kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "И.С.Тургенев «Бежин луг». «Духовный мир крестьянских детей» (6 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для учащихся 6 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "И.С.Тургенев «Бежин луг». «Духовный мир крестьянских детей» (6 класс).»

Тема: И.С.Тургенев «Бежин луг». «Духовный мир крестьянских детей».

Цели урока:

образовательные: раскрыть образы крестьянских мальчиков; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные: воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

За­да­чи: закрепить навыки работы над порт­рет­ной ха­рак­те­ри­сти­кой литературного героя; по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; вы­яс­нить, как ис­то­ри­и, рас­ска­зан­ные маль­чи­ка­ми, ха­рак­те­ри­зу­ют их; раз­ви­вать вни­ма­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды; вос­пи­ты­вать вни­ма­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.


Формы работы: парная, индивидуальная.


Тип урока: комбинированный


Оборудование: презентация, стихотворение И.З.Сурикова «В ночном», картина В.Е.Маковского «Ночное».

Ход урока.

1.Ребята, все вы прочитали рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг».

-Понравился вам рассказ?

Рассказ начинается необычно, герой заблудился.

-А случалось ли вам заблудиться?

-Какие чувства вы при этом испытывали?

-А какие чувства испытывает герой рассказа? Внимательно посмотрим по тексту.

Вывод: герой не поддается панике, хоть ему и было жутко одному ночью в лесу, он продолжает действовать и выходит к людям.

-К кому же он вышел?

2. Сейчас мы прочитаем стихотворение И.З.Сурикова «В ночном».

-Какое отношение имеет это стихотворение к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»? Что общего?

3. О чем или о ком мы будем говорить сегодня на уроке? Постарайтесь сформулировать тему урока.

Открываем тетради, пишем тему урока.

А сейчас каждый из вас напишет себе цели и задачи урока. Что бы вы хотели узнать на уроке, чему научиться?

Итак, автор вышел к детям.

4.-Что здесь ночью делают дети?

-Что такое «ночное»? Как это объясняет автор? ( чтение отрывка).

5. Ребята, а теперь обратите внимание на репродукцию картины В. Маковского «Ночное». Эта картина написана под впечатлением рассказа «Бежин луг».

И вы конечно же увидели параллель между этими двумя произведениями искусства. Эта картина в точности совпадает с тем отрывком, который только что прочитали.

В рассказе 5 мальчиков. Автор дает портретную характеристику каждому мальчику. Сейчас проверим, как вы внимательно читали текст. ( учитель зачитывает небольшие отрывки-описания мальчиков, дети отгадывают).

- Кто из мальчиков больше вам понравился и почему?

- А как вы думаете, кто из мальчиков больше понравился охотнику? Почему? Процитируйте.

В каждом мальчике есть какая-то загадка ,и автор раскрывает ее через поступки, речь, поведение…

- Дайте краткую характеристику-вывод мальчикам, что вы про них поняли, какие они.( работа в парах).

( Федя – с чувством собственного достоинства, больше слушает, чем говорит..

Павлуша – деловит и заботлив, смелый…

Илья – любознательный, боязливый, хороший рассказчик…

Костя – жалостливый. Всем сочувствует…

Ваня – любит природу: цветы, звезды…)

6. - Как коротают время мальчики у костра?

Да, мальчишки рассказывают истории. В этом рассказе мы видим мир почти языческих представлений о непонятных событиях. Тургенев тщательно выбирал слово, которое уместно применять к рассказам мальчиков: в журнале он назвал их «россказнями», в издании 1852 года –« преданиями»,

А позже назвал «поверьями». Современные исследователи ввели новый термин – «быличка» - рассказ о фантастических событиях, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

- В рассказе дети рассказывают 11 быличек. Рассказ какого мальчика показался вам наиболее интересным и почему?

7. А сейчас еще раз вернемся к тексту, прослушаем отрывок и ответим на вопрос : Какой мир нам открывают рассказы мальчиков? ( прослушивание со слов « я поглядел кругом…» до слов «настало опять молчание».)

Вывод: рассказы ребят открывают нам мир, который окружает ребят, таким, каким он живет в и х представлении. И то, что с ними происходит, они стремятся осмыслить, понять. Они ищут ответы на события, которые происходят с ними.

- Как вы считаете, верят ли мальчики в то, о чем рассказывают? Почему?

Вывод: Они искренне верят в былички, т.к. ежедневно сталкиваются с неожиданными и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового, лешего, таинственные голоса погибших людей, ночные звуки и крики. Крестьянские дети в то время нигде не учились, были неграмотными, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд. Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное. А затем они упорно настаивают на том, что кажется им совершеннейшим фактом.

-Чему в рассказах мальчиков вы верите? Почему?

- Что в рассказах мальчиков показалось забавным, смешным?

8. Рефлексия. Вернемся к целям и задачам, которые вы себе ставили и записали в тетрадь.

Ответили мы с вами на ваши вопросы? Обсуждение.

9. Домашнее задание: Прочитать 1 рассказ из сборника «Записки охотника».
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Петрова Екатерина Геннадьевна

Дата: 13.10.2017

Номер свидетельства: 432224


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства