Организационно - мотивационный | Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Доброе утро, сегодня урок литературы буду вести у вас я, меня зовут Татьяна Николаевна | Приветствуют учителя | Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место. | Словесный метод (Слово учителя) |
Актуализация знаний | На слайде представлены иллюстрации из произведения Е.Шварца «Два Брата» Ребята, посмотрите на иллюстрации и скажите, пожалуйста, какое произведение мы изучали на прошлом занятие, кто его автор? (слайд2) - Правильно, а какое было домашнее задание? -Хорошо, сейчас вам нужно вспомнить содержание сказки и составить словосочетания, которые используется в сказке. На слайде вы видите два столбца со словами. Вам нужно подобрать к каждому прилагательному нужное существительное. (слайд3) - Давайте, проверим. Молодцы вы хорошо справились с заданием, сейчас вам нужно вспомнить и рассказать фрагмент сказки, в котором используются эти словосочетания. | Шварц «Два брата» - Прочитать произведение полностью и пересказать. Тонкий (голос), ледяная (печь), чёрное (пламя), седая (борода), дубовая (дверь), живой (лес), весеннее (солнышко), берёзовый (клей). | Познавательные УУД – логическое предположение обще учебн. речев. высказыв. Коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации. Личностные УУД – учебная мотивация. Регулятивные УУД –постановка цели | |
Обобщение и систематизация знаний
| - У каждого из вас на парте викторина. Подпишите этот листок. Внимательно читайте вопросы. Учебники закрыты, работа индивидуальная. Кто закончил, убирает листок на край парты и садится правильно, положив руки на парту и выпрямив спину. Время на выполнение викторины 5 минут. Приступайте к выполнению. Желаю успехов! (слайд 4) - За викторину каждый получит отметку. - Сейчас давайте ответим на вопросы по сказке. – Почему Прадедушка Мороз называл Старшего брата «мой юный ученик», «мой юный друг»? Обоснуйте свою точку зрения.(слайд 5 ) – Можно ли Прадедушку Мороза назвать символом жестокости и зла? – Приведите примеры, которые помогут вам ответить на вопрос: « Насколько сильно зло в сказке»?(слайд 6) – Как вы думаете, какие качества характера помогли Старшему найти друзей и вернуть брата? На слайде вам представлены качества , можете выбрать из них. (слайд 7) – Почему Шварц так часто называет героев-помощников друзьями Старшего?(слайд8) | - Прадедушка Мороз назвал так старшего брата, потому что он любит покой так же, как и прадедушка Мороз, и смог выгнать брата на холод, что похоже на прадедушку Мороза, т.к. он проклял дед Мороза . - С одной стороны можно назвать прадедушку мороза злом, так как он заморозил младшего, убивал птичек, а с другой стороны он просто хотел быть счастливым. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | |
Физминутка Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой.) Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши.) Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками.) Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами.) Если нравится тебе, то и другим ты покажи. Если нравится тебе, то делай всё. (2 щелчка, 2 хлопка, 2 хлопка, 2 притопа.) |
| Ребята, кто может восстановить последовательность эпизодов спасения младшего брата? (Слайд 9, 10) Давайте проверим , правильно ли мы выполнили это задания. -Молодцы, ребята! - Какой фрагмент сказки вам понравился больше ? Перескажите его. (слайд 11) Остальные внимательно слушают, готовятся дополнять ответ одноклассника.(1), Кто подготовил пересказ другого эпизода(1) ОЦЕНКА ответов -Ребята, предположите, зачем Е. Шварц соединяет сказку и реальную жизнь? - Молодцы, ребята, вы хорошо поработали с произведением Шварца «Два брата» 2. Сопоставление сказки Е. Шварца с произведениями других авторов. 1) Сопоставление сказки с народными сказками. – В каких сказках вы встречались с таким героем, как Мороз? (слайд 12) –Вспомните, каким был образ Мороза в сказке «Морозко»? Сейчас мы попытаемся сравнить 2 образа (слайд 13) На слайде картинка Морозко и прадедушка мороз - В какой сказке Мороз добрый и справедливый, а в какой злой? Докажите примерами из сказки. - Всегда ли Мороз является «злом»? - Ребята, кого еще из героев этих сказок мы бы могли сравнить?( образ родной дочери из сказки «Морозко» и образ Старшего Брата в начале сказки? (слайд 14) Чем эти герои похожи друг на друга? - Какие черты характера совпадают у этих героев? - - Произошли ли изменения в характере этих двух персонажей к концу сказки? -Давайте, ещё раз повторим, какие качествами помогли измениться Старшему брату? - Молодцы, ребята. - Ребята, скажите, пожалуйста, какие произведения Шварца вы знаете? - Сейчас посмотрите на слайд, на нём представлена небольшая выставка книг Шварца. (слайд 15) | На слайде для проверке Шварц хочет показать, что такая ситуация может быть, не только в сказке, но и в нашей жизни, мы часто совершаем поступки, о которых потом жалеем и не всегда можем всё изменить. - - Правильно, не всегда Мороз является злом. | Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. | |
Рефлексия | Вывести на слайд фразы, что бы ученики продолжили: (слайд 16) Мне сегодня было интересно … Мне было трудно… Я научился … Меня удивило … Мне захотелось … | Поиск на вопросы учителя. Анализ собственных рассуждений, собственной активности на уроке. Трансформирование полученных знаний в жизни опыта учеников | Регулятивные УУД – актуальный рефлексивный контроль. Познавательные УУД – чтение. Личностные УУД – развитие сопереживания, отзывчивости. Коммуникативные УУД – передача собственного мнения. | |