Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе по литературе "Безумству храбрых поем мы песню"»
Тема урока: «Безумству храбрых поем мы песню!» Идейно - тематическое содержание «Песни о Соколе» М. Горького.
Цели:
- обеспечить глубину восприятия произведения М Горького «Песня о Соколе» учащимися; - работать над основной частью, над ее образным содержанием; - выявить главную идею произведения, авторскую позицию; - развивать умения работать с текстом, анализировать его, находить художественные особенности произведения; - воспитывать активную гражданскую позицию, стремление жить не обывательскими интересами, а высокими идеалами.
Оборудование: Презентация PowerPoint, карточки с высказываниями писателей, карточками с чертами характера.
Эпиграфы к уроку:
А он, мятежный, просит бури...
М. Лермонтов
Мечтать - это не значит жить.
Нужны подвиги, подвиги!
М.Горький «Об одном поэте»
Есть только две формы жизни:
гниение и горение. Трусливые и
жадные изберут первую,
мужественные и щедрые - вторую...
М.Горький
Человек создан для счастья как птица для полета. В. Короленко
Два смысла в жизни – внутренний и внешний,
У внешнего – дела, семья, успех;
А внутренний – неясный и нездешний –
В ответственности каждого за всех.
И. Губерман
Суть жизни – самого себя найти.
М.Икбал
Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа.
С.Ликок
Жить – это значит дышать, это значит действовать.
Ж.Ж.Руссо
Человек может приятно жить лишь тогда, когда живет разумно, размеренно, мужественно и справедливо.
Эпикур
Правильно жить – значит работать. когда машина бездействует, ее начинает разъедать ржавчина.
Ж.Фабр
Ход урока
1. Оргмомент. Дети, сегодня у нас на уроке гости. Несмотря на большую загруженность, учителя постоянно повышают свою квалификацию. Хорошо работая на уроке, вы внесёте свой вклад в нашу работу.
2. Вступительное слово учителя.
– Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание Готхольда Лессинга, немецкого драматурга, и скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами» (Дети высказывают свое понимание цитаты Г. Лессинга) – Скажите, легко ли размышлять? – Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М.Горького «Песня о Соколе», себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл человеческой жизни.
1) Заранее подготовленный ученик читает наизусть отрывок «Песни о Соколе» - «Безумству храбрых поем мы славу!»
3. Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока и о каких людях мы сегодня будем говорить?
- Сегодня мы поговорим о людях: храбрых и безумных в своих стремлениях и трусливых, живущих мелкими насущными интересами.
- Откройте тетради и запишите число и тему урока.
4.Работа над произведением.
1)Работа с заголовком произведения. Композиция.
- Итак, вы уже прочитали произведение М. Горького «Песня…» дома.
Как много может рассказать о себе заглавие. Почему песня? Почему о Соколе? Чтобы ответить на эти вопросы, вспомните:
- Как давно зародился жанр песни, где берет начало? (В древности, берет начало в устном народном творчестве).
- К какому роду литературы относится жанр песни? (К лирике, значит песня - лирическое произведение).
- Почему Горький определяет жанр произведения как «Песню...»? (Все в этом произведении подчинено идее прославления подвига во имя свободы. Песня хранит память о герое, помогает жить и верить).
- Вот как рассказывает Горький в повести «В людях» о покоряющей силе народной песни. Поступив учеником в иконописную мастерскую, будущий писатель не раз слушал пение донского казака: «Когда он пел, мастерская признавала его своим владыкой; все тянулись к нему, следя за широкими взмахами его рук, - он разводил руками, точно собираясь лететь... У меня эти песни вызывали горячее чувство зависти к певцу, к его красивой власти над людьми; что-то жутко волнующее вливалось в сердце, расширяя его до боли, хотелось плакать и кричать поющим людям:
- Я люблю вас!»
- Почему было такое желание у писателя? (В песне выражается душа народа).
- Какие фольклорные представления несет образ Сокола? (Сокол - любимый герой устной поэзии русского и других народов, олицетворение смелости, удали, страсти к свободе).
- Кого называли Соколами в народных песнях? (Вольных людей).
- Да, Горький рисовал героев «Песни...», следуя традициям устной народной поэзии. А вот как эту птицу представляет известный зоолог, автор «Жизни животных» Альфред Брем.
«По характеру своему они принадлежат к самым страшным хищникам, но человек прощает вред, причиняемый ими, ради того удивления, которое внушает ему вся жизнь этих птиц. Сила, ловкость, отвага, жажда охоты, благородный вид, почти можно сказать, благородство мыслей - вот постоянные свойства их, очевидные для каждого...» (Альфред Брем).
- Как вы понимаете, в образе животных выступают люди. Горький не первый применил прием одушевления животных. Уж и Сокол - это образы-символы.
- Какова композиция данной песни? ( Состоит из двух частей)
- Что изображается в первой части? (Гибель Сокола)
- А во второй? (Размышления о смысле жизни, счастье с разных сторон -Ужа и автора)
2)Характеристика героев.
– Кто является главными героями произведения? (Уж и Сокол). – Я предлагаю вам поработать по вариантам и дать характеристику главным героям, используя таблицу с основными качествами (1 вариант работает с образом Ужа, 2 – с образом Сокола):
(У детей карточки с чертами характера. Они должны отобрать те, которые подходят данному герою –Приложение 1).
3). Выявление жизненных позиций Ужа и Сокола.
- Став свидетелем последних минут жизни Сокола, Уж не проявляет враждебности к нему, сочувствует, пытается помочь советом. Но мы ощущаем несовместимость их позиций, полярную противоположность отношения.
- О чем же идет спор между Ужом и Соколом? (О смысле жизни, о счастье)
- При помощи учебника составьте сравнительную таблицу жизненных позиций Ужа и Сокола по данному плану на экране.
1) Первая встреча двух героев
2) Что значит «жить» для Сокола и Ужа? 3) Что значит небо? 4) Где живет Уж и где обитает Сокол? 5) Эпитеты, характеризующие Сокола и Ужа.
- Первоначально мы видим Сокола, который «… пал с неба с разбитой грудью», а Уж «испугался, отполз проворно».
- Для Сокола жить - значит храбро биться, видеть небо. Счастье он видит в борьбе, и каждую минуту жизни хотел бы сделать яркой, насыщенной активным действием победы над врагом. Он говорит: « Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..»
- Уж живет без стремлений, без идеала: «Мне здесь прекрасно, тепло и сыро». «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет…»
- Уж живет в ущелье, где темно, пахнет гнилью, душно. Для него небо - пустое место, пустыня без дна и края. Сокол выбирает небесную даль, что «вечно ласкает очи мечтой о счастье».
- Какие эпитеты характеризуют Сокола и Ужа? (Смелый, свободная птица, гордая птица). (Горьковский Сокол - символ свободолюбия, бесстрашия, беззаветного служения высоким идеалам. Уж - символ приземленности, бескрылости, самодовольства, общественной пассивности).
- Прекрасен подвиг во имя свободы. Но Сокол погиб. И заключительные строки 1 части проникнуты печалью. Прослушайте отрывок из «Песни..».
- В этих строках вопрос: «Какой же след останется от героического деяния?» Может быть прав Уж, твердящий: «Все в землю лягут, все прахом будет?»
- Но даже для самого Ужа эта встреча не прошла бесследно. Он спрашивает: «зачем такие, как он, умерши, смущают душу...»
Позиция Сокола
Позиция Ужа
«…пал с неба Сокол с разбитой грудью…»
«Уж испугался, отполз проворно…»
«Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..»
«Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»
4) Работа над идеей произведения.
- Почему Уж во 2 части песни осуждает тех, кто стремиться высоко в небо? (Они обманывают, прикрывают безумство своих желаний и скрывают за этим негодность для дела жизни)
- Я сам все знаю, я видел небо, - так говорит Уж. Так ли это? Знает ли он правду? (Нет, он не знает правды)
- Какую правду знает Уж, а какую Сокол? (Уж - прелесть полетов - в паденье, Сокол - безумство храбрых - вот мудрость жизни)
- Для Ужа стремления Сокола - бредни, безумство. В концовке песни Горький тоже говорит о безумстве храбрых. Какой смысл имеет слово безумство в устах Ужа и Сокола? (Безумство или Глупость, для Сокола - мудрость, это слово приобретает иной смысл: дерзание, исключительная смелость, бесстрашие)
- Дома вы должны были найти в тексте афоризмы, выражающие суть противоположных позиций героев. (Рожденный ползать - летать не может. Безумство храбрых - вот мудрость жизни)
Позиция Сокола
Позиция Ужа
«…пал с неба Сокол с разбитой грудью…»
«Уж испугался, отполз проворно…»
«Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..»
«Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»
«Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»
«Рожденный ползать – летать не может!..»
5) Работа над проблемным вопросом.
– В чем же смысл человеческой жизни? – Для того, чтобы сформулировать варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей. В каждом высказывании подчеркните самые важные слова, которые отражают его суть. – Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни. Для этого мы сформулируем высказывания в виде суждений:
живем, чтобы быть успешными в делах, семье
живем, чтобы нести ответственность за себя, за других
живем, чтобы найти себя
живем, чтобы жить
живем, чтобы действовать
живем, чтобы работать
живем, чтобы быть счастливыми
– А какое высказывание ближе вам? Почему?
6) Авторская позиция.
– Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу. – Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему? – А чью сторону принимает автор? С чем это связано? Вспомните его биографию, то, в какое время он жил.
Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы. Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели как ужи, возможно мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц. Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас. Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.
7) Работа с примерами из жизни.
– Скажите, пожалуйста, может ли среда, в которой живет человек, или удары судьбы повлиять на его дальнейшую жизнь? Как люди могут повести себя, если вдруг случится горе? (некоторые начинают бороться, иные – деградируют) – От кого это зависит? – Закройте глаза и послушайте отрывки из музыкальных произведений (звучит отрывок произведения Баха и Дианы Гурцкой).
Звучит музыка. – Что может объединять двух этих людей, которые в общем – то совершенно разные?
6. Рефлексия. Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
6. Подведение итогов.
– Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы продолжили размышления о теме, затронутой на уроке. Поэтому помимо основного д/задания (выучить отрывок) предлагаю написать сочинение на тему «Я пришел в этот мир, чтобы…»