kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу "Телеграмма" К.Паустовского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе по одному из замечательных рассказов Константина Паустовского "Телеграмма". Несмотря на то, что сюжет произведения крайне прост, автор заставляет читателей задуматься над важнейшими нравственными проблемами современности. Во время урока учащиеся получают возможность не только углубить знания о жизни писателя и познакомиться с его творческими приемами, но смогут поговорить о трагическом одиночестве героини, о проблемме разобщенности близких людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу "Телеграмма" К.Паустовского»

6


План-конспект урока по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

К.Паустовский. Рассказ «Телеграмма»

Русская литература не должна

опускаться до уровня общества

в его сомнительных и тёмных проявлениях.

В любых обстоятельствах, во что бы то

ни стало, но литература не должна ни на шаг

отступать от своей главной цели —

возвысить общество до идеала —

идеала добра, света и истины.

Н.А. Некрасов

Цель урока:

  • знакомство с творческой мастерской писателя,

  • углубление знаний о писателе и его произведениях,

  • осмысление важнейших нравственных проблем современности: разобщённость близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства, трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам.

(На предыдущем уроке во время знакомства с биографией писателя обращаемся к легенде-сказке «Золотая роза». К данному же уроку рассказ «Телеграмма» должен быть предварительно прочитан учениками, отмечены пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно смогут найти и выделить изобразительные средства).


ОБОРУДОВАНИЕ:

компьютер, проектор, презентация.


Ход урока

Учитель: Запишите в тетрадях тему урока, обратите внимание на эпиграф (слайд 2). Как вы понимаете эти слова? Вспомните историю про золотую розу, написанную Паустовским. Объясните, как вы понимаете суть этой легенды-сказки (слайд3). Учитель: Как вы думаете, почему, говоря о писательском труде, Паустовский вспоминал эту историю? Для чего поэты, писатели так кропотливо подбирали материал для своих произведений? (Чтобы превращать каждое произведение в прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь кристалл)

Учитель: (слайд 4) Константин Паустовский писал: «Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного. Выпадение хотя бы одного из этих свойств свидетельствует о непоправимой духовной ограниченности». Мне кажется, что сегодня на уроке вам представится возможность не только порадоваться успехам товарищей и своим успехам, но также будет возможность поговорить о внимании к чужим чувствам, о любви и благодарности, об ответственности за свои поступки. Мы будем анализировать знакомый вам рассказ «Телеграмма».

Учитель: Скажите, понравился он вам или оставил равнодушными?

Выступление ученика, подготовившего заранее сообщение о том, какое впечатление произвел рассказ на Марлен Дитрих:

(Слайд 5)

Очень сильное впечатление этот рассказ произвел на суперзвезду западного кино, подругу знаменитых писателей, Хемингуэя и Ремарка, Марлен Дитрих. Она когда-то в 70-е годы была в Москве и давала концерт в ЦДЛ, на котором случилосьследующее: на сцену вышел с поздравлениями большой начальник из КГБ и любезно спросил Дитрих: "Что бы вы хотели еще увидеть в Москве? Кремль, Большой театр, Мавзолей?" И эта недоступная богиня в миллионном колье вдруг тихо так ему сказала: "Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!" Сказать, что присутствующие были ошарашены, - значит не сказать ничего. Мировая звезда - и какой-то Паустовский?! К вечеру этого самого Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой больнице, разыскали. И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, и вдруг, не сказав ни единого слова, молча встала перед ним на колени. А потом начала целовать руку писателя и долго потом прижимала её к своему лицу, залитому слезами. И весь большой зал беззвучно замер, как в параличе. И только потом вдруг - медленно, неуверенно начал вставать, потом бешеный водопад рукоплесканий! Паустовского усадили в старое кресло и зал затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг немало, но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского писателя Константина Паустовского "Телеграмма", который она случайно прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому юношеству. Марлен сказала - очень просто: "С тех пор я чувствовала как бы некий долг - поцеловать руку писателя, который это написал. И вот - сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо вам всем - и спасибо России!"

(Слайд 6)

Учитель: Что вы думаете по поводу услышанного?

Учитель: Хотите узнать, какими приемами пользовался автор, чтобы оказать сильное воздействие на читателя?

Учитель: (Слайд 7) Перед вами вопросы, ответы на которые мы будем на уроке искать:

1. Выяснить, какими приемами пользовался Паустовский для воздействия на читателя. 2. Проследить авторскую позицию, его отношение к героям, событиям, проблеме , поднятой в рассказе.

Учитель: Скажите, в рассказе напрямую высказывается авторская позиция, писатель открыто говорит о своем отношении к поступкам героев, к проблеме, которая поднимается в произведении? (Нет. Понять авторскую позицию – дело непростое, особенно тогда, когда голос автора в произведении почти не слышен. Только внимательному и чуткому читателю удается услышать его).

Учитель - Вы знаете, что Паустовский — мастер пейзажной прозы. А этот рассказ можно назвать рассказом о природе? (Нет. Это рассказ об отношениях людей, причем самых близких - дочери и матери).

Учитель: Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя очевидна их иная роль, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Мне хотелось бы, чтобы вы определили функции пейзажа и пейзажных зарисовок в рассказе.

Учитель: В какие моменты повествования вы встречаетесь с пейзажными зарисовками?

- В начале рассказа: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо. Пастуший рожок затих до весны». (Слайд 8)

Учитель: Какие слова создают унылое настроение, говорят об одиночестве, умирания. (Слайд 9)

-эпизод, описывающий ночь и старый клён: «От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти . Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший. Озябший, ему некуда было уйти от бесприютной, ветреной ночи. Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо» (Слайд 10)

Учитель: Какое настроение возникает у вас при чтении этого эпизода?

Учитель: Какие слова здесь важны для создания атмосферы печали?

Учитель: Какое же ощущение создаёт пейзаж? Что вбирает в себя холод осени? (Страшное одиночество старой женщины). (Слайд 11)

Учитель: Почему, говоря о последней ночи Насти в родном доме, Паустовский обращает внимание читателя на тяжелый, мутный рассвет? (Так тяжело и мутно на душе у Насти. Она чувствует свою вину, это оставляет надежду на то, что холод ее души растоплен)

Учитель: Изменился ли пейзаж к финалу рассказа? (Слайд 12)

( Да. В конце рассказа пейзаж настраивает на иной лад, печальный, но уже не такой мрачный, гнетущий) (Слайд 13)

Учитель: Сделаем первый вывод по поводу роли пейзажа в рассказе.

(Пейзаж передаёт состояние героев, он настраивает читателя на определенный лад). (Слайд 14)

Учитель: Ребята, я хотела бы, чтобы вы обратили особое внимание на художественные детали, именно по ним можно судить об авторском отношении к происходящему. Какие детали выделяет, подчёркивает автор? Какой прием использует автор, описывая эти детали? (Одинокий подсолнух, керосиновый ночник, вздрагивающий на столе в комнате Катерины Петровны (единственное живое существо), озябший клён, позабытые звёзды. Автор использует олицетворение. У Паустовского клён — это не просто осенняя картина, это память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя. Одинокий подсолнух – это словно сама Катерина Петровна, забытая, брошенная, оставленная в одиночестве. А еще это единственное яркое пятно в серой, одинокой, бесприютной картине. Катерина Петровна ассоциирует это маленькое солнышко у забора с Настей, которую она так хотела увидеть и не видела 3 года. Ночник еще раз подчеркивает мотив одиночества, едва теплившуюся жизнь, догорающую жизнь. (Слайд 15)

Учитель: С помощью каких деталей в портретной характеристике автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? (Слепота и почти полное отсутствие голоса )

Учитель: Но рядом люди, заботящиеся об этой женщине, — Тихон и Манюшка. Почему не спасает их помощь героиню? Понимают ли они её?

(Она для них чужой человек, они жалеют её, но близкими их назвать нельзя)

Учитель: Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа затрагивает читателя особенно остро? (Письмо Насте) Прочитайте это письмо. (Слайд 16)

Учитель: Почему не откликается дочь на него? (Она погрязла в суете, в хлопотах, в заботах о посторонних людях)

Учитель: А в портретной характеристике девушки на какую деталь вы обратили внимание? (“Холодные глаза”)

Учитель: Подберите синонимы к этому слову. (Холодные – неподвижные, лишенные чувства, равнодушные, в этом случае это уже эпитет). (Слайд 17)

Учитель: Но у К.Г. Паустовского это слово связывалось с определением “одинокий”! Помните: пустой — холодный — одинокий…

Есть подтверждение этой связи в истории Насти? На что же обрекла себя Настя? Почему?

Учитель: Может, верна оценка Тихона? Что значит “пустельга”? Согласны вы с его словами? (Обращаемся к словарю: Пустельга -

1) хищная птица из семейства соколиных;

2) легкомысленный пустой человек (разг. неодобр.).

Учитель: Автор считает свою героиню бездушной, легкомысленной, пустой? Давайте ещё раз вспомним страницы, посвященные описанию жизни Насти в городе. Чем она занята, как подходит к делу? Если бы она была пустышкой, эгоисткой, равнодушным человеком, разве она стала бы решать чужие проблемы?

Учитель: Еще одна важная художественная деталь: усмешка Гоголя, его сверлящие глаза. Что хотел сказать этим автор? (Это пробуждение совести Насти).

Учитель: Когда, в каком эпизоде мы видим, что Настя начинает понимать свою неправоту, осознает свою вину? (Перед поездкой в Заборье)

Учитель: Делаем второй вывод по поводу деталей. (Художественная деталь тоже важна, так как помогает лучше понять авторскую позицию, характеры героев, их чувства).(Слайд 18)

Учитель: С чем осталась Настя? (Холодная комната, чувство вины — её одинокая история ещё впереди.) Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Учитель: (Работа с эпиграфом). (Слайд 19) Чему научил вас этот рассказ? Удалось автору приблизить вас еще на один шаг к идеалам добра, света и истины?

Учитель: Паустовский говорил, что каждый писатель мечтает о своей золотой розе, поэме, рассказе, повести, чтобы подарить ее каждому читателю, сделать его духовно богаче. Скажите, а получилось ли у Паустовского выковать свою золотую розу, сделал ли вас богаче, умнее его рассказ «Телеграмма»?

(Слайд 20)

Учитель: Какая важная проблема затронута в данном рассказе?

Модная фраза: "Я никому ничего не должен!" - выходит в России из моды. Все моднее быть честным и чутким. И, возможно, скоро вообще станет модным - иметь некий долг. И еще лучше - исполнять его.

Домашнее задание: (Слайд21) Опишите в мини-сочинении свои мысли по поводу проблемы, которую поднимает Паустовский в своем рассказе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу "Телеграмма" К.Паустовского

Автор: Радостева Светлана Вячеславовна

Дата: 17.02.2018

Номер свидетельства: 458010


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства