Петербург был основан в 1703году у выхода Невы к Балтийскому морю. В течение двух столетий Петербург оставался столицей России ,
средоточием политической , научной и культурной жизни страны. Здесь
жили и творили выдающиеся учёные , писатели , композиторы и
художники. С ним неразрывно связаны имена Ломоносова и Грибоедова ,
Пушкина и Гоголя , Некрасова и Достоевского , Горького и Блока , Глинки и Мусоргского , Брюллова и Репина...
Город на Неве – первый русский город , который строился по единому плану , - принадлежит к высшим достижениям мирового градостроительного искусства. Величественные ансамбли и монумен-тальные сооружения создавались по проектам замечательных зодчих – Трезини , Кваренги , Растрелли , Воронихина , Захарова , Росси и
Монферана.
Прекрасный облик столицы был парадным фасадом , за которым скрывались острые социальные контрасты и глубокие противоречия.
II Беседа.
- О чём нам говорят эпиграфы урока?
Прочитать наизусть отрывок “ О город , город роковой!”
(Сообщение темы и целей урока.)
- Какие жизненные испытания выпали на долю Некрасова в годы его
молодости в Петербурге ?
III Слово учителя.
Свой опыт и знание жизни петербургского бедняка поэт отразил в лирических произведениях. Это вовсе не означает , что в них мы должны найти прямой пересказ фактов биографии поэта.
Поэтическое произведение –это всегда вновь созданная картина жизни,
выражающая мысли и переживания лирического героя , захватывающая
музыкой стиха , порой возвышенной и горькой одновременно.
Поучимся вглядываться в образы , вслушиваться в музыку стихотворения.
Обратимся к строке “ О город , город роковой ...”
-Почему именно этот эпитет ? (Роковой)
- Какой элемент звуковой организации стиха использован ?
(Аллитерация - P)
IV Работа с текстом цикла “ О погоде”
1)А о чём нам говорит эпиграф цикла “ О погоде” ? К кому он обращён ? (Он противопоставлен содержанию цикла , обращён к вдумчивому читателю).
2)Какие реалии попадают в поле зрения поэта ?(перечисляются учащимися вся реалии с комментариями ; чтение наизусть отрывка о лошади – калеке)
3)Какими словами из эпиграфа урока можно объединить все реалии ?
(“Всюду встретишь жестокую сцену...”)
4)Каков эмоциональный колорит поэтической картины в цикле “ О погоде”? (ответы учащихся + слово учителя)
Трагическая поэзия большого города , ставшего скопищем вырванных из прежнего бытия ( из дворянской и крестьянской среды России) людей.
Мрачный петербургский карнавал...Обнажённые язвы нищеты и потерянности.
Нам необходимо понять глубину поэтического слова !
5)Какие художественные изобразительно – выразительные средства использует автор для создания социального портрета Петербурга ?
( Превалируют эпитеты - мутный , тёмный , грязный .., жестокий – “жестокая сцена” , “жестокая рука” человека : Нет ни одного нейтрального эпитета ! Анапест помогает ввести эпический элемент в лирику !)
6)Что отличает поэзию от прозы по форме ? (ритм и рифма)
Обратить внимание на некрасовские рифмы.
7)Каковы их отличительные особенности ?
Предпочтение отдаёт точным и дактилическим рифмам(тип) , смежным и перекрёстным(вид).
8)Когда Петербург действительно хорош ?(Зимою...)
9)Почему цикл называется “ О погоде “ ?
10)С какой целью он написан ?
( Поэт создаёт портрет , обобщённый образ города . Образ города огромного , без улыбки , без счастья . В описании уличных сцен нет ни одной светлой краски.)
11)Определите жанр цикла “ О погоде “ ?
( Произведение многотемно , проникнуто гражданским пафосом .)
Можно сгруппировать по темам :
I тема – время дня ;
II тема – описание мороза , несущего зло ...
III тема -“ кому холодно , кому жарко “
(это не только tº воздуха)
Образом лирического героя всё объединено воедино.
Некрасов разрывает жанровые перегородки , он создаёт новый жанровый сплав : повествование , описание уличных сцен , диалог , песня .
12)Кто из поэтов и писателей обращался в своём творчестве к образу Петербурга?( Гоголь , Пушкин , Достоевский ... )
Чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина “Медный всадник”
13)Сопоставьте две картины Петербурга – пушкинскую и некрасовскую . В чём образ некрасовского Петербурга полемичен по отношению к пушкинскому ?
14)На данных иллюстрациях и репродукциях картин дан облик Петербурга : где он пушкинский , где некрасовский ? Где оценки поэтов совпадают ?
V Творческие задания по теме .
Лирические произведения Некрасова часто определяют как “стихотворные рассказы” , “стихотворные новеллы” - тем самым внимание акцентируется на повествовательном начале поэтического текста . Некрасов сближал поэзию с прозой !
I ряд – прочитать и проанализировать стихотворение “Вор” (“На улице”)-
грамзапись !
II ряд – прочитать и проанализировать стихотворение “Утро”
III ряд – прочитать и проанализировать стихотворение “Еду ли ночью улицей тёмной...”
Индивидуальные задания :
Подвести итоги по теме “Петербург в лирике Некрасова”
План сочинения по теме “Петербург в лирике Некрасова”
(2 уч-ся)
VI Проверка творческих заданий .
VII Подведение итогов по теме урока.
Поэзию Н.А.Некрасова ценили и любили поэты “серебряного” века : Блок , Ахматова , Гумилёв .
Некрасовский город во всей полноте войдёт не только в романистику Ф.М.Достоевского , но и поэзию XX века , особенно А.Блока.
- наизусть отрывок из поэмы “Возмездие”
- сообщение “Традиции Некрасова в лирике А.Блока”.
Отворился ли клапан в вашей душе поэзией Некрасова ?
Какими чувствами вы обогатились ?
Выставление оценок .
Д/з : 1) Составить развёрнутый план сочинения (с цитатами ) на тему “Петербург в лирике Некрасова” .
2)Читать стихотворения по теме “Идеал борца в лирике Некрасова”: “Памяти приятеля” , “ Памяти Добролюбова” , “Чернышевский” , п. “Саша” , “Белинский” , “Медвежья охота”(выписать цитаты) .
3)Индивидуальные задания по карточкам .
Использованная литература:
1.Н.А.Некрасов. Стихотворения и поэмы.-М.:Олимп; ООО ”Издательство АСТ”,1997