kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе на тему: "А.В. Калинин. Повесть "Товарищи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: А.В. Калинин. Повесть «Товарищи».

ЦЕЛИ:

  1. познакомиться  с отрывком из романа «Товарищи», историей его создания;
  2. развивать умение  анализировать прочитанный текст, размышлять;
  3. воспитывать у уч-ся интерес к литературе Донского края и творчеству А.В. Калинина
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: "А.В. Калинин. Повесть "Товарищи".»

Литература – 7 класс

ТЕМА: А.В. Калинин. Роман «Товарищи».

ЦЕЛИ:

  1. познакомиться с отрывком из романа «Товарищи», историей его создания;

  2. развивать умение анализировать прочитанный текст, размышлять;

  3. воспитывать у уч-ся интерес к литературе Донского края и творчеству А.В. Калинина

Когда вечерняя заря

Совсем в окне моём сгустится,

Смогу ль сказать я,

Что не зря

Мне привелось на свет родиться?

Что я себя не уронил, что я себя не опозорил,

И ложью совесть не смутил,

И злу поддаться не позволил.

I.Организационный момент.

II.Проверка Д.З.

III.Сообщение темы и целей урока.

IV. Актуализация знаний.

На прошлых уроках мы знакомились с биографией и основными вехами творчества выдающегося донского писателя Анатолия Вениаминовича Калинина.

-Только ли писателем был А.В.Калинин?(публицист, сценарист,критик,поэт, общественный деятель)

-Что вы узнали о детстве А.В. Калинина?

- Со скольки лет он начинает печататься?

-Когда появилась в издании его первая книга?(в 1940г.роман «Курганы»)

- С каким произведением пришла слава к А.В. Калинину?(роман «Цыган»1часть 1961г.2-я 1968, 3-1969,4-я 1974)

-Какие награды получил А.В. Калинин за свои произведения? (одена и медали, в т.ч. орденом Ленина Октябрьской революции, Отечественной войныI степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов; а также более 20 лет был депутатом Верховного Совета России.)

IV. Работа по теме.

1.История создания (интервью с писателем).

Эта встреча с Анатолием Вениаминовичем Калининым и беседа, которую мне удалось с ним провести, а новочеркасскому телеоператору Сергею Красникову записать на видеоплёнку, состоялась в хуторе Пухляковском летом 1994 года. Предлагаю вниманию читателей фрагменты записи моей беседы.

О путях-дорогах фронтовых.

Бирюков: Хочу воспользоваться возможностью поговорить с Вами, Анатолий Вениаминович, чтобы вспомнить время военного лихолетьяИ, в частности, Южный фронт. Вы ведь были в тот период здесь, на Дону?

Калинин: А как же? Сейчас вышел большой роман у меня в Москве из четырёх частей под общим названием «Любя и враждуя». Это целостный организм.Для самого автора сложилось так. Вот их названия:

«Товарищи»

«На юге»

«Запретная зона»

«Гремите,колокола!»

В этих моих произведениях, написанных в разные годы, оказались сквозные герои, и фон общий там есть и проблемы, в том числе,и проблемы казачества, которые ещё были поставлены в «Комсомольской правде» в моём очерке «Донские казаки», опубликованном во время войны, в 43-м году.

А «Товарищи»-это 56 армия. Редакция ведь перебрасывала меня на разные направления. Так я дошёл до Белграда. Как военный корреспондент «Комсомольской правды».



2.Чтение и анализ отрывка из романа «Товарищи».

-Где происходит действие романа?

-Почему русские отступают?

-С кем из героев мы встречаемся в самом начале? Почему они отстали от всех?

О чём думал каждый из них?

-О чём говорили солдаты перед сном?

-Почему капитан Батурин приказал окапываться уставшим бойцам?

Что произошло на следующеее утро?

-Как вели себя во время боя Пётр и Андрей? Докажите словами из текста.

-Сравните описание природы до и после боя. С чем это связано?

3. Творческая работа.

Напишите небольшое сочинение на тему: «Какой мне представляется война в творчестве А.В.Калинина».(всё видел своими глазами, прошёл войну в качестве военного корреспондента).

(проверка, оценивание лучших работ)

V. Подведение итогов урока.

-С творчеством какого писателя знакомились?

-Что нового узнали?

-Что показалось наиболее интересным?

VI. Д.З. Найти и прочитать очерки «Неумирающие корни», «Лунные ночи».

А закончить урок мне хотелось бы словами А.В.Калинина:



Когда меня уже не будет
И пеплом след мой занесет,
Всё то же розовое чудо
Опять над островом всплывет.

И, распахнув свои ресницы,
Такой прольет на землю свет,
Что даже я в моей темнице
Поверю вдруг, что смерти нет.

Что не зарыт я, а посеян,
До часа преданный кресту,
Когда опять, землей взлелеян,
Навстречу солнцу прорасту.

И действительно, память о нём будет жить всегда, потому что литературное наследие было и будет величайшей ценностью во все времена.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по литературе на тему: "А.В. Калинин. Повесть "Товарищи".

Автор: Болотова Валентина Дмитриевна

Дата: 03.02.2017

Номер свидетельства: 387294


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства