kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению на тему: Б.Л.Пастернак "Золотая осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ведётся работа по формированию навыков осознанного чтения,умения работать со стихотворным текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: Б.Л.Пастернак "Золотая осень"»

Конспект урока по литературному чтению в 4 -В классе на тему: Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

Составила: учитель начальных классов

Абакумова Валентина Николаевна

МАОУСОШ № 8 с углублённым изучением математики

г. Старая Русса, Новгородской области


Тема: Борис Леонидович Пастернак Стихотворение «Золотая осень».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Б. Л. Пастернака.

Задачи:

  • Формирование у детей навыков осознанного чтения;

  • Развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворение;

  • Развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии

Планируемые результаты:

Предметные: читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;

Метапредметные:

Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге.

Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника.

Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


Здороваются, садятся.

  1. Подготовка к восприятию.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося писателя Бориса Леонидовича Пастернака ( информация о Пастернаке)

Ребята прочитайте название стихотворения, какую картину вы представили?

Сейчас прочитав стихотворение Б. Пастернака, мы увидим с вами золотую осень глазами поэта.


Сказочную, золотую осень.

  1. Первичное чтение.

Читает учитель.


  1. Проверка первичного чтения.

Какая же золотая осень у Б. Пастернака?

  • Печальная

  • Прекрасная

  • Тоскливая

  • Загадочная

  • Радостная

  • Тихая

  1. Постановка учебной задачи.

Будем вчитываться в стихотворение, и пытаться понять отношения Б. Пастернака к этой поре.


  1. Чтение и анализ 1 строфы. Читают дети.









Повторное чтение 1 строфы.

С чем сравнивает Б. Пастернак золотую осень в этом четверостишие? Что такое чертог?



Почему сравнивают с чертогом?

Где идет поэт?

Что такое просека?



Докажите, что природа сама собой любуется.

Со сказочным чертогом.

Чертог – это пышное, великолепное помещение или здание, дворец.


Потому что осень как пышный дворец.

Поэт идет по просеке.

Просека – это очищенная от деревьев полоса в лесу, служащая границей участка, дорогой.

Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера.

  1. Чтение и анализ 2 строфы. Читают дети.





Повторное чтение .

Итак, ребята поэт идет просекой и любуется меняющимися картинами. Что напоминает ему эта просека?

Ребята, а вы были на выставке картин?


А что изображено на этих картинах?

Выставку.





Вязы, ясени, осины в позолоте небывалой.

  1. Чтение и анализ 3 строфы. Читают дети.








Повторное чтение .


Кого напоминает липа и береза поэту?

Почему невест?

Какая невеста?

Давайте вместе с поэтом вглядимся в эти портреты.

Что за обруч золотой у липы?


Что такое лик?

Почему береза под фатой подвенечной и прозрачной?

Невест.

Венец новобрачный.

Тихая, робкая, красивая.



Крона


Лик – это лицо.


Под фатой видно лицо невесты, так же и сквозь листочки видно лицо березы.

  1. Чтение и анализ 4 строфы. Читают дети.







Перечитывают дети.

Как вы понимаете выражение погребенная земля?


Что похоронило землю?



Ребята, что такое флигель?

Какую картину вы представили?


Погребенная, т.е похороненная, спрятанная, закрытая.


Листочки уже упали с деревьев и закрыли всю землю толстым слоем.


Флигель – это постройка сбоку здания.

Как картина в золоченой раме, так и флигель.

  1. Чтение и анализ 5 строфы. Читают дети.





Повторное чтение

Почему нельзя осенью, во время листопада ходить по земле и быть не услышанным?


Какое слово выбрал поэт, чтобы показать, что листьев очень много?

Что означает, слово бушует?

Потому что земля уже спит, покрытая опавшими листьями и когда идешь, они шуршат под ногами.

Бушует.


Бушует – проявляет себя буйно, с необычной силой.

  1. Чтение и анализ 6 строфы. Читают дети.









Повторное чтение.

Какие звуки услышал поэт?




Что автор описывает в 2 последних строках?

А заря какая?


Когда заря бывает вишневой?


Ребята, а что такое сгусток?

(эхо) Эхо – физическое явление, заключающееся в принятии наблюдателем отраженной от препятствия волны.

Птицы улетают, воздух опустел, прохладно.

Вечернюю зарю.

Вишневая, т.к. солнце уже село, и небо окрашивается в вишневый цвет.

Когда солнце село и на самом закате превращается в вишневый сгусток.

Сгусток – застывший комок сгустившейся жидкости.

  1. Чтение и анализ 7 строфы. Читают дети.









Перечитывают 7 строфу.

Где поэт оказался? Это улица или дом?

У Пастернаков была дача в Переделкино (Подмосковье)

Наверное, сойдя с электрички, он туда и шел?

Что его окружало на даче?



Что такое каталог?

Наверное, пройдя такой путь, налюбовавшись красотой природы приятно посидеть у камина, или у печки со старинной книгой.

В древнем уголке.




Старые книги, одежда, оружия, сокровищ каталог.

Каталог – это составленный в определенном порядке перечень чего-либо.


Камин – это элемент дизайна интерьера, представляет собой печь с дымоходом.

  1. Обобщение.

Вернемся к нашему вопросу.

Какая осень у Пастернака?

Как Пастернак относится к этой поре?




Ребята, какой темп выберите для чтения? Быстрый или медленный?

После каждого четверостишья, что нужно делать?



Задушевная.

Он любуется этой порой, чувствует себя спокойно умиротворённо, т.е. на душе тихо, спокойно, мирно.


Медленно, будто идем и вместе с поэтом рассматриваем эти картины.


Паузы.

  1. Выразительное чтение.

Представьте, что вы великие артисты, которые умеют выразительно читать стихи.


Читают выразительно у доски.

Игра "Я-артист"

  1. Домашнее

задание.


Выучить стихотворение наизусть.






Информация о творчестве Б.Пастернака ( этап урока- подготовка к восприятию)

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в семье художника, академика живописи Леонида Осиповича Пастернака. Мать его была знаменитой пианисткой.

Борис Леонидович Пастернак, стихи которого были еще не написаны, с самого рождения находился в удивительной творческой атмосфере. Дом его родителей был всегда гостеприимно распахнут для знаменитых гостей. Кроме Льва Толстого, здесь бывали композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Левитан и Иванов, и многие другие творческие личности. Конечно, встречи с ними не могли не сказаться на Пастернаке. Самое большое влияние на него оказал Скрябин, под влиянием которого 13-летний Борис долгое время серьезно занимался музыкой и планировал стать композитором. Учился Борис Пастернак (биография поэта содержит этот факт) отлично. Он окончил пятую московскую гимназию, в которой двумя классами ниже обучался Владимир Маяковский. Одновременно он учился на композиторском факультете Московской консерватории. Гимназию он окончил блестяще – с золотой медалью и высшими баллами по всем предметам.


Интернет ресурсы:

1. http://www.n-shkola.ru/

2. http://www.uchportal.ru/

3. http://.1september.ru/

4. http://www.zavuch.infо/

5. http://nachalka.info/

6. http://viki.rdf.ru/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению на тему: Б.Л.Пастернак "Золотая осень"

Автор: Абакумова Валентина Николаевна

Дата: 20.03.2018

Номер свидетельства: 462705


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства