Тема: Заочное путешествие по усадьбам помещиков.
Цели урока: выявить основные приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа и на этой основе обучить школьников умению определять принципы типизации социальных явлений; развить внимание учащихся, проследить общий план изображения помещиков, которого придерживается автор, выявить приемы создания Гоголем сатирических образов; воспитывать чувство патриотизма, любовь к чтению.
Методы работы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщения учащихся, выразительное чтение и анализ произведения, тестирование.
Оборудование: учебник , раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Смысл названия поэмы.
Слово учителя:
- Итак, друзья, давайте на секунду закроем глаза, а, открыв, мы окажемся в необычной галерее «Мертвый души»
- Почему «мертвые души»? В чем смысл названия поэмы?
Ответы экспертов:
Современник отмечал: «…мертвых душ» в русском языке нет, есть души ревизские. Приписные, убылые, прибылые…» « Мертвые души» - это помещики – крепостники, чиновники, которые продают крестьян, осуществляют документальное оформление купли – продажи. Гоголь демонстрирует постепенное омертвение их душ. Перед читателями раскрывается пугающая картина человеческого в человеке.
Краткий обзор «портретных глав поэмы «Мертвые души»
Слово учителя:
- Давайте вглядимся в каждый портрет, представленный в галерее, и проанализируем данных героев по плану:
Первое впечатление. Характерные особенности внешности. Манера поведения, речь. Отношение к хозяйству, к окружающим людям. Любимое занятие, жизненные цели. Вывод (выявить определяющую черту образа помещиков, характеризующие их как социальные типы).
- Чтобы создать портрет литературных героев, нам нужно окунуться в творческую атмосферу самого писателя, и узнать тайну «Мертвых душ» .
Работа с учебником стр. 211- 213
- Дома вы внимательно перечитали 2 – 6 главы и делали пометы, а сейчас мы с вами попробуем восстановить все в систему.
Обратите внимание на картинную галерею, подумайте, по какому принципу сгруппированы картины, каким картинам не нашлась пара, почему?
Предполагаемые ответы на вопрос:
- Помещики Манилов и Ноздрев, Собакевич и Коробочка схожи между собой искаженными положительными свойствами, а Плюшкин – не случайно последний портрет в галерее, его образ – воплощение полнейшего застоя.
Экскурсовод – ученица:
Бричка подъехала к господскому дому, который стоял одиночкой, будто на возвышении горы. Возле него ютились две – три клумбы с кустарниками сирени, желтыми акациями. Целый ряд берез, между которыми виднелась миленькая беседка с надписью: «Храм уединенного размышления». Давайте на минутку заглянем туда, а кто же там внутри?
Слово учителя:
- Друзья, кто этот миловидный человек?
Ответ: (ученики зачитывают по книге - учебнику , «Литература 9 класс. Учебник - хрестоматия» издательство ». - М.: «Дрофа, 2012. - 220-221)
- Черты лица его были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару. Он улыбался заманчиво (учитель показывает на картину), был белокур с голубыми глазами. Какой приятный и добрый человек! – на первый взгляд, но пообщавшись с ним больше, почувствуешь скуку смертельную!
Слово учителя:
- Какие детали или зарисовки раскрывают сущность Манилова?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг, каждый поступок оборачивается вокруг него. Так Манилов фантазирует, например, о строительстве мостов и замков – автор поэмы с издевкой указывает на два кресла, которые фантазер за восемь лет не удосужился обшить.
Слово учителя:
- К каким выводам приводит читателей?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Главная социально – психологическая черта Манилова - желание всем и всегда нравиться: обходительность, учтивость – его «гербовая печать». Он спокойный наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры – все для него «предпочтейнейшие люди». Манилов человек неопределенный, в нем нет живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек « так себе, ни то, ни се».
Слово учителя:
- А какая нравственная позиция автора по отношению к маниловщине? Что это за социальное явление? Обратимся по этому вопросу к экспертам.
Эксперты:
Маниловщина – это социальное явление, особый психологический тип личности, который присущ осень многим, показывая полную непригодность человека к активной деятельности. Поэтому Гоголь предостерегает читателей от возможности трагического разрыва между мечтой и действительностью.
Слово учителя:
- Правильно вы определили. Давайте откроем тетрадь и запишем вывод по первому образу:
Манилов – бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчеркивает его никчемность и слабость. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи, поступки говорят о том, что Манилов – человек « ни то, ни се»
- Гоголь предостерегает нас, читателей, от возможности трагизма между мечтами и реальностью, если не прикладывать каких – либо усилий в осуществлении задуманного.
Слово учителя:
- А кто же по соседству с Маниловым? Какое первое впечатление от этого героя?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Здоровые « полные щеки…» (зачитывает отрывок)
Слово учителя:
- Чем наполнена жизнь Ноздрева?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Жизнь Ноздрева - «бесконечная и незнающая пределов, насыщенная самых низких чувственных инстинктов человеческой природы. У него полностью отсутствуют принципы нравственности: он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать.
Слово учителя:
Выделите ведущие черты характера Ноздрева?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Ноздрев – говорун, кутила, лихач, любитель ярмарок и карточных игр. Странную страсть он имел: кто ближе с ним сходился, тому он больше вех насаждал.
Слово учителя:
А каково отношение Ноздрева к хозяйству?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- У Ноздрева было хорошее хозяйство, но должного ухода с его стороны не было. Он любил собак, лошадей, когда – то у него была хорошая кузнеца, но так как хозяин не интересовался ведением хозяйства, да и ему просто некогда за кутежами, ярмарками и прочими увеселительными процедурами, то все постепенно приходило в упадок. Ноздреву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им всецело владела жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе.
Слово учителя:
Давайте запишем вывод – характеристику по Ноздреву.
Ноздрев – трактирный герой, с ярко выраженной страстью все менять, играть в карты и шахматы, заводить пошлые разговоры, постоянно нагло врать, бездельничать. Бесхозяйственный, наделенный социальной болезнью бездуховности, порожденной общественными отношениями.
- А что же роднит этих двух героев, почему их портреты расположены рядом?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Оба помещика ведут бесцельный образ жизни, им присущи безалаберность, бесхозяйственность, слова расходятся с делом, для них нет никаких нравственных критериев. Оба наделены искаженными положительными чертами характера. Манилов (мечтательность, доброжелательность и слащавость), Ноздрев (отвага и удаль, и наглое вранье). У них общая социальная болезнь – бездуховность!
Слово учителя:
Пометьте, что оба помещика ведут бесцельный, праздный образ жизни, им характерны безалаберность и бесхозяйственность.
ФИЗМИНУТКА.
Ученик – экскурсовод:
- Идем дальше по галерее. Обратите внимание на следующий портрет Настасьи Петровны Коробочки. Она относилась к числу помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, которые размещены по ящикам, комодам.
Слово учителя:
- Почему Гоголь дал своей героине фамилию Коробочка?
Предполагаемый ответ на вопрос:
Так как помещицей руководила страсть к накопительству, наживе. Корысть. Весь дом похож на склад: « картины одна находит на другую, между окон старинные зеркала с темными рамками от сырости, часы, которые давно стоят, и масса других бесполезных вещей…». Всматриваясь в портрет Настасьи Петровны, особенно бросаются выпуклые глаза, которые словно осматривают вашу комнату, в надежде что - то взять или что – нибудь продать вам.
Слово учителя:
Сущность характера Коробочки лучше проследить через речь персонажей. Речь – важнейшая деталь создания сатирического образа Коробочки. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих. Во время прослушивания проследите, с помощью какого стилистического приема Гоголь подтверждает мысль о дубиноголовности помещицы.
(читают ученики по ролям со слайда презентации)
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Дубиноголовность помещицы показана через многократное повторение Чичиковым: «Ну, теперь ясно? Понимаете? Понимаете ли вы это? Да, не найдешь слов с вами!»
Слово учителя:
- А еще кто, как думает?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Гоголь показывает дубиноголовность, невежественность, мелочную хлопотливость Коробочки. Деревенька – источник сала, меда, пеньки, которыми торгует она. Настасья Петровна воспитана традициями патриархального быта, которые подавили в ней личность, остановили интеллектуальное развитие на низком уровне, и ее помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.
Слово учителя:
- Правильно, ребята, вы сделали вывод. Давайте запишем в тетрадь.
Образ Коробочки типичен для застойного крепостнического хозяйства с его бесперспективностью и отсталостью общественных отношений в России в 30 –х годах 19 века Ею руководит страсть к накопительству, корысть. На первый план Гоголь выдвигает невежественность, дубиноголовность, хлопотливость Коробочки.
Слово учителя:
- По соседству с Коробочкой, посмотрите-ка какой великолепно сложенный мужчина, кто это?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Похож на средней величины медведя. Для завершения сходства фрак был на нем медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, своими ступнями ступал он и вкривь и вкось. Цвет лица имел каленый, горячий. И даже звали его Михайлом Семеновичем.
Слово учителя:
Посмотрите внимательно на портрет, что особенно бросается в глаза?
Предполагаемый ответ на вопрос:
В портрете невольно внимание обращаешь на его лицо. « Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов. Рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила еще раз – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза.
Слово учителя:
- Какова речь Собакевича? В чем выражается грубость и топорная прямолинейность помещика? Послушайте диалог Чичикова с Собакевичем? Почему в разговоре с Собакевичем Чичиков осторожен: не называет души умершими, а говорит несуществующие?
( слушают диалог по мультимедиа)
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Собакевич сразу понял, что предложенная сделка – жульничество. Но даже глазом не моргнул. Говорил без малейшего удивления, как будто речь шла о хлебе.
Слово учителя:
- Какие детали – вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?
( ученики зачитывают описание господского дома) «…виднелся деревянный дом…»
Слово учителя:
- Запишем характеристику Собакевича. В Михаиле Семеновиче Собакевиче «проступает» звериное и жестокое начало. В его неуклюжем теле совсем не было души. Характер не наделен ни одним положительным моментом, только отрицательные – кулачество, грубость, человеконенавистничество, страсть к наживе.
- Что же объединяет портрет Собакевича с портретом Коробочки? Какие приемы использовал автор для создания этих образов?
Предполагаемый ответ на вопрос:
-Для обрисовки героев Гоголь мастерски использовал диалогическую речь, как важнейший элемент создания сатирических образов. Диалог очень точно рисует лиц, ведущих беседу. Беседа Чичикова с Коробочкой и Собакевичем носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга. Крепостническая действительность воспитала расчетливых людей, занятых в основном накоплением. Жадное корыстолюбие раскрывается в сцене продажи мертвых душ. Вся их жизнь - жадное накопительство ради наживы. Герои эти по – хозяйски умны и практичны: они не разоряют мужиков, потому что это не выгодно им самим. Они знают, что в этом мире все продается и покупается.
Слово учителя:
- Спасибо, вы хорошо подготовились и славно поработали сегодня на уроке. Но, как вы заметили, у нас остался еще один персонаж – Плюшкин. Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвященной Плюшкину.
Обсуждение главы 6 из учебника , «Литература 9 класс. Учебник - хрестоматия» издательство ». - М.: «Дрофа», 2012. - 234- 242)
4.Вывод на мультимедио. Подведение итогов.
5. Итоговое тестирование. (Медиопроектор)
6. Домашнее задание.
Слово учителя:
Дома вам нужно будет написать минисочинение – рассуждение на тему «Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечество». При написании опирайтесь на план – характеристику помещиков, подготовиться к уроку – презентации по учебнику , «Литература 9 класс. Учебник - хрестоматия». - М.: «Дрофа», - 242-243 «Вопросы и задания»
7.Выставление оценок.