Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
– Кто из вас хочет стать настоящим читателем? – А что для этого надо делать? – Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.
2) Упражнения для развития артикуляционного аппарата.(слайды)
3.Ок-ок-ок – падает снежок. Ип-ип-ип – слышу снега скрип. Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.
– Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией. – Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией. – В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном. – Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. – А теперь прочтите ее громко и быстро.
3)Проверка домашнего задания:
- Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?
- Что вам было задано на дом?
-Давайте послушаем, как вы дома подготовили пересказ рассказа Носова «Живая шляпа»
Оцените ответы одноклассников.
2) Сообщение темы урока, его целей
А сейчас вы узнаете с рассказом, какого писателя мы сегодня познакомимся. Для этого выполним следующее задание. На партах у вас лежат карточки. Прочитайте фамилии писателей. Знакомы ли вам фамилии этих писателей? Какие их произведения мы уже изучили? Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя
Аг*ия Барт* Чуков*кий К*рней Михалко* Сергей – НОСОВ
- Сегодня продолжим знакомство с творчеством Носова.
Слайд : (портрет)
- Что вы знаете о Николае Николаевиче Носове? ( ответы детей)
Слайд : (рассказ о биографии Н.Н. Носова)
Н. Носов в юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов
– Какие произведения этого автора вы знаете?
Он написал такие произведения «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей» . Н.Носова называют писателем- юмористом.
-Как вы понимаете писатель – юморист? (пишет смешные рассказы) Да, его рассказы смешные, но поучительные.
– Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя, и в конце урока вы мне скажите, чему он учит. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться.
-Даю подсказку: название состоит из двух слов.
Дети разгадывают анаграмму:
Слайд : А Н К Е Г О Р
Подготовка к первичному восприятию текста.
– Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА». Слайд. – Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»? – «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь». – А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. – Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. – Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д. – Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) – Скажите, что нужно для строительства снежной горки? – Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения. – Ребята, а вы любите бывать на горке? – Почему? – Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
Слушаем рассказ (включить фонограмму)
Проверка первичного восприятия текста
– Кому понравился рассказ? – Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?
Физкультминутка:Слайд.
С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.) А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.) Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.) Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
Зарядка для глаз: поморгали глазками; закрыли – помечтали; рисуем цифру 5 и цифру 9.
– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.
Словарная работа.Слайд
– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.
– Читаем по слогам, а затем целыми словами:
СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали) СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся) СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ ВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом влезть, вскарабкаться) ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника) ( помещение для дворника, который поддерживает чистоту и порядок на улице) ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово? Человек стоит одновременно опираясь на обе ноги и руки) НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)
Чтение рассказа по цепочке.
Анализ произведения, выборочное чтение
– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья) – Что делали ребята? – Прочитайте, как они строили горку. – А что делал Котька, когда ребята трудились? – Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься) – Какой он? (Хитрый) – Что произошло, когда ребята ушли обедать? – Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. – А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться) – Что из этого вышло? Прочитайте. – Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). – Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег) – Понравилось ли Котьке работать? – Подтвердите словами из текста… – Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше). – Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)
Внимание на слайд.
Прочитаем пословицы.
1.Поспешишь – людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.
– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3? – Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.
Обобщение материала:
– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд.
Чтобы:
Развеселить читателя.
Подшутить над кем-нибудь.
Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
Разбудить фантазию.
Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
– Итак, я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
Домашнее задание: с.60-63 выразительное чтение
Итог урока:
С каким рассказом мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит этот рассказ?
- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Н. Носова?
Рефлексия.
- Перед вами лежит снежинка, возьмите её.
- Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.
Заканчивается встреча с замечательным литературным произведением. Молодцы, вы хорошо поработали! На следующем уроке мы продолжим работу с этим произведением. А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас будет добрая душа, будьте трудолюбивы, играйте дружно, помогайте друг другу и тогда у вас все получится!