Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения по литературе (7 класс) по теме «Строки, опалённые войной»»
Конспект урока внеклассного чтения по литературе (7 класс).
Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №127 с углублённым изучением отдельных предметов» города Перми Путина Зулиха Зарифовна.
Тема: «Строки, опалённые войной».
Цель: показать, как изображали поэты героический подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.*
Оборудование: репродукции картин о Великой Отечественной войне, записи песен: «Священная война», «День победы», «До свидания, мальчики», выставка книг, сборников стихотворений о Великой Отечественной войне.
План урока.
1. Вступительное слово учителя.
«Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной, что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной всего каких-то пять минут осталось!»
Это строки из стихотворения С.Щипачёва «22 июня 1941 года». Этот день начался не тихой
росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Всё, что было до этого,
обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнём. Многие матери отметят этот день чёрным числом. На многих полянах появятся первые холмики могил.
22 июня 1941 года писатели и поэты Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг.
С краткими речами выступили А.Фадеев, Жаров, Уткин, Лебедев-Кумач и др.
Звучит песня «Священная война».
«Писатели советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером»,- говорил А.Фадеев на этом митинге.
Сражаться оружием и пером — вот тот путь, которым прошли наши писатели и поэты в войну. И стихи, написанные поэтами в горячие дни жестокой борьбы, глубоко трогали за душу, звали к мести, которая была присуща русскому народу в отношении к тем, «кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет».
И лучшие свои стихотворения написал в те дни поэт К. Симонов. Глубоко запали в душу строки таких стихов, как «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»…
2. «Строки, опалённые войной». Работа над темой урока.
Один ученик читает стихотворение К.Симонова, другой — анализирует.
Вывод: здесь выражены думы, чаяния воина в горькую пору отступления. Свежо, образно передано чувство Родины. А без дум и забот о судьбах Отчизны, без любви к ней человеческая жизнь неполна, как бы ни блистала она молодостью сил и кипением чувств. С особой силой проявляется эта любовь в годину испытаний.
Учитель: « Обострённое чувство любви к тому, что осталось за чертой, отделяющей мирную жизнь от войны, нашло выражение в других стихах К. Симонова («Жди меня», «Родина»)».
Ученики читают эти произведения и анализируют.
Учитель: «Не ради славы — ради жизни на земле» шёл этот смертный бой кровавый, который нёс испытания на подвиг, потери близких, «тех, о ком ещё мы песен не сложили. А их жизнь — вся подвигом была».
Ученики читают и анализируют стихотворение С.Орлова «Его зарыли в шар земной» и делают вывод — как будто в мавзолей положили неизвестного паренька — в шар земной. А ведь все так ждали возвращения его и других.
Звучит песня «До свидания, мальчики» Б.Окуджавы.
Учитель: «Что это за люди, что за поколение? На этот вопрос ответят стихотворения Н. Майорова «Мы» и П. Когана «Нам лечь, где лечь».
Ученики читают эти произведения и делают выводы – ответ на вопрос учителя.
Учитель: «С мыслью о судьбе людей всей земли, разных наций готовы были умереть солдаты страны Советов, ведь это и был ещё один решительный бой, который звал восстать весь род людской против чёрной чумы фашизма».
Звучит стихотворение М.Светлова «Итальянец» в исполнении ученика.
Учитель: «Подвиг ленинградцев — всегда будет перед ним преклоняться род людской. В холодном и голодном Ленинграде О. Бергольц призывала к мужеству, стойкости, мести за умерших и павших».
Ученики читают произведения О.Бергольц «Разговор с соседкой», «Февральский дневник».
Учитель: «Муса Джалиль… При этом имени мы думаем о сильном, мужественном человеке, который и в плену не сложил штык-перо».
Учитель: «Что несла с собой чёрная чума? Чувство ненависти рождалось в душе солдат, когда они видели при освобождении разных городов рвы, ямы, заполненные трупами. Огнём, только огнём можно и нужно было говорить об этом».
Звучит стихотворение И.Сельвинского «Я это видел» в исполнении ученика.
Ученик: «Вот почему самые юные шли в бой как настоящие бойцы». (Звучат в исполнении обучающихся стихотворения Е. Винокурова «Двадцать пятого года рождения» и В.Лободы «Погиб товарищ»).
Учитель: «Трудна победа».
Звучит песня «Мы за ценой не постоим».
Учитель: « О каких произведениях хотели бы ещё рассказать?»
Желающие отвечают.
3. Итоги урока. Выводы.
Учитель: «Какие же мысли и чувства вызывают стихотворения о войне? Ведь вы те, кто о ней только читает, кто видит её, к счастью, только с экрана.
Ответы обучающихся.
4. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Я читаю стихи о войне»…
*Примечание: обучающиеся выбрали стихи для урока заранее самостоятельно, читали наизусть.
Этот материал можно использовать и для урока-концерта, классного часа и т.п.