kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока внеклассного чтения по литературе (7 класс) по теме «Строки, опалённые войной»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока  внеклассного  чтения  по  литературе  (7 класс)

Тема: «Строки, опалённые войной».

Цель: показать, как изображали поэты героический подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения по литературе (7 класс) по теме «Строки, опалённые войной»»

Конспект урока внеклассного чтения по литературе (7 класс).

Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №127 с углублённым изучением отдельных предметов» города Перми Путина Зулиха Зарифовна.



Тема: «Строки, опалённые войной».

Цель: показать, как изображали поэты героический подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.*

Оборудование: репродукции картин о Великой Отечественной войне, записи песен: «Священная война», «День победы», «До свидания, мальчики», выставка книг, сборников стихотворений о Великой Отечественной войне.


План урока.

1. Вступительное слово учителя.

«Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной, что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной всего каких-то пять минут осталось!»

Это строки из стихотворения С.Щипачёва «22 июня 1941 года». Этот день начался не тихой

росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Всё, что было до этого,

обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнём. Многие матери отметят этот день чёрным числом. На многих полянах появятся первые холмики могил.

22 июня 1941 года писатели и поэты Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг.

С краткими речами выступили А.Фадеев, Жаров, Уткин, Лебедев-Кумач и др.

Звучит песня «Священная война».

«Писатели советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером»,- говорил А.Фадеев на этом митинге.

Сражаться оружием и пером — вот тот путь, которым прошли наши писатели и поэты в войну. И стихи, написанные поэтами в горячие дни жестокой борьбы, глубоко трогали за душу, звали к мести, которая была присуща русскому народу в отношении к тем, «кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет».

И лучшие свои стихотворения написал в те дни поэт К. Симонов. Глубоко запали в душу строки таких стихов, как «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»…

2. «Строки, опалённые войной». Работа над темой урока.

Один ученик читает стихотворение К.Симонова, другой — анализирует.

Вывод: здесь выражены думы, чаяния воина в горькую пору отступления. Свежо, образно передано чувство Родины. А без дум и забот о судьбах Отчизны, без любви к ней человеческая жизнь неполна, как бы ни блистала она молодостью сил и кипением чувств. С особой силой проявляется эта любовь в годину испытаний.

Учитель: « Обострённое чувство любви к тому, что осталось за чертой, отделяющей мирную жизнь от войны, нашло выражение в других стихах К. Симонова («Жди меня», «Родина»)».

Ученики читают эти произведения и анализируют.

Учитель: «Не ради славы — ради жизни на земле» шёл этот смертный бой кровавый, который нёс испытания на подвиг, потери близких, «тех, о ком ещё мы песен не сложили. А их жизнь — вся подвигом была».

Ученики читают и анализируют стихотворение С.Орлова «Его зарыли в шар земной» и делают вывод — как будто в мавзолей положили неизвестного паренька — в шар земной. А ведь все так ждали возвращения его и других.

Звучит песня «До свидания, мальчики» Б.Окуджавы.

Учитель: «Что это за люди, что за поколение? На этот вопрос ответят стихотворения Н. Майорова «Мы» и П. Когана «Нам лечь, где лечь».

Ученики читают эти произведения и делают выводы – ответ на вопрос учителя.

Учитель: «С мыслью о судьбе людей всей земли, разных наций готовы были умереть солдаты страны Советов, ведь это и был ещё один решительный бой, который звал восстать весь род людской против чёрной чумы фашизма».

Звучит стихотворение М.Светлова «Итальянец» в исполнении ученика.

Учитель: «Подвиг ленинградцев — всегда будет перед ним преклоняться род людской. В холодном и голодном Ленинграде О. Бергольц призывала к мужеству, стойкости, мести за умерших и павших».

Ученики читают произведения О.Бергольц «Разговор с соседкой», «Февральский дневник».

Учитель: «Муса Джалиль… При этом имени мы думаем о сильном, мужественном человеке, который и в плену не сложил штык-перо».

Ученики читают стихотворения М.Джалиля «Волки», «Варварство».

Учитель: «Что несла с собой чёрная чума? Чувство ненависти рождалось в душе солдат, когда они видели при освобождении разных городов рвы, ямы, заполненные трупами. Огнём, только огнём можно и нужно было говорить об этом».

Звучит стихотворение И.Сельвинского «Я это видел» в исполнении ученика.

Ученик: «Вот почему самые юные шли в бой как настоящие бойцы». (Звучат в исполнении обучающихся стихотворения Е. Винокурова «Двадцать пятого года рождения» и В.Лободы «Погиб товарищ»).

Учитель: «Трудна победа».

Звучит песня «Мы за ценой не постоим».

Учитель: « О каких произведениях хотели бы ещё рассказать?»

Желающие отвечают.

3. Итоги урока. Выводы.

Учитель: «Какие же мысли и чувства вызывают стихотворения о войне? Ведь вы те, кто о ней только читает, кто видит её, к счастью, только с экрана.

Ответы обучающихся.

4. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Я читаю стихи о войне»…


*Примечание: обучающиеся выбрали стихи для урока заранее самостоятельно, читали наизусть.

Этот материал можно использовать и для урока-концерта, классного часа и т.п.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Путина Зулиха Зарифовна

Дата: 26.01.2017

Номер свидетельства: 383984


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства