kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала. Умение работать с тестом, находить гротеск и другие выразительные средства в тексте.Урок способствует развитию монологической речи., расширению словарного запаса, умению делать выводы и обобщения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».»

Урок литературы 7 класс

М.Е.Салтыков-Щедрин.

Нравственные  проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказка М.Е.  Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».


Цель: знать понятие гротеска, уметь воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики; определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание; уметь вы разительно читать, отвечать на вопросы учителя, подтверждая текстом.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: аудиозапись сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

I.Оргмомент:


II. Сообщения учащихся о творчестве М.Салтыкова-Щедрина ( 2 человека)

Эпиграф; « Сатире, бесспорно, повезло, посчастливилось на Руси. Если мы припомним достославное изречение: «Земля наша велика и обильна, но порядка у ней нет», то кажется, что родоначальником сатиры был едва ли не Гостомысл».

М.Е.Салтыков-Щедрин

(Гостомысл – новгородский праздник 11 века, которому приписываются эти слова).

Объявляется тема и цели урока учащимися. В классе разбирается эпиграф, записанный на доске.


Учитель:

Идея автора, выраженная в эпиграфе: сатира на Руси востребована была во все времена. Это было продиктовано социальными условиями жизни общества. Наша цель: на примере сказки Салтыкова – Щедрина рассмотреть художественные приемы, позволяющие автору изобличать социальные и нравственные пороки, царившие в обществе.


III. Учитель: о неизбежности обращения писателя к этому жанру.


IY. Учитель: понятие гротеска.


Гроте́ск — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры...

Работа с учебником: с 303

Y. Выразительное чтение сказки:

saltykov-shedrin-pisatel.larec-skazok.ru

Учебник: М.Салтыков –Щедрин «Дикий помещик» с 303-310

YI. Cловарная ( лексическая) работа

Прошение циркуляры лучина светец

Мякинный (вихрь) посконные (портки) пульку сыграть

Грандпасьянс пОдать повинность либералы

Губернатор исправник временнообязанные Казначейство пахнет водворением без винной и соляной регалий


Учащиеся объясняют «трудные слова», пользуясь сносками к тексту и заранее подобранным к уроку материалом. Например, циркуляр- распоряжения подведомственным учреждениям; прошение - письменное ходатайство; лучина- тонкая длинная щепка от сухого полена; посконные – из домотканого холста, полученного из конопли; пульку сыграть-партию игры в преферанс ( карточная игра); пОдать- в царской России II половины II XIX века – денежный налог, взимавшийся с мещан и крестьян; губернатор – начальник какой-нибудь административной единицы)


YI. Беседа по тексту:

  1. Какие чувства вызвала у вас сказка?

  2. Что невероятно и вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?

  3. В чем отличие этой сказки от народной?

  4. С какой целью автор обращается к жанру сказки?

  5. Какие выразительные средства помогают М.Е.Салтыкову-Щедрину вызвать у читателей «смех сквозь слезы»?

  6. На какие стилевые и тематические пласты вы бы разделили лексику сказки? ( канцеляризмы, бытовая лексика- крестьянского быта, помещичьего быта, просторечие)

  7. Какой период истории России изображает писатель в сказке «Дикий помещик» - дорефоменный или послереформенный? (1861г).

  8. Как жилось помещику после реформы?( у них все было хорошо)

  9. Что послужило причиной недовольства помещиков своими крестьянами? ( очень много развелось в царстве мужика)

  10. К чему призывало содержание газеты «Весть? (Сохранять свои привилегии, не уступать крестьянам)

  11. Охарактеризуйте помещика. Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-то необычного

  12. Охарактеризуйте помещика. Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-либо необычного? («русский помещик» Урус-Кучум Кильдибаев - эта тюркская фамилия намекает на ордынское иго, только его можно сравнить с игом крепостничества)

  13. С помощью какого художественного приема характеризует автор помещика, описывая его тело? (тело мягкое, белое, рассыпчатое – эпитеты)

  14. Как исчез из поместья мужик? ( унес мякинный вихрь, бог услышал мольбы мужиков)

  15. Сколько этапов выявления глупости помещика показывает автор?

Кто первым и почему объявил помещика глупым? ( актер Садовский)

  1. От кого во второй раз он услышал то же самое? ( от двух генералов-соседей)

  2. Кто посещал помещика в его имении (капитан-исправник)?

  3. Почему власти так обеспокоились поведением «дикого помещика»?

Чем исчезновение мужика навредило государству? ( нет пОдатей- казна опустела, нет доходов, вино никто не пьет, распространились грабежи, убийства, разбой)

А теперь давайте размышлять, к каким последствиям, по мысли автора,

может привести дворян привычка жить за чужой счет? Найдите в тексте эпизод «одичания генералов».


  1. Какой сатирический прием здесь использован? ( гротеск: один генерал проглотил орден у другого)

  2. Зачитайте эпизод « одичания помещика» - во внешности, поведении. ( бессилие, полная зависимость дворян от крестьянского сословия приводит к деградации)

  3. Как изменился сад помещика? ( пришел в запустение….и т.д.)

  4. Что хотел сказать автор читателю? (не может помещик жить без мужика; народ не только источник материальных, но и духовных благ)

  5. Что изменилось в уезде с возвращением мужика?( запахло мякиной, появилась мука, мясо, живность, подати)

YII. Вывод:

Несмотря на небольшой объем сказки, автор охватывает самые злободневные проблемы в России того времени. И с помощью сатирических приемов раскрыл и донес до нас его политическое содержание, повествуя об уезде, городе – всей России.

В свое время писатель М. Горький писал: «Невозможно понять историю России во II половине XIX века без Салтыкова-Щедрина». Роль сатирика- обнажать пороки обществе, существующие во все времена.

А какое место сатира занимает в наши дни?


YIII. Дом.зад. читать «Как один мужик двух генералов прокормил»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Яррина Елена Револьдовна

Дата: 06.05.2017

Номер свидетельства: 413550


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства