторе…»;

• иллюстрации к произведению, фрагменты мультфильма;

• раздаточный материал: карточки с планом самооценки

НА ДОСКЕ: запись темы урока, домашнее задание, итоговый вопрос

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I.Цель урока

Цель данного урока – глубокое осмысление произведения Н.В.Гоголя и выявление всех трёх уровней понимания текста. Понимание того, как, читая текст внимательно, можно получить ценные жизненные советы.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

Этап мотивации

Ребята смотрят фрагмент мультфильма «Ночь перед Рождеством», где молодежь Диканьки весело катается с горок, танцует, калядует.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Предположения ребят)

- А я предлагаю поговорить о здоровье, здоровом образе жизни.

Как думаете, есть ли в тексте повести советы нам, читателям, на эту тему? (Предположения ребят)

II. Работа с текстом

1. Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения.









2. Работа с текстом во время чтения. Фрагментарное выборочное комментированное чтение повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».




























3. Работа с текстом после чтения. Анализ повести, выявление смыслов.

– Как вы думаете, что можно обозначить словом «здоровье»? (Ответы детей)

– Можно ли назвать «здоровым» образ жизни всех героев повести? (Ответы детей)

Какую тему урока мы можем сформулировать?

Какие проблемы можно рассмотреть по данной теме?

Что такое здоровый образ жизни?

Каких видов бывает здоровье? (нравственное, физическое, духовное)

Как вести здоровый образ жизни? (на примере образа Вакулы)

Что такое нездоровый образ жизни?

Чему учат нас герои повести и автор?

Необходимая историческая справка:

Коляда – древний языческий праздник зимнего солнцестояния, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. В колядки ряженые в звериные шкуры, в масках, с рогами, ходили по дворам с песнями и плясками, собирая в мешок подарки (дань, откуп в понимании древних). Ряженые когда-то представляли собой родовых тотемных животных и духов. Во времена повествования это стало просто весёлой традицией, а к атрибутам колядок добавилась рождественская звезда на шесте. В колядки всегда были весёлые народные гулянья)

Шинок – это кабак, комиссар – казённый чиновник, на котором лежало местное административное управление; в то время большим шиком среди них считалось ставить на бричку – двухосную рессорную повозку – большие колёса с фигурными спицами), (иностранцев у нас частенько уподобляли нечистой силе, особенно если речь шла о схизматиках – еретиках). Голова – назначенная должность, казачий голова – все равно что полковник. А «козачок» – народный украинский танец, любили казаки повеселиться и поплясать. Праздник Рождества, по поверью, прогоняет всю нечисть, затем идет Святая неделя – Святки.) кутья (рис с изюмом, едят как раз в сочельник, постное), в синем сюртуке (сюртуки носили люди, принадлежащие к среднему и высшему классу, а синий цвет как раз в то время, к которому относится действие повести, был ужасно модным, т.е. приехал успешный родич), варенуха (алкогольный напиток, распространённый на Левобережной Украине, из самогона, мёда, яблок, груш, слив, вишен и пряностей; томился в чугунке в печи, потому и назывался варенухой), перегонная на шафран водка (самогон золотисто-оранжевого цвета) и много всякого съестного (в ночь перед Рождеством пить алкоголь запрещено, а есть – только когда звёзды появятся, и причём лишь постное. Так что данная картина очень характерна), шубы из решетиловских смушек (шкурок молодых барашков, преимущественно серого цвета, выделывавшихся в селе Решетиловке Полтавской губернии) с суконною покрышкою (обшитые сукном). Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки (шёлка) по шести гривен аршин (явно не по деньгам канцеляристу и волостному писарю, значит – взяточники). Пономарь сделал себе нанковые (прочная х/б ткань желтоватого цвета, на её основе делают наждачку) на лето шаровары и жилет из полосатого гаруса (шерстяной ткани).

– Пробуем выработать мнение по проблеме (работа по группам).

Формулируем общий вывод

III. Итог урока

1. В тексте много героев, которые заставляют нас размышлять о пользе здоровья, здорового образа жизни.

2. Автор противопоставляет главным героям (Вакуле и Оксане) рядовых казаков, которые ведут нездоровый образ жизни (Пацюк, Чуб, кум, дьяк, Солоха).

3. Носители доброго, светлого начала у автора – простой народ, «козаки», побеждающие за счёт своей житейской мудрости.

Таким образом, повесть учит нас, современных читателей, не сдаваться, вести здоровый образ жизни, не бояться и идти к своей цели.

4. Рефлексия


Какой нравственный урок вы получили, прочитав эту повесть?
(Человек всегда в ответе за свои действия и свои поступки. В любых ситуациях, при любых обстоятельствах, даже самых необычных, экстремальных, нужно оставаться человеком, то есть жить в согласии с совестью).

Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

Извлекли ли вы какую-то пользу для себя, участвуя в работе на уроке?

Достигли ли цели, поставленной себе в начале урока?

А как класс в целом?

IV. Домашнее задание

Сочинение:

Чему учат меня герои Н.Гоголя?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Овчинникова Оксана Борисовна

Дата: 23.08.2017

Номер свидетельства: 426009


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства