Урок по рассказу В. Дёктева "Выбор" Рассматривает судьбу автора и его главных героев. Сопоставление биографий героев произведения приводит к размышлениям о проблемах нравственности в нашей жизни., ответственности каждого за судьбу тех, кто рядом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока В.Дёгтев "Выбор"»
Урок разработан
учителем русского языка и литературы
МБОУ Пяозерская СОШ РК
Липкиной Т.С.
Урок по рассказу В. И. Дёгтева «Выбор»
/Притяжение. Художественные средства автора как способ раскрытия нравственных проблем /
Цель урока: создать условия для коллективного анализа текста рассказа как жанра
Задачи.
Образовательный аспект: познакомить учащихся с творчеством Дёгтева через анализ художественных средств рассказа Дёгтева «Выбор»
Развивающий аспект : развивать в обучающихся навыки чтения текста художественного произведения малого жанра с извлечением нужной информации/ умение видеть особенности современной прозы/, развивать ассоциативно –образное мышление, умение конструировать на основе полученной информации схемы, таблицы.
Воспитательный аспект: создать условия для:
развития интереса к современной прозе,
осмысления поступков героев,
формирования общечеловеческих ценностей.
Оборудование: мультимедиа проектор, тексты произведения, презентация
Организационный момент.
Актуализация знаний
Беседа
С каким произведением знакомились на предыдущем занятии?
Кто автор этого текста? Какое впечатление произвел на вас текст?
Перед чтением мы попробовали ответить на вопросы :
Чего ждете от произведения с таким названием?
О чем может быть текст?
Может ли он вас заинтересовать? Чем?
Запишите второй вариант ответа на те же вопросы по прочтении текста
Совпали ли ваши ожидания с тем, что было в первой записи до чтения и по прочтении? /Ответы/
Учитель делает комментарии: ожидаемое может совпасть, а может быть и резко противоположным.
Обмен мнениями читателей
Что вас заинтересовало?
Обо что в тексте «споткнулись»?
Какая фраза, слово, предложение не дает покоя?
3.Словарная работа со словом «ВЫБОР»
Слайд 1
4.Мотивация
О чем бы хотели поговорить сегодня на уроке? Какие вопросы хотели бы обсудить?
Озвучьте их на листках. /Ученики записывают один вопрос/
5. Анализ текста
Спасибо за вопросы. Их много. Давайте начнем наш разговор. Приходилось ли вам в жизни делать выбор? Как долго вы принимали решение? Легко ли оно давалось?
Итак, личный опыт имеется. Давайте начнем наш разговор с эпиграфа :
« Просто был выбор у каждого…»
А урок « ПРИТЯЖЕНИЕ»
Слайд 2
6.Слово учителя
«Жизнь прошла сквозь годы и потери, и жива», - утверждает поэт Андрей Дементьев. Об этом и произведение « Выбор». Автора называют «Лучом, пронзающим время»
Человек в истории России, Россия в истории конкретного человека, любовь и ненависть, мир во время войны, утраты и обретения на пути к вере, самоопределение личности, поиск нравственных устоев - вот ведущие темы писателя Дёгтева. Динамизм сюжета, яркость изложения, острая и занимательная фабула, откровенная жестокость характерны для прозаика.
Попробуем найти в тексте тому подтверждения.
О каком времени ведется повествование? / Война/
Слайд 3-4
Точка творческого отсчета - эпоха хаоса, перестроечная неразбериха. Исчезла стабильность во всём, даже в семье, даже в личных взаимоотношениях…
Айсберг раскололся на мелкие льдинки, каждая поплыла в своём направлении
Дёгтев – проблемный писатель, но читать его интересно. Его рассказы и повести будут не одно столетие притягивать к себе читателей и литературоведов, вызывать споры, дискуссии и восторг.
Что волнует писателя? Что заставляется взяться его за перо?
/Все его мысли о человеке , о его месте в истории России,какая рольРодины в истории конкретного человека, что такое любовь и ненависть, утраты и обретения на пути героя к самоопределению личности, как человек ищет нравственные устои - вот ведущие темы писателя Дёгтева.
И этому способствуют динамизм сюжета, яркость изложения, острая и занимательная фабула, откровенная жестокость. /
В каком жанре написано произведение? /рассказ/
Что знаем об авторе?
7.Слайд 5 Справка /Инд/
Основная тема – война
Жанр – рассказ – азбука выживания русского человека в современных условиях. Это репортаж неравнодушного человека с места событий, летописца сурового времени.
13 книг
Премия «Национальный бестселлер», Лауреат международной Платоновской премии «Умное сердце»
Премии имени Александра Невского «России верные сыны»
- Трещина мира прошла через сердце самого талантливого «из молодых» на сегодняшний день прозаиков России
Произведение «Выбор» с посвящением. Кому посвящен рассказ? Что знаете о нем?
8. Слайд 6
Информационная справка о Ю Бондареве./Инд/
Кто такое потерянное поколение? Один писатель создавал произведения о ПОТЕРЯНОМ поколении , второй о растерянном. Чем отличаются эти два понятия?
По- терянное. Поколение не нашедшее себя в послевоенное время.
Рас – терянное На какое –то время потеряло почву под ногами в эпоху хаоса и неразберихи. И тот и другой автор рисуют некрасивую правду жизни в трудные её периоды.
Слайд 7.
9. Самостоятельная работа с текстом
Обратимся к тексту.
Какие художественные средства выразительности помогают автору воссоздать сложность описываемых событий ситуации? / « С миру по нитки». Сбор информации о приемах автора с приведением конкретных примеров/.Работа проводится в группах поабзацно. Сбор информации фиксация в тетради
Слайд 8
10.Составление схемы по тексту через анализ образов главных героев
Сколько в рассказе героев?
Что мы узнаем о них в первой части повествования? Почему у них нет имен?
/ Автор обобщает судьбы подобных людей, их много/
«Собери осколки»
Когда появились имена? Для чего автор вводит перефразу, реминисценцию, говоря о НЕМ? Как характеризует героя новое имя? Какая деталь портрета героев помогает понять их внутренний мир? / глаза, зачитать/
-У него они были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у нее- карие, выпуклые, как у породистой преданной собаки, ….отчего-то золотистые и с янтарным огоньком
Глазами они общались
Какой профессией владели?/ гранатометчик, зверь; пекарь/
Это дополняет их характеристики. Что могло привлечь внимание Оксаны в Человеке – звере?
А его в ней? /Женская чуткость, интуиция, умение разбираться в людях. Он тосковал по человеческому теплу, добру, пониманию/
Творческая пауза / танец- воображение / Королева
Когда, при каких обстоятельствах прозвучит его имя «Роман»/ Римлянин, воин/ ? / В подвале – бомбоубежище/ Когда его назовут «другом»?/ Нужна помощь, доверяет/
Выразительное чтение диалога со слов « И вот сейчас ее внесли…» до слов «…будто и в самом деле перестал мучить»
Автор ставит героев перед выбором. Как будет развиваться сюжет далее? /предположения учеников/
11. Чтение финала рассказа. Анализ последней части произведения. Дополнение схемы
Почему он назовет ее «дорогая Оксана»? Что за этими словами? /сочувствие, сострадание, в нем просыпается ЧЕЛОВЕК/
Слайд 9
Ромка? Близкий человек
Счастливая Оксана Плескалась радость Да , радость /Авторское свидетельство состояния героини/Эпитеты, лексический повтор/
Запишите свои новые размышления рассказе «ВЫБОР». Совпали ли они с первоначальными? /Чтение 2-3 вариантов/
Чье высказывание вам понравилось? Почему?
/ 2-3 записи зачитать/
Слово учителя
Так ли просто сделать выбор? /Это поступок . / Человек принимает решение осознанно, взвешенно, но сомнения все же закрались, но слово сказано – умей держать ответ. / Проявив милосердие, сострадание, мужество, герой делает шаг навстречу новой жизни… Он возрождается. Он осознает потребность быть другом слабому человеку.
Почему так завершается рассказ?/ Открытый финал/
Как автор объясняет такой финал?
Слайд 10
13.-В последнее время я ухожу от трагических финалов. Русский человек верит в чудо, и это нечто большее , чем просто оптимизм.
Если Россия – подножие Господа,
то Бог не оставит Россию
Кто они, герои Дёгтева? Они разные.
14.Слайд 11
Герои его могут быть положительными и отрицательными, негодяями и борцами за справедливость, злыми и добрыми, но всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок. И эта мысль лейтмотивом проходит через все произведение
Слайд 12
15.Итог
Да и сам автор по жизни был им под стать.
Получили ли вы ответы на поставленные вопросы?
Чтение – это движение человека по дороге мудрости
Читайте и получайте удовольствие, чтобы быть великими.
Слайд 13
Воспользуйтесь советом Е. Евтушенко
Россия, будь великой на здоровье, и буду я тобой велик, но не за счёт великой крови, а лишь за счёт великих книг !
16.Домашнее задание
Слайд 14
Подумайте над вопросом : «Что сближает творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и В.И. Дёгтева?
По выбору:
1.Прочесть один из рассказов В. И. Дёгтева
и напишите «горячий» отзыв.
2.Сочините финал рассказа «Выбор»
3.Создайте иллюстрацию к рассказу
4.Какую мысль /фразу, слово/ вы записали бы в свою «копилку»? Почему?
Слайд 15
17. Рефлексия
Подведите итог урока «Разжимаю кулачок»
*Знакомство с новым автором было интересным
*Произведение доставило читательское удовольствие
*Проверены мои литературные навыки и знания
*На уроке мне было интересно разбираться в тексте
* Я сегодня старался работать
18. Поэтический подарок Я не любила с давних дней,
Когда меня жалели,
А с каплей жалости твоей
Иду, как с солнцем в теле.
Вот отчего вокруг заря.
Иду я, чудеса творя,
Вот отчего!
А. Ахматова
Приложения
1.«Собери осколки»/Работа по тексту/
1.Он был один ………. из трех тысяч солдат
2.Да, несколько последних лет он не жил…. – существовал
3.За это время он сделался……… настоящим «псом войны»
4.Уже не являлись ему во сне убитые им «звери»,….. уже не дрожали в бою руки
5.Он удивился……. откуда Оксана знает его имя
6.Но в последнее время суровая его жизнь….стала скрашиваться присутствием Оксаны в их полевой походной пекарне
7. Она была настоящая …… королева полка
8.Она пекла хлеб ……. для всего полка
9. На душе сделалось так тепло и так легко, …..хоть пой, хоть скачи козленком
10.Она знала себе цену…. строго держала себя
11…..солдаты сидели - раскрыв рот от восхищения…..сидели и смотрели на это чудо
Дёгтев Вячеслав Иванович – талантливый русский прозаик, один из лидеров современного постреализма, родился на хуторе Карасилов Воронежской области. Офицер запаса, бывший летчик. Автор 11книг.
Его рассказы опубликованы в России и за рубежом. Лауреат международной Платоновской премии «Умное сердце», литературной премии имени Александра Невского «России верные сыны». К сожалению, в 2005 году писатель скоропостижно скончался в возрасте 46 лет.
Дёгтев был живой легендой Воронежа. Трагический одиночка и романтик, повторивший судьбу Джека Лондона. Он единственный в городе занимался только литературным трудом, жил с гонораров; жил ярко и размашисто.
Подобным образом реализовывал себя и в творчестве. Из назидания сыну: «…И помни, что на свете есть только одно, из-за чего не стоит жалеть своей жизни – это творчество». Сам писатель в литературу въехал «как бульдозер, сметая шлагбаумы и не соблюдая правил движения».
Человек в истории России, Россия в истории конкретного человека, любовь и ненависть, мир во время войны, утраты и обретения на пути к вере, самоопределение личности, поиск нравственных устоев - вот ведущие темы писателя Дёгтева. Динамизм сюжета, яркость изложения, острая и занимательная фабула, откровенная жестокость характерны для прозаика.
Очень часто Вячеслав Иванович в своих рассказах использует прием реминисценции, умышленно или невольно вставляя образ, мотив, выражение из произведений другого автора. Прочитаем внимательно рассказы В. И. Дёгтева – они могут быть о чем угодно – О Чечне («Джеляб»), о Древнем Риме или Древней Руси («Гладиатор» или «До седла»), о воре-рецидивисте («Коцаный»), но всегда эти рассказы о героях.
Критик В. Бондаренко называет героев Дёгтева поколением растерянных людей, которые озабочены проблемой выживания, но они всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок. А Юрий Бондарев считал самого писателя рассказчиком от Бога, взявшего на себя смелость и ответственность «безоглядно резко» писать об окружающих нас трагических событиях.
Дёгтев – проблемный писатель, но читать его интересно. Его рассказы и повести будут не одно столетие притягивать к себе читателей и литературоведов, вызывать споры, дискуссии и восторг. .
Юрий Бондарев принадлежит к блистательному, овеянному славой, поколению писателей-фронтовиков, вступивших в литературу в конце 1950 – начале 1960-х годов. Им удалось общими усилиями воссоздать жуткий, дьявольский облик войны, которому противостояли хрупкие мальчики, не знавшие, как воевать с железом во всех его смертоносных разновидностях. Победив внешнего врага, они оказались бессильны перед внутренним врагом. Смелые на войне солдаты становились беспомощными в обыденной жизни. Это поколение в литературе получило название “потерянное поколение”. Слайд 6.
Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить ломку взглядов, убеждений и на 4 года превратиться в нерассуждающие и абсолютно бесправные автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью и совершать свободный нравственный выбор.
Вячеслав Дёгтев выбрал самый трудный жанр – рассказ, с которым не больно прославишься, не разбогатеешь!
Рассказы сегодня пишут не по расчету, а от любви. Но они такие импульсивные, в них сама жизнь, кровь, почва. В то же время глубоко лиричны. Не все решается победой на поле брани. Русская душа не может полноценно жить вне поиска истины и подлинной веры. Его рассказы – это азбука выживания русского человека в нынешней России. В этом мы убедимся сегодня, анализируя рассказ Вячеслава Дегтева “Выбор”.