Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "И.С. Бунин Подснежник" 5 класс»
Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Подснежник», 5 класс
Цели:
Образовательные: создать условия для знакомства учащихся с фактами биографии И.А.Бунина, оказавшими влияние на становление личности поэта и прозаика, с поэтическими и прозаическими произведениями И.А.Бунина; способствовать развитию аналитических навыков;
Развивающие: способствовать формированию умения выделять главное в сообщении учителя; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
Воспитательные: способствовать формированию воспитания интереса к личности и творчеству И.А.Бунина.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление интереса к личности и произведениям И.А.Бунина; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к литературе.
Предметные:
умение анализировать поэтические тексты (сравнивать, обобщать);
умение строить гипотезы, предположения;
умение выразительно читать поэтические и прозаические тексты.
Метапредметные:
умение самостоятельно организовывать работу в парах;
умение самостоятельно формулироватьцели урока;
умение оценивать свою работу на уроке;
умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Тип урока: открытие новых знаний.
1.Рассматриваем слайд № 1.
- Вам знаком этот цветок?
- А что вы о нём знаете?
- Я просила вас придумать стихотворение о подснежнике.
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
(Прослушиваем стихотворения учащихся).
2.Рассматриваем другие слайды № 2, 3, 4, 5 с изображением подснежников.
Посмотрите, они бывают и жёлтые, и белые, и синие.
2.Как вы думаете, какова тема нашего урока? С чем она связана?
3.А что мы с вами будем делать сегодня на уроке?
- Читать рассказ о подснежнике.
- Рассказ так и называется «Подснежник», а написал его Иван Алексеевич Бунин. Мы уже знакомы с этим автором.
Слайд № 6 – портрет Бунина
2. Стадия осмысления. Чтение с остановками.
- Существует такое понятие как читательский прогноз. И мы будем читать с остановками, «отгадывая», что же там будет дальше в рассказе.
А я свою задачу, как учитель, вижу в следующем. Я постараюсь помочь вам разобраться, в чем смысл такого названия рассказа.
Обратимся к тексту.
Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.
Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.
1 остановка
- Ожидали ли вы такое начало рассказа?
- Что именно оказалось неожиданным?
Оказывается, подснежник – это Саша гимназистик, так его называла тётя Варя.
События происходят на масленичной неделе.
- Что вы знаете о празднике масленицы?
Слайд № 7 – портрет художника Кустодиева.
- Давайте посмотрим картины нашего известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица», чтобы лучше представить, как праздновали масленицу на Руси.
Просматриваем слайды № 8, 9, 10 с изображением трех картин Кустодиева «Масленица»
1.Картина написана в 1916 году. Мы видим заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. Внизу вращаются разноцветные карусели. Слышен веселый гомон ярмарки. Мчатся расписные сани. Происходит шумное катание с горок. Повсюду веселое гуляние.
2.На очередной картине, написанной в 1919 году еще один такой праздничный день. Мы видим массовое гуляние жителей. Здесь в центре лихая тройка лошадей. Всюду беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви. Цвета яркие, все нарядно, пёстро, весело.
3.Вот еще одна картина, написанная в 1920 году. Дети весело катаются на санках. Неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане. Снова видим катание на лошадях. Яркая, праздничная обстановка.
Мы увидели, что праздник этот яркий, шумный, веселый.
- Предположите, о чём дальше расскажет нам автор?
Слайды № 11, 12 – словарная работа с устаревшими словами по ходу чтения текста
По ходу чтения обращайте внимание на доску, здесь разъясняются значения некоторых устаревших слов, которые вам встретятся при прослушивании текста.
Итак, я продолжаю чтение.
Отец приехал из глухой, занесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец - человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником.
А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире.
На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными веточками над козырьком: он ещё во всём, во всём новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его доверчивого, внимательного взгляда!
Живет Саша "на хлебах", в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.
2 остановка
- Как вы думаете, чем будут заниматься герои в праздничные дни?
(Будут общаться, ведь они долго не виделись, пойдут на гуляния, покатаются с горки и т.д.)
Слушайте дальше. Сейчас всё узнаем.
Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.
Умывшись, он учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедает целый калач и опять шаркает ножкой:
- Мерси, папочка!
Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, - завтракать. И, одевшись, они выходят. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!
В трактире "чистая" половина во втором этаже. И уже на лестнице слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, - селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, - требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках...
3 остановка
- Как вы думаете, нравится ли Саше такой день?
Нет, наверно, он рассчитывал провести этот день только с отцом, а не в толпе пьяных мужиков.
А, может быть, нравится, потому что рядом отец, и мальчик счастлив.
- Что о его настроении дальше расскажет Бунин?
Наверно, у него испортится настроение.
Мальчик убежит на улицу, на горки? Потихоньку уйдет из трактира посмотреть на праздничный город.
Давайте продолжим и послушаем дальше.
Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами. И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрытылазурные детские глаза!
4 остановка
- Почему же сын счастлив?
Перед ним открывается новый мир, совсем незнакомый, неизвестный ранее. Он смотрит на всё удивлёнными глазами. Автор пишет, что мальчик счастлив. Вспомним начало рассказа: «Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье.» И тут в этом чаду, в этой тесноте широко раскрыты детские глаза.
- Что произойдёт дальше?
Ничего не произойдёт интересного, может быть, отец и забудет о сыне.
А может, все-таки пойдет с сыном на горки, на гуляния. Или Саша всё же сам уйдёт на улицу?
А вдруг заберет сына домой?
Снова продолжаю чтение, слушайте.
А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь - и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.
Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:
- Подано, Николай Николаич!
И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;
- Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.
И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам...
А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, - боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! Еще минута - и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля - и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!
- До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.
- Вот и закончился рассказ «Подснежник».
- Каким вам показался рассказ по настроению?
Здесь больше грусти, жалко мальчика, который очень рад встрече с отцом, но никакого праздника, веселья нет. Правда, мы видим тёплые отношения отца и сына и удивляемся, что Саша счастлив уже только потому, что рядом с ним – отец, которого он редко видит.
Ребята, этот рассказ биографичен. Мир детства самого писателя ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Бунин напишет: «Я рос одиноко… без сверстников…».
А сейчас вы перечитаете некоторые отрывки из текста, поработаете над текстом в группах.
Слайд № 13 – заставка «Поработаем в группах».
Внимательно прочитайте задания и выполните их.
Задания для 4-х групп лежат на столах заранее. Здесь же листы для оценок обучающимся за работу в группе.
Задания есть на слайдах, чтобы другие группы видели, над чем работали их одноклассники.
Прослушиваются ответы учащихся от каждой группы.
Слайд № 14 – на слайде задания для 1 группы
Обобщение после выступления 1 группы.
Отец Саши большой и сильный, ходит в теплом и вонючем полушубке, а Саша чистенький, нежный, нарядный в новой шинели, а глаза у него небесно-голубые, ясные, а взгляд доверчивый и внимательный.
Автор противопоставляет отца и сына, чтобы мы увидели, какой Саша особенный, юный, чистый рядом с моложавым, но седеющим уже мужчиной.
Слайд № 15 – на слайде задания для 2 группы
Обобщение после выступления 2 группы.
Мальчик очень счастлив рядом с отцом, его все радует. Но автор подчеркивает, что в номере душно, пахнет едким табачным дымом, а на улице зимний воздух, пахнущий праздником. А у мальчика снова ощущения счастья: «Какой долгий прекрасный день впереди!»
Слайд № 16 – на слайде задания для 3 группы
Обобщение после выступления 3 группы.
Автор часто повторяет слова «как» и «сколько». «Как много народу», «как буйно носятся половые», «как дико орут за столиками», «как ошалели половые» и еще: «сколько этих мужиков», «сколько красных лиц». Автор хочет подчеркнуть, как здесь, в трактире, должно быть неуютно и мучительно сидеть мальчику. Однако, дальше мы читаем: «Как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!» Саша противопоставлен это душной грязной обстановке, но он не чувствует здесь себя плохо. Для него это счастливый день, который летит незаметно.
Слайд № 17 – на слайде задания для 4 группы
Обобщение после выступления 4 группы.
Мальчик ощущает настоящее горе. Отец уезжает. Он смотрит на лошадей и думает, какой «милый вид у них». И сани тоже «милые, деревенские».
Отец дважды повторяет «Христос с тобой». Он понимает и верит, что Христос защитит маленького Сашеньку, поможет в его сложной, только начинающейся жизни.
Слайд № 18 – на слайде этот вопрос
- Итак, почему рассказ называется «Подснежник»?
Слайд № 19 (текст ниже)
Рассказ, вы увидели, не о первых весенних цветах – подснежниках. Рассказ о мальчике, прозванном «подснежником» за открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души.
Автор не изображает ни праздничных гуляний, ни катаний на горках, ни всей недели масленицы, но мы всё равно чувствуем радость, которая царит в душе ребёнка. Гимназистик Сашенька действительно как подснежник: юный, чистый, словно только что проросший цветочек, он нежно любит своего отца, он искренне радуется встрече с ним, он такой незащищенный. И не случайно отец на прощание дважды ему повторяет: «Сашенька, Христос с тобой.»
Слайд № 20 (текст ниже)
И хочется верить, что прорастет этот нежный «подснежник», окрепнет, станет сильным, но не утратит чистоты своей души, умения радоваться жизни, умения любить своих близких.
Не случайно, ещё раз скажу, отец дважды повторяет: «Сашенька, Христос с тобой». Мне кажется, это символично. Это вселяет надежду.
- Ребята, в своих ответах вы постоянно отмечали, что в рассказе присутствует противопоставление. Противопоставлены отец и сын, обстановка в трактире и на свежем воздухе, противопоставлен Сашенька этому душному миру, его ощущения при встрече с отцом и во время отъезда отца в деревню.
- А если говорить о рассказе в целом, какие понятия здесь противопоставляются?