Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Песни огненных лет"»
План-конспект открытого урока
Дата проведения 6 мая 2011 г.
Учебный предмет: литература
Класс: 7 класс
Учитель: Ким Зоя Чан-Намовна, учитель русского языка и литературы
Возраст участников: 12-15 лет
Аннотация: Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме «Песни огненных лет»
Урок № 61 (урок внеклассного чтения)
Тип урока: урок-концерт
Тема:ПЕСНИ ОГНЕННЫХ ЛЕТ
Концептуальная цель: воспитание духовно-развитой личности
Цель: реализация проекта «Песни огненных лет»
Образовательные задачи:
Освоение знаний о духовно-нравственном и эстетическом значении лирики ВОВ; об истории создания песен
Развитие умения выявлять конкретно-историческое и общечеловеческое содержание в песнях ВОВ
Совершенствование умения обобщать, сравнивать, делать выводы
Воспитательные задачи:
Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся
Развивающие задачи:
Развитие и совершенствование устной речи учащихся
Развитие навыков публичного выступления
Развитие воли: целеустремлённости, выдержки, самообладания, сопереживания
Развивать познавательные интересы и способности
Ведущая проблема: связь литературы с историей
Проблема урока:роль песен в ВОВ
Межпредметные связи: история, музыка
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения
метод проектов
Оборудование к уроку
компьютер, мультимедийная установка
Дидактический материал
Презентация в формате PowerPoint «Песни огненных лет»
Видеоролик «Песенка о пехоте»
Карточки-информаторы: «Священная война», «Моя Москва», «В землянке», «На безымянной высоте», «День Победы»
Этапы работы над проектом
1. Определение цели и задач проекта.
2. Индивидуальный регламент выполнения задачи. Отчёт о ходе исследования. Индивидуальные и групповые репетиции
3. Интерактивные этапы:
Поиск путей реализации проекта - практическое применение теоретических знаний и контроль усвоения учебного материала (Урок – концерт).
Самостоятельная работа учащихся и учебно-методическая деятельность преподавателя: сбор информации по теме, мини-отчёт о проведенном исследовании, поиск путей реализации проекта - практическое применение теоретических знаний и контроль усвоения учебного материала
В работе над проектом были применены следующие педагогические технологии:
1. Педагогика сотрудничества
2. Развивающее и проблемное обучение: формирование навыков группового диалога
3. Игровое обучение и программированное обучение: самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися, индивидуальные и групповые репетиции мероприятия. Обсуждение итогов проведенной работы. Демонстрация презентации к уроку-концерту. Обсуждение качества проделанной работы. Экспресс-викторина
4. Информационные компьютерные технологии обучения. Работа в программе Power Point, Publisher,Word, использование Интернет-ресурсов для поиска информации.
Систематизация полученных знаний и написание общего сценария для реализации проекта в форме:
Урок- концерт (открытый урок с приглашением ветеранов ВОВ с последующим анализом проделанной работы на уроке литературы)
Последние публикации
О проекте
Архивы
Записи
Блог учителя русского языка и литературы
Методическая копилка
Литература»
10 класс
5 класс
7 класс
Методичка»
Дидактические материалы»
5 класс
7 класс
Классное руководство
Открытые уроки
Проекты
Работы учащихся»
Исследовательские работы
Рабочие программы
Презентации»
Литература»
5 класс
7 класс
Русский язык»
7 класс
Русский язык»
7 класс
Фотогалерея
Начало формы
Конец формы
Архив | 7 класс RSS лента этой категории
КУЛАЧНЫЙ БОЙ НА МОСКВЕ-РЕКЕ
23. Март, 2011 0 Комментариев
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
«КУЛАЧНЫЙ БОЙ НА МОСКВЕ-РЕКЕ»
Знания на уроке:повторение понятия об антитезе, роли пейзажа в изображении.
Словарная работа: драматизм судьбы, семейный быт, национальный характер, сила духа.
ХОД УРОКА
I. Идейно-художественное содержание сцены в доме купца Калашникова.
(Обучение продуктивному устному высказыванию).
Примерный план рассказа
1. Сцена из семейной жизни в доме Калашникова отражает реальные детали русского быта и нравов эпохи средневековья.
Описание обычного дня купца, торгующего в лавке, пустынных улиц, вечернего города в зимнюю стужу, дома Калашникова, семейных отношений, религиозных обрядов (венчание, свеча перед образом в доме), нравы (сватовство, подглядывающие соседи, одежда героев) воссоздают картину жизни описываемой эпохи.
Опираясь на текст, учащиеся смогут конкретнее представить себе эту картину.
2. Семейный быт Калашникова — отражение русского национального уклада жизни и обычаев, общих для всех сословий.
3. Калашников выступает защитником национальных форм жизни, носителем лучших качеств национального характера: твердости, мужества, решительности и благородства. Читать далее…
7 класс
драматизм
СТЕПАН КАЛАШНИКОВ – НОСИТЕЛЬ ЛУЧШИХ КАЧЕСТВ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
23. Март, 2011 1 Комментарий
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
“СТЕПАН КАЛАШНИКОВ – НОСИТЕЛЬ ЛУЧШИХ КАЧЕСТВ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА”
Знания на уроке:способы раскрытия авторского отношения к изображаемому (идея произведения).
Словарная работа:национальное сознание, национальные формы жизни, национальный характер, личность, индивидуальность.
ХОД УРОКА
I. Чем по происхождению отличается Калашников от своего противника — Кирибеевича?
1. О знатном происхождении Кирибеевича говорит сам царь: «А из роду ты ведь Скуратовых…». Кирибеевич сам с гордостью называет свое имя Алене Дмитриевне:
Я слуга царя, царя грозного,
Прозываюся Кирибеевичем,
А из славной семьи из Малютиной…
2. Калашников — простой человек, купец, но душевные качества, твердость характера позволяют автору поставить его личность в один ряд не только с молодым опричником, но и самим царем.
3. Царь и именно купец Калашников стоят на страже «закона нашего христианского»: в сцене на пиру у царя и в сцене поединка купца с Кирибеевичем.
Задание. Объяснить смысловую связь между похожими эпитетами, определяющими отношение к Кирибеевичу царя и Калашникова. Читать далее…
7 класс
Калашников
ОБРАЗ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ В ПОВЕСТИ
16. Март, 2011 0 Комментариев
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
«ОБРАЗ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ В ПОВЕСТИ»
Знания на уроке:природа как средство изображения героев, средства изображения козачества как исторического явления, повторение понятия о пространстве как средстве изображения, образный ряд.
- Образ Запорожской Сечи предваряют образы степи и дороги. Что лежит в основе этого смыслового единства?
- Каков образный ряд, связанный с описанием степи?
Обращаем внимание учащихся на такие выражения, как «солнце», «теплотворный свет», «пространство», «неизмеримые волны растений» и т.д. Природа выступает средством изображения широкого русского характера. «Зелено-золотой океан», «девственная пустыня» выступают как стихии, напоминающие стихии жизни вольного козачества, их неукротимую силу и стремление отстоять свою свободу. «Степь принимает… в свои зеленые объятия» козаков — образы стихий сливаются, звучит единый гимн свету, бесконечности и воле.
- Каков образный ряд, связанный с описанием дороги?
Дорога — пространство, в котором «видны были над землей две трубы скромного их домика», «дальний луг», «шест одиноко торчит в небе».
Но движение происходит не только в пространстве, но и в душе героев: «Прощайте и детство, и игра, и все, и все!»
Дорога — духовное развитие, переход от одного этапа жизни к другому.
Итак, образ Сечи связан с мотивом воли и жизни в ее развитии.
- Какую роль, по-твоему, играет описание степи в повести? Внимательно присмотрись к нарисованной Гоголем бескрайней степи. Какие краски использует писатель, рисуя степь утром, вечером и ночью? Какие звуки слышат путники в разное время суток? Как воздействует картина степи на героев?
- Почему перед изображением Запорожской Сечи Гоголь столько места отводит описанию степи, а потом Днепра?
III. Домашнее задание:
чтение 3 главы «Тараса Бульбы»
7 класс
козак
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ “ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ”
26. Янв, 2011 0 Комментариев
ВВЕДЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ПРОСТРАНСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ. РОДЫ И ВИДЫ (ЖАНРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ)
Цель урока: дать понятие о художественном времени пространстве в литературе.
Теория литературы: эпос, лирика и драма.
Оборудование: таблица.
ХОД УРОКА
I. Знакомство учащихся с учебником литературы для 7 класса.
Учитель может кратко охарактеризовать курс литературы в 7 классе, подчеркнув, что большие по объему произведения в хрестоматию не вошли. Повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», М. Горького «Детство», а также книги, например, для уроков внеклассного чтения, учащиеся должны брать в библиотеках.
На первом же уроке стоит познакомить учащихся с расположением в хрестоматии разделов «Справочные материалы».
II. Художественное время и художественное пространство в литературе.
1. Повторение понятия об искусстве, работа со словарем.
Литература — вид искусства.
Искусство — творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.1
Образ — в литературе, искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.2 Читать далее…
7 класс
жанр
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ “ПОЛТАВА”
26. Янв, 2011 0 Комментариев
КАРТИНЫ УКРАИНСКОЙ ПРИРОДЫ В ПОЭМЕ «ПОЛТАВА»
Цель: – рассмотреть значение картин природы в поэме «Полтава»,
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- продолжить работу над средствами художественной выразительности.
ХОД УРОКА
I. СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Вспомним стихотворения А. С. Пушкина, посвящённые природе(«Зимнее утро», «Унылая пора…»). Уже неоднократно, почти по поводу каждого стихотворения, приходилось указывать на замечательную красоту и безыскусственность изображения, столь характерных для творчества Пушкина вообще. Обыкновенно Пушкин рисует известную картину путем простого перечисления ее отдельных элементов и признаков. Типичным примером пушкинских приемов изображения природы может служить картина утра в “Полтаве”: Читать далее…
7 класс
поэма
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ “ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ”
26. Янв, 2011 0 Комментариев
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (1818-1883) ФАКТЫ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ,
СВЯЗАННЫЕ С «ЗАПИСКАМИ ОХОТНИКА»
Цель: актуализировать знания учащихся о писателе; познакомиться с фактами биографии, связанными с «Записками охотника»; подготовить их к восприятию рассказа «Бирюк»
Обородувание: мультимедийная презентация
Душа моя, все мысли мои в России.
И.С.Тургенев
Вся моя биография в моих сочинениях.
И.С.Тургенев
ХОД УРОКА
I.СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева.Вот что говорил о Тургеневе Владимир Набоков. В 1847 г, когда Иван Тургенев обратился к прозе и опубликовал первый короткий рассказ, открывающий «Записки охотника», он стал самостоятельным писателем. Рассказ этот произвел огромное впечатление на читателей и впоследствии, составив вместе с остальными первый том его сочинений, пользовался все возрастающим успехом. Пластичность, музыкальность, текучесть тургеневской прозы — лишь одна из причин, принесших ему молниеносную славу, ибо не меньший интерес вызывали сами сюжеты его рассказов. Все они повествуют о крепостных и представляют собой не только детальное психологическое исследование, но даже доходят до идеализации крепостных крестьян, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ “ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ”
26. Янв, 2011 0 Комментариев
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (1818-1883) ФАКТЫ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ,
СВЯЗАННЫЕ С «ЗАПИСКАМИ ОХОТНИКА»
Цель: актуализировать знания учащихся о писателе; познакомиться с фактами биографии, связанными с «Записками охотника»; подготовить их к восприятию рассказа «Бирюк»
Обородувание: мультимедийная презентация
Душа моя, все мысли мои в России.
И.С.Тургенев
Вся моя биография в моих сочинениях.
И.С.Тургенев
ХОД УРОКА
I.СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева.Вот что говорил о Тургеневе Владимир Набоков. В 1847 г, когда Иван Тургенев обратился к прозе и опубликовал первый короткий рассказ, открывающий «Записки охотника», он стал самостоятельным писателем. Рассказ этот произвел огромное впечатление на читателей и впоследствии, составив вместе с остальными первый том его сочинений, пользовался все возрастающим успехом. Пластичность, музыкальность, текучесть тургеневской прозы — лишь одна из причин, принесших ему молниеносную славу, ибо не меньший интерес вызывали сами сюжеты его рассказов. Все они повествуют о крепостных и представляют собой не только детальное психологическое исследование, но даже доходят до идеализации крепостных крестьян, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ.
Эти мягко-окрашенные, небольшие зарисовки, до сих пор восхищающие нас, искусно вкраплены в его прозу и больше напоминают акварели, нежели сочные, ослепительные фламандские портреты из галереи гоголевских персонажей. Вереница идеальных и трогательных крепостных крестьян, проходящая сквозь эти рассказы, наглядно изображала всю нелепость рабства, вызывая негодование многих влиятельных особ того времени.
II. Рассказ о писателе.
- Сообщения учащихся
III. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, записи в тетради