воспитывать у уч-ся интерес к литературе Донского края и творчеству А.В. Калинина
Когда вечерняя заря
Совсем в окне моём сгустится,
Смогу ль сказать я,
Что не зря
Мне привелось на свет родиться?
Что я себя не уронил, что я себя не опозорил,
И ложью совесть не смутил,
И злу поддаться не позволил.
I.Организационный момент.
II.Проверка Д.З.
III.Сообщение темы и целей урока.
IV. Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы знакомились с биографией и основными вехами творчества выдающегося донского писателя Анатолия Вениаминовича Калинина.
-Только ли писателем был А.В.Калинин?(публицист, сценарист,критик,поэт, общественный деятель)
-Что вы узнали о детстве А.В. Калинина?
- Со скольки лет он начинает печататься?
-Когда появилась в издании его первая книга?(в 1940г.роман «Курганы»)
- С каким произведением пришла слава к А.В. Калинину?(роман «Цыган»1часть 1961г.2-я 1968, 3-1969,4-я 1974)
-Какие награды получил А.В. Калинин за свои произведения? (одена и медали, в т.ч. орденом Ленина Октябрьской революции, Отечественной войныI степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов; а также более 20 лет был депутатом Верховного Совета России.)
IV. Работа по теме.
1.История создания (интервью с писателем).
Эта встреча с Анатолием Вениаминовичем Калининым и беседа, которую мне удалось с ним провести, а новочеркасскому телеоператору Сергею Красникову записать на видеоплёнку, состоялась в хуторе Пухляковском летом 1994 года. Предлагаю вниманию читателей фрагменты записи моей беседы.
О путях-дорогах фронтовых.
Бирюков: Хочу воспользоваться возможностью поговорить с Вами, Анатолий Вениаминович, чтобы вспомнить время военного лихолетьяИ, в частности, Южный фронт. Вы ведь были в тот период здесь, на Дону?
Калинин: А как же? Сейчас вышел большой роман у меня в Москве из четырёх частей под общим названием «Любя и враждуя». Это целостный организм.Для самого автора сложилось так. Вот их названия:
«Товарищи»
«На юге»
«Запретная зона»
«Гремите,колокола!»
В этих моих произведениях, написанных в разные годы, оказались сквозные герои, и фон общий там есть и проблемы, в том числе,и проблемы казачества, которые ещё были поставлены в «Комсомольской правде» в моём очерке «Донские казаки», опубликованном во время войны, в 43-м году.
А «Товарищи»-это 56 армия. Редакция ведь перебрасывала меня на разные направления. Так я дошёл до Белграда. Как военный корреспондент «Комсомольской правды».
2.Чтение и анализ отрывка из романа «Товарищи».
-Где происходит действие романа?
-Почему русские отступают?
-С кем из героев мы встречаемся в самом начале? Почему они отстали от всех?
О чём думал каждый из них?
-О чём говорили солдаты перед сном?
-Почему капитан Батурин приказал окапываться уставшим бойцам?
Что произошло на следующеее утро?
-Как вели себя во время боя Пётр и Андрей? Докажите словами из текста.
-Сравните описание природы до и после боя. С чем это связано?
3. Творческая работа.
Напишите небольшое сочинение на тему: «Какой мне представляется война в творчестве А.В.Калинина».(всё видел своими глазами, прошёл войну в качестве военного корреспондента).
(проверка, оценивание лучших работ)
V. Подведение итогов урока.
-С творчеством какого писателя знакомились?
-Что нового узнали?
-Что показалось наиболее интересным?
VI. Д.З. Найти и прочитать очерки «Неумирающие корни», «Лунные ночи».
А закончить урок мне хотелось бы словами А.В.Калинина:
Когда меня уже не будет И пеплом след мой занесет, Всё то же розовое чудо Опять над островом всплывет.
И, распахнув свои ресницы, Такой прольет на землю свет, Что даже я в моей темнице Поверю вдруг, что смерти нет.
Что не зарыт я, а посеян, До часа преданный кресту, Когда опять, землей взлелеян, Навстречу солнцу прорасту.
И действительно, память о нём будет жить всегда, потому что литературное наследие было и будет величайшей ценностью во все времена.