Цель: Создать условия для приобщения детей к ценностям человеческих отношений; разделить понятия "добро" и "зло"; убедить в необходимости добра и добрых поступков; познакомить с творчеством В.А.Сухомлинского, с притчей «Обыкновенный человек».
Задачи:
- познакомить с произведением В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек»;
- формировать навык осознанного и выразительного чтения;
- Формировать у детей: представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.
- Развивать устную речь, умения выражать ясно свои мысли;
- Учить анализировать литературные тексты;
- Воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.
Оборудование: учебник Литературного чтения, ноутбук, интерактивная доска, презентация, разноцветные кружки для оценивания своей работы на уроке.
1) Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Виктория Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок чтения.
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
- Скажите, а при помощи чего вы можете показать сейчас своё настроение? (с помощью своих эмоций, улыбки или её отсутствии).
- Я желаю вам хорошего настроения на всё занятие...
2) Повторение ранее изученных тем.
- Ребята многие произведения, которые вы читаете в нашем учебнике, написаны сто, а то и сто пятьдесят лет назад – в позапрошлом, XIX веке. Они сохранили для нас подробности жизни людей того времени: как тогда одевались, что и из чего ели и пили, какие книги читали, о чем мечтали, во что играли.
- Вы наверняка уже изучали некоторые произведения где описывается жизнь людей того времени, давайте вспомним какие? (А.П.Чехов «Ванька», Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»)
- О чем эти произведения? В этих произведениях рассказывается о жизни людей?
- Ребята, а как вы считаете прослеживается ли в этих произведениях тема одиночества? (Да прослеживается. Ванька хотел домой, ему было грустно и одиноко без дедушке. В рассказе «Зиминий дуб», Савушкину тоже было одиноко, его никто не понимал, все над ним смеялись.Нет ничего страшнее этого чувства, и мы должны помнить о людях, живущих рядом. Нужно быть внимательным к людям. Порой бывает достаточно простого разговора. Быть человеком).
- А что значит быть человеком? Не героем, не великим, а обыкновенным человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно. Делать добрые дела).
- А как выдумаете, что такое добро? (это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие. отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).
- Молодцы Ребята.
3) Сообщение темы урока.
- Как хорошо, что есть писатели и поэты, которые думают над теми же проблемами, что и мы с вами!
- Мы начинаем читать произведения в новой главе «Мы в ответе…».
- Откройте стр. 62. Обратите внимание, что в конце названия главы стоит многоточие.
- Какой ответ и перед кем мы должны быть в ответе? (Мы в ответе за людей, за себя и собственные поступки).
- Как вы думаете, о чем будут произведения в этой главе? (о добре и доброте, взаимопонимании, о бережном отношении человека к природе, людям, животным, об ответственности друг перед другом).
- И первым писателем с чьим творчеством мы познакомимся, это Василий Александрович Сухомлинский.(Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, создатель народной педагогики. Родился 1918 – 1970 в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями. Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком).
- Тема нашего урока: В.А.Сухомлинский притча «Обыкновенный человек».
4) Словарная работа.
- Что такое притча?
Словарь русского языка С.В.Ожегова «При́тча — это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Близка к басне.
- Чему учат притчи? (они учат людей хорошим поступкам, намекают на то, как надо жить)
- Прежде, чем начать работать над притчей, попробуйте догадаться, какой теме они будут посвящены. Для этого, я предлагаю внимательно посмотреть на иллюстрации. Распределите эти иллюстрации на две группы. По какому принципу это можно сделать? (Презентация. В случае ответа: хорошие поступки и плохие поступки, предлагаю подобрать к этим словосочетаниям слово-синоним: добро и зло)
Итак, какой же теме будет посвящена наша притча? (теме добра и зла)
5) Физминутка.
6) Первичное знакомство с произведением (Чтение рассказа по цепочке).
Обсуждение:
Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему? (Можно. Они делали доброе дело, спасали людей от жажды).
Как поступают первый, второй и третий проезжие?
(первый – равнодушный, второй - делал для своей выгоды, третий - милосердный, великодушный, благородный)
Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему? ( Про 1 и 2, потому что первый проезжий не обратил внимания на то, что у деда с внуком случилась беда, второй сделал хорошо только себе и ни о ком больше не думал).
Как дед отозвался про второго путника? Почему он сказал «И это ЕЩЕ не человек?»
Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?
Каким еще человеком его можно назвать? (отзывчивым, добрым, великодушным, заботливым, милосердным)
Какое качество автор считает главным для человека? (доброта и человечность).
Согласны ли вы с автором?
Почему притча называется «Обыкновенный человек»? (Обыкновенный человек отличается щедростью души: ему не надо чужого, не жаль своего, он открыт для всех. Он не ждет ни благодарности, ни похвалы – это его образ жизни).
Дети, а можно сказать: «Он добрый человек, потому что относится к людям хорошо»? А если он мучает животных, портит природу, разве он добрый? Разве можно быть к людям добрым, а к животным злым? (-Нет. Добрый – это тот, кто одинаково хорошо относится ко всему и всем).
7) Итог урока. Рефлексия.
- С творчеством какого педагог мы сегодня познакомились? (В.А.Сухомлинского).
- О чем же притча «Обыкновенный человек»? Чему же учит нас эта притча? (Нужно быть обыкновенным человеком, думать не только о себе, но и о других людях, делать добрые дела).
- Какое главное человеческое качество? (доброта, сочувствие и сострадание, забота и ответственность за другого. Именно такими качествами обладают главные герои притчи. Сознание сделанного добра — это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым — значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно).
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Если вы считаете, что хорошо работали и вам все понравилось, то поднимите желтый кружочек, если вы не довольны своей работой на уроке, то поднимите синий кружочек.
8) Домашнее задание.
Подобрать пословицы о добре и зле, подходящие к притче. Подготовить письменно ответ на вопрос: что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
От себя, ребята, я хочу пожелать всем воспитывать в себе только хорошие качества обыкновенного человека. И чтобы рядом с вами всегда были только самые добрые люди. Спасибо всем!