kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему " Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина "Метель".

Нажмите, чтобы узнать подробности

v

Цель: выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели  в жизни главных  героев повести А.С.Пушкина  «Метель»?

    Задачи : 1. Понимать тему, основную мысль повести

    2.Уметь анализировать эпизоды повести.Развивать речь, мышление.

    3.На примере повести воспитывать нравственные качества

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учащиеся  рассаживаются по группам, выбирают капитана.

2. Определение темы урока

Слайд1

- Ребята, я  хочу начать сегодняшний  урок с классической музыки, которую написал великий композитор Георгий Свиридов. Давайте внимательно ее послушаем. (Звучит музыка Г.Свиридова «Метель») 4 мин.

– Ответьте на следующие вопросы:

Каковы ваши первые впечатления?

Какую картину вы представили?

О чем эта музыка?

Слайд2

На листочках каждая группа  напишите слово «метель». К нему подберите слова-ассоциации. Можно рисовать метель. Какой вы видите метель? 2 мин. Защита кластера.( по1 мин).

Словарная работа.   Обьясните значение слов: 1гр.- метель, 2 гр.- стихия, 3 гр.- судьба. ( Позже мы вернёмся к этим словам)

Слайд 3

А теперь мы из вашей метели перенесёмся в пушкинскую.

Именно на произведение «Метель» Свиридов написал свою композицию. Смог  ли композитор передать то, что хотел сказать нам  А.С.Пушкин?  Это нам предстоит выяснить сегодня на уроке.

Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Метель» (Написано  на доске) (слайд №4) Записываем в тетради.

3. Постановка цели урока

– Какие цели поставим для себя? (Выяснить сюжет, разобрать) Слайд5
– Каким образом мы с вами будем достигать цели? (Тема, идея, эпиграф, композиция,образы.) (слайд№6)
– Начнем с темы произведения?  О чем это произведение? (О любви, преданности.) (слайд №7).

4 Анализ произведения.

Давайте прочтем эпиграф к повести, слова В.А.Жуковского  Слайд 8

 Какие ключевые слова можно выделить, что они предвещают? Слайд 9

Группы записывают своё восприятие на листочках. Демонстрируют. 2 мин.?

 Какую роль, по-вашему мнению играет эпиграф? (печальное предзнаменование).

 Итак,  нам предстоит выявить особенности композиции произведения.(на доске определение слова) Композиция – это построение художественного произведения. Зачин, развитие действия, кульминация, развязка. (слайд №10).

 1гр.- краткое содержание повести, 2 гр.- наклеить постеры в правильной последовательности; 3гр.- работа с карточками.

Карточки:

Композиция

Зачин

 

Развитие действия

 

Кульминация

 

Развязка

 

10 мин.

Итак, Зачин – жизнь Марьи Гавриловны и любовь с Владимиром.
Развитие действия – приписка, согласие Маши на брак.
Кульминация – венчание Маши «не он, не он».
Развязка – рассказ Бурмина.

Особенности композиции повести. Прием: умолчание.

В класс вносим «Черный ящик».

Приглашается один учащийся, который достает из «Черного ящика» вещи: письмо, шкатулку, шаль)  
– Кому принадлежат эти вещи? (Марье Гавриловне.)1 мин.

Работа в группах  над образами героев. Подготовка постеров  5 мин.

1) 1-ая пара – работа над образом Марьи Гавриловны. ( стройная, бледная и семнадцатилетняя девица, богатая невеста, была воспитана на французских романах, и, следовательно была влюблена)

2) Образ Владимира – 2-ая пара. (Предмет, несерьезное отношение автора, бедный армейский прапорщик).

3) Образ Бурмина. (Нет имени, хитрый, бедность, черные глаза.)

Защита постеров 5 мин.

Слайд 11.  Почему повесть названа «Метель», каково значение этого образа?

  Что означает слово Метель? Отвечает 1гр.  2 гр.- Стихия

  Образ  метели.  Какие атрибуты метели? (Холод, дрожь, ветер сильный)

 Физкультминутка. Изображаем метель (протираем руки, изображаем холод, дрожь.) 1мин

Работа с карточками.

Заполнение таблицы: «Роль метели в жизни каждого героя». Карточки. 1-ая пара – Маша, 2-ая пара – Владимир, 3-я пара – Бурмин. 5 мин.

Маша

Владимир

Бурмин

Метель пытается остановить, не пускает, дует сильный ветер, ставни стучат; затем разрешает.

Метель кружит, путает.

Метель толкает, ведёт, направляет.

«неведомая сила толкала меня»

Учащиеся делают вывод: метель определила судьбу героев.

-Что такое судьба? Как вы понимаете это слово?  Отвечает  3гр.

-Это то, что происходит у нас в жизни. Это то, что не зависит от нас, от нашей воли.

5.

На доске схема:

Вывод

Метель соединяет их судьбы, перечеркивает все. Метель сыграла злую шутку в  жизни. героев. Почему повесть так названа?(-главный герой в повести-метель.)

Синквейн. Слайд 20
 

6. Подведение итога урока

– Итак, давайте сравним, ассоциации, связанные с метелью в начале урока и ассоциации, которые возникают после прочтения повести Пушкина «Метель». (слайд №15).

В чем смысл названия повести? (слайд №17) (МЕТЕЛЬнесчастье, крах жизненных планов одних, счастливый поворот судьбы других героев).Слайд 19.

Как меняются чувства? Почему рассказ о давно прошедших днях дан в конце повести? Можно ли догадаться по последней строчке, как дальше развернутся события? Какова роль метели-судьбы в жизни каждого из героев. За что был помилован Бурмин? (раскаяние) Марья Гавриловна? ( верная любовь, страдания). 2 мин.

Самооценивание. Мотивирование оценки. 3 мин.

7. Написать сочинение на тему:  Какова дальнейшая судьба героев повести «Метель»?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему " Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина "Метель".»

«Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Метель"».



Цель: выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели в жизни главных героев повести А.С.Пушкина «Метель»?

Задачи : 1. Понимать тему, основную мысль повести

2.Уметь анализировать эпизоды повести.Развивать речь, мышление.

3.На примере повести воспитывать нравственные качества





ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учащиеся рассаживаются по группам, выбирают капитана.

2. Определение темы урока

Слайд1

- Ребята, я  хочу начать сегодняшний  урок с классической музыки, которую написал великий композитор Георгий Свиридов. Давайте внимательно ее послушаем. (Звучит музыка Г.Свиридова «Метель») 4 мин.

– Ответьте на следующие вопросы:

Каковы ваши первые впечатления?

Какую картину вы представили?

О чем эта музыка?

Слайд2

На листочках каждая группа напишите слово «метель». К нему подберите слова-ассоциации. Можно рисовать метель. Какой вы видите метель? 2 мин. Защита кластера.( по1 мин).

Словарная работа. Обьясните значение слов: 1гр.- метель, 2 гр.- стихия, 3 гр.- судьба. ( Позже мы вернёмся к этим словам)

Слайд 3

А теперь мы из вашей метели перенесёмся в пушкинскую.

Именно на произведение «Метель» Свиридов написал свою композицию. Смог ли композитор передать то, что хотел сказать нам  А.С.Пушкин?  Это нам предстоит выяснить сегодня на уроке.

Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Метель» (Написано  на доске) (слайд №4) Записываем в тетради.

3. Постановка цели урока

– Какие цели поставим для себя? (Выяснить сюжет, разобрать) Слайд5
– Каким образом мы с вами будем достигать цели? (Тема, идея, эпиграф, композиция,образы.) (слайд№6)
– Начнем с темы произведения?  О чем это произведение? (О любви, преданности.) (слайд №7).

4 Анализ произведения.

Давайте прочтем эпиграф к повести, слова В.А.Жуковского Слайд 8

Какие ключевые слова можно выделить , что они предвещают? Слайд 9

Группы записывают своё восприятие на листочках. Демонстрируют. 2 мин.?

Какую роль, по-вашему мнению играет эпиграф? (печальное предзнаменование).

Итак, нам предстоит выявить особенности композиции произведения.(на доске определение слова) Композиция – это построение художественного произведения. Зачин, развитие действия, кульминация, развязка. (слайд №10).

1гр.- краткое содержание повести, 2 гр.- наклеить постеры в правильной последовательности; 3гр.- работа с карточками.

Карточки:

Композиция

Зачин


Развитие действия


Кульминация


Развязка


10 мин.

Итак, Зачин – жизнь Марьи Гавриловны и любовь с Владимиром.
Развитие действия – приписка, согласие Маши на брак.
Кульминация – венчание Маши «не он, не он».
Развязка – рассказ Бурмина.

Особенности композиции повести. Прием: умолчание.



В класс вносим «Черный ящик».

Приглашается один учащийся, который достает из «Черного ящика» вещи: письмо, шкатулку, шаль)  
– Кому принадлежат эти вещи? (Марье Гавриловне.)1 мин.

Работа в группах над образами героев. Подготовка постеров 5 мин.

1) 1-ая пара – работа над образом Марьи Гавриловны. ( стройная, бледная и семнадцатилетняя девица, богатая невеста, была воспитана на французских романах, и, следовательно была влюблена)

2) Образ Владимира – 2-ая пара. (Предмет, несерьезное отношение автора, бедный армейский прапорщик).

3) Образ Бурмина. (Нет имени, хитрый, бедность, черные глаза.)

Защита постеров 5 мин.

Слайд 11. Почему повесть названа «Метель», каково значение этого образа?

Что означает слово Метель? Отвечает 1гр. 2 гр.- Стихия

Образ метели.  Какие атрибуты метели? (Холод, дрожь, ветер сильный)

Физкультминутка . Изображаем метель (протираем руки, изображаем холод, дрожь.) 1мин

Работа с карточками.

Заполнение таблицы: «Роль метели в жизни каждого героя». Карточки. 1-ая пара – Маша, 2-ая пара – Владимир, 3-я пара – Бурмин. 5 мин.



Маша

Владимир

Бурмин

Метель пытается остановить, не пускает, дует сильный ветер, ставни стучат; затем разрешает.

Метель кружит, путает.

 

Метель толкает, ведёт, направляет.

«неведомая сила толкала меня»



Учащиеся делают вывод: метель определила судьбу героев.

-Что такое судьба? Как вы понимаете это слово? Отвечает 3гр.

-Это то, что происходит у нас в жизни. Это то, что не зависит от нас, от нашей воли.

5.

На доске схема:

Вывод

Метель соединяет их судьбы, перечеркивает все. Метель сыграла злую шутку в  жизни. героев. Почему повесть так названа?(-главный герой в повести-метель.)

Синквейн. Слайд 20


6. Подведение итога урока

– Итак, давайте сравним, ассоциации, связанные с метелью в начале урока и ассоциации, которые возникают после прочтения повести Пушкина «Метель». (слайд №15).

В чем смысл названия повести? (слайд №17) (МЕТЕЛЬнесчастье, крах жизненных планов одних, счастливый поворот судьбы других героев).Слайд 19.

Как меняются чувства? Почему рассказ о давно прошедших днях дан в конце повести? Можно ли догадаться по последней строчке, как дальше развернутся события? Какова роль метели-судьбы в жизни каждого из героев. За что был помилован Бурмин? (раскаяние) Марья Гавриловна? ( верная любовь, страдания). 2 мин.

Самооценивание. Мотивирование оценки. 3 мин.

7. Написать сочинение на тему: Какова дальнейшая судьба героев повести «Метель»?

















7. Контроль знаний

Тест по  произведению «Метель»

1. Жанр произведения – …

а) рассказ
б) роман
в) повесть

2. «Метель» была написана Пушкиным в …

а) Болдино
б) Одессе
в) Михайловском

3. Персонаж .рассказавший о том, что произошло в церкви в метельную ночь

а) Марья Гавриловна
б) Бурмин
в) Владимир

4. Начавшая перед побегом Маши метель

а) изменила ее планы
б) было предзнаменованием
в) никакого впечатления

5. Тема произведения

а) трагическая любовь
б) счастье человека
в) превратности судьбы

Взаимопроверка.





















Композиция

Зачин




Развитие действия




Кульминация




Развязка






Композиция

Зачин




Развитие действия




Кульминация




Развязка












Композиция

Зачин




Развитие действия




Кульминация




Развязка








«Роль метели в жизни каждого героя»





Маша

Владимир

Бурмин




 












«Роль метели в жизни каждого героя»





Маша

Владимир

Бурмин


 














«Роль метели в жизни каждого героя»





Маша

Владимир

Бурмин








 




Тест по  произведению «Метель»

1. Жанр произведения – …

а) рассказ
б) роман
в) повесть

2. «Метель» была написана Пушкиным в …

а) Болдино
б) Одессе
в) Михайловском

3. Персонаж .рассказавший о том, что произошло в церкви в метельную ночь

а) Марья Гавриловна
б) Бурмин
в) Владимир

4. Начавшая перед побегом Маши метель

а) изменила ее планы
б) было предзнаменованием
в) никакого впечатления

5. Тема произведения

а) трагическая любовь
б) счастье человека
в) превратности судьбы





























Тест по  произведению «Метель»

1. Жанр произведения – …

а) рассказ
б) роман
в) повесть

2. «Метель» была написана Пушкиным в …

а) Болдино
б) Одессе
в) Михайловском

3. Персонаж .рассказавший о том, что произошло в церкви в метельную ночь

а) Марья Гавриловна
б) Бурмин
в) Владимир

4. Начавшая перед побегом Маши метель

а) изменила ее планы
б) было предзнаменованием
в) никакого впечатления

5. Тема произведения

а) трагическая любовь
б) счастье человека
в) превратности судьбы





























Тест по  произведению «Метель»

1. Жанр произведения – …

а) рассказ
б) роман
в) повесть

2. «Метель» была написана Пушкиным в …

а) Болдино
б) Одессе
в) Михайловском

3. Персонаж .рассказавший о том, что произошло в церкви в метельную ночь

а) Марья Гавриловна
б) Бурмин
в) Владимир

4. Начавшая перед побегом Маши метель

а) изменила ее планы
б) было предзнаменованием
в) никакого впечатления

5. Тема произведения

а) трагическая любовь
б) счастье человека
в) превратности судьбы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему " Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина "Метель".

Автор: Новикова Людмила Георгиевна

Дата: 06.02.2018

Номер свидетельства: 455019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства