kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока потворчествк Л.Н.Толстого :Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока построен в соответствии с этапами урока,сожержит творческие задания задания,требует размышления по поставленной проблеме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока потворчествк Л.Н.Толстого :Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.»

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого «После бала»

Тема урока: Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Цели: 1)Организовать деятельность учащихся по анализу рассказа с тем , чтобы основная мысль произведения была ими понята и осознана; показать идейно-нравственную позицию автора.

2)Способствовать формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы; расширять кругозор учащихся.

3)Воспитывать чувство сопричастности к историческому прошлому России, помочь учащимся увидеть актуальность рассказа.



Оборудование: 1)иллюстрации к произведению;

2)записи вальса и барабанного боя;

3)запись цитатного плана;

4)текст из книги « История Отечества в портретах» для

работы по методике «Мудрые совы»

Структура и содержание урока

1.Организационный момент

2.Проверка восприятия изученного материала

Мы продолжаем с вами, ведомые гением Л.Н. Толстого, искать истину, справедливость, правду, в которую свято верил писатель.

Итак, Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»

О чем он? (подтвердить цитатами)

1)о любви «но это моя самая сильная любовь»;

2)о том, что может повлиять на жизнь человека. «…А я думаю, что все дело в случае»;

3)о времени (40-е годы 19 века);

4)о способности человека чувствовать чужую боль«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, я опустил глаза…».

Учитель . О каком времени?

Уч-ся-о 40-х годах 19 века.

Учитель

Следовательно, это эпоха правления Николая I. Когда солдат за малейшую провинность прогоняли сквозь строй и забивали шпицрутенами насмерть.

Учитель

Подтвердите этот факт текстом («приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его»)

Это рассказ о жестокости того времени.

Учитель Но была и другая сторона этого времени- роскошь. Когда в богатых домах ежедневно обед накрывали на 100 человек, а на бал хозяева могли затратить около 50 тысяч рублей за вечер.

Учитель

Найдем примеры этого в тексте («бал был чудесный - буфет великолепный и разливанное море шампанского).

А если обратить внимание на тему урока, о чем еще этот рассказ?

Ученик Это рассказ о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

3 Работа по теме урока

-Какие ассоциации вызывают у вас слова «мораль», «ответственность»?

-Ученик Нравственность, долг.

Отсюда цель нашего урока

-увидеть, как автор утверждает мысль о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Обратимся к домашнему заданию. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала. Был ли он двуличным человеком?

Ученик1 Полковник-двуличный человек

Ученик2 Нет, полковник не двуличный человек, он рьяно несет свою службу, он все делает по закону.

Словарь: Двуличный-неискренний, искренний-правдивый.

Учитель

Полковник-человек своей эпохи. Давайте обратимся к истории. Какова же эпоха?

40-е годы 19 века-времена царствования Николая I. Вс. Свою жизнь он боролся с революцией и преуспел в этом. Поиски крамольных мыслей были настолько тщательны и придирчивы (цензура в литературе, проверка цензорами частной переписки, доносы на ненадежных людей), что от этого страдали люди, которые положительно относились к режиму. Велась борьба с вольномыслием в школах и университетах. Главной добродетелью учащихся стало беспрекословное повиновение. Основным достоинством человека считалась способность к подчинению. От каждого: чиновника, офицера, солдата, студента, гимназиста требовали: «Не рассуждай, а выполняй. Все делай по закону».

Учитель

Когда мы читаем в рассказе нечто похожее «Надо все по закону?»

Ученик

Когда полковник натягивает перчатку перед танцем ( и произносит эту фразу)

Учитель

Вот и ответ на вопрос. Все по закону. А на плацу полковник действует по закону?

Ученик. Да.

Учитель Вывод?

Ученик. Полковник- не двуличный человек, он убежден, что делать, надо все по закону: перед танцем натянуть перчатку на руку, вынуть шпагу из портупеи, а придет случай- ударит этой рукой провинившегося по закону, не нарушая его, он руководит экзекуцией. Он служака Николаевской эпохи.

Осуждает ли И.В. полковника?

Почему И.В. не женился на Вареньке?

Ученик.

Он увидел сцену экзекуции

Учитель

А была ли процедура экзекуции явлением, необычным для того времени? Обратимся к неисторическим источникам.

Учитель

Перед вами фрагмент из книги «История Отечества в портретах» под редакцией Леванова.

Познакомьтесь с текстом. Далее 2 вопроса из методики «Мудрые совы»

1)Отметь ту информацию, которая является для тебя новой.

2)Можно ли сделать из прочитанного вывод, который был бы значим для сегодняшнего урока?



4Работа учащихся по тексту

Ответы на вопросы.

Экзекуция - обычное явление того времени

Учитель

Итак, экзекуция - обыденное явление того времени. Ведь многие молодые люди из высшего круга шли в военную службу. Что же у них так круто менялась жизнь после того, как они видели экзекуцию ( а не видеть они просто не могли). Вряд ли. Видно, что-то было в Иване Васильевиче такое, что заставляло его после этой сцены отказfться от проторенного пути.

Что же?

Поработаем с текстом.

Запись плана

1«…Все дело в случае»

2«…Был я сильно влюблен»

3«…Учились и веселились»

II

  1. «…Танцевал до упаду»

  2. Танец папа

  3. «Обнимал весь мир своей любовью»



III

  1. «…Жестокая, нехорошая музыка»

  2. «Татарина гоняют…»

  3. «Будешь мазать? Будешь?»

IV «Любовь пошла на убыль»

Мог бы писатель сразу после первого абзаца перейти к рассказу И.В. о бале у губернского предводителя? Но чтобы мы тогда знали о И.В.?

Ученик Что он человек всеми уважаемый.

(Рассказчик искренний и правдивый.)

Учитель Как И.В. реагирует на замечания служителей от том, что был он в молодости очень красив?

Ученик. Пытается отделаться от этого замечания. Значит, ему чуждо тщеславие.

Учитель

Часть «Дома» - связывающее звено. А что же она дает для раскрытия образа рассказчика?

«Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидел, что это совершенно невозможно».

Ученик

Показана полнота чувств Ивана Васильевича

Учитель

Обратим внимание на фразу «Крепостной наш лакей Петруша встретил меня со свечой и хотел помочь мне раздеться. В ней отношение к лакею, как к человеку. Это тоже характеристика Ивана Васильевича.

Звучит мелодия вальса.

Учитель

Сейчас вы услышите музыку. Это аккопанемент к какой части рассказа?(2),(3)

В чем особенности композиции рассказа?

Ученик

Контраст-основа композиции (контраст портретов, цветов, чувств, звуков)

Учитель

Контраст звуков. Какая же сейчас должна прозвучать мелодия, которая была бы аккомпанементом экзекуции? Иван Васильевич узнал, что есть аккомпанемент любви, а есть аккомпанемент жестокости.

Ученик

Барабан и флейта

Звучит барабан

Учитель

Прочитайте эпизод, где рассказывается о чувствах Ивана Васильевича, который увидел сцену экзекуции

Ученики читают

Слова «Мне было до такой степени стыдно…»

Учитель

Какая же черта характера Ивана Васильевича раскрывается в этом эпизоде?

Ученик

Умение сопереживать, умение чувствовать чужую боль как свою

Как же он оценил увиденное?

«Что же вы думаете, что я тогда решил»

Тем не менее случившееся на плацу не могло не оставить след в душе Ивана Васильевича. Помните мой вопрос, осудил ли он полковника!

Ученик

Нет

Учитель

Но и жить дольше он не мог так, как задумывал ранее.

Докажите текстом

«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то стало быть они знали что-то такое, что я не знал. Я, не узнав, не мог поступить в военную службу…»

Что же было в герое такого, что заставило его отказаться карьеры, соответственно - от военной службы?

Чувство личной ответственности за происходящее вокруг

Индивидуальное задание: Изменен вариант редакции с тем, чтобы в окончательной реакции сильнее выразить чувство ответственности.

Вывод: Что же было в Иване Васильевиче такого, что заставило его круто изменить жизнь после увиденного на плацу:

Иван Васильевич:

1.Человек всеми уважаемый

2.Искренний и правдивый рассказчик, человек, умеющий сопереживать, чувствующий ответственность за все происходящее вокруг

5 Обобщение материала

На вопрос, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека, мы прямого ответа не получили, но зато автор привел нас к очень важному выводу: человек не может и не должен быть равнодушным к жизни окружающих его людей.

А прав был Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку, причастной ко злу, совершенному ее отцом?

Рассуждение детей

Вывод: семья и жестокость – вещи несовместимые

Сегодня на уроке речь идет о моральной ответственности. Не случайно, экзекуция проходит в прощеное воскресение. ( Казнь в прощеное воскресение). И невольно задумываешься, а не своими руками Петр Владиславович разрушил невольно счастье дочери?

Докажите, что вероятно, это был бы счастливый брак (ответы детей).



Богатый, влюбленный Иван Васильевич – блестящая партия для дочери полковника, у которого и дом на окраине, и сапоги домодельные. Но не случилось. Грех отцов падает на детей.

Актуален ли рассказ в наши дни?

Разве сейчас нет в армии конфликтов: солдат – офицер, солдат- солдат

Рассуждение детей

А когда этих конфликтов могло не быть?

Когда каждый человек (солдат, офицер, ученик) чувствовал моральную ответственность за все происходящее вокруг, как Иван Васильевич

6 Рефлексия



Подведем итоги урока (продолжите фразу)

Услышанное на уроке убедило меня в том, что сегодня на уроке я узнал (доска)

Если бы сегодня на уроке литературы не было бы исторических сведений по изучаемой эпохе, то…

6 Домашнее задание

Домашнее задание по выбору: выполнить тестирование (включено задание по литературе и истории) или письменно ответить на вопрос. Как могла бы сложиться жизнь Ивана Васильевича, если бы его молодость пришлась на 70-е годы 19 века (период после реформы русской армии)



1) Какая точка зрения вам ближе? К сожалению, герой, прожив жизнь, не понял, что с ним случилось. Он остался одиноким, вероятно, был не в силах преодолеть недоверие к людям, рожденное в то утро.



2) Образом главного героя Толстой показал пробуждение совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему

(ответы учащихся)

























Фрагмент текста из книги «История Отечества в портретах» под редакцией И.В. Леванова

Задание

1)Прочитайте текст.

2)Отметьте ту информацию, которая является для вас новой.

3)Можно ли сделать из прочитанного вывод, который был бы значим для сегодняшнего урока?



В первой половине XIX века в России господствовала система телесных наказаний, в необходимости которых был убежден император. Он помнил своего воспитателя Ландсдорфа, который частенько бивал великих князей в детстве ружейным шомполом или линейкой по рукам, мог схватить непослушного и упрямого Николая за шиворот и ударить об стенку так сильно, что тот едва не терял сознание. По-видимому, Николай, склонен был думать, что если уж он, государь, подвергался побоям, то нет основания избегать их при наказании простых смертных, особенно крестьян и солдат.

Не щадили учеников школ, гимназий, даже студентов и чиновников. Идти «на правеж» (наказание палками) стало обыденным делом российской действительности. Даже смертную казнь заменяли прогонкой виновных несколько раз сквозь строй в тысячу человек. Не случайно, у Николя I было прозвище «Палкин».

Следует отметить, что дворянство, напуганное репрессивными мерами императора в связи с делом декабристов, сторонилось царя и его бюрократии. Многие передовые представители вынуждены были самоустраниться от активной деятельности.













































-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Зайцева Людмила Борисовна

Дата: 08.10.2017

Номер свидетельства: 431394


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства