kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по внеклассному чтению "Д.Свифт "Путешествие в Лилипутию", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с отрывком из произведения Д.Свифта "Путешествие в Лилипутию", выявить среди учащихся вдумчивых читателей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основной урок»

Тема: Д. Свифт «Путешествие в Лилипутию»


Цель: познакомить с отрывком из произведения Д.Свифта «Путешествие в Лилипутию»; вызвать интерес детей к внимательному чтению классических литературных произведений; развивать память, связную речь; учить обобщать, сравнивать, выделять главное, давать чёткие ответы на поставленные по содержанию литературного произведения вопросы; выявить среди учащихся класса вдумчивых читателей.


Ресурсы: ТСО, рабочие листы.


Ход урока:

- Ребята, представьте себе, что вы оказались в совершенно незнакомом месте, где всё, что вас окружает невероятно огромного размера. Как вы себя ощущаете? Что будете делать? А если всё, что вас окружает, будет очень маленьким? Как вы будете передвигаться? О чем подумаете в первую очередь? Сегодня на уроке внеклассного чтения мы отправимся в путешествие в один из таких удивительных миров. И поможет нам в этом книга.

Читая книги о путешественниках, вы сами мысленно пройдёте их путями, испытаете их трудности, вместе с ними будете любоваться красотой далёких краёв, вместе с ними будете радоваться успешному окончанию нелёгких походов.

Вот и мы сегодня отправимся в путешествие по морю Творчества Джонатана Свифта.

Чтение биографии Джонатана Свифта учителем.

Джонатан Свифт – выдающийся английский писатель, поэт и сатирик. Родился 30 ноября 1667 года в Ирландии (город Дублин) в небогатой семье. С детства он был лишен родительской ласки и заботы. Отец умер еще до рождения сына, а мать уехала в Англию, где и прожила до конца своих дней. Воспитанием Джонатана занимался его дядя.

Образование Свифт получил в Дублинском университете, который славился своими традициями преподавания литературы, древних языков и богословских наук. Здесь Джонатан увлекся литературным творчеством. По окончании университета талантливый, образованный, но бедный молодой человек мог выбирать между профессиями юриста и церковного служителя. Свифт решил стать священником.

Вскоре писатель уехал в Англию. Там он устроился секретарем к богатому аристократу. Роскошная библиотека помогала Свифту восполнить пробелы в образовании. За неполных десять лет Свифт стал профессиональным литератором, и написал свои первые сатирические произведения, в которых высмеивал пороки светской и церковной жизни.

«Путешествия Гулливера» - главное произведение Свифта. Этот роман сегодня воспринимается как литературная сказка. Но Джонатан Свифт писал свой роман совсем не для детей и менее всего хотел порадовать публику фантастическими выдумками. Роман о путешествиях корабельного врача Лемюэля Гулливера был грозным оружием сатиры против недостатков политической и общественной жизни Англии.

Что такое сатира? Чем она отличается от юмора? Сатира и юмор – разные формы смешного в литературе. Юмор – осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования, гневный смех.

Последние годы жизни Свифта были омрачены тяжелой болезнью, умер писатель в 1745 году.

- Что вы можете рассказать о жизни и творчестве Джонатана Свифта?

- Сегодня мы познакомимся с отрывком из первой части романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», будем учиться обобщать, сравнивать, выделять главное из прочитанного, давать чёткие ответы на поставленные по содержанию литературного произведения вопросы, и будем учиться быть вдумчивыми читателями.


Чтение 1 части учителем.

Знакомство с новыми словами:

Бриг – двух- или трехмачтовый парусный корабль.

Корма - задняя часть корпуса корабля.


Рабочий лист, задание 1.

Заполните таблицу «Верно/неверно», поставьте знак :



Верно

Неверно

Трехмачтовый бриг "Антилопа" отплывал в Южный океан.


У Гулливера было двое детей: сын Джон и дочь Бетси (Джонни, Бетти).


Гулливер любил путешествовать.


Гулливер усердно изучал географию и математику.


Отец отдал Гулливера в учение к лондонскому адвокату (врачу).


Гулливер поступил корабельным врачом на судно "Орёл" (Ласточка).


Гулливер совершил несколько путешествий в Восточную и Западную Индию.


На первой странице этой книжки было написано: "4 марта 1699 года мы снялись с якоря в Бристоле" (4 мая).



- Какие ошибки были допущены в таблице? Исправьте их зеленой ручкой.


Чтение 2 части детьми цепочкой.

Знакомство с новыми словами:

Трюм - внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем, служащее для установки механизмов, для грузов.

Утёс - высокая отвесная скала.

Шлюпка - небольшая гребная лодка с прочным широким корпусом.

Кафтан - старинная верхняя мужская одежда.

Отлогий - спускающийся под небольшим уклоном, не крутой.


Рабочий лист, задание 2.

Расставьте предложения в хронологическом порядке, рядом с каждым предложением поставьте числа от 1 до 6:

6. Гулливер вышел на лужайку, покрытую очень мягкой и очень низкой травой.

2. Корабль ударился об утес и разбился в щепки.

5. Сначала вода доходила ему до плеч, потом до пояса, потом только до колен.

1. Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла буря.

4. И вдруг ноги его коснулись твердой земли.

3. Когда он вынырнул, возле него никого не было.


- Найдите фразеологизм, объясните его значение.

Выбились из сил - устали.


Чтение 3 части учителем и детьми по очереди.

Знакомство с новыми словами:

Колышек – деревянный стержень с одним заостренным концом.

Колчан - сумка, футляр для стрел.

Помост – возвышение, площадка.

Паж - в средние века мальчик, молодой человек из дворянской семьи, состоявший на службе в качестве личного слуги у знатной особы.

Свиток - длинный лист бумаги, сматываемый для хранения в рулон.

Посол - представитель власти, главы государства.

Окорок – часть туши, обычно копченой или зажаренной.


Рабочий лист, задание 3.

Дополните предложения:

Гулливер был похож на рыбу, которую поймали в сеть.

Чуть ли не под носом у него стоит человечек - крошечный, но самый настоящий человечек!

Только под ухом у него все время раздавался шум, похожий на стрекотание кузнечиков.

Он собрал силы и попытался оторвать от земли левую руку.

Стрелы у человечков были тоненькие и острые, как иголки.

Потом они убежали, и по ступенькам медленно поднялся на помост человечек в длинном плаще.

Гулливер ничего не понял, но на всякий случай кивнул головой и приложил к сердцу свободную руку.

Он поднял палец и несколько раз поднес его к губам.

Он съел пять жареных быков, восемь вяленых баранов, девятнадцать копченых поросят и сотни две цыплят и гусей.

Они нарочно подсыпали в бочки с вином сонного порошка, чтобы усыпить своего огромного гостя.


- Найдите фразеологизмы, объясните их значение.

Бросились врассыпную – разбежались в разные стороны.

Во рту ни крошки не было – давно ничего не ел и не пил.


Чтение 4 части про себя.

Знакомство с новыми словами:

Телега - грузовая повозка.

Бечевка - тонкая прочная нить.

Кучер - человек, управляющий лошадьми в упряжке.

Стре́мя - принадлежность, помогающая всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время верховой езды.


Рабочий лист, задание 4.

Ответьте на вопросы, используя текст:

В какую страну занесла Гулливера буря? Лилипутия.

Как называется столица Лилипутии? Мильдендо.

Какого размера деревья в Лилипутии? Не выше куста смородины.

Какого размера самые большие дома в Лилипутии? Ниже стола.

Что сделали с Гулливером, чтобы привезти его в столицу? Усыпили.

Сколько колес было на телеге? 22 колеса.

Сколько силачей перекатывали Гулливера на телегу? 900 силачей.

Через сколько часов силачи взвалили Гулливера на телегу? Через три часа.

Сколько лошадей запрягли в телегу? Полторы тысячи лошадей.

Кто охранял Гулливера ночью? Гвардейцы.


- Найдите фразеологизм, объясните его значение.

Точно ветром сдуло - внезапное исчезновение.


Чтение 5 части учителем.

Знакомство с новыми словами:

Щиколотка - часть нижней конечности, которая обеспечивает свободное движение стопы.

Вороной - конь яркой черной окраски.

Взвился на дыбы - встал на задние лапы.

Свита - лица, сопровождающие важную особу.

Ножны - футляр для вкладывания сабли, шпаги, кинжала.

Перочинный нож - складной нож, лезвие которого убирается в рукоять.


Рабочий лист, задание 5.

Выберите правильный вариант ответ:

  1. В парадном зале замка Гулливер мог поместиться:

а) только сидя б) почти во весь рост в) свернувшись калачиком

  1. Сколько человечков успело прогуляться по Гулливеру?

а) одна тысяча б) сто тысяч в) десять тысяч

  1. Сколько замков повесили кузнецы на цепочки?

а) 36 б) 91 в) 63

4. Что значит по-лилипутски Куинбус Флестрин?

а) Человек-Скала б) Человек-Гора в) Человек-Звезда

5. Откуда, по мнению ученых, взялся Куинбус Флестрин?

а) со дна моря б) вырос на грядке в) с Марса

6. На какой лошади скакал Император?

а) на белой б) на чёрной в) на рыжей

7. На что стала похожа лужайка?

а) на шляпу б) на зонт в) на юбку

8. На каком языке не представился Гулливер императору?

а) на польском б) на испанском в) на греческом

9. Чем была вооружена охрана?

а) пистолетами и ружьями б) копьями, луками и мечами в) мечами

10. Куда положил Гулливер пленников?

а) в карман камзола б) в кошелёк в) в шляпу


Чтение 6 части детьми цепочкой.

Знакомство с новыми словами:

Чума – инфекционное заболевание.

Балдахин – украшенный навес на столбиках над кроватью, над троном.


Рабочий лист, задание 6.

Соотнесите слова с их значением:

Бельфаборак Дворец

Рельдрессель Государственный секретарь

Скайреш Болголам Адмирал

Флимнап Казначей

Лимток Генерал

Бельмаф Судья

Мильдендо Столица Лилипутии

Куинбус Флестрин Человек-Гора


Чтение 7 части детьми цепочкой по абзацам.

Знакомство с новыми словами:

Чиновник – государственный служащий.

Опись - список имущества, вещей, составленный для их учета.

Кипа - пачка предметов, лежащих один на другом.


Рабочий лист, задание 7.

По мере чтения дети записывают предположительные названия предметов.

Заполните таблицу:

1.

Большой кусок грубого холста, который по своей величине мог бы служить ковром для парадной залы дворца Бельфаборак.


Носовой платок

2.

Огромный серебряный сундук с крышкой и жёлтой пылью внутри, от которой чихают до слёз.


Табакерка

3.

Огромный нож. Если поставить его стоймя, он окажется выше человеческого роста.


Перочинный ножик

4.

Невиданная в наших краях машина из железа и дерева.


Пистолет

5.

Кипа прямоугольных, совершенно одинаковых листов, сделанных из какого-то неизвестного нам белого и гладкого материала. Вся эта кипа прошита толстыми веревками. Мы заметили на них ряды черных таинственных знаков.


Блокнот


6.

Сеть размерами не менее рыболовной, но устроенную так, что она может закрываться и открываться наподобие кошелька. В ней лежит несколько тяжелых предметов из красного, белого и желтого металла. Они разной величины, но одинаковой формы - круглые и плоские. Красные - вероятно, из меди. Они так тяжелы, что мы вдвоем едва могли поднять такой диск. Белые - очевидно, серебряные - поменьше. Они похожи на щиты наших воинов. Желтые - должно быть, золотые.


Кошелёк

7.

Толстая металлическая цепь, по-видимому, серебряная. Эта цепь прикреплена к большому круглому предмету, находящемуся в кармане и сделанному из того же металла. Одна его стенка прозрачна, как лед, и сквозь нее отчетливо видны двенадцать черных знаков, расположенных по кругу, и две длинные стрелы.


Часы

8.

Вещь, похожая на решетку дворцового сада.


Расческа

9.

Меч длиной в пять раз более среднего человеческого роста.


Кортик

10.

Мешок, разделенный на два отделения. В одном из отделений мы нашли множество тяжелых и гладких металлических шаров величиной с человеческую голову; другое до краев полно какими-то черными зернами, довольно легкими и не слишком крупными.


Мешочек с пулями и порохом


Чтение 8 части учителем с остановками.

По мере чтения дети записывают названия тех предметов, которые перечислены в тексте.

Рабочий лист, задание 7.

Заполните четвёртую графу таблицы зелёной ручкой.

Знакомство с новыми словами (по ходу чтения):

Кортик – небольшой прямой тонкий кинжал.

Арсенал – склад оружия и военного снаряжения.

- Что произошло дальше с Гулливером, вам предстоит узнать дома, прочитав продолжение приключений главного героя.

Книга о невероятных приключениях Гулливера давно стала любимым произведением взрослых и детей. Она по праву входит в золотой фонд мировой литературы. Но на этом приключения отважного моряка не заканчиваются, страсть Гулливера к путешествиям приводит его в страну великанов – Бробдингнег, где он сам чувствует себя лилипутом, где люди похожи на горы, а кошка - страшный зверь и даже с мухами приходится сражаться... В третьей части Гулливер попадает на летающий остров Лапуту в страну ученых. В четвертой, заключительной части романа Гулливер попадает на новый остров — в страну гуигнгнмов – разумных лошадей.

- Мы с вами перевернули очередную страницу. И наше путешествие на сегодня тоже закончилось. А вам хочется продолжить путешествие? А как его можно продолжить? Чему вы научились на уроке? Какое задание больше всего вам понравилось? Чем? Какое задание вызвало затруднение? По какой причине? Какое у вас сейчас настроение?

Закончить наш урок я хочу словами французского писатели Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»… Читайте книги! Становитесь мудрее!


Домашнее задание:

  1. Дочитать отрывок из произведения Д.Свифта «Путешествие в Лилипутию» до конца.

  2. Письменно ответить на вопрос: Вы - житель Лилипутии. Вы бы хотели, чтобы Гулливер остался в вашей стране навсегда? Почему?


Просмотр содержимого документа
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛИЛИПУТИЮ основной текст»

Джонатан Свифт

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛИЛИПУТИЮ


1

Трехмачтовый бриг "Антилопа" отплывал в Южный океан. На корме стоял корабельный врач Лемюэль Гулливер и смотрел в подзорную трубу на пристань. Там остались его жена и двое детей: сын Джонни и дочь Бетти. Не в первый раз отправлялся Гулливер в море. Он любил путешествовать. Еще в школе он тратил почти все деньги, которые присылал ему отец, на морские карты и на книги о чужих странах. Он усердно изучал географию и математику, потому что эти науки больше всего нужны моряку. Отец отдал Гулливера в учение к знаменитому в то время лондонскому врачу. Гулливер учился у него несколько лет, но не переставал думать о море. Врачебное дело пригодилось ему: кончив учение, он поступил корабельным врачом на судно "Ласточка" и плавал на нем три с половиной года. А потом, прожив года два в Лондоне, совершил несколько путешествий в Восточную и Западную Индию. Во время плавания Гулливер никогда не скучал. У себя в каюте он читал книги, взятые из дому, а на берегу приглядывался к тому, как живут другие народы, изучал их язык и обычаи. На обратном пути он подробно записывал дорожные приключения. И на этот раз, отправляясь в море, Гулливер захватил с собой толстую записную книжку. На первой странице этой книжки было написано: "4 мая 1699 года мы снялись с якоря в Бристоле".


2

Много недель и месяцев плыла "Антилопа" по Южному океану. Дули попутные ветры. Путешествие было удачное. Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла буря. Ветер и волны погнали его неизвестно куда. А в трюме уже кончался запас пищи и пресной воды. Двенадцать матросов умерли от усталости и голода. Остальные едва передвигали ноги. Корабль бросало из стороны в сторону, как ореховую скорлупку.

В одну темную, бурную ночь ветер понес "Антилопу" прямо на острую скалу. Матросы заметили это слишком поздно. Корабль ударился об утес и разбился в щепки.
Только Гулливеру и пяти матросам удалось спастись в шлюпке. Долго носились они по морю и наконец совсем выбились из сил. А волны становились все больше и больше, и вот самая высокая волна подбросила и опрокинула шлюпку. Вода покрыла Гулливера с головой. Когда он вынырнул, возле него никого не было. Все его спутники утонули. Гулливер поплыл один куда глаза глядят, подгоняемый ветром и приливом. То и дело пробовал он нащупать дно, но дна все не было. А плыть дальше он уже не мог: намокший кафтан и тяжелые, разбухшие башмаки тянули его вниз. Он захлебывался и задыхался.

И вдруг ноги его коснулись твердой земли. Это была отмель. Гулливер осторожно ступил по песчаному дну раз-другой - и медленно пошел вперед, стараясь не оступиться.

Идти становилось все легче и легче. Сначала вода доходила ему до плеч, потом до пояса, потом только до колен. Он уже думал, что берег совсем близко, но дно в этом месте было очень отлогое, и Гулливеру еще долго пришлось брести по колено в воде.

Наконец вода и песок остались позади. Гулливер вышел на лужайку, покрытую очень мягкой и очень низкой травой. Он опустился на землю, подложил под щеку ладонь и крепко заснул.


3

Когда Гулливер проснулся, было уже совсем светло. Он лежал на спине, и солнце светило прямо ему в лицо. Он хотел было протереть глаза, но не мог поднять руку; хотел сесть, но не мог пошевелиться. Тонкие веревочки опутывали все его тело от подмышек до колен; руки и ноги были крепко стянуты веревочной сеткой; веревочки обвивали каждый палец. Даже длинные густые волосы Гулливера были туго намотаны на маленькие колышки, вбитые в землю, и переплетены веревочками. Гулливер был похож на рыбу, которую поймали в сеть.

"Верно, я еще сплю", - подумал он.

Вдруг что-то живое быстро вскарабкалось к нему на ногу, добралось до груди и остановилось у подбородка. Гулливер скосил один глаз. Что за чудо! Чуть ли не под носом у него стоит человечек - крошечный, но самый настоящий человечек! В руках у него - лук и стрела, за спиной - колчан. А сам он всего в три пальца ростом. Вслед за первым человечком на Гулливера взобралось еще десятка четыре таких же маленьких стрелков. От удивления Гулливер громко вскрикнул.

Человечки заметались и бросились врассыпную. На бегу они спотыкались и падали, потом вскакивали и один за другим прыгали на землю. Минуты две-три никто больше не подходил к Гулливеру. Только под ухом у него все время раздавался шум, похожий на стрекотание кузнечиков. Но скоро человечки опять расхрабрились и снова стали карабкаться вверх по его ногам, рукам и плечам, а самый смелый из них подкрался к лицу Гулливера, потрогал копьем его подбородок и тоненьким, но отчетливым голоском прокричал:

- Гекина дегуль!

- Гекина дегуль! Гекина дегуль! - подхватили тоненькие голоса со всех сторон. Но что значили эти слова, Гулливер не понял, хотя и знал много иностранных языков.

Долго лежал Гулливер на спине. Руки и ноги у него совсем затекли. Он собрал силы и попытался оторвать от земли левую руку. Наконец это ему удалось. Он выдернул колышки, вокруг которых были обмотаны сотни тонких, крепких верёвочек, и поднял руку.

В ту же минуту кто-то громко пропищал:

- Только фонак!

В руку, в лицо, в шею Гулливера разом вонзились сотни стрел. Стрелы у человечков были тоненькие и острые, как иголки.

Гулливер закрыл глаза и решил лежать не двигаясь, пока не наступит ночь. "В темноте будет легче освободиться", - думал он.

Но дождаться ночи на лужайке ему не пришлось. Недалеко от его правого уха послышался частый, дробный стук, будто кто-то рядом вколачивал в доску гвоздики. Молоточки стучали целый час. Гулливер слегка повернул голову - повернуть ее больше не давали веревочки и колышки - и возле самой своей головы увидел только что построенный деревянный помост. Несколько человечков прилаживали к нему лестницу.

Потом они убежали, и по ступенькам медленно поднялся на помост человечек в длинном плаще. За ним шел другой, чуть ли не вдвое меньше ростом, и нес край его плаща. Наверно, это был мальчик-паж. Он был не больше Гулливерова мизинца. Последними взошли на помост два стрелка с натянутыми луками в руках.

- Лангро дегюль сан! - три раза прокричал человечек в плаще и развернул свиток длиной и шириной с березовый листок. Сейчас же к Гулливеру подбежали пятьдесят человечков и обрезали веревки, привязанные к его волосам. Гулливер повернул голову и стал слушать, что читает человечек в плаще. Человечек читал и говорил долго-долго. Гулливер ничего не понял, но на всякий случай кивнул головой и приложил к сердцу свободную руку. Он догадался, что перед ним какая-то важная особа, по всей видимости, королевский посол.

Прежде всего Гулливер решил попросить у посла, чтобы его накормили. С тех пор как он покинул корабль, во рту у него не было ни крошки. Он поднял палец и несколько раз поднес его к губам. Должно быть, человечек в плаще понял этот знак. Он сошел с помоста, и тотчас же к бокам Гулливера приставили несколько длинных лестниц.

Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили по этим лестницам корзины с едой. В корзинах были тысячи хлебов величиной с горошину, целые окорока - с грецкий орех, жареные цыплята - меньше нашей мухи.

Гулливер проглотил разом два окорока вместе с тремя хлебцами. Он съел пять жареных быков, восемь вяленых баранов, девятнадцать копченых поросят и сотни две цыплят и гусей.

Скоро корзины опустели. Тогда человечки подкатили к руке Гулливера две бочки с вином. Бочки были огромные - каждая со стакан. Гулливер вышиб дно из одной бочки, вышиб из другой и в несколько глотков осушил обе бочки. Человечки всплеснули руками от удивления. Потом они знаками попросили его сбросить на землю пустые бочки. Гулливер подбросил обе разом. Бочки перекувырнулись в воздухе и с треском покатились в разные стороны.

Толпа на лужайке расступилась, громко крича:

- Бора мевола! Бора мевола!

После вина Гулливеру сразу захотелось спать. Сквозь сон он чувствовал, как человечки бегают по всему его телу вдоль и поперек, скатываются с боков, точно с горы, щекочут его палками и копьями, прыгают с пальца на палец. Ему очень захотелось сбросить с себя десяток-другой этих маленьких прыгунов, мешавших ему спать, но он пожалел их. Как-никак, а человечки только что гостеприимно накормили его вкусным, сытным обедом, и было бы неблагородно переломать им за это руки и ноги. К тому же Гулливер не мог не удивляться необыкновенной храбрости этих крошечных людей, бегавших взад и вперед по груди великана, которому бы ничего не стоило уничтожить их всех одним щелчком. Он решил не обращать на них внимания и, одурманенный крепким вином, скоро заснул. Человечки этого только и ждали. Они нарочно подсыпали в бочки с вином сонного порошка, чтобы усыпить своего огромного гостя.


4

Страна, в которую буря занесла Гулливера, называлась Лилипутия. Жили в этой стране лилипуты. Самые высокие деревья в Лилипутии были не выше нашего куста смородины, самые большие дома были ниже стола. Такого великана, как Гулливер, в Лилипутии никто никогда не видел.

Император приказал привезти его в столицу. Для этого-то Гулливера и усыпили. Пятьсот плотников построили по приказу императора огромную телегу на двадцати двух колесах. Телега была готова в несколько часов, но взвалить на нее Гулливера было не так-то просто. Вот что придумали для этого лилипутские инженеры.
Они поставили телегу рядом со спящим великаном, у самого его бока. Потом вбили в землю восемьдесят столбиков с блоками наверху и надели на эти блоки толстые канаты с крючками на одном конце. Канаты были не толще обыкновенной бечевки.
Когда все было готово, лилипуты принялись за дело. Они обхватили туловище, обе ноги и обе руки Гулливера крепкими повязками и, зацепив эти повязки крючками, принялись тянуть канаты через блоки. Девятьсот отборных силачей были собраны для этой работы со всех концов Лилипутии. Они упирались в землю ногами и, обливаясь потом, изо всех сил тянули канаты обеими руками. Через час им удалось поднять Гулливера с земли на полпальца, через два часа - на палец, через три - они взвалили его на телегу.

Полторы тысячи самых крупных лошадей из придворных конюшен, каждая ростом с новорожденного котенка, были запряжены в телегу по десятку в ряд. Кучера взмахнули бичами, и телега медленно покатилась по дороге в главный город Лилипутии - Мильдендо.

Гулливер все еще спал. Он бы, наверно, не проснулся до конца пути, если бы его случайно не разбудил один из офицеров императорской гвардии. Это случилось так. У телеги отскочило колесо. Чтобы приладить его, пришлось остановиться. Во время этой остановки нескольким молодым людям вздумалось посмотреть, какое лицо у Гулливера, когда он спит. Двое взобрались на повозку и тихонько подкрались к самому его лицу. А третий - гвардейский офицер,- не сходя с коня, приподнялся на стременах и пощекотал ему левую ноздрю острием своей пики. Гулливер невольно сморщил нос и громко чихнул.

- Апчхи! - повторило эхо.

Храбрецов точно ветром сдуло. А Гулливер проснулся, услышал, как щелкают кнутами погонщики, и понял, что его куда-то везут. Целый день взмыленные лошади тащили связанного Гулливера по дорогам Лилипутии. Только поздно ночью телега остановилась, и лошадей отпрягли, чтобы накормить и напоить. Всю ночь по обе стороны телеги стояла на страже тысяча гвардейцев: пятьсот - с факелами, пятьсот – с луками наготове. Стрелкам приказано было выпустить в Гулливера пятьсот стрел, если только он вздумает пошевелиться. Когда наступило утро, телега двинулась дальше.


5

Недалеко от городских ворот на площади стоял старинный заброшенный замок с двумя угловыми башнями. В замке давно никто не жил. К этому пустому замку лилипуты привезли Гулливера. Это было самое большое здание во всей Лилипутии. Башни его были почти в человеческий рост. Даже такой великан, как Гулливер, мог свободно проползти на четвереньках в его двери, а в парадном зале ему пожалуй, удалось бы вытянуться во весь рост.

Здесь собирался поселить Гулливера император Лилипутии. Но Гулливер этого еще не знал. Он лежал на своей телеге, а со всех сторон к нему бежали толпы лилипутов.

Конная стража отгоняла любопытных, но все-таки добрых десять тысяч человечков успело прогуляться по ногам Гулливера, по его груди, плечам и коленам, пока он лежал связанный.

Вдруг что-то стукнуло его по ноге. Он чуть приподнял голову и увидел нескольких лилипутов с засученными рукавами и в черных передниках. Крошечные молоточки блестели у них в руках. Это придворные кузнецы заковывали Гулливера в цепи.

От стены замка к его ноге они протянули девяносто одну цепочку такой толщины, как делают обыкновенно для часов, и замкнули их у него на щиколотке тридцатью шестью висячими замками. Цепочки были такие длинные, что Гулливер мог гулять по площадке перед замком и свободно вползать в свой дом. Кузнецы кончили работу и отошли. Стража перерубила веревки, и Гулливер встал на ноги.

- А-ах, - закричали лилипуты. - Куинбус Флестрин! Куинбус Флестрин! По-лилипутски это значит: "Человек-Гора! Человек-Гора!"

Гулливер осторожно переступил с ноги на ногу, чтобы не раздавить кого-нибудь из местных жителей, и осмотрелся кругом. Никогда еще ему не приходилось видеть такую красивую страну. Сады и луга были здесь похожи на пестрые цветочные клумбы. Реки бежали быстрыми, чистыми ручейками, а город вдали казался игрушечным. Гулливер так загляделся, что не заметил, как вокруг него собралось чуть ли не все население столицы. Лилипуты копошились у его ног, щупали пряжки башмаков и так задирали головы, что шляпы валились на землю. Мальчишки спорили, кто из них добросит камень до самого носа Гулливера. Ученые толковали между собой, откуда взялся Куинбус Флестрин.

- В наших старых книгах написано, - сказал один ученый, - что тысячу лет тому назад море выбросило к нам на берег страшное чудовище. Я думаю, что и Куинбус Флестрин вынырнул со дна моря.

- Нет, - отвечал другой ученый, - у морского чудовища должны быть жабры и хвост. Куинбус Флестрин свалился с Луны.

Лилипутские мудрецы не знали, что на свете есть другие страны, и думали, что везде живут одни лилипуты. Ученые долго ходили вокруг Гулливера и качали головами, но так и не успели решить, откуда взялся Куинбус Флестрин. Всадники на вороных конях с копьями наперевес разогнали толпу.

- Пеплам селян! Пеплам селян! - кричали всадники.

Гулливер увидел золотую коробочку на колесах. Коробочку везла шестерка белых лошадей. Рядом, тоже на белой лошади, скакал человечек в золотом шлеме с пером. Человечек в шлеме подскакал прямо к башмаку Гулливера и осадил своего коня. Конь захрапел и взвился на дыбы. Сейчас же несколько офицеров подбежали с двух сторон к всаднику, схватили его лошадь под уздцы и осторожно отвели подальше от Гулливеровой ноги. Всадник на белой лошади был император Лилипутии. А в золотой карете сидела императрица. Четыре пажа разостлали на лужайке бархатный лоскут, поставили маленькое золоченое креслице и распахнули дверцы кареты. Императрица вышла и уселась в кресло, расправив платье. Вокруг нее на золотых скамеечках уселись ее придворные дамы. Они были так пышно одеты, что вся лужайка стала похожа на разостланную юбку, вышитую золотом, серебром и разноцветными шелками. Император спрыгнул с коня и несколько раз обошел вокруг Гулливера. За ним шла его свита. Чтобы лучше рассмотреть императора, Гулливер лег на бок.

Его величество был по крайней мере на целый ноготь выше своих придворных. Он был ростом в три с лишним пальца и, наверно, считался в Лилипутии очень высоким человеком. В руке император держал обнаженную шпагу чуть покороче вязальной спицы. На ее золотой рукоятке и ножнах блестели бриллианты. Его императорское величество закинул голову назад и о чем-то спросил Гулливера. Гулливер не понял его вопроса, но на всякий случай рассказал императору, кто он такой и откуда прибыл. Император только пожал плечами. Тогда Гулливер рассказал то же самое по-голландски, по-латыни, по-гречески, по-французски, по-испански, по-итальянски и по-турецки. Но император Лилипутии, как видно, не знал этих языков. Он кивнул Гулливеру головой, вскочил на коня и помчался обратно в Мильдендо. Вслед за ним уехала императрица со своими дамами. А Гулливер остался сидеть перед замком, как цепная собака перед будкой. К вечеру вокруг Гулливера столпилось по крайней мере триста тысяч лилипутов - все городские жители и все крестьяне из соседних деревень. Каждому хотелось посмотреть, что такое Куинбус Флестрин - Человек-Гора.

Гулливера охраняла стража, вооруженная копьями, луками и мечами. Страже было приказано никого не подпускать к Гулливеру и смотреть за тем, чтобы он не сорвался с цепи и не убежал. Две тысячи солдат выстроились перед замком, но все-таки кучка горожан прорвалась сквозь строй. Одни осматривали каблуки Гулливера, другие швыряли в него камешки или целились из луков в его жилетные пуговицы. Меткая стрела поцарапала Гулливеру шею, вторая стрела чуть не попала ему в левый глаз. Начальник стражи приказал поймать озорников, связать их и выдать Куинбусу Флестрину. Это было страшнее всякого другого наказания. Солдаты связали шестерых лилипутов и, подталкивая тупыми концами пик, пригнали к ногам Гулливера. Гулливер нагнулся, сгреб всех одной рукой и сунул в карман своего камзола. Только одного человечка он оставил у себя в руке, осторожно взял двумя пальцами и стал рассматривать.

Человечек ухватился за палец Гулливера обеими руками и пронзительно закричал. Гулливеру стало жаль человечка. Он ласково улыбнулся ему и достал из жилетного кармана перочинный ножик, чтобы разрезать веревки, которыми были связаны руки и ноги лилипута. Лилипут увидел блестящие зубы Гулливера, увидел огромный нож и закричал еще громче. Толпа внизу совсем притихла от ужаса. А Гулливер тихонько перерезал одну веревку, перерезал другую и поставил человечка на землю. Потом он по очереди отпустил и тех лилипутов, которые метались у него в кармане.

- Глюм глефф Куинбус Флестрин! - закричала вся толпа. По-лилипутски это значит: "Да здравствует Человек-Гора!"

А начальник стражи послал во дворец двух своих офицеров, чтобы доложить обо всем, что случилось, самому императору.


6

Между тем во дворце Бельфаборак, в самой дальней зале, император собрал тайный совет, чтобы решить, что делать с Гулливером. Министры и советники спорили между собой девять часов. Одни говорили, что Гулливера надо поскорее убить. Если Человек-Гора порвет свою цепь и убежит, он может растоптать всю Лилипутию. А если он не убежит, то империи грозит страшный голод, потому что каждый день он будет съедать больше хлеба и мяса, чем нужно для прокормления тысячи семисот двадцати восьми лилипутов. Это высчитал один ученый, которого пригласили в тайный совет, потому что он очень хорошо умел считать. Другие доказывали, что убить Куинбуса Флестрина так же опасно, как и оставить в живых. От разложения такого громадного трупа может начаться чума не только в столице; но и во всей империи.

Государственный секретарь Рельдрессель попросил у императора слова и сказал, что Гулливера не следует убивать по крайней мере до тех пор, пока не будет построена новая крепостная стена вокруг Мельдендо. Человек-Гора съедает хлеба и мяса больше, чем тысяча семьсот двадцать восемь лилипутов, но зато он, верно, и работать будет по крайней мере за две тысячи лилипутов. Кроме того, в случае войны он может защитить страну лучше, чем пять крепостей.

Император сидел на своем троне под балдахином и слушал, что говорят министры. Когда Рельдрессель кончил, он кивнул головой. Все поняли, что слова государственного секретаря ему понравились. Но в это время встал со своего места адмирал Скайреш Болголам, командир всего флота Лилипутии.

- Человек-Гора, - сказал он, - самый сильный из всех людей на свете, это правда. Но именно поэтому его и следует казнить как можно скорее. Ведь если во время войны он вздумает присоединиться к врагам Лилипутии, то десять полков императорской гвардии не смогут с ним справиться. Сейчас он еще в руках лилипутов, и надо действовать, пока не поздно. Казначей Флимнап, генерал Лимток и судья Бельмаф согласились с мнением адмирала.

Император улыбнулся и кивнул адмиралу головой - и даже не один раз, как Рельдресселю, а два раза. Видно было, что эта речь понравилась ему еще больше. Судьба Гулливера была решена.

Но в это время дверь открылась, и в залу тайного совета вбежали два офицера, которых прислал к императору начальник стражи. Они стали перед императором на колени и доложили о том, что случилось на площади. Когда офицеры рассказали, как милостиво обошелся Гулливер со своими пленниками, государственный секретарь Рельдрессель опять попросил слова.

Он произнес еще одну длинную речь, в которой доказывал, что бояться Гулливера не следует и что живой он будет гораздо полезнее императору, чем мертвый.

Император решил помиловать Гулливера, но приказал отнять у него огромный нож, о котором только что рассказали офицеры стражи, а заодно и всякое другое оружие, если оно будет найдено при обыске.


7

Обыскать Гулливера было поручено двум чиновникам. Знаками они объяснили Гулливеру, чего требует от него император. Гулливер не стал с ними спорить. Он взял обоих чиновников в руки и опустил сначала в один карман кафтана, затем в другой, а потом перенес их в карманы штанов и жилета. Только в один потайной карман Гулливер не пустил чиновников. Там были у него спрятаны очки, подзорная труба и компас.

Чиновники принесли с собой фонарь, бумагу, перья и чернила. Целых три часа возились они в карманах у Гулливера, рассматривали вещи и составляли опись. Окончив свою работу, они попросили Человека-Гору вынуть их из последнего кармана и спустить на землю. После этого они поклонились Гулливеру и понесли составленную ими опись во дворец. Вот она - слово в слово:

"Опись предметов, найденных в карманах Человека-Горы:

1. В правом кармане кафтана мы нашли большой кусок грубого холста, который по своей величине мог бы служить ковром для парадной залы дворца Бельфаборак.

2. В левом кармане обнаружили огромный серебряный сундук с крышкой. Эта крышка так тяжела, что мы сами не могли поднять ее. Когда по нашему требованию Куинбус Флестрин приподнял крышку своего сундука, один из нас забрался внутрь и тут же погрузился выше колен в какую-то желтую пыль. Целое облако этой пыли поднялось вверх и заставило нас чихать до слез.

3. В правом кармане штанов находится огромный нож. Если поставить его стоймя, он окажется выше человеческого роста.

4. В левом кармане штанов найдена невиданная в наших краях машина из железа и дерева. Она так велика и тяжела, что, несмотря на все наши усилия, нам не удалось сдвинуть ее с места. Это помешало нам осмотреть машину со всех сторон.

5. В правом верхнем кармане жилета оказалась целая кипа прямоугольных, совершенно одинаковых листов, сделанных из какого-то неизвестного нам белого и гладкого материала. Вся эта кипа - вышиною в половину человеческого роста и толщиною в три обхвата - прошита толстыми веревками. Мы внимательно осмотрели несколько верхних листов и заметили на них ряды черных таинственных знаков. Мы полагаем, что это буквы неизвестной нам азбуки. Каждая буква величиной с нашу ладонь.

6. В левом верхнем кармане жилета мы нашли сеть размерами не менее рыболовной, но устроенную так, что она может закрываться и открываться наподобие кошелька. В ней лежит несколько тяжелых предметов из красного, белого и желтого металла. Они разной величины, но одинаковой формы - круглые и плоские. Красные - вероятно, из меди. Они так тяжелы, что мы вдвоем едва могли поднять такой диск. Белые - очевидно, серебряные - поменьше. Они похожи на щиты наших воинов. Желтые - должно быть, золотые. Они немногим больше наших тарелок, но очень увесисты. Если только это настоящее золото, то они должны стоить очень дорого.

7. Из правого нижнего кармана жилета свешивается толстая металлическая цепь, по-видимому, серебряная. Эта цепь прикреплена к большому круглому предмету, находящемуся в кармане и сделанному из того же металла. Что это за предмет, неизвестно. Одна его стенка прозрачна, как лед, и сквозь нее отчетливо видны двенадцать черных знаков, расположенных по кругу, и две длинные стрелы. Внутри этого круглого предмета, очевидно, сидит какое-то таинственное существо, которое, не переставая, стучит не то зубами, не то хвостом. Человек-Гора объяснил нам - частью словами, а частью движениями рук, - что без этого круглого металлического ящика он бы не знал, когда ему вставать утром и когда ложиться вечером, когда начинать работу и когда ее кончать.

8. В левом нижнем кармане жилета мы видели вещь, похожую на решетку дворцового сада. Острыми прутьями этой решетки Человек-Гора расчесывает себе волосы.

9. Закончив обследование камзола и жилета, мы осмотрели пояс Человека-Горы. Он сделан из кожи какого-то громадного животного. С левой стороны на нем висит меч длиной в пять раз более среднего человеческого роста, а с правой - мешок, разделенный на два отделения. В каждом из них можно легко поместить троих взрослых лилипутов. В одном из отделений мы нашли множество тяжелых и гладких металлических шаров величиной с человеческую голову; другое до краев полно какими-то черными зернами, довольно легкими и не слишком крупными. Мы могли поместить у себя на ладони несколько десятков этих зерен.

Такова точная опись вещей, найденных при обыске у Человека-Горы. Во время обыска вышеназванный Человек-Гора вел себя вежливо и спокойно".

Под описью чиновники поставили печать и подписались: Клефрин Фрелок. Марси Фрелок.


8

На другое утро перед домом Гулливера выстроились войска, собрались придворные. Приехал и сам император со свитой и министрами. В этот день Гулливер должен был отдать императору Лилипутии свое оружие. Один чиновник громко читал опись, а другой бегал по Гулливеру из кармана в карман и показывал ему, какие вещи нужно доставать.

- Кусок грубого холста! - прокричал чиновник, читавший опись.

Гулливер положил на землю свой носовой платок.

- Серебряный сундук!

Гулливер вынул из кармана табакерку.

- Кипа гладких белых листов, прошитых веревками!

Гулливер положил рядом с табакеркой свою записную книжку.

- Длинный предмет, похожий на садовую решетку.

Гулливер достал гребешок.

- Кожаный пояс, меч, двойной мешок с металлическими шарами в одном отделении и черными зернами - в другом!

Гулливер отстегнул пояс и опустил его на землю вместе со своим кортиком и мешочком, в котором лежали пули и порох.

- Машина из железа и дерева! Рыболовная сеть с круглыми предметами из меди, серебра и золота! Огромный нож! Круглый металлический ящик!

Гулливер вытащил пистолет, кошелек с монетами, карманный ножик и часы.

Император прежде всего осмотрел нож и кортик, а потом приказал Гулливеру показать, как стреляют из пистолета. Гулливер послушался. Он зарядил пистолет одним только порохом - порох у него в пороховнице остался совершенно сухим, потому что крышка завинчивалась наглухо, - поднял пистолет и выстрелил в воздух. Раздался оглушительный грохот. Множество людей упало в обморок, а император побледнел, закрыл лицо руками и долго не решался открыть глаза. Когда дым рассеялся и все успокоились, повелитель Лилипутии приказал увезти в арсенал нож, кортик и пистолет. Остальные вещи Гулливеру отдали обратно.


9

Целых полгода прожил Гулливер в плену. Шестеро самых знаменитых ученых каждый день приходили в замок учить его лилипутскому языку. Через три недели он стал хорошо понимать, что говорят вокруг, а месяца через два и сам научился разговаривать с жителями Лилипутии.

На первых же уроках Гулливер затвердил одну фразу, которая нужна была ему больше всего: "Ваше величество, я умоляю вас отпустить меня на свободу". Каждый день на коленях повторял он эти слова императору, но император отвечал всегда одно и то же:

- Люмоз кельмин пессо десмар лон эмпозо! Это значит: "Я не могу освободить тебя, пока ты не поклянешься мне жить в мире со мной и со всей моей империей".

Гулливер готов был в любую минуту дать клятву, которую от него требовали. Он вовсе и не собирался воевать с маленькими человечками. Но император откладывал церемонию торжественной клятвы со дня на день.

Мало-помалу лилипуты привыкли к Гулливеру и перестали его бояться. Часто по вечерам он ложился на землю перед своим замком и позволял пятерым или шестерым человечкам плясать у себя на ладони. Дети из Мильдендо приходили играть в прятки у него в волосах. И даже лилипутские лошади больше не храпели и не становились на дыбы, когда видели Гулливера. Император нарочно приказал как можно чаще устраивать конные учения перед старым замком, чтобы приучить коней своей гвардии к живой горе. По утрам всех лошадей из полковых и собственных Императорских конюшен проводили мимо ног Гулливера. Кавалеристы заставляли своих коней перескакивать через его руку, опущенную на землю, а один удалой наездник перескочил даже как-то раз через его ногу, закованную в цепь.

Гулливер все еще сидел на цепи. От скуки он решил приняться за работу и сам смастерил для себя стол, стулья и кровать. Для этого ему привезли около тысячи самых больших и толстых деревьев из императорских лесов. А постель для Гулливера изготовили лучшие местные мастера. Они принесли в замок шестьсот матрацев обыкновенной, лилипутской величины. По сто пятьдесят штук сшили они вместе и сделали четыре больших матраца в рост Гулливера. Их положили один на другой, но все-таки Гулливеру было жёстко спать. Таким же способом сделали для него одеяло и простыни. Одеяло вышло тонкое и не очень теплое. Но Гулливер был моряк и не боялся простуды.

Обед, ужин и завтрак для Гулливера стряпали триста поваров. Для этого им построили возле замка целую кухонную улицу - по правой стороне шли кухни, а по левую жили повара со своими семьями. За столом обычно прислуживало не больше ста двадцати лилипутов. Двадцать человечков Гулливер брал в руки и ставил прямо к себе на стол. Остальные сто работали внизу. Одни подвозили кушанья в тачках или подносили на носилках, другие подкатывали к ножке стола бочки с вином. Со стола вниз были протянуты прочные веревки, и человечки, которые стояли на столе, с помощью особых блоков втягивали кушанья наверх.

Каждый день на рассвете к старому замку пригоняли целое стадо скота - шесть быков, сорок баранов и много всякой мелкой живности. Жареных быков и баранов Гулливеру приходилось обычно разрезать на две или даже на три части. Индеек и гусей он отправлял в рот целиком, не разрезая, а мелкую птицу - куропаток, бекасов, рябчиков - глотал по десяти, а то и по пятнадцати штук сразу. Когда Гулливер ел, толпы лилипутов стояли вокруг и смотрели на него. Один раз даже сам император в сопровождении императрицы, принцев, принцесс и всей свиты приехал поглядеть на такое диковинное зрелище.

Гулливер поставил кресла знатных гостей на стол против своего прибора и выпил за здоровье императора, императрицы и всех принцев и принцесс по очереди. Он ел в этот день даже больше обычного, чтобы удивить и позабавить своих гостей, но обед показался ему не таким вкусным, как всегда. Он заметил, какими испуганными и злыми глазами смотрел в его сторону государственный казначей Флимнап. И в самом деле, на другой день казначей Флимнап сделал доклад императору. Он сказал:

- Горы, ваше величество, тем и хороши, что они не живые, а мертвые, и поэтому их не надо кормить. Если же какая-нибудь гора оживет и потребует, чтобы ее кормили, благоразумнее сделать ее опять мертвой, чем подавать ей каждый день завтрак, обед и ужин.

Император благосклонно выслушал Флимнапа, но не согласился с ним.

- Не торопитесь, дорогой Флимнап, - сказал он. - Все в свое время.

Гулливер ничего не знал об этом разговоре. Он сидел возле замка, беседовал со знакомыми лилипутами и с грустью рассматривал большую дыру на рукаве своего кафтана. Уже много месяцев он, не меняя, носил одну и ту же рубашку, один и тот же кафтан и жилет и с тревогой думал о том, что очень скоро они превратятся в лохмотья. Он попросил выдать ему какой-нибудь материи потолще на заплатки, но вместо этого к нему явились триста портных. Портные велели Гулливеру опуститься на колени и приставили к его спине длинную лестницу. По этой лестнице старший портной добрался до его шеи и спустил оттуда, от затылка до полу, веревку с грузом на конце. Такой длины нужно было сшить кафтан. Рукава и талию Гулливер измерил сам. Через две недели новый костюм для Гулливера был готов. Он удался на славу, но был похож на лоскутное одеяло, потому что его пришлось сшить из нескольких тысяч кусков материи.

Рубашку для Гулливера изготовили двести белошвеек. Для этого они взяли самое прочное и грубое полотно, какое только могли достать, но даже его им пришлось сложить в несколько раз, а потом простегать, потому что самый толстый парусный холст в Лилипутии не толще нашей кисеи. Куски этого лилипутского полотна бывают обыкновенно длиной в страницу из школьной тетрадки, а шириной - в полстраницы.

Белошвейки сняли с Гулливера мерку, когда он лежал в постели. Одна из них стала ему на шею, другая на колено. Они взяли за концы длинную веревку и туго натянули ее, а третья швея маленькой линеечкой измерила длину этой веревки. Гулливер разостлал на полу свою старую рубаху и показал ее белошвейкам. Они несколько дней осматривали рукава, воротник и складки на груди, а потом в одну неделю очень аккуратно сшили рубашку точно такого же фасона. Гулливер был очень рад. Он мог наконец с ног до головы одеться во все чистое и целое. Теперь ему не хватало только шляпы. Но тут его выручил счастливый случай.

Однажды к императорскому двору прибыл гонец с известием, что недалеко от того места, где был найден Человек-Гора, пастухи заметили огромный черный предмет с круглым горбом посередине и с широкими плоскими краями. Сначала местные жители приняли его за морское животное, выброшенное волнами. Но так как горбун лежал совершенно неподвижно и не дышал, то они догадались, что это какая-то вещь, принадлежащая Человеку-Горе. Если его императорское величество прикажет, эту вещь можно доставить в Мильдендо всего на пяти лошадях. Император согласился, и через несколько дней пастухи привезли Гулливеру его старую черную шляпу, потерянную на отмели. В пути она порядком попортилась, потому что возчики пробили в ее полях две дыры и всю дорогу волокли шляпу на длинных веревках. Но все-таки это была шляпа, и Гулливер надел ее на голову.


10

Желая угодить императору и поскорее получить свободу, Гулливер выдумал необыкновенную забаву. Он попросил привезти ему из лесу несколько деревьев потолще и побольше.

На другой день семь возчиков на семи телегах доставили ему бревна. Каждую телегу тянуло восемь лошадей, хотя бревна были толщиной с обыкновенную тросточку.

Гулливер выбрал девять одинаковых тросточек и вбил их в землю, расположив правильным четырехугольником. На эти тросточки он туго-натуго, как на барабан, натянул свой носовой платок. Получилась ровная, гладкая площадка. Вокруг нее Гулливер поставил перильца и предложил императору устроить на этой площадке военное состязание. Императору очень понравилась эта затея. Он приказал, чтобы двадцать четыре лучших кавалериста в полном вооружении отправились к старому замку, сам поехал смотреть на их состязания.

Гулливер по очереди поднял всех кавалеристов вместе с лошадьми и поставил их на площадку. Трубы затрубили. Всадники разделились на два отряда и начали военные действия. Они осыпали друг друга тупыми стрелами, кололи своих противников тупыми копьями, отступали и нападали.

Император остался так доволен военной потехой, что стал устраивать ее каждый день. Один раз он даже сам командовал атакой на носовом платке Гулливера. Гулливер держал в это время на ладони кресло, в котором сидела императрица. Отсюда ей было лучше видно, что делается на платке. Все шло хорошо. Только раз, во время пятнадцатых маневров, горячая лошадь одного офицера пробила копытом платок, споткнулась и опрокинула своего седока. Гулливер прикрыл левой рукой дыру в платке, а правой осторожно спустил на землю всех кавалеристов одного за другим. После этого он аккуратно заштопал платок, но, уже не надеясь на его прочность, не решался больше устраивать на нем военные игры.


11

Император не остался в долгу у Гулливера. Он, в свою очередь, решил позабавить Куинбуса Флестрина интересным зрелищем.

Однажды под вечер Гулливер, по обыкновению, сидел на пороге своего замка. Вдруг ворота Мильдендо отворились, и оттуда выехал целый поезд: впереди на коне император, за ним - министры, придворные и гвардейцы. Все они направились по дороге, которая вела к замку.

В Лилипутии существует такой обычай. Когда какой-нибудь министр умирает или получает отставку, пять или шесть лилипутов обращаются к императору с просьбой о том, чтобы он разрешил им повеселить его пляской на канате. Во дворце, в главной зале, натягивают как можно туже и выше канат не толще обыкновенной нитки для шитья. После этого начинаются пляски и прыжки. Тот, кто подпрыгнет на канате выше всех и ни разу не упадет, занимает освободившееся министерское место. Иногда император заставляет всех своих министров и придворных плясать на канате вместе с новичками, чтобы проверить ловкость людей, которые правят страной. Говорят, что во время этих развлечений часто бывают несчастные случаи. Министры и новички падают с каната кувырком и ломают себе шею.

Но на этот раз император решил устроить канатные пляски не во дворце, а под открытым небом, перед замком Гулливера. Ему хотелось удивить Человека-Гору искусством своих министров.

Самым лучшим прыгуном оказался государственный казначей Флимнап. Он подпрыгнул выше всех остальных придворных по крайней мере на полголовы. Даже государственный секретарь Рельдрессель, знаменитый в Лилипутии своим умением кувыркаться и прыгать, не мог его перещеголять.

Потом императору подали длинную палку. Он взял ее за один конец и стал быстро поднимать и опускать. Министры приготовились к состязанию, которое было потруднее пляски на канате. Надо было успеть перепрыгнуть через палку, как только она опустится, и пролезть под ней на четвереньках, как только она поднимется. Лучшие прыгуны и пролазы получили от императора в награду синюю, красную или зеленую нитку для ношения вокруг пояса.

Первый пролаза - Флимнап - получил синюю нитку, второй - Рельдрессель - красную, а третий - Скайреш Болголам - зеленую. Гулливер смотрел на все это и удивлялся странным придворным обычаям лилипутской империи.



























8


Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»


Рабочий лист _______________________________


Задание 1

Заполните таблицу, поставьте знак :



Верно

Неверно

Трехмачтовый бриг "Антилопа" отплывал в Южный океан.



У Гулливера было двое детей: сын Джон и дочь Бетси.



Гулливер любил путешествовать.



Гулливер усердно изучал географию и математику.



Отец отдал Гулливера в учение к лондонскому адвокату.



Гулливер поступил корабельным врачом на судно "Орёл".



Гулливер совершил несколько путешествий в Восточную и Западную Индию.



На первой странице этой книжки было написано: "4 марта 1699 года мы снялись с якоря в Бристоле".




Задание 2

Расставьте предложения в хронологическом порядке, рядом с каждым предложением поставьте числа от 1 до 6:


Гулливер вышел на лужайку, покрытую очень мягкой и очень низкой травой.


Корабль ударился об утес и разбился в щепки.


Сначала вода доходила ему до плеч, потом до пояса, потом только до колен.


Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла буря.


И вдруг ноги его коснулись твердой земли.


Когда он вынырнул, возле него никого не было.


Задание 3

Дополните предложения:

Гулливер был похож на _______________ , которую поймали _______________ .

Чуть ли не под носом у него стоит _______________ - крошечный, но самый настоящий _______________ !

Только под ухом у него все время раздавался __________ , похожий на стрекотание _______________ .

Он собрал __________ и попытался оторвать от земли ________________________ .

Стрелы у человечков были ____________________ и _______________ , как иголки.

Потом они убежали, и по _______________ медленно поднялся на помост человечек в ______________ плаще.


Гулливер ничего ____________________ , но на всякий случай кивнул головой и приложил к _______________ свободную руку.

Он поднял _______________ и несколько раз поднес его к _______________ .

Он съел _________ жареных быков, _________ вяленых баранов, _________ копченых поросят и ____________________ цыплят и гусей.

Они нарочно ____________________ в бочки с вином сонного порошка, чтобы усыпить своего ______________________ гостя.


Задание 4

Ответьте на вопросы, используя текст:

В какую страну занесла Гулливера буря? _____________________________________

Как называется столица Лилипутии? ________________________________________

Какого размера деревья в Лилипутии? _______________________________________

Какого размера самые большие дома в Лилипутии? ____________________________

Что сделали с Гулливером, чтобы привезти его в столицу? ______________________

Сколько колес было на телеге? ____________________________________________

Сколько силачей перекатывали Гулливера на телегу? __________________________

Через сколько часов силачи взвалили Гулливера на телегу? ______________________

Сколько лошадей запрягли в телегу? ________________________________________

Кто охранял Гулливера ночью? ____________________________________________

Задание 5

Выберите правильный вариант ответа:

  1. В парадном зале замка Гулливер мог поместиться:

а) только сидя б) почти во весь рост в) свернувшись калачиком

  1. Сколько человечков успело прогуляться по Гулливеру?

а) одна тысяча б) сто тысяч в) десять тысяч


  1. Сколько замков повесили кузнецы на цепочки?

а) 36 б) 91 в) 63


4. Что значит по-лилипутски Куинбус Флестрин?

а) Человек-Скала б) Человек-Гора в) Человек-Звезда


5. Откуда, по мнению одного из ученых, взялся Куинбус Флестрин?

а) со дна моря б) вырос на грядке в) с Марса

6. На какой лошади скакал император?

а) на белой б) на чёрной в) на рыжей


7. На что стала похожа лужайка?

а) на шляпу б) на зонт в) на юбку


8. На каком языке не представился Гулливер императору?

а) на польском б) на испанском в) на греческом


9. Чем была вооружена охрана?

а) пистолетами и ружьями б) копьями, луками и мечами в) мечами


10. Куда положил Гулливер пленников?

а) в карман камзола б) в кошелёк в) в шляпу


Задание 6

Соотнесите слова с их значением:

Бельфаборак

Генерал

Флимнап

Человек-Гора

Куинбус Флестрин

Государственный секретарь

Мильдендо

Адмирал

Рельдрессель

Дворец

Лимток

Казначей

Скайреш Болголам

Судья

Бельмаф

Столица Лилипутии


Задание 7

Заполните таблицу:

1.

Большой кусок грубого холста, который по своей величине мог бы служить ковром для парадной залы дворца Бельфаборак.



2.

Огромный серебряный сундук с крышкой и жёлтой пылью внутри, от которой чихают до слёз.



3.

Огромный нож. Если поставить его стоймя, он окажется выше человеческого роста.



4.

Невиданная в наших краях машина из железа и дерева.



5.

Кипа прямоугольных, совершенно одинаковых листов, сделанных из какого-то неизвестного нам белого и гладкого материала. Вся эта кипа прошита толстыми веревками. Мы заметили на них ряды черных таинственных знаков.



6.

Сеть, которая может закрываться и открываться наподобие кошелька. В ней лежит несколько тяжелых предметов из красного, белого и желтого металла. Они разной величины, но одинаковой формы - круглые и плоские. Красные - вероятно, из меди. Белые - очевидно, серебряные - поменьше. Они похожи на щиты наших воинов. Желтые - должно быть, золотые.



7.

Толстая металлическая цепь, по-видимому, серебряная. Эта цепь прикреплена к большому круглому предмету, находящемуся в кармане и сделанному из того же металла. Одна его стенка прозрачна, как лед, и сквозь нее отчетливо видны двенадцать черных знаков, расположенных по кругу, и две длинные стрелы.



8.

Вещь, похожая на решетку дворцового сада.



9.

Меч длиной в пять раз более среднего человеческого роста.



10.

Мешок, разделенный на два отделения. В одном из отделений мы нашли множество тяжелых и гладких металлических шаров величиной с человеческую голову; другое до краев полно какими-то черными зернами, довольно легкими и не слишком крупными.





Домашнее задание

Письменно ответьте на вопрос:

Вы - житель Лилипутии. Вы бы хотели, чтобы Гулливер остался в вашей стране навсегда? Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого презентации
«Основной урок»

Даниель Дефо «Робинзон Крузо » Роберт Стивенсон «Остров сокровищ » Жюль Верн Льюис Кэрролл «Таинственный остров » «Алиса в Зазеркалье » Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера »

Даниель Дефо «Робинзон Крузо »

Роберт Стивенсон «Остров сокровищ »

Жюль Верн

Льюис Кэрролл

«Таинственный остров »

«Алиса в Зазеркалье »

Джонатан Свифт

«Путешествия Гулливера »

Джонатан Свифт (1667 – 1745) «Путешествия Гулливера»

Джонатан Свифт

(1667 – 1745)

«Путешествия Гулливера»

Задание 1 Заполните таблицу, поставьте знак  : Трехмачтовый бриг

Задание 1

Заполните таблицу, поставьте знак :

Трехмачтовый бриг "Антилопа" отплывал в Южный океан.

Верно

Неверно

У Гулливера было двое детей: сын Джон и дочь Бетси.

Гулливер любил путешествовать.

Гулливер усердно изучал географию и математику.

Отец отдал Гулливера в учение к лондонскому адвокату.

Гулливер поступил корабельным врачом на судно "Орёл".

Гулливер совершил несколько путешествий в Восточную и Западную Индию.

На первой странице этой книжки было написано: "4 марта 1699 года мы снялись с якоря в Бристоле".

Задание 2 Расставьте предложения в хронологическом порядке, рядом с каждым предложением поставьте числа от 1 до 6: Гулливер вышел на лужайку, покрытую очень мягкой и очень низкой травой.  Корабль ударился об утес и разбился в щепки.  Сначала вода доходила ему до плеч, потом до пояса, потом только до колен.  Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла буря.  И вдруг ноги его коснулись твердой земли.  Когда он вынырнул, возле него никого не было. 6 2 5 1 4 3

Задание 2

Расставьте предложения в хронологическом порядке, рядом с каждым предложением поставьте числа от 1 до 6:

Гулливер вышел на лужайку, покрытую очень мягкой и очень низкой травой.

Корабль ударился об утес и разбился в щепки.

Сначала вода доходила ему до плеч, потом до пояса, потом только до колен.

Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла буря.

И вдруг ноги его коснулись твердой земли.

Когда он вынырнул, возле него никого не было.

6

2

5

1

4

3

Задание 3 Дополните предложения: Гулливер был похож на ____ , которую поймали _____ . Чуть ли не под носом у него стоит _________ - крошечный, но самый настоящий ________ ! Только под ухом у него все время раздавался ____ , похожий на стрекотание _________ . Он собрал _____ и попытался оторвать от земли _________ . Стрелы у человечков были ________ и ______ , как иголки. Потом они убежали, и по _________ медленно поднялся на помост человечек в _______ плаще. в сеть рыбу человечек человечек шум кузнечиков силы левую руку тоненькие острые ступенькам длинном

Задание 3

Дополните предложения:

Гулливер был похож на ____ , которую поймали _____ .

Чуть ли не под носом у него стоит _________ - крошечный, но самый настоящий ________ !

Только под ухом у него все время раздавался ____ , похожий на стрекотание _________ .

Он собрал _____ и попытался оторвать от земли _________ .

Стрелы у человечков были ________ и ______ , как иголки.

Потом они убежали, и по _________ медленно поднялся на помост человечек в _______ плаще.

в сеть

рыбу

человечек

человечек

шум

кузнечиков

силы

левую руку

тоненькие

острые

ступенькам

длинном

Задание 3 Дополните предложения: Гулливер ничего _______ , но на всякий случай кивнул головой и приложил к ______ свободную руку. Он поднял _____ и несколько раз поднес его к _____ . Он съел ____ жареных быков, _____ вяленых баранов, _________ копченых поросят и ________ цыплят и гусей. Они нарочно __________ в бочки с вином сонного порошка, чтобы усыпить своего _________ гостя. не понял сердцу губам палец пять восемь девятнадцать сотни две подсыпали огромного

Задание 3

Дополните предложения:

Гулливер ничего _______ , но на всякий случай кивнул головой и приложил к ______ свободную руку.

Он поднял _____ и несколько раз поднес его к _____ .

Он съел ____ жареных быков, _____ вяленых баранов, _________ копченых поросят и ________ цыплят и гусей.

Они нарочно __________ в бочки с вином сонного порошка, чтобы усыпить своего _________ гостя.

не понял

сердцу

губам

палец

пять

восемь

девятнадцать

сотни две

подсыпали

огромного

Задание 4 Ответьте на вопросы, используя текст: В какую страну занесла Гулливера буря? ______________________ Как называется столица Лилипутии? _________________________ Какого размера деревья в Лилипутии? ________________________ Какого размера самые большие дома в Лилипутии? _____________ Что сделали с Гулливером, чтобы привезти его в столицу? _______ Сколько колес было на телеге? ______________________________ Сколько силачей перекатывали Гулливера на телегу? ____________ Через сколько часов силачи взвалили Гулливера на телегу? _______ Сколько лошадей запрягли в телегу? __________________________ Кто охранял Гулливера ночью? _______________________________ Лилипутия. Мильдендо. Не выше куста смородины. Ниже стола. Усыпили. 22 колеса. 900 силачей. Через три часа. Полторы тысячи лошадей. Гвардейцы.

Задание 4

Ответьте на вопросы, используя текст:

В какую страну занесла Гулливера буря? ______________________

Как называется столица Лилипутии? _________________________

Какого размера деревья в Лилипутии? ________________________

Какого размера самые большие дома в Лилипутии? _____________

Что сделали с Гулливером, чтобы привезти его в столицу? _______

Сколько колес было на телеге? ______________________________

Сколько силачей перекатывали Гулливера на телегу? ____________

Через сколько часов силачи взвалили Гулливера на телегу? _______

Сколько лошадей запрягли в телегу? __________________________

Кто охранял Гулливера ночью? _______________________________

Лилипутия.

Мильдендо.

Не выше куста смородины.

Ниже стола.

Усыпили.

22 колеса.

900 силачей.

Через три часа.

Полторы тысячи лошадей.

Гвардейцы.

Задание 5 Выберите правильный вариант ответа: 1. В парадном зале замка Гулливер мог поместиться: а) только сидя б) почти во весь рост в) свернувшись калачиком  2. Сколько человечков успело прогуляться по Гулливеру? а) одна тысяча б) сто тысяч в) десять тысяч   3. Сколько замков повесили кузнецы на цепочки? а) 36 б) 91 в) 63   4. Что значит по-лилипутски Куинбус Флестрин? а) Человек-Скала б) Человек-Гора в) Человек-Звезда

Задание 5

Выберите правильный вариант ответа:

1. В парадном зале замка Гулливер мог поместиться:

а) только сидя б) почти во весь рост в) свернувшись калачиком

2. Сколько человечков успело прогуляться по Гулливеру?

а) одна тысяча б) сто тысяч в) десять тысяч

 

3. Сколько замков повесили кузнецы на цепочки?

а) 36 б) 91 в) 63

 

4. Что значит по-лилипутски Куинбус Флестрин?

а) Человек-Скала б) Человек-Гора в) Человек-Звезда

Задание 5 Выберите правильный вариант ответа:   5. Откуда, по мнению одного из ученых, взялся Куинбус Флестрин?  а) со дна моря б) вырос на грядке в) с Марса   6. На какой лошади скакал император?  а) на белой б) на чёрной в) на рыжей    7. На что стала похожа лужайка?  а) на шляпу б) на зонт в) на юбку    8. На каком языке не представился Гулливер императору?  а) на польском б) на испанском в) на греческом

Задание 5

Выберите правильный вариант ответа:

  5. Откуда, по мнению одного из ученых, взялся Куинбус Флестрин?

а) со дна моря б) вырос на грядке в) с Марса

6. На какой лошади скакал император?

а) на белой б) на чёрной в) на рыжей

 

7. На что стала похожа лужайка?

а) на шляпу б) на зонт в) на юбку

 

8. На каком языке не представился Гулливер императору?

а) на польском б) на испанском в) на греческом

Задание 5 Выберите правильный вариант ответа:  9. Чем была вооружена охрана?  а) пистолетами и ружьями  б) копьями, луками и мечами  в) мечами    10. Куда положил Гулливер пленников?  а) в карман камзола б) в кошелёк в) в шляпу

Задание 5

Выберите правильный вариант ответа:

9. Чем была вооружена охрана?

а) пистолетами и ружьями

б) копьями, луками и мечами

в) мечами

 

10. Куда положил Гулливер пленников?

а) в карман камзола б) в кошелёк в) в шляпу

Задание 6 Соедините слова с их значением: Генерал Человек-Гора Государственный секретарь Адмирал Дворец Казначей Судья Столица Лилипутии Бельфаборак Флимнап Куинбус Флестрин Мильдендо Рельдрессель Лимток Скайреш Болголам Бельмаф

Задание 6

Соедините слова с их значением:

Генерал

Человек-Гора

Государственный секретарь

Адмирал

Дворец

Казначей

Судья

Столица Лилипутии

Бельфаборак

Флимнап

Куинбус Флестрин

Мильдендо

Рельдрессель

Лимток

Скайреш Болголам

Бельмаф

Задание 7 Заполните таблицу: 1. Большой кусок грубого холста, который по своей величине мог бы служить ковром для парадной залы дворца Бельфаборак. 2. Огромный серебряный сундук с крышкой и жёлтой пылью внутри, от которой чихают до слёз. 3. Огромный нож. Если поставить его стоймя, он окажется выше человеческого роста. 4. Невиданная в наших краях машина из железа и дерева. 5. Кипа прямоугольных, совершенно одинаковых листов, сделанных из какого-то неизвестного нам белого и гладкого материала. Вся эта кипа прошита толстыми веревками. Мы заметили на них ряды черных таинственных знаков. Носовой платок Табакерка Перочинный ножик Пистолет Блокнот

Задание 7

Заполните таблицу:

1.

Большой кусок грубого холста, который по своей величине мог бы служить ковром для парадной залы дворца Бельфаборак.

2.

Огромный серебряный сундук с крышкой и жёлтой пылью внутри, от которой чихают до слёз.

3.

Огромный нож. Если поставить его стоймя, он окажется выше человеческого роста.

4.

Невиданная в наших краях машина из железа и дерева.

5.

Кипа прямоугольных, совершенно одинаковых листов, сделанных из какого-то неизвестного нам белого и гладкого материала. Вся эта кипа прошита толстыми веревками. Мы заметили на них ряды черных таинственных знаков.

Носовой платок

Табакерка

Перочинный ножик

Пистолет

Блокнот

Задание 7 Заполните таблицу: 6. Сеть, которая может закрываться и открываться наподобие кошелька. В ней лежит несколько тяжелых предметов из красного, белого и желтого металла. Они разной величины, но одинаковой формы - круглые и плоские. Красные - вероятно, из меди. Белые - очевидно, серебряные - поменьше. Они похожи на щиты наших воинов. Желтые - должно быть, золотые. 7. Толстая металлическая цепь, прикреплена к большому круглому предмету, находящемуся в кармане и сделанному из того же металла. Одна его стенка прозрачна, как лед, и сквозь нее отчетливо видны двенадцать черных знаков, расположенных по кругу, и две длинные стрелы. Кошелёк Часы

Задание 7

Заполните таблицу:

6.

Сеть, которая может закрываться и открываться наподобие кошелька. В ней лежит несколько тяжелых предметов из красного, белого и желтого металла. Они разной величины, но одинаковой формы - круглые и плоские. Красные - вероятно, из меди. Белые - очевидно, серебряные - поменьше. Они похожи на щиты наших воинов. Желтые - должно быть, золотые.

7.

Толстая металлическая цепь, прикреплена к большому круглому предмету, находящемуся в кармане и сделанному из того же металла. Одна его стенка прозрачна, как лед, и сквозь нее отчетливо видны двенадцать черных знаков, расположенных по кругу, и две длинные стрелы.

Кошелёк

Часы

Задание 7 Заполните таблицу: 8. Вещь, похожая на решетку дворцового сада. 9. Меч длиной в пять раз более среднего человеческого роста. 10. Мешок, разделенный на два отделения. В одном из отделений мы нашли множество тяжелых и гладких металлических шаров величиной с человеческую голову; другое до краев полно какими-то черными зернами, довольно легкими и не слишком крупными. Расчёска Кортик Мешочек с пулями и порохом

Задание 7

Заполните таблицу:

8.

Вещь, похожая на решетку дворцового сада.

9.

Меч длиной в пять раз более среднего человеческого роста.

10.

Мешок, разделенный на два отделения. В одном из отделений мы нашли множество тяжелых и гладких металлических шаров величиной с человеческую голову; другое до краев полно какими-то черными зернами, довольно легкими и не слишком крупными.

Расчёска

Кортик

Мешочек с пулями и порохом

«Люди перестают думать, когда перестают читать» Дени Дидро

«Люди перестают думать,

когда перестают читать»

Дени Дидро

Домашнее задание: Дочитать отрывок из произведения Д.Свифта «Путешествие в Лилипутию» до конца. Письменно ответить на вопрос:  Вы - житель Лилипутии. Вы бы хотели, чтобы Гулливер остался в вашей стране навсегда? Почему?

Домашнее задание:

  • Дочитать отрывок из произведения Д.Свифта «Путешествие в Лилипутию» до конца.
  • Письменно ответить на вопрос:

Вы - житель Лилипутии. Вы бы хотели, чтобы Гулливер остался в вашей стране навсегда? Почему?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по внеклассному чтению "Д.Свифт "Путешествие в Лилипутию", 3 класс

Автор: Басистова Наталья Валерьевна

Дата: 25.03.2018

Номер свидетельства: 463348


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства