Модератор проекта | Жумакешова Ажар Шакатаевна |
Авторы проекта | Ученики 10 класса |
Школа.класс | №42 | 10 класс |
Продолжительность проекта | 4 урок | |
Основа проекта | Образовательный стандарт |
Тема учебного проекта | «Образ Печорина вроманаМ.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». |
Цели урока. | проанализировать образ Печорина в эпизоде «Бэла», «Тамань»; сформировать личностное отношение к герою с активным переосмыслением собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний; |
Задачи | умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение сотрудничать и работать в группе и др.; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к художественному слову. |
Краткая аннотация | Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни. Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.Печорин- типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе. В подтверждение вышесказанного звучат цитаты:«Герой нашего времени»- грустная дума о нашем поколении» В.Г. БелинскийПечально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее - иль пусто, иль темно…М. Ю. Лермонтов Учитель: После крушения декабризма, обнаружившего свою внутреннюю несостоятельность, русская общественная мысль находилась в ситуации мучительного поиска. Такую ситуацию современник Пушкина и Лермонтова французский писатель Альфред де Мюссе символично представил так: «Позади – прошлое, уничтоженное навсегда, но еще трепетавшее на своих развалинах… Впереди – сияние необъятного горизонта… А между этими двумя мирами – бурное море, полное обломков кораблекрушения, где изредка белеет далекий парус».Учитель: Какое лирическое стихотворение Лермонтова вы вспоминаете, читая эту цитату? (Дети читают наизусть стихотворение «Парус») Слайд Можно ли одинокий Парус сопоставить с характером Печорина?(Парус, символ мятежности, вызова судьбе, — важнейший образ в творчестве Лермонтова Вспомним хотя бы запись в дневнике Печорина: “Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига... он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце... и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там... желанный парус ...” Печорин одинок в любом обществе, куда бы он ни попал. Печорин, как и “ парус ” Лермонтова , путешествует без цели, сам не сознавая того, “он счастия не ищет и не от счастия бежит”. Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натура не находит себе применения.) |
Основополагающие вопросы | Что в основе характера Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"? Осуждение или сочувствие вызывают поступки Печорина? Что или кто виноват в трагедии Печорина - общество, обстоятельства или он сам? Печорин - герой своего времени или злодей? Онегин и Печорин - герои своих эпох? За что любят Печорина, если он приносит страдания? Серьёзно или иронически Лермонтов называет Печорина героем своего времени? "Ищу вокруг души родной". Способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь? – Почему Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется? – Как характеризуется век через главного героя романа? Печорин – герой своего времени "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" Серьёзно или иронически Лермонтов называет Печорина героем своего времени |
Проблемные вопросы | Действительно ли Печорин - герой своего времени? |
Учебные вопросы | Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»). Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их. В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению? В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина? Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде? |
План проведения проекта | Первая часть урока пройдет в виде защиты презентаций , которые в самостоятельно приготовили в группах литературоведов. Оценивать ваши проекты будет экспертный совет, у которых есть оценочный лист с критериями. |
1 группа литературоведов – Учебный проект Тема « Печорин. Кто он – жертва или виновник трагедии?» Бэла План проекта Вопросы, направляющие проект Проблемный вопрос: « Печорин. Кто он – жертва или виновник трагедии?» Основополагающий вопрос: В чем особенность этой части романа? Какова роль Максим Максимыча в истории с похищением Бэлы? Каким предстает Печорин в рассказе Максим Максимыча? Прочитайте. Можно ли доверять мнению Максим Максимыча о Печорине? Можно ли было предвидеть трагическую развязку по тому, как складывались отношения между Бэлой и Печориным в начале событий? Какова реакция Печорина на смерть Бэлы и почему она так удивила Максим Максимыча? Прочитайте. (смерть Бэлы) В какой момент Максим Максимыч начинает употреблять местоимение «мы» по отношению к себе и Печорину, о чем это свидетельствует? Как характеризирует героя самохарактеристика в этой повести? Прочитайте. Какие черты характера Максим Максимыча проявились в истории с Бэлой? Почему повесть заканчивается ироническим замечанием повествователя о Максим Максимыче? |
2 группа Учебный проектТема: "Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих..." ("Тамань") Автор проекта Ученики 10 класса СШ №42 Как описан «скверный городишка»? Чем непохож здесь Печорин на человека, которого мы знаем по предыдущим частям романа.? Почему жизнь людей, живущих на берегу и связанных с морем, тоже представляется ему «загадкой», ключ от которой он твердо решает достать,? Как относятся к «нечистому» месту в городе» ? Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет? «Ундине» и Янко, устно нарисовать их портреты в тот момент, когда Печорин смотрит на них, и сказать,как меняется отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести.? Как предствил Янко, как думает «ундина», доноса властям.? Раскажите об образе «ундины»?. Почему Печорину эта «настоящая русалка» казалась обворожительной, хотя «была далеко не красавица»? Как меняется облик ее в лодке, когда она хочет утопить Печорина? как меняется отношение Печорина к контрабандистам, почему интерес к ним, восхищение уступают место горечи. Что заставило Печорина наблюдать ночью за мальчиком? Почему Печорин говорит о виденном ночью слепому и «ундине» и не сообщает об этом своему денщику? Почему Печорин пошел ночью за «ундиной»? Поверил ли он ее призывам? Отчего в Печорине родилось бешенство и он сбросил девушку в волны? Почему Печорина видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»? В чем герой винит себя и почему называет контрабандистов «мирными»? Печорин в этом эпизоде какой? (еще наивен, доверчив, совершает не раз ошибки, не видя, кто перед ним. |
Критерии оценки защиты ученической презентации |