kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока В.Дёгтев "Выбор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по рассказу В. Дёктева "Выбор"  Рассматривает судьбу автора и его главных героев. Сопоставление биографий героев произведения  приводит к  размышлениям о проблемах  нравственности в нашей жизни., ответственности каждого за судьбу тех, кто рядом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока В.Дёгтев "Выбор"»

Урок разработан

учителем русского языка и литературы

МБОУ Пяозерская СОШ РК

Липкиной Т.С.

Урок по рассказу В. И. Дёгтева «Выбор»

/Притяжение. Художественные средства автора как способ раскрытия нравственных проблем /

Цель урока: создать условия для коллективного анализа текста рассказа как жанра

Задачи.

Образовательный аспект: познакомить учащихся с творчеством Дёгтева через анализ художественных средств рассказа Дёгтева «Выбор»

Развивающий аспект : развивать в обучающихся навыки чтения текста художественного произведения малого жанра с извлечением нужной информации/ умение видеть особенности современной прозы/, развивать ассоциативно –образное мышление, умение конструировать на основе полученной информации схемы, таблицы.

Воспитательный аспект: создать условия для:

развития интереса к современной прозе,

осмысления поступков героев,

формирования общечеловеческих ценностей.

Оборудование: мультимедиа проектор, тексты произведения, презентация

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

Беседа

С каким произведением знакомились на предыдущем занятии?

Кто автор этого текста? Какое впечатление произвел на вас текст?

Перед чтением мы попробовали ответить на вопросы :

Чего ждете от произведения с таким названием?

О чем может быть текст?

Может ли он вас заинтересовать? Чем?

Запишите второй вариант ответа на те же вопросы по прочтении текста

Совпали ли ваши ожидания с тем, что было в первой записи до чтения и по прочтении? /Ответы/

Учитель делает комментарии: ожидаемое может совпасть, а может быть и резко противоположным.

Обмен мнениями читателей

Что вас заинтересовало?

Обо что в тексте «споткнулись»?

Какая фраза, слово, предложение не дает покоя?



3.Словарная работа со словом «ВЫБОР»

Слайд 1

4.Мотивация

О чем бы хотели поговорить сегодня на уроке? Какие вопросы хотели бы обсудить?

Озвучьте их на листках. /Ученики записывают один вопрос/

5. Анализ текста

Спасибо за вопросы. Их много. Давайте начнем наш разговор. Приходилось ли вам в жизни делать выбор? Как долго вы принимали решение? Легко ли оно давалось?

Итак, личный опыт имеется. Давайте начнем наш разговор с эпиграфа :

« Просто был выбор у каждого…»

А урок « ПРИТЯЖЕНИЕ»

Слайд 2

6.Слово учителя

«Жизнь прошла сквозь годы и потери, и жива», - утверждает поэт Андрей Дементьев. Об этом и произведение « Выбор». Автора называют «Лучом, пронзающим время»

Человек в истории  России, Россия в истории  конкретного человека, любовь и ненависть, мир во время войны, утраты и обретения на пути к вере, самоопределение личности, поиск нравственных устоев  - вот ведущие темы писателя Дёгтева. Динамизм сюжета, яркость изложения, острая и занимательная фабула, откровенная жестокость характерны для прозаика.  

Попробуем найти в тексте тому подтверждения.

О каком времени ведется повествование? / Война/

Слайд 3-4

Точка творческого отсчета - эпоха хаоса, перестроечная неразбериха. Исчезла стабильность во всём, даже в семье, даже в личных взаимоотношениях…

Айсберг раскололся на мелкие льдинки, каждая поплыла в своём направлении

Дёгтев – проблемный писатель, но читать его интересно.  Его рассказы и повести будут не одно столетие притягивать  к себе читателей и литературоведов, вызывать споры, дискуссии и восторг.   

Что волнует писателя? Что заставляется взяться его за перо?

/Все его мысли о человеке , о его месте в истории  России,какая рольРодины в истории  конкретного человека, что такое любовь и ненависть, утраты и обретения на пути героя к самоопределению личности, как человек ищет нравственные устои  - вот ведущие темы писателя Дёгтева.

И этому способствуют динамизм сюжета, яркость изложения, острая и занимательная фабула, откровенная жестокость.  /

В каком жанре написано произведение? /рассказ/

Что знаем об авторе?

7.Слайд 5 Справка /Инд/

Основная тема – война

Жанр – рассказ – азбука выживания русского человека в современных условиях. Это репортаж неравнодушного человека с места событий, летописца сурового времени.

13 книг

Премия «Национальный бестселлер», Лауреат международной Платоновской премии «Умное сердце»

Премии имени Александра Невского «России верные сыны»

- Трещина мира прошла через сердце самого талантливого «из молодых» на сегодняшний день прозаиков России

Произведение «Выбор» с посвящением. Кому посвящен рассказ? Что знаете о нем?

8. Слайд 6

Информационная справка о Ю Бондареве./Инд/

Кто такое потерянное поколение? Один писатель создавал произведения о ПОТЕРЯНОМ поколении , второй о растерянном. Чем отличаются эти два понятия?

По- терянное. Поколение не нашедшее себя в послевоенное время.

Рас – терянное На какое –то время потеряло почву под ногами в эпоху хаоса и неразберихи. И тот и другой автор рисуют некрасивую правду жизни в трудные её периоды.

Слайд 7.

9. Самостоятельная работа с текстом

Обратимся к тексту.

Какие художественные средства выразительности помогают автору воссоздать сложность описываемых событий ситуации? / « С миру по нитки». Сбор информации о приемах автора с приведением конкретных примеров/.Работа проводится в группах поабзацно. Сбор информации фиксация в тетради

Слайд 8

10.Составление схемы по тексту через анализ образов главных героев

Сколько в рассказе героев?

Что мы узнаем о них в первой части повествования? Почему у них нет имен?

/ Автор обобщает судьбы подобных людей, их много/

«Собери осколки»

Когда появились имена? Для чего автор вводит перефразу, реминисценцию, говоря о НЕМ? Как характеризует героя новое имя? Какая деталь портрета героев помогает понять их внутренний мир? / глаза, зачитать/

-У него они были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у нее- карие, выпуклые, как у породистой преданной собаки, ….отчего-то золотистые и с янтарным огоньком

Глазами они общались

Какой профессией владели?/ гранатометчик, зверь; пекарь/

Это дополняет их характеристики. Что могло привлечь внимание Оксаны в Человеке – звере?

А его в ней? /Женская чуткость, интуиция, умение разбираться в людях. Он тосковал по человеческому теплу, добру, пониманию/



Творческая пауза / танец- воображение / Королева



Когда, при каких обстоятельствах прозвучит его имя «Роман»/ Римлянин, воин/ ? / В подвале – бомбоубежище/ Когда его назовут «другом»?/ Нужна помощь, доверяет/

Выразительное чтение диалога со слов « И вот сейчас ее внесли…» до слов «…будто и в самом деле перестал мучить»

Автор ставит героев перед выбором. Как будет развиваться сюжет далее? /предположения учеников/

11. Чтение финала рассказа. Анализ последней части произведения. Дополнение схемы

Почему он назовет ее «дорогая Оксана»? Что за этими словами? /сочувствие, сострадание, в нем просыпается ЧЕЛОВЕК/

Слайд 9

Ромка? Близкий человек

Счастливая Оксана Плескалась радость Да , радость /Авторское свидетельство состояния героини/Эпитеты, лексический повтор/

А что испытываете вы, завершив чтение? Поделитесь впечатлениями…

Этого ли вы ждали?

12.«Горячая строка» - она самая искренняя

Запишите свои новые размышления рассказе «ВЫБОР». Совпали ли они с первоначальными? /Чтение 2-3 вариантов/

Чье высказывание вам понравилось? Почему?

/ 2-3 записи зачитать/

Слово учителя

Так ли просто сделать выбор? /Это поступок . / Человек принимает решение осознанно, взвешенно, но сомнения все же закрались, но слово сказано – умей держать ответ. / Проявив милосердие, сострадание, мужество, герой делает шаг навстречу новой жизни… Он возрождается. Он осознает потребность быть другом слабому человеку.

Почему так завершается рассказ?/ Открытый финал/

Как автор объясняет такой финал?

Слайд 10

13.-В последнее время я ухожу от трагических финалов. Русский человек верит в чудо, и это нечто большее , чем просто оптимизм.

Если Россия – подножие Господа,

то Бог не оставит Россию

Кто они, герои Дёгтева? Они разные.

14.Слайд 11

Герои его могут быть положительными и отрицательными, негодяями и борцами за справедливость, злыми и добрыми, но всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок. И эта мысль лейтмотивом проходит через все произведение

Слайд 12

15. Итог

Да и сам автор по жизни был им под стать.



Получили ли вы ответы на поставленные вопросы?

Чтение – это движение человека по дороге мудрости

Читайте и получайте удовольствие, чтобы быть великими.

Слайд 13

Воспользуйтесь советом Е. Евтушенко

Россия, будь великой на здоровье,
и буду я тобой велик,
но не за счёт великой крови,
а лишь за счёт великих книг !



16.Домашнее задание

Слайд 14

Подумайте над вопросом : «Что сближает творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и В.И. Дёгтева?

По выбору:

1.Прочесть один из рассказов В. И. Дёгтева

и напишите «горячий» отзыв.

2.Сочините финал рассказа «Выбор»

3.Создайте иллюстрацию к рассказу

4.Какую мысль /фразу, слово/ вы записали бы в свою «копилку»? Почему?

Слайд 15

17. Рефлексия

Подведите итог урока «Разжимаю кулачок»



*Знакомство с новым автором было интересным

*Произведение доставило читательское удовольствие

*Проверены мои литературные навыки и знания

*На уроке мне было интересно разбираться в тексте

* Я сегодня старался работать



18. Поэтический подарок Я не любила с давних дней,

Когда меня жалели,

А с каплей жалости твоей

Иду, как с солнцем в теле.

Вот отчего вокруг заря.

Иду я, чудеса творя,

Вот отчего!

А. Ахматова

















Приложения

1.«Собери осколки»/Работа по тексту/

1.Он был один ………. из трех тысяч солдат

2.Да, несколько последних лет он не жил…. – существовал

3.За это время он сделался……… настоящим «псом войны»

4.Уже не являлись ему во сне убитые им «звери»,….. уже не дрожали в бою руки

5.Он удивился……. откуда Оксана знает его имя

6.Но в последнее время суровая его жизнь….стала скрашиваться присутствием Оксаны в их полевой походной пекарне

7. Она была настоящая …… королева полка

8.Она пекла хлеб ……. для всего полка

9. На душе сделалось так тепло и так легко, …..хоть пой, хоть скачи козленком

10.Она знала себе цену…. строго держала себя

11…..солдаты сидели - раскрыв рот от восхищения…..сидели и смотрели на это чудо



Дёгтев Вячеслав  Иванович – талантливый русский прозаик, один из лидеров современного  постреализма, родился  на хуторе  Карасилов  Воронежской области. Офицер запаса, бывший летчик. Автор 11книг.

Его рассказы опубликованы в России и за рубежом. Лауреат международной  Платоновской премии «Умное сердце», литературной премии  имени Александра Невского «России верные сыны». К сожалению, в 2005 году писатель скоропостижно скончался в возрасте 46 лет.

Дёгтев  был живой легендой Воронежа. Трагический  одиночка  и романтик, повторивший судьбу Джека Лондона. Он единственный в городе занимался только литературным трудом, жил с гонораров; жил ярко и размашисто.

Подобным образом реализовывал себя и в творчестве. Из назидания сыну: «…И помни, что на свете есть только одно, из-за чего не стоит жалеть своей жизни – это творчество».  Сам писатель в литературу въехал «как бульдозер, сметая шлагбаумы и не соблюдая правил движения».

Человек в истории  России, Россия в истории  конкретного человека, любовь и ненависть, мир во время войны, утраты и обретения на пути к вере, самоопределение личности, поиск нравственных устоев  - вот ведущие темы писателя Дёгтева. Динамизм сюжета, яркость изложения, острая и занимательная фабула, откровенная жестокость характерны для прозаика.  

Очень часто Вячеслав Иванович  в своих рассказах использует прием реминисценции, умышленно или невольно вставляя образ, мотив, выражение   из произведений другого автора.  Прочитаем внимательно рассказы  В. И. Дёгтева – они могут быть  о чем угодно – О Чечне («Джеляб»), о Древнем Риме или Древней Руси («Гладиатор» или «До седла»), о воре-рецидивисте («Коцаный»), но всегда эти рассказы о героях.

Критик  В. Бондаренко называет героев Дёгтева  поколением растерянных людей, которые озабочены  проблемой выживания, но они всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок.  А Юрий Бондарев считал самого писателя  рассказчиком от Бога, взявшего на себя смелость и ответственность «безоглядно резко» писать об окружающих нас трагических событиях.

Дёгтев – проблемный писатель, но читать его интересно.  Его рассказы и повести будут не одно столетие притягивать  к себе читателей и литературоведов, вызывать споры, дискуссии и восторг.   .





Юрий Бондарев принадлежит к блистательному, овеянному славой, поколению писателей-фронтовиков, вступивших в литературу в конце 1950 – начале 1960-х годов. Им удалось общими усилиями воссоздать жуткий, дьявольский облик войны, которому противостояли хрупкие мальчики, не знавшие, как воевать с железом во всех его смертоносных разновидностях. Победив внешнего врага, они оказались бессильны перед внутренним врагом. Смелые на войне солдаты становились беспомощными в обыденной жизни. Это поколение в литературе получило название “потерянное поколение”. Слайд 6.

Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить ломку взглядов, убеждений и на 4 года превратиться в нерассуждающие и абсолютно бесправные автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью и совершать свободный нравственный выбор.







Вячеслав Дёгтев выбрал самый трудный жанр – рассказ, с которым не больно прославишься, не разбогатеешь!

Рассказы сегодня пишут не по расчету, а от любви. Но они такие импульсивные, в них сама жизнь, кровь, почва. В то же время глубоко лиричны. Не все решается победой на поле брани. Русская душа не может полноценно жить вне поиска истины и подлинной веры. Его рассказы – это азбука выживания русского человека в нынешней России. В этом мы убедимся сегодня, анализируя рассказ Вячеслава Дегтева “Выбор”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока В.Дёгтев "Выбор"

Автор: Липкина Татьяна Сергеевна

Дата: 14.12.2017

Номер свидетельства: 444393


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства