Цель урока: показать мастерство О. Генри в изображении мира человеческих чувств; совершенствовать навыки работы с текстоцентрическим анализом произведения (роль детали); совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать собственную точку зрения.
Тип урока: урок внеклассного чтения .
Оборудование: интерактивная доска, презентация по творчеству писателя; муз.озвучивание - песня С. Копыловой «Последний лист».
Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, аналитическая и творческая работа, работа в группах.
Нет шедевров, погибших в забвении. Оноре де Бальзак
Ход урока:
1.Организационный момент.
II. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
Слово учителя:
Ребята, наш урок сегодня – одна из звёздочек в Созвездии Уроков Доброты. О каком авторе и произведении мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку: о ком идёт речь в этой короткой характеристике?
Член клуба шутников, кассир банка, арестант № 34627, тюремный аптекарь, писатель. (О. Генри)
О. Генри написал без малого 400 рассказов и один роман. Темы его произведений разнообразны. Жизнь техасских степей и ранчо, экзотический быт Центральной Америки, быт провинции в США, мир уголовников, жизнь мелкого люда города Нью -Йорка. Героями его рассказов являются простые люди, составляющие массу народа. О. Генри писал о великой силе добра, учил людей творить добро. Он покорил читателя как мастер жанра короткого рассказа (новелла) и сумел занять свое место в ряду лучших писателей американской литературы, таких, как Эдгар По, Марк Твен, Вашингтон Ирвинг и других.
(Презентация по творчеству О.Генри).
Мы с вами прочитали и обсудили уже много литературных произведений. Каждый из вас имеет определенный жизненный опыт. Вы, наверное, не раз задумывались над вопросом: что в человеческой жизни самое главное? Без чего человек не может быть человеком, независимо от того, какой бы сильной, смелой, умной она не была? Вспомним уже знакомых нам Робинзона и Маленького принца…
Это, так сказать, самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения.Говоря об общении, дайте ответ на вопрос: какими должны быть человеческие взаимоотношения? Какое слово вам прежде всего приходит на ум, когда мы говорим о человеческих взаимоотношениях? (Прием «Свободный микрофон») (Верность, прочность, постоянство, надежность... ) Это все правильно и интересно, и очень нужно и в жизни литературных героев, и в нашей реальной жизни, но сегодня мы поговорим о красоте чистых человеческих взаимоотношений». И ведет нас к этому разговору исследования произведений писателя О. Генри.
Он грезил литературой, а вынужден был пробовать себя в роли ковбоя, скромного клерка, топографа… Этот романтик верил в счастье, но рано потерял возлюбленную. Его гениальные произведения родились в тюрьме. Представляю, как часто Биллу Портеру хотелось сдаться на милость судьбы. И тогда он открывал свой рассказ «Последний лист» и начинал писать жизнь с чистого листа.Поэтому наш урок сегодня еще и о жизнеутверждающем шедевре Бермана из новеллы "Последний лист".
III. Изучение нового материала.
1. Аналитическая беседа по эпиграфу урока.
В начале урока посмотрите на эпиграф к нему. О чем он?( О шедеврах , которые все знают, они никогда не забудутся.)
Поэтому давайте разберемся , как вы понимаете слово « шедевр»?( после высказываний детей обращаемся к слайду, чтобы еще уточнить значение слова)
А теперь посмотрим слайды и вспомним знаменитые шедевры живописи, которые известны всему миру.
Ho в мире огромное количество таких шедевров, которые малознакомы, но для кого-то в жизни они сыграли решающую, жизнеутверждающую роль . Именно о таком шедевре писал в своей новелле О. Генри « Последний лист».После работы над содержанием новеллы, мы еще раз вернемся к значению эпиграфа нашего урока.
2. Смысл названия новеллы.
-Почему рассказ назван «Последний лист»?(Последний лист на плюще, нарисованный шедевр Бермана, последняя страница жизни художника, последний лист рассказа) Какие ещё названия вы могли бы предложить?
3. Идея новеллы.
- Какова основная мысль (идея) рассказа? (Рассказ написан о том, для чего существует каждый из нас: о большой силе взаимовыручки маленьких людей, о тепле человеческого участия.)
4.Аналитическая беседа по содержанию новеллы( работа по отдельным эпизодам)
Учитель читает отрывок:
4.1."Две молодые художницы Сью и Джонси поселились на окраине города.Осенью Джонси тяжело заболела. Доктор сказал, что она выживет, только если сама захочет жить.Но Джонси уже потеряла надежду. "Видишь листья на плюще? Когда упадет последний лист, я умру", - сказала она подруге. Сью посмотрела в окно. Она увидела пустой унылый двор и глухую стену кирпичного дома. Около стены рос старый плющ, и холодное дыхание осени срывало с него последние листья.
"Какие глупости ты говоришь! Постарайся уснуть", - сказала Сью. Она спустилась этажом ниже, чтобы поделиться с кем-нибудь печалью. Там жил старый художник. В искусстве он считался неудачником. Он все собирался написать шедевр, но даже и не начал его. "Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!" - воскликнул он".
Беседа:
- Какое настроение возникло у вас при слушании текста?
- О чем этот рассказ? (Тяжелая болезнь Джонси,и ее страшная фантазия).
- Что, по мнению доктора, могло погубить Джонси, помимо ее болезни?
-Какие слова являются основной мыслью ? ( Берман «Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!". Т.е. нельзя поддаваться плохим мыслям, надо бороться)
-Каким вы представляете художника в начале повествования? (Неудачник, старый, мечтал о шедевре, но даже не начал его рисовать,)
4.2.Чтение следующего отрывка:
"На другое утро Джонси шепотом попросила: "Подними штору, я хочу посмотреть". Сью повиновалась. И что же? После проливного дождя и резких порывов ветра на фоне кирпичной стены виднелся один лист плюща, последний! Зеленый у стебелька, желтоватый по краям, он храбро держался на ветках.
День прошел, и даже в сумерки они видели, что одинокий лист плюща держится на своем стебельке на фоне кирпичной стены. А потом, с наступлением темноты, опять поднялся северный ветер, и дождь беспрерывно стучал в окна.
Как только рассвело, беспощадная Джонси велела снова поднять штору.Лист плюща все еще оставался на месте.Джонси долго лежала, глядя на него. Потом позвала Сью и сказала: "Я была скверной девчонкой. Грешно желать себе смерти. Этот последний лист остался на ветке, чтобы показать мне это".
Беседа:
- Какую мысль внушила себе Джонси? Почему вид последнего листа, державшегося на ветке, воскресил в душе девушки желание жить? (Лист, так упорно боровшийся за свою жизнь, внушил Джонси чувство стыда за свою слабость)
-Докажите, что Джонси раскаивалась в своей слабости и просила у подруги прощения.
4.3.Чтение последнего отрывка.
"На другой день доктор сказал Сью: "Она вне опасности. Теперь питание и уход - и больше ничего не нужно". В тот же день Сью подошла к кровати, где лежала Джонси, и обняла ее одной рукой вместе с подушкой.
- Мне надо кое-что сказать тебе, - начала она. - Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления легких. Он болел всего только два дня. Посмотри в окно на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана - он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист".
Беседа:
-Поменялось ли ваше отношение к Берману? Почему?( Этот старый неудачник и пропойца оказывается способным на великий поступок ради спасения другого человека)
- Почему шедевр художника спас Джонси?
(наша жизнь не должна проходить бесследно, смысл жизни – творить добро, помогать окружающим, оставить свой след в истории, такой след, чтобы после вспоминали с уважением и восхищались. Именно такой поступок совершил Берман, раньше его жизнь не отличалась ничем подобным, люди были о нем не лучшего мнения, но его поступок (нарисованный лист) доказал обратное, он спас человеку жизнь, пожертвовав жизнью своей. Этим поступком он доказал, что жизнь он прожил не зря, она обрела смысл, что он создал то, к чему стремился, что жизнь его не прошла бесследно и бесцельно).
- С какой целью Сью рассказала Джонси о смерти художника и его последнем решении?
(хотела не только почтить память художника, но и укрепить в своей подруге волю к жизни: теперь, когда та знает, что человек сделал ради нее, она не смеет поддаваться болезни)
5. Работа над характеристикой образа Бермана.
-Вспомните один из шедевров живописи, который мы уже видели сегодня. Какое отношение он имеет к Берману? (Статуя Моисея Микеланджело)
- По мнению исследователей, статуя «Моисей» утверждает физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. А как выглядит старик Берман? («Борода Моисея Микеланджело … спускалась у него с головы сатира … на тело гнома»)
-Почему у Бермана такая непривлекательная внешность? Расскажите его историю. (Человек, «сильно пахнущий можжевеловыми ягодами»,«злющий старикашка», неудачник в искусстве, старый опустившийся художник, гений, не узнанный миром)
-В какой момент рождается симпатия к старику, «издевавшемуся над всякой сентиментальностью» и охранявшему молодых художниц? (Именно Берман вырвал «бедную маленькую мисс Джонси» из лап смерти и победил себя).
- Как выглядела картина Бермана? Найдите в тексте и зачитайте описание последнего листа на плюще.
6. Решение проблемного вопроса. Истинная цель искусства.
- Выше мы говорили, что шедевром называют гениальное творение искусства, пережившее века, обессмертившее имя своего создателя.
– Удалось ли Берману создать подлинный шедевр? Ведь написанный лист плюща не соберет толпы поклонников, а картина Бермана скоро размокнет под холодным дождем.
(Его рисунок спас жизнь человеку. Мастерство художника создало полную иллюзию живого листа. Художник заплатил собственной жизнью за создание своего творения. Поэтому его произведение, несущее человеку добро, автор, читатели и героини рассказа считают шедевром. Творить добро - основная задача искусства).
- Докажите, что художник создал больше, чем шедевр живописи.(Да, это действительно шедевр — из-за чудесной способности продлить хрупкую земную жизнь, из-заверы в человека как венец творения. Это был ещё и «последний лист» жизни Бермана, ведь он ценой собственной жизни поддерживает дух Джонси и спасает ее от смерти. Этот старый неудачник и пьяница предстает образцом той действенной любви, которая без единого слова бросается на помощь другим. Образ Бермана приобретает пример настоящего духовного величия) Бермана вложены слова о величайшей вере в человека).
-А теперь еще раз обратимся к нашему эпиграфу:Нет шедевров, погибших в забвении.
-Как этот эпиграф созвучен с темой нашего урока?
Проблемный вопрос.
- Так что же такое истинный шедевр?
(Шедевр - нарисованный лист? - Рассказ О.Генри?- Последняя страница жизни Бермана?
-Дружба? Любовь к жизни?-Сама жизнь? Самопожертвование? В чем необычность шедевра Бермана?
- Говорят, что человек жив до тех пор, пока о нем помнят? Жив ли старик в сердцах девушек? ( Да, шедевр Бермана не похож он на творения великих мастеров, вряд ли соберет он толпы восхищенных зрителей, да и век этого шедевра короток - снег и дождь вскоре смоют его с кирпичной стены… Но Художник заплатил собственной жизнью за создание своего творения. Поэтому его произведение, несущее человеку добро, автор, читатели и героини рассказа считают шедевром. Он останется в их сердцах , памяти навсегда).
Рефлексия.
-О чем это произведение, что автор хотел до нас донести? Какой вывод мы можем сделать после анализа произведения? (Нужно верить в себя, не сдаваться.Истинное предназначение искусства – служить человеку, творить добро.)
Таким образом, новелла О. Генри - о человечности, сочувствии, самопожертвовании. И об искусстве, которое должно пробуждать к жизни, давать воодушевление, радость и вдохновение. Это и есть уроки О. Генри, они учат радоваться искренним человеческим чувствам, которые могут сделать жизнь в этом неистовом мире счастливой и осмысленной.
7.Работа в группах.
1 -2 группы.Характеристика девушек-художниц по вопросам:
- Откуда родом Сью? Джонси ? Как каждая девушка оказалась в квартале Гринич-Виллидж?
-Опишите внешность Сью и Джонси. Чем занимаются девушки? Определите черты характера Сью и Джонси.
3 – 4 группы.Монолог от лица неодушевлённых предметов
3 группа – квартал Гринич-Виллидж о господине Пневмонии
4 группа – кирпичная стена о старом плюще.
Инструкцияпо составлению творческого пересказа
«Монолог неодушевлённого предмета»
1. «Соберите» детали текста, необходимые для описания внешнего вида и истории неодушевлённого предмета – «рассказчика».
2. «Соберите» детали текста, необходимые для описания того, о ком пойдет рассказ.
3.Составьте монолог неодушевлённого предмета (речь от 1-го лица), пользуясь примерным планом:
-Кто я?
-Как я выгляжу?
-Моя историяю
-Что могу рассказать о…
-Мои чувства и переживания по поводу рассказанного?
-Какую роль в истории с девушками сыграл этот герой?
8.Творческая работа (на фоне музыкальной видеокомпозиции «Последний лист» в исполнении Светланы Копыловой):
1.Составление синквейна.
Синквейн «Шедевр»
Пример синквейна:
Рассказ.
Печальный, трогательный.
Поражает, удивляет, восхищает.
Маленький образец большого искусства.
Шедевр.
Синквейн «Берман»
Человек.
Добрый, отзывчивый.
Сопереживает,помогает,спасает.
Жертвует жизнью ради девушки.
Берман.
2. Рисование листа Последний лист…Каким вы его представляете? (загляните в сокровищницу своей души, найдите в ней то чувство, которое давно ждёт от вас дорогой вам человек, излейте его на бумагу, нарисуйте свой шедевр души в виде последнего листа);
3.Создание стены бесценных подарков, шедевров души; 4.Комментирование созданного по желанию.
IV. Выводы и обобщения.
1. Слово учителя.
1.Последние месяцы жизни О. Генри прошли в одиночестве в номере отеля, в глубокой депрессии. Он отказывается принимать пищу, почти ничего не пьет. Это было медленное самоубийство. О. Генри скончался в нью-йоркской больнице 5 июня 1910 года в возрасте 47 лет. Его последними словами были: «Зажгите огонь, я не хочу умирать в темноте …» Может быть, не случайно рассказ О.Генри входит в сборник под названием «Горящий светильник».
– Что может символизировать горящий светильник?
(Олицетворение человеческой жизни, свет души, любви к людям, жертвенности, память о
Бермане и о великом писателе О.Генри)
2. Памятник рассказу.
-Кому обычно ставят памятник?(Знаменитым людям, животным… Кому ещё?)
— А знаете ли вы, что в мире есть памятник… рассказу? Этот необычный монумент стоит в городе Гринсборо (США): огромная каменная книга раскрыта на знаменитом рождественском рассказе О. Генри (кстати, как он называется?). Да, действительно, это «Дары волхвов». Если бы вам пришлось создавать подобный памятник рассказу О.Генри «Последний лист», то на какой странице вы бы его раскрыли? Почему?
V.Подведение итогов урока:
1.Понравилась ли вам эта новелла? Интересно ли было ее читать? О чем она заставила вас ,ребята, задуматься?
Да, Генри показал героев с доброй душой, заставляя нас внимательно присматриваться к каждому человеку,учиться быть гуманныим ко всему, что нас окружает.Писатенль утверждает:нужно стремиться быть человеком,несмотря на жестокость нашего мира, и это возможно!
Холодному дыханью старой осени мешали листья старого плюща…
Сосед-толстяк, с морщинами и проседью, художницу больную навещал.
И выдумка болезненной фантазии ей подсказала,что она умрет,
Когда с плющаосенняя оказия последний самый листик оборвет.
Сосед с таким раскладом не согласен, и молодость спасал, что было сил,
Он вырезал листочек и раскрасил, и тайно ночью к стеблю прикрепил.
Под диким ветром старый плющ держался,хоть до последней веточки продрог.
И вот…уже один листок остался,но ветер злой сорвать его не мог.
Какая-то невидимая сила смела болезнь,усталость и нытье,
А жизнь уже торжественно трубила, да здравствует победный марш ее!
2.Обобщение понятий о том, что есть бесценные сокровища души и соотносимы ли они с главными богатствами души;
3. «Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, Ибо никто не властен над твоим добром...»(Ш.А.Амонашвили. «Амон-Ра»);
4.Обмен мнениями об уроке и пожелания-предложения учеников и учителя.
VI. Домашнее задание.
Творческая работа (на выбор):1
- Ода последнему листу Бермана.
- Эссе «Последний шедевр».
- Монолог старого холста.
- Памятник новелле О.Генри «Последний лист».
«Бесценные сокровища души – главные богатства общества»
С каждым годом, к сожалению, силы зла вырастают, а силы добра ослабевают… Люди должны определиться, на какой стороне они проживут свою жизнь – на тёмной или светлой.
^Берман с помощью Сьюзи и сокровищ своей души смог превратиться из злобного «маленького человечка» в «большого человека» с большими прекрасными чувствами.
…Последний лист в твоей жизни – это последняя мечта, последняя любовь, последний шанс проявиться сокровищам твоей души.
Артём П.
Меня очень тронула история из жизни бедных художников. Теперь я точно уверена, что добрая душа – это бесценное сокровище.
^Люди, будьте добры! Настолько добры, чтобы суметь полюбить даже врагов!
Александра Б.
Я считаю, что самое ценное в жизни – это дружба и любовь. Это наши духовные сокровища, которые мы должны хранить как зеницу ока. А если кто-то и потерял надежду, то он снова сможет полюбить или найти новых друзей. Просто мы должны таким людям дать толчок, который спасёт их от безнадёжности. Ведь нужно жить ради кого-то, а не ради чего-то.
Антон П.
…жаль, что люди не замечают не только добро других людей, они не замечают, что сами делают зло.
Аня А.
У каждого человека есть свои сокровища души, но не каждый открывает их. И тогда человек идёт по жизни закрытым, закрытым для всех. Откройте своё сердце! Пусть в нём проснётся вулкан доброты, любви и лучших человеческих качеств. Настоящие сокровища – это не драгоценности, а любовь, вера и самое главное – сочувствие.
Катя С.
Быть просто добрым – этого мало. Умей делать добро и достигать высот в делах добра!
Валерия М.
Жизнь будет преобразовываться
не прочными знаниями людей,
а их умением творить прекрасное
и устремляться к прекрасному.
(Манифест гуманной педагогики)
…Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его –
Твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его –
Твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром...
(Ш.А.Амонашвили. «Амон-Ра»)
Доброта слов создаёт доверие.
Доброта мыслей создаёт глубину.
Доброта дарения создаёт любовь.
(Лао-Дзы)
1. Организационный момент.
2. Эмоциональный настрой на урок, мотивация:
наш урок – одна из звёздочек в Созвездии Уроков Доброты;
г) творческое задание (на фоне музыкальной видеокомпозиции):
рисование листа (загляните в сокровищницу своей души, найдите в ней то чувство, которое давно ждёт от вас дорогой вам человек, излейте его на бумагу, нарисуйте свой шедевр души в виде последнего листа);
создание стены бесценных подарков, шедевров души;
комментирование созданного по желанию.
4. Итог урока:
обобщение понятий о том, что есть бесценные сокровища души и соотносимы ли они с главными богатствами души;
«Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром...»
(Ш.А.Амонашвили. «Амон-Ра»);
обмен мнениями об уроке и пожелания-предложения учеников и учителя.