Конспект урока по теме " Философская лирика Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения «Цицерон»"
Конспект урока по теме " Философская лирика Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения «Цицерон»"
Урок можно проводить как в среднем звене, так и в старших классах при более глубоком изучении творчества поэта. Это прекрасная основа для формирования представлений о лирике философской.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме " Философская лирика Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения «Цицерон»"»
Тема: Философская лирика Ф.И.Тютчева.
Анализ стихотворения «Цицерон»
Место в системе уроков: Урок можно проводить как в среднем звене, так и в старших классах при более глубоком изучении творчества поэта. В любом случае учащиеся уже знакомы с пейзажно-философской лирикой Ф.И.Тютчева («Фонтан», «Певучесть есть в морских волнах…»), пусть они не осознают в полной мере его обобщений космического порядка, но знакомы с двуплановостью его стихов о природе: созерцательно – восхищённый взгляд на неё и философский, обобщающий. Это прекрасная основа для формирования представлений о лирике философской.
Образовательная цель: дополнить понятие о философской лирике, развивать навыки анализа поэтического текста, умение сопоставлять, делать выводы, обобщения.
Ход урока:
1. Слово учителя о Ф.И.Тютчеве.
Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) Тютчев - наследник XVIII века, представитель XIX века, но вопросы, которые он ставил в стихах, в полной мере войдут в литературу только в начале XX века. Он поведал очень искреннюю, глубокую, тревожную думу о стеснённых рамках времени, о человеческой душе, о месте человека в мире. Это вопросы философские, и в стихах поэта они окрашены трагизмом. Источник его тревоги - призрачность человеческого существования. Человек обречён: он ограничен в своих стремлениях, почти ничтожен перед ликом великого мира. Но иногда Человек почти равен природе по своей творческой силе и по своему духовному величию. Именно к стихам такого типа относится стихотворение «Цицерон»
2. Беседа по стихотворению "Цицерон"
- От чьего имени написано начало стихотворения? Кем является его герой? (В классе с достаточно широким кругозором это можно провести как беседу, в классах более низкого уровня развития это может быть сообщение подготовленного ученика или слово учителя)
Марк Туллий Цицерон (106-43г. до н.э.) – знаменитый политический деятель Древнего Рима, оратор. Его жизнь приходится на тот период истории, когда Римская империя клонилась к упадку, когда её основы сотрясали выступления сельской бедноты, восстания рабов (в том числе – Спартака), гражданские войны между сторонниками республиканского строя и императорской власти. Кипели страсти на Капитолийском холме, где проходили заседания Сената и народные собрания. Цицерон был современником прихода к власти Юлия Цезаря и его убийства республиканцами. Именно из его трактатов историки черпают сведения об эпохе гражданских войн в Древнем Риме.
- Какой метафорой в стихотворении охарактеризован этот период истории?
Время славы, величия кончилось. Метафора «средь бурь гражданских» направляет к мысли о том, что исторические потрясения - процесс неудержимый, неуправляемый, сродни стихии, остановить невозможно.
- Как понять метафорические образы: "Я поздно встал – и на дороге застигнут ночью Рима был"?
Жизненный путь героя пришёлся не на время величия государства, а на его "ночь" – упадок великой империи, разрушение, саморазрушение.
- Почему героя стихотворения поэт показывает не в государстве вообще, а именно на Капитолийском холме? Цицерон сам был активным участником событий, пережил всё, это его время, его борьба за сохранение величия империи.
- Как понять метафору "закат звезды её кровавый"? Упадок величия сопровождался кровопролитием, беспощадной борьбой, трагическими событиями.
- Что должен чувствовать человек, на глазах которого рушится великое государство, его государство, что должен переживать герой, видящий кровь и смерть? Казалось бы, ответ лежит на поверхности: человек должен быть в отчаянии, страдать и мучиться. Почему же Тютчев говорит, что он «блажен», то есть представляет его счастливым? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на роль слов:
"посетил" (Жизнь человека необычайно коротка по сравнению с вечностью. Она могла бы прийтись на сравнительно спокойный период истории, но тогда человек столько не узнал бы, не пережил)
"всеблагие" (Боги – только им подвластны судьбы мира),
"собеседника" (Не гостя, не зрителя – на равных с богами!)
- Почему именно ОН оказался сопричастен деяниям богов?
Герой – гражданин, который боролся за свои убеждения, который выстрадал историю своего государства. Путь к бессмертию лежит через борьбу и страдания. Этого в избытке хватило Цицерону. Но он ещё и философ, который сумел подняться до осмысления происходящего и рассказал потомкам о своей трагической эпохе, этим обессмертив и эпоху, и своё имя.
- Каков же смысл антитезы, лежащей в основе стихотворения (трагический – счастливый)?
Боги правят миром, они бессмертны. Сколько перед ними прошло таких взлётов и падений! Человеку же такое может выпасть лишь однажды или не выпасть совсем. Герой стихотворения мог бы родиться в период расцвета Римской империи и был бы счастлив. Но он увидел катастрофу, и как гражданин страдает, но он должен быть счастлив как философ, сумевший постичь трагическое величие происходящего.
3. Итог по теме.
Стихотворение написано о Цицероне. Поэт живёт совсем в иную эпоху, откуда же берётся ощущение "Я", стремление пережить чувства своего героя? Значит, они чем-то близки поэту? И смысл стихотворения – вневременной, обобщающий? Какова же идея стихотворения, если брать во внимание не столько Древний Рим, сколько современность?
Если ты сумеешь подняться над бытом и повседневностью и осмыслить происходящие вокруг тебя события, ты можешь быть счастлив даже в трагическое время пониманием того, что живёшь в великую эпоху.
4. Самостоятельная работа.
Запишите своими словами основную мысль стихотворения и выскажите ваше отношение к ней (Согласны ли вы с этим утверждением?) Аргументируйте свою точку зрения.