kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе по проектной технологии на тему «Образ Печорина вроманаМ.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать личностное отношение к герою с активным переосмыслением собственных представлении с учетом вновь приобретенных знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе по проектной технологии на тему «Образ Печорина вроманаМ.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 10 класс»

Конспект урока по литературе по проектной технологии

10 класс.

Модератор проекта

Жумакешова Ажар Шакатаевна

Авторы проекта

Ученики 10 класса

Школа.класс

№42

10 класс

Продолжительность проекта

4 урок


Основа проекта

Образовательный стандарт

Тема учебного проекта

«Образ Печорина вроманаМ.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Цели урока.


  • проанализировать образ Печорина в эпизоде «Бэла», «Тамань»;

  • сформировать личностное отношение к герою с активным переосмыслением собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний;


Задачи

    • Обучающие:

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

    • Развивающие. Направлены на развитие умений и навыков:

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.;

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

  • Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к художественному слову.

Краткая аннотация

Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.Печорин- типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

 В подтверждение вышесказанного звучат цитаты:«Герой нашего времени»- грустная дума о нашем поколении» В.Г. БелинскийПечально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее - иль пусто, иль темно…М. Ю. Лермонтов Учитель: После крушения декабризма, обнаружившего свою внутреннюю несостоятельность, русская общественная мысль находилась в ситуации мучительного поиска.
Такую ситуацию современник Пушкина и Лермонтова французский писатель Альфред де Мюссе символично представил так: «Позади – прошлое, уничтоженное навсегда, но еще трепетавшее на своих развалинах… Впереди – сияние необъятного горизонта… А между этими двумя мирами – бурное море, полное обломков кораблекрушения, где изредка белеет далекий парус».Учитель: Какое лирическое стихотворение Лермонтова вы вспоминаете, читая эту цитату? (Дети читают наизусть стихотворение «Парус») Слайд Можно ли одинокий Парус сопоставить с характером Печорина?(Парус, символ мятежности, вызова судьбе, — важнейший образ в творчестве Лермонтова Вспомним хотя бы запись в дневнике Печорина: “Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига... он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце... и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там... желанный парус ...” Печорин одинок в любом обществе, куда бы он ни попал. Печорин, как и “ парус ” Лермонтова , путешествует без цели, сам не сознавая того, “он счастия не ищет и не от счастия бежит”. Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натура не находит себе применения.)

Основополагающие вопросы

  • Что в основе характера Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?

  • Осуждение или сочувствие вызывают поступки Печорина?

  • Что или кто виноват в трагедии Печорина - общество, обстоятельства или он сам?

  • Печорин - герой своего времени или злодей?

  • Онегин и Печорин - герои своих эпох?

  • За что любят Печорина, если он приносит страдания?

  • Серьёзно или иронически Лермонтов называет Печорина героем своего времени?

  • "Ищу вокруг души родной". Способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь?

  • – Почему Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется?

  • – Как характеризуется век через главного героя романа? Печорин – герой своего времени

  • "Зачем я жил? Для какой цели я родился?"

  • Серьёзно или иронически Лермонтов называет Печорина героем своего времени


Проблемные вопросы

Действительно ли Печорин - герой своего времени?

Учебные вопросы

Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»).

  • Выберите слова, передающие разочарование Печо­рина в жизни. Прокомментируйте их.

  • В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

  • В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?

  • Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?


План проведения проекта

Первая часть урока пройдет в виде защиты презентаций , которые в самостоятельно приготовили в группах литературоведов.

Оценивать ваши проекты будет экспертный совет, у которых есть оценочный лист с критериями.

1 группа литературоведов – Учебный проект

Тема « Печорин. Кто он – жертва или виновник трагедии?» Бэла

План проекта

Вопросы, направляющие проект


  1. Проблемный вопрос: « Печорин. Кто он – жертва или виновник трагедии?»

Основополагающий вопрос: 

  • В чем особенность этой части романа?

  • Какова роль Максим Максимыча в истории с похищением Бэлы?

  • Каким предстает Печорин в рассказе Максим Максимыча? Прочитайте.

  • Можно ли доверять мнению Максим Максимыча о Печорине?

  • Можно ли было предвидеть трагическую развязку по тому, как складывались отношения между Бэлой и Печориным в начале событий?

  • Какова реакция Печорина на смерть Бэлы и почему она так удивила Максим Максимыча? Прочитайте. (смерть Бэлы)

  • В какой момент Максим Максимыч начинает употреблять местоимение «мы» по отношению к себе и Печорину, о чем это свидетельствует?

  • Как характеризирует героя самохарактеристика в этой повести? Прочитайте.

  • Какие черты характера Максим Максимыча проявились в истории с Бэлой?

  • Почему повесть заканчивается ироническим замечанием повествователя о Максим Максимыче?



2 группа

Учебный проектТема: "Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих..." ("Тамань")

Автор проекта Ученики 10 класса СШ №42

  • Как описан «скверный городишка»?

  • Чем непохож здесь Печорин на человека, которого мы знаем по предыдущим частям романа.?

  • Почему жизнь людей, живущих на берегу и связанных с морем, тоже представляется ему «загадкой», ключ от которой он твердо решает достать,?

  • Как относятся к «нечистому» месту в городе» ?

  • Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет?

  • «Ундине» и Янко, устно нарисовать их портреты в тот момент, когда Печорин смотрит на них, и сказать,как меняется отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести.?

  • Как предствил Янко, как думает «ундина», доноса властям.?

  • Раскажите об образе «ундины»?.

  • Почему Печорину эта «настоящая русалка» казалась обворожительной, хотя «была далеко не красавица»?

  • Как меняется облик ее в лодке, когда она хочет утопить Печорина?

  • как меняется отношение Печорина к контрабандистам,

  • почему интерес к ним, восхищение уступают место горечи.

  • Что заставило Печорина наблюдать ночью за мальчиком?

  • Почему Печорин говорит о виденном ночью слепому и «ундине» и не сообщает об этом своему денщику?

  • Почему Печорин пошел ночью за «ундиной»?

  • Поверил ли он ее призывам? Отчего в Печорине родилось бешенство и он сбросил девушку в волны?

  • Почему Печорина видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»? В чем герой винит себя и почему называет контрабандистов «мирными»?

Печорин в этом эпизоде какой? (еще наивен, доверчив, совершает не раз ошибки, не видя, кто перед ним.

Критерии оценки защиты ученической презентации







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жумакешова Ажар Шакатаевна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 415914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства