Цель: познакомить с писателем и его творчеством ; помочь выявить особенности стиля писателя;
Способствовать формированию читательского вкуса обучающихся (через восприятие слова, авторскую позицию, художественные тропы); развитию речи, ее выразительности.
Помогать совершенствовать нравственные качества учащихся через художественную литературу
Сегодня мы знакомимся с новым для вас человеком. Урок – открытие поможет нам сделать эту встречу интересной и полезной .
Тема урока названа частично. Ваша задача восстановить ее полностью по завершению занятия.
Слайд 1 | Работа в тетради. Тема. …Б Л А Г О Д А Т Н Ы Й О Г О Н Ь Эпиграфом к уроку взяты слова поэта Карелии Е. Пиетеляйнен И сердце балансирует мое На хрупкой грани доброго и злого |
Слайд 2 - 3 | Владимир Николаевич Крупин. Что вы знаете о нем? Записывают ответ Учитель просматривает ответы. Подведение итогов. (Писатель? Поэт?) Слово о писателе. Родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области в семье лесничего. Семья была большая ,пятеро детей. Он был третьим ребенком .Когда старшие брат и сестра пошли в школу ,ему было пять лет. Очень хотелось тоже с ними идти. Не взяли Три дня маленький бунтарь плакал, кончались слезы –ревел насухую . и «выревел» это право. Получил первую отметку – «кол с подпорой» - в школу не пошел, притворился больным.Отец … Много читал, за что был прозван « запечный таракан»Не раз испытывал чувства одиночества Но ведь кто не страдает сам много в жизни не понимает. В 2011 году ему исполнилось 70 лет |
Слайд 4 -9 | Давайте посмотрим его фотографии, сделанные в разные периоды жизни. Расскажите, каким его увидели вы на них . Какая фотография особенно понравилась? Почему? Какие чувства вы ощутили от этого знакомства сВ.Н.Крупиным. (письменно лаконично оформляется ответ в тетрадях) Зачитываются 3-4 работы |
Слайд 10-11 | Слово учителя. В.Н.Крупин – это писатель. Желание писать у мальчика проявилось очень рано. В семье он вел рукописный журнал «Семья», в 9 лет признался себе:»Хочу быть писателем». В 14 лет дал под звуки государственного Гимн России клятву, что будет народным писателем.А для этого после армии учился на факультете журналистики в Екатеринбурге, затем работал в периодической печати, был главным редактором журнала «Москва». И только в 1970 году в 29 лет стал печататься. Сегодня он входит в число лучших русских писателей ХХ века.В чем сила его творчества, его произведений? О чем они? Кому адресованы? Давайте познакомимся. Откроем его книгу «Босиком по небу» |
Слайд 12-13 | «Сбрось мешок!»Чтение рассказа учителем. Дети следят по тексту за сюжетом. Анализ рассказа Кто герои? Чем они заняты? В чем помогла мать дочери? Кто научил мать этой радости? Что надо делать, чтобы научиться радоваться? Как понимаете заголовок миниатюры? Итоги: небольшое по объему произведение с простеньким обыденным сюжетом помогает нам прозреть вместе с маленькой героиней от озарения красотой окружающего мира .Заголовок (форма повелительного наклонения глагола) –призыв автора не проходить мимо прекрасного. Откликаться, проявлять любовь к родной земле В этом его мудрость старшего, подсказка нам на будущее. |
Слайд 14 | «А ты улыбайся!» А вот и еще один рассказ В,Н.Крупина. Что роднит его с предыдущим? (Заголовок в той же форме повелительного наклонения) Знакомство с текстом с элементами ролевого чтения О чем этот рассказ? Какие чувства испытали, познакомившись с содержанием? Что волнует автора? Итоги: детская жестокость рождается на наших глазах. Становиться страшно, когда боль одного рождает радость других. Что надо делать, чтобы этого не было? Чтобы быть счастливым, надо уметь противостоять злу, хранить бережно доброе сердце. В.Распутин так сказал о творчестве В.Н.Крупина: -Не в чернильницу макается его перо, а в душу. |
Слайд 15 | «Передаю!» Как вы понимаете заголовок рассказа? Что за ним видится? Чтение по ролям. Анализ рассказа О чем диалог поколений? Что волнует старика-фронтовика? Состоится ли эта эстафета памяти? Итоги: Произведение о связи поколений ,об отцах и детях, о том святом и главном, мимо чего пройти никак нельзя. «Передаю!» - конца связи не будет. |
Слайд 16-17-18 | Подведем итоги нашего знакомства с писателем и его рассказами. Какое впечатление произвело на вас творчество В.Н.Крупина? Труд его – это духовная битва за человека. В чем особенности его произведений? В малом сказано о многом. Казалось бы, случайные судьбы, встречи, мелочи жизни, обыденность… А все это наша ЖИЗНЬ, где всегда мы стоим перед выбором, как поступить. ,как остаться человеком на грани доброго и злого. Цель- подтолкнуть читателя к нравственному преображению. Почему это так важно для нас сегодня? Детство и юность – пора, определяющая наше будущее, наши чистые и добрые начала |
Слайд 19-20 | Вернемся к теме урока. Как вы понимаете слово благодатный? Первая часть слова « благо» трактуется «приносящий благодать, исполненный благодати; живительный, благотворный; полный благ». Для чего человеку нужен этот огонь? Для проявления ДОБРА, ЛЮБВИ. Какое же слово должно стаять первым в теме урока? |
Слайд 21 | Домашнее задание. Продолжить знакомство с творчеством писателя. По выбору одно из творческих заданий Написать отзыв на один рассказ автора. Составить вопросы для интервью с писателем. Создать дизайн – проект книги писателя. Спасибо за работу! |