kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему «Философско-этические проблемы романа «Мастер и Маргарита». Роль библейских глав. Тема совести в романе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по роману "Мастер и Маргарита". Тема: "Философско-этические проблемы романа "Мастер и Маргарита". Роль библейских глав. Тема совести в романе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Философско-этические проблемы романа «Мастер и Маргарита». Роль библейских глав. Тема совести в романе»»

Философско-этические проблемы романа «Мастер и Маргарита». Роль библейских глав. Тема совести в романе (2 часа).

Цели урока:

1) проанализировать «евангельские главы 2, 16, 25, 26» и выяснить, как они отражают идейно-философскую концепцию автора;

2) определить, какое место занимают эти главы в композиционной структуре романа, какие художественные приемы использует Булгаков;

3) выявить, что есть истина? Что такое есть добро и зло? Что такое совесть? В чем смысл человеческой жизни? Ответствен ли человек за свое поведение? Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей или следование избранным идеалам, идеям?

Наглядность:

1. Портрет М. А. Булгакова

2. Эпиграфы:

Тяжелее всего человеку быть

человеком изо дня в день

М. А. Булгаков.

Прежде всего нужен свет,

который и во тьме светит.

М. А. Булгаков.

3. Темы экзаменационных сочинений, связанные с темой урока (всего более 20 тем), но с темой данного урока связаны следующие:

1. Проблема нравственного выбора в прозе М. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»).

2. Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе «Мастер и Маргарита».

3. Как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» даказано утверждение: «трусость – самый страшный порок»?

4. Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода).

5. Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода).

4. Словарь (БЭС): совесть – внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, способность осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков;

истина – правильное отражение предметов и явлений действительности, воспроизведение их так, как они существуют вне и независимости от сознания;

правда – то, что соответствует действительности, что есть на самом деле;

конформизм – приспособленчество, отсутствие собственной позиции;

искупление – заслужить прощение;

утопия – неосуществимая мечта;

Понтий Пилат - римский наместник Иудеи в 26-36 г., отличающийся крайней жестокостью. Согласно Новому Завету, приговорил к распятию Христа. (Далее комментарий);

Синедрион – орган высшей судебной власти в Иудее;

Иешуа – буквально означает «Спаситель». Га-Ноцри означает «из Назарета» - город, где прошло все детство и отрочество Иисуса;

Левий Матвей и император Тиберий (учитель комментирует их появление в романе.

5. «Смысловые узлы» урока

- Нравственно-этическая позиция М. Булгакова, отраженная в романе.

- Личностное осознание нравственно-этических категорий: добро, совесть, истина.

  1. Что есть истина?

  2. Что такое добро и зло?

  3. Что такое совесть?

  4. В чем смысл человеческой жизни?

  5. Ответствен ли человек за свои деяния?

- Стиль, язык, художественные приемы М. Булгакова.

- «Библейские главы в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова и в романе Ч. Айтматова «Плаха» (сравнительный анализ текстов).

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Слово учителя с элементами беседы

На пролом уроке мы говорили о проблемах, поставленных в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», о смысле заглавия романа. Мы сказали, что слово «Мастер», открывающее роман (оно стоит первым в заглавии), обозначает ведущую тему произведения – тему творчества. Второе слово в заглавии – Маргарита – выражает еще одну линию в романе (За мной, мой…) – любовь.

Но роман, как мы отмечаем, поднимает много вопросов: автор дает сатирические страницы, где отражена современная ему действительность. Поднимаются нравственные, этические, философские проблемы. Поэтому так трудно было критикам определить жанр романа. И конечно же, не мог автор отразить все, поднятые в романе проблемы, в его заглавии. Вас поразила композиция романа – «роман в романе». В свое произведение М. Булгаков вводит роман своего героя – Мастера – о Понтии Пилате и Иешуа. И эти главы, трижды прерывающие современное повествование, живут в романе самостоятельной жизнью. Конечно же, мастер Булгаков не случайно сделал эти вставки в роман. Мы улавливаем их единство с целым. Философский роман Булгакова движим не только действием, но развитием авторской мысли, которая находит себе опору в эпизодах. Цель нашего урока - проанализировать «евангельские главы 2, 16, 25, 26». Мы должны выяснить, как они отражают идейно-философскую концепцию автора, какое место занимают в композиционной структуре романа, какие художественные приемы использует Булгаков. Что есть истина? Что такое есть добро и зло? Что такое совесть? В чем смысл человеческой жизни? Ответствен ли человек за свое поведение?

Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей или следование избранным идеалам, идеям? Последний вопрос логично вытекает уже из самой завязки романа – спора двух литераторов Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного с встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. На утверждение литераторов о невозможности существования Бога Воланд возражает: «Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» Иван Бездомный отвечает: «Сам человек и управляет». Но дальнейшее развитие сюжета опровергает этот тезис, указывает на зависимость человека от 1000 случайностей (вспомним о нелепой смерти Берлиоза). А если человеческая жизнь соткана из случайностей, то что является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-то неизменные нравственные категории, которые светят человеку, служат ему ориентиром в жизни или человеком движет страх, жажда богатства и власти. Эгоизм? Все эти вопросы Булгаков ставит в «ершалаимских» главах – идейном центре романа. Согласитесь, очень важные вопросы.

- Запись эпиграфов. Обращение к эпиграфам.

Обратить внимание на темы экзаменационных сочинений. Около двадцати тем по творчеству Булгакова, пять, связанные с темой урока.

На уроке мы будем обращаться к нравственно-этическим категориям совесть, истина. Запишите значения этих слов (БЕС).

Чтобы не утонуть в материале уроков, я определила основные «смысловые узлы» (назовем их так) уроков, запишем их. Это не план.

Многих из вас интересует происхождение имен героев ершалаимских глав. (Продолжение записи словаря).

Поскольку в основе ершалаимских глав лежит Библия, давайте обратимся к этому источнику и посмотрим, как и с какой целью его использует автор. Есть ли расхождение?

- Чтение учеником и выявление несоответствия Библии и романа.

Прежде чем начать работать с текстом, обратимся к эпиграфу романа. Эпиграф взят из первой части Гете «Фауст»


Так кто ты, наконец?

- Я – часть той силы, что

вечно хочет зла и вечно

Совершает благо

И. Гете

Уже в эпиграфе Булгаков заявляет одну из основных своих философских концепций: мир поделен между Богом и дьяволом, они вдвоем правят миром. Эта булгаковская мысль отражена в его дневниковой записи: «Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен. Нужно искать сердцевину, самое глубокое сосредоточение человеческого в этом». И как способ довести эту мысль до читателя – излюбленный стилистический прием Булгакова: два небесных светила (луна и солнце) становятся действующими силами романа. И на Патриарших прудах, и на крытой колоннаде дворца Ирода Великого есть резкие контрасты света и тьмы. На этом Булгаков строит свою философскую концепцию. Противопоставление идет не только света и тени, но через это - противопоставление Добра и зла. Последнее приобрело на земле огромное распространение, что вынужден вмешаться сам сатана, потому что не осталось никакой другой силы, способной это сделать. Булгаков изображает силу света только через силу тьмы и наоборот. Свет – символ добра, и у него есть неоспоримое преимущество – созидательная сила. Но как изобразить свет? Свет описать нельзя. Иешуа ответил бы на этот вопрос так: «Чтобы были тени, нужны не только предметы и люди. Прежде всего нужен свет, который и во тьме светит».

- Как вы понимаете эту цитату Булгакова?

В Новом Завете Библии есть 4 Евангелия. Четыре варианта истории осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков создает 5 Евангелие (ершалаимские главы). Но главное, что в его изложении эта история становится до того по-земному живой, что в ее реальности невозможно усомниться. Мельчайшие подробности, бытовые детали. Создается впечатление, что автор спрятался за колоннаду дворца Ирода великого и наблюдал все происходящее там. Вот перед нами большая терраса в саду, простор колоннады (ласточка прочерчивает ее наискось из конца в конец), чтобы мы ощутили ее объем. Мы слышим массу звуков: журчание воды в фонтане, бряцанье оружия легионеров, шуршание песка под сандалиями идущих. Мы чувствуем запахи: густой запах розового масла, который так раздражает прокуратора.

- Работа с текстом.

Откроем текст второй главы, пронаблюдаем за стилем писателя. Вы заметили в романе не излюбленный прием Булгакова: коней предыдущей главы становится началом последующей. Это позволяет писателю связать все происходящее.

- Чтение учителем первого абзаца (ученик, работавший над стилем Булгакова, его комментирует).

- Почему в первых двух абзацах так резко меняется стиль? С чем это связано?

Итак, в кресле на мозаичном полу у фонтана сидит пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат, наместник римского императора Тиберия. У него нестерпимо болит голова. Он исподлобья смотрит на стоящего перед ним в ссадинах и синяках арестанта. В руках у прокуратора огромная мощь власти, он наводит слепой страх на окружающих, слуги боятся приступов его ярости. Ему кажется, что он всесилен: его дворец окружает бдительная стража, за ним легионы конных и пеших. По малейшему его зову приходит в действие тайная полиция во главе с молчаливым человеком – Афганием… Но сейчас ему предстоит убедиться, что все это – ничто, что он слаб, труслив и жалок, что ему надо презирать и стыдиться себя. И докажет ему это неловкий, торопливый, с испугом глядящий на него бродяга в разорванном голубом хитоне.

- Каким мы видим этого бродягу-философа Иешуа?

А) Портрет (зачитывает ученик)

Б) Это не бог, а человек, смертный, добрый и простодушный настолько, что его принимают за сумасшедшего. Он не похож на библейского Иисуса. Подтвердим это текстом

Боится боли. Боится оговорится в беседе с Понтием Пилатом. Боится смерти: «А ты бы отпустил меня? - неожиданно попросил арестант. – Я вижу, что меня хотят убить».

Но при всей своей внешней обыкновенности он необыкновенен внутренне. Люди, которые его слушают, готовы идти за ним, куда бы он их не позвал. Сборщик податей, наслушавшись его речей, «стал смягчаться, наконец, бросил деньги на дорогу» и пошел сопровождать его как верный пес. У Понтия Пилата он мягкими, сочувственными словами снимает головную боль.

- Какова нравственная суть героя?

Он доверчив.

- Какое первое слово он произносит?

- Что проповедует Иешуа?

- Чтение текста «Злых людей нет на свете».

- Все ли люди добры?

Нет. Но бродяга-философ крепок своей наивной верой в добро, и эту веру у него никто не сможет отнять (ни Иуда, ни Марк Крысобой).

- Можно ли веру в добро Иешуа назвать утопией?

Да. В Иешуа – воплощение чистой идеи добра, существующей вопреки урокам жизни. И эта святая идея в жизни не защищена.

- Выживает ли эта идея жизни?

Нет, она не защищена. Но это и не нужно Булгакову. Для него важно нравственное содержание учения Иешуа, а не конкретное проявление его деятельности в жизни. Да, вера, что злых людей нет на свете и что каждого человека можно добрым словом удержать от дурных поступков, слишком часто спотыкается на каменистой дороге жизни. Оказывается немощной. Не спасает мир изустная проповедь добра. Но, согласитесь, темно стало бы на земле без такой идеи, без света. Некоторые критики и их достаточно, не считают образ Иешуа высоким нравственным идеалом, потому что гуманизм Иешуа бездеятелен, он ничего не способен изменить в мире. Он не может даже защитить себя.

- Так ли это? Согласны ли вы с этим утверждением критиков?

Да, булгаковский герой не деятель, но он проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви и милосердию.

- Что, по-вашему, истина?

Истина одна, правда у каждого из сторон может быть своя.

- Это возможно в мире?

- Прокомментируйте проповедь о власти («правду говорить легко и приятно»).

- Проследим реакцию секретаря на слова Иешуа. (Примечателен здесь образ секретаря).

«Секретарь вытаращил глаза на арестанта».

«Секретарь смертельно побледнел и ворошил свиток».

«Секретарь теперь думал об одном: верить ли ему ушам своим».

Итак, перед нами беззащитный, слабый физически, но сильный духовно человек, он провозвестник новых человеческих идеалов света, который так нужен людям. Ведь должен кто-то излучать свет?!

Итак, Иисус - Иешуа – Булгаков (Создавая образ, Булгаков вложил частичку себя). Но Булгаков делает своего героя одиноким в мире. «Я один в мире», - говорит Иешуа. Не раз его называют безумцем. Еще до Булгакова мы видели этих безумцев, непохожих на других: Дон Кихотов, сражающийся за идеал добра и справедливости, князь Мышкин.

При всем своем бессилии он все-таки непобедим. Его боятся (Канфа). Его независимость страшит ершалаимского идеолога Канфу и приковывает к себе «исколотую совесть» Понтия Пилата. Он обладает внутренней свободой.

- Как вы это понимаете?

Не у каждого она есть.

Мы уже отмечали, что в отличие от библейского текста, образ Понтия Пилата является главным в «ершалаимских» главах. Он действующее лицо во всех четырех главах (Иешуа только в двух). Это сложный образ.

- Какая деталь сопровождает этот образ? Что вы можете сказать о внутреннем мире героя?

Умен, ему не чуждо милосердие, хитрый политик, хороший воин. Храбрый – «всадник Золотое копье». Кто-то видит в нем положительный образ. (В тексте есть основания для этого).

Сначала бродячий философ нравится ему с его смелыми, непривычными для уха словами. Любопытно взглянуть на человека, внутренне свободного. Между ним и Иешуа после того, как тот снял головную боль Понтия Пилата, устанавливается даже какая-то доброжелательность по отношению друг к другу. И Понтий Пилат решает принять следующее (чтение текста). Но тут ему подают кусок пергамента. Очевидно, это донос Иуды.

- Как меняется прокуратор?

Сначала он трусит перед тенью кесаря, которого ненавидит, но ему служит, боясь погубить свою карьеру, потом неожиданно для себя робеет перед Иешуа, колеблется, путается, желая и не решаясь его спасти. И после того, как Иешуа скомпрометировал себя выпадом против власти кесаря, он пробует уговорить Канфу помиловать бродягу.

- Какой пейзаж сопровождает слова Понтия Пилата?

- Что заставило принять решение Понтия Пилата о казни?

Но в этот момент он губит и себя, вот почему он про себя произносит: Погиб! Погибли!» Он гибнет вместе с Иешуа. И будет он наказан за это предательство бесконечной мукой. Будет он терзаться бессонницей, вспоминая о той роковой минуте, когда он пошел на предательство Иешуа вопреки своей совести.

- У Булгакова очень значима деталь.

Кровавый подбой. На безрадостной плоской вершине сидит в каменном кресле Понтий Пилат, видя перед собой невысыхающую черно-красную лужу – то ли пролитое когда-то неловким рабом вино, то ли напоминание о невинной крови Иешуа. И теперь самое сильное его желание – прекратить эту пытку вечности.

Вывод: постыдное малодушие умного и всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить свою карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Совершено предательство, виной всему – трусость.

Очень важна мысль Булгакова: Понтий наказан не за то, что санкционировал казнь Иешуа. Если бы он совершил это, находясь в ладу со своей совестью, с самим собой, за ним не было бы никакой вины. Его вина в том, что отправил на казнь Иешуа вопреки своим убеждениям, желаниям, воле. Виной этому – трусость, внутренняя несвобода.

- Как Пилат пытается уже после вынесения приговора очистить свою совесть?

1. Он пытается облегчить страдания Иешуа на Кресте, посылая через Афгания секретный приказ добить его копьем.

2. Он с помощью тайной службы убивает предателя Иуду и позорит синедрион, веля подбросить за ограду дворца первосвященника проклятые тридцать тетрадрахм.

Но нет морального выкупа за предательство.

В душе Понтия Пилата как бы живут и борются два ученика Иешуа: верный Левий Матвей и предатель Иуда. Прокуратор пробует уговорить Левия Матвея поехать к нему в Кесарию и, как прежде Иешуа, сулит свое покровительство. Но Левий отказывает: «Нет, ты будешь меня бояться. Тебе не очень-то легко будет смотреть в лицо мне, после того, как ты его убил…» Это первое наказание Пилата и первое подтверждение, что совесть его навсегда запятнана и ему нет прощения.

Трусость – главная беда Понтия Пилата.

- Как Булгаков утверждает, что это самый странный порок?

Не так опасны люди, поставившие своей целью зло – таких, в сущности, немного, как те, кто вроде бы и готовы сделать добро, но малодушны и трусливы.

Трусость – это проявление несвободы духа. И раз смирившись с ней, от не уже трудно отделаться. Это главная причина социальных подлостей на земле.

Не зло, само по себе слепое и маломощное, делает человека безвольным орудием в чужих руках, а трусость. И вы в этом, наверное, убедились, к сожалению, не раз глядя на наш, взрослый, мир и живя в своем, пока еще детском.

Когда появляется Марк Крысобой, Понтий Пилат говорит ему: «У вас тоже плохая должность, Марк, солдат вы калечите».

Понтий Пилат имеет в виду себя, оправдывая должностью свой поступок.

- Можно ли должностью оправдать зло?

Посмотрим, чем закончилась в романе история Понтия Пилата и Иешуа (эпилог).

- Почему такой финал выбрал Булгаков для своего романа?

Булгаков любит своего героя. Вот почему, не снимая с него вины, он страдает вместе с ним, а в финале романа протягивает ему руку. Так в финале романа появляется тема искупления и милосердия. Понтий Пилат прощен автором и Иешуа. Мастер отпускает его в свет, к Иешуа, и идут они рядом по лунной дороге, мирно беседуя друг с другом. Но милосердие у Булгакова – это не всеобщее отпущение грехов, не всепрощение. Оно связано с принципом нравственной ответственности человека, его вины. И звучит милосердие там, где есть искупление вины страданием, раскаянием и прозрением человека. Ничто другое, кроме этой внутренней казни самого себя не вызовет милосердия. И недаром Булгаков так резко противопоставляет двух предателей: Понтия Пилата и Иуду – кающегося грешника и безмятежного сластолюбца без тени не то что раскаяния, но даже без какой-либо тяжести в душе.

У ершалаимских глав есть еще одно назначение. Сам мастер, возможно, о нем и не подозревал. Он писал роман историко-философский. Для Булгакова же это был роман и политический, притом самого злободневного звучания.

Понтий Пилат, несомненно, политик, напоминающий современных Булгакову политиков, в основе деятельности которых лежит лицемерие, хитрость.

Кровавый подбой Понтия Пилата – символ эпохи 30-х.

- Давайте посмотрим диалоги Понтия Пилата и Афрания (политический подтекст глав).

Таким образом, идея прощения покрывает авторскую мысль о человеке в романе.

С ведома сил света Пилату «в ночь на воскресенье» прощают совершенную трагическую ошибку. Обретает свободу и душа мастера. Так в романе две идеи – свободы и прощения – оказываются нерасторжимо связаны.

- Каков финал романа, на наш взгляд, если для этого даны два слова – оптимистичен и его антоним?

Автор утверждает: «Все будет правильно. На этом построен мир».

Уходя из жизни, Булгаков, затравленный и загнанный в угол государством, утверждал торжество на оставляемой им земле – торжество добра, истины, милосердия – света, того, «которое и во тьме светит».

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что прошедшие тысячелетия показали, что последние дни земной жизни Христа будут вечно терзать сердца и умы писателей и всех вообще людей, сколько бы поколений ни пришло в этот мир. И всякий раз, - говорит Чингиз Айтматов (к его роману «Плаха», ко второй библейской главе, мы обратимся на следующих уроках), - им (людям) кажется, что случилось это вчера – настолько свето потрясение. И всякое поколение – а сколько с тех пор народилось – и не счесть – заново спохватывается и заявляет, что будь они в тот день, в тот час на Лысой горе, они ни в коем случае не допустили бы расправы над тем галилеянином. Вот ведь как им теперь кажется. Но кто мог тогда предположить, что дело так обернется, что все забудется в веках, но только не этот день.

3. Домашнее задание

  1. Ч. Айтматов «Плаха».

  2. Эссе

Темы:

  1. Что такое добро и что такое зло?

  2. Что есть истина?

  3. Ответствен ли человек за свои деяния?

  4. Совесть. Истина. Человечность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Кулагина Людмила Тимофеевна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365447


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства