kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Заочное путешествие по усадьбам помещиков. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предлагается для проведения урока по теме "Образы помещиков"

Просмотр содержимого документа
«Заочное путешествие по усадьбам помещиков.»

Тема: Заочное путешествие по усадьбам помещиков.

Цели урока: выявить основные приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа и на этой основе обучить школьников умению определять принципы типизации социальных явлений; развить внимание учащихся, проследить общий план изображения помещиков, которого придерживается автор, выявить приемы создания Гоголем сатирических образов; воспитывать чувство патриотизма, любовь к чтению.

Методы работы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщения учащихся, выразительное чтение и анализ произведения, тестирование.

Оборудование: учебник , раздаточный материал.

  ХОД УРОКА:

Организационный момент. 
Проверка домашнего задания. Смысл названия поэмы. 

Слово учителя:

- Итак, друзья, давайте на секунду закроем глаза, а, открыв, мы окажемся в необычной галерее «Мертвый души»

- Почему «мертвые души»? В чем смысл названия поэмы?

Ответы экспертов:

Современник отмечал: «…мертвых душ» в русском языке нет, есть души ревизские. Приписные, убылые, прибылые…» « Мертвые души» - это помещики – крепостники, чиновники, которые продают крестьян, осуществляют документальное оформление купли – продажи. Гоголь демонстрирует постепенное омертвение их душ. Перед читателями раскрывается пугающая картина человеческого в человеке. 
Краткий обзор «портретных глав поэмы «Мертвые души»

Слово учителя:

-  Давайте вглядимся в каждый портрет, представленный в галерее, и проанализируем данных героев по плану:

Первое впечатление. Характерные особенности внешности. Манера поведения, речь. Отношение к хозяйству, к окружающим людям. Любимое занятие, жизненные цели. Вывод (выявить определяющую черту образа помещиков, характеризующие их как социальные типы).

- Чтобы создать портрет литературных героев, нам нужно окунуться в творческую атмосферу самого писателя, и узнать тайну «Мертвых душ» .

Работа с учебником стр. 211- 213

- Дома вы внимательно перечитали 2 – 6 главы и делали пометы, а сейчас мы с вами попробуем восстановить все в систему.

Обратите внимание на картинную галерею, подумайте, по какому принципу сгруппированы картины, каким картинам не нашлась пара, почему?

Предполагаемые  ответы на вопрос:

- Помещики Манилов и Ноздрев, Собакевич и Коробочка схожи между собой искаженными положительными свойствами, а Плюшкин – не случайно последний портрет в галерее, его образ – воплощение полнейшего застоя.

Экскурсовод – ученица:

Бричка подъехала к господскому дому, который стоял одиночкой, будто на возвышении горы. Возле него ютились две – три клумбы с кустарниками сирени, желтыми акациями. Целый ряд берез, между которыми виднелась миленькая беседка с надписью: «Храм уединенного размышления». Давайте на минутку заглянем туда, а кто же там внутри?

Слово учителя:

- Друзья, кто этот миловидный человек?

Ответ: (ученики зачитывают по книге - учебнику , «Литература 9 класс. Учебник - хрестоматия» издательство ». - М.: «Дрофа, 2012. - 220-221)

- Черты лица его были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару. Он улыбался заманчиво  (учитель показывает на  картину), был белокур с голубыми глазами. Какой приятный и добрый человек! – на первый взгляд, но пообщавшись с ним больше, почувствуешь скуку смертельную!

Слово учителя:

- Какие детали или зарисовки раскрывают сущность Манилова?

Предполагаемый  ответ на вопрос:

- Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг, каждый поступок оборачивается вокруг него. Так Манилов фантазирует, например, о строительстве мостов и замков – автор поэмы с издевкой указывает на два кресла, которые фантазер за восемь лет не удосужился обшить.

Слово учителя:

- К каким выводам приводит читателей?

Предполагаемый  ответ на вопрос:

- Главная социально – психологическая черта Манилова -  желание всем и всегда нравиться: обходительность, учтивость – его «гербовая печать». Он спокойный наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры – все для него «предпочтейнейшие люди». Манилов человек неопределенный, в нем нет живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек « так себе, ни то, ни се».

Слово учителя:

- А какая нравственная позиция автора по отношению к  маниловщине? Что это за социальное явление? Обратимся по этому вопросу к экспертам.

Эксперты:

Маниловщина – это  социальное явление, особый психологический тип личности, который присущ осень многим, показывая полную непригодность человека к активной деятельности. Поэтому Гоголь предостерегает читателей от возможности трагического разрыва между мечтой и действительностью.

Слово учителя:

- Правильно вы определили. Давайте откроем тетрадь и запишем вывод по первому образу:

Манилов – бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчеркивает его никчемность и слабость. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи, поступки говорят о том, что Манилов – человек « ни то, ни се»

- Гоголь предостерегает нас, читателей, от возможности трагизма между мечтами и реальностью, если не прикладывать каких – либо усилий в осуществлении задуманного.

Слово учителя:

- А кто же по соседству с Маниловым? Какое первое впечатление от этого героя?

Предполагаемый  ответ на вопрос:

- Здоровые « полные щеки…» (зачитывает отрывок)

Слово учителя:

- Чем наполнена жизнь Ноздрева?

Предполагаемый  ответ на вопрос:

- Жизнь Ноздрева -  «бесконечная и незнающая пределов, насыщенная самых низких чувственных инстинктов человеческой природы. У него полностью отсутствуют принципы нравственности: он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать.

Слово учителя:

Выделите ведущие черты характера  Ноздрева?

Предполагаемый  ответ на вопрос:

- Ноздрев – говорун, кутила, лихач, любитель ярмарок и карточных игр. Странную страсть он имел: кто ближе с ним сходился, тому он больше вех насаждал.

Слово учителя:

А каково отношение Ноздрева к хозяйству?

Предполагаемый  ответ на вопрос:

- У Ноздрева было хорошее хозяйство, но должного ухода с его стороны не было. Он любил собак, лошадей, когда – то у него была хорошая кузнеца, но так как хозяин не интересовался ведением хозяйства, да и ему просто некогда за кутежами, ярмарками и прочими увеселительными процедурами, то все постепенно приходило в упадок. Ноздреву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им всецело владела жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе.

Слово учителя:

Давайте запишем вывод – характеристику по Ноздреву.

Ноздрев – трактирный герой, с ярко выраженной страстью все менять, играть в карты и шахматы, заводить пошлые разговоры, постоянно нагло врать, бездельничать. Бесхозяйственный, наделенный социальной болезнью бездуховности, порожденной общественными отношениями.

- А что же роднит этих двух героев, почему их портреты расположены рядом?

Предполагаемый  ответ на вопрос:

- Оба помещика ведут бесцельный образ жизни, им присущи безалаберность, бесхозяйственность, слова расходятся с делом, для них нет никаких нравственных критериев. Оба наделены искаженными положительными чертами характера. Манилов (мечтательность, доброжелательность и слащавость), Ноздрев (отвага и удаль, и наглое вранье). У них общая социальная болезнь – бездуховность!

Слово учителя:

Пометьте, что оба помещика ведут бесцельный, праздный образ жизни, им характерны безалаберность и бесхозяйственность.

                               ФИЗМИНУТКА.

Ученик – экскурсовод:

- Идем дальше по галерее. Обратите внимание на следующий портрет Настасьи Петровны Коробочки. Она относилась к числу помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, которые размещены по ящикам, комодам.

Слово учителя:

- Почему Гоголь дал своей героине фамилию Коробочка?

Предполагаемый  ответ на вопрос:

Так как помещицей руководила страсть к накопительству, наживе. Корысть. Весь дом похож на склад: « картины одна находит на другую, между окон старинные зеркала с темными рамками от сырости, часы, которые давно стоят, и масса других бесполезных вещей…». Всматриваясь в портрет  Настасьи Петровны, особенно бросаются выпуклые глаза, которые словно осматривают вашу комнату, в надежде что - то взять или что – нибудь продать вам.

Слово учителя:

Сущность характера Коробочки лучше проследить через речь персонажей. Речь – важнейшая деталь создания сатирического образа Коробочки. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот  разговор можно назвать диалогом глухих. Во время прослушивания проследите, с помощью какого стилистического приема Гоголь подтверждает мысль о дубиноголовности помещицы.

(читают ученики по ролям со слайда презентации)

Предполагаемый  ответ на вопрос:

- Дубиноголовность помещицы показана через многократное повторение Чичиковым: «Ну, теперь ясно? Понимаете? Понимаете ли вы это? Да, не найдешь слов с вами!»

Слово учителя:

- А еще кто, как думает?

Предполагаемый  ответ на вопрос:

- Гоголь показывает дубиноголовность, невежественность, мелочную хлопотливость Коробочки. Деревенька – источник сала, меда, пеньки, которыми торгует она. Настасья Петровна воспитана традициями патриархального быта, которые подавили в ней личность, остановили интеллектуальное развитие на низком уровне, и ее помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность. 

Слово учителя:

- Правильно, ребята, вы сделали вывод. Давайте запишем в тетрадь.

Образ Коробочки типичен для застойного крепостнического хозяйства с его бесперспективностью и отсталостью общественных отношений в России в  30 –х годах 19 века Ею руководит страсть к накопительству, корысть. На первый план Гоголь выдвигает невежественность, дубиноголовность, хлопотливость Коробочки.

Слово учителя:

- По соседству с Коробочкой, посмотрите-ка  какой  великолепно сложенный мужчина, кто это?

Предполагаемый  ответ на вопрос:

- Похож на средней величины медведя. Для завершения сходства фрак был на нем медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, своими ступнями ступал он и вкривь и вкось. Цвет лица имел каленый, горячий. И даже звали его Михайлом Семеновичем.

Слово учителя:

Посмотрите внимательно на портрет, что особенно бросается в глаза?

Предполагаемый  ответ на вопрос:

В портрете невольно внимание обращаешь на его лицо. « Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов. Рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила еще раз – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза.

Слово учителя:

- Какова речь Собакевича? В чем выражается грубость и топорная прямолинейность помещика? Послушайте диалог Чичикова с Собакевичем? Почему в разговоре с Собакевичем Чичиков осторожен:  не называет души умершими, а говорит несуществующие?

( слушают диалог по мультимедиа)

Предполагаемый  ответ на вопрос:

- Собакевич сразу понял, что предложенная сделка – жульничество. Но даже глазом не моргнул. Говорил без малейшего удивления, как будто речь шла о хлебе.

Слово учителя:

- Какие детали – вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

( ученики зачитывают описание господского дома)  «…виднелся деревянный дом…»

Слово учителя:

- Запишем характеристику Собакевича. В Михаиле Семеновиче Собакевиче «проступает» звериное и жестокое начало. В его неуклюжем теле совсем не было души. Характер не наделен ни одним положительным моментом, только отрицательные – кулачество, грубость, человеконенавистничество, страсть к наживе.

- Что же объединяет портрет Собакевича с портретом Коробочки? Какие приемы использовал автор для создания этих образов?

  Предполагаемый  ответ на вопрос:

-Для обрисовки героев Гоголь мастерски использовал диалогическую речь, как важнейший элемент создания сатирических образов. Диалог очень точно рисует лиц, ведущих беседу. Беседа Чичикова с Коробочкой и Собакевичем носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга.  Крепостническая действительность воспитала расчетливых людей, занятых в основном накоплением. Жадное корыстолюбие раскрывается в сцене продажи мертвых душ. Вся их жизнь  - жадное накопительство ради наживы. Герои эти по – хозяйски умны и практичны: они не разоряют мужиков, потому что это не выгодно им самим. Они знают, что в этом мире все продается и покупается.

Слово учителя:

- Спасибо, вы хорошо подготовились и славно поработали сегодня на уроке. Но, как вы заметили, у нас остался еще один персонаж – Плюшкин. Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни»  завершается главой, посвященной Плюшкину.

Обсуждение главы 6 из  учебника , «Литература 9 класс. Учебник - хрестоматия» издательство ». - М.: «Дрофа», 2012. - 234- 242)

4.Вывод на мультимедио. Подведение итогов.

5. Итоговое тестирование. (Медиопроектор) 

6. Домашнее задание.

Слово учителя:

Дома вам нужно будет написать минисочинение – рассуждение на тему «Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечество». При написании опирайтесь на план – характеристику помещиков, подготовиться к уроку – презентации по учебнику , «Литература 9 класс. Учебник - хрестоматия». - М.: «Дрофа», - 242-243 «Вопросы и задания»

7.Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Заочное путешествие по усадьбам помещиков. "

Автор: Тодошева Людмила Викторовна

Дата: 25.02.2018

Номер свидетельства: 459424

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства