Воспитательные: прививать любовь к чтению, воспитывать чувства патриотизма.
Оборудование на партах – валентинки; шкатулка с предметами-заданиями; листочки для тест-контроля.
Ход урока.
I. ИНТРИГА.
Слово учителя.
- Ребята, представьте, что сегодня на календаре не 7 октября 2015 года, а 14 февраля 2016 года. Вот какое странное событие сейчас произойдет. Закройте глаза.
Феврония. Отроки, что за диковинные вещицы лежат у вас на столах?
Дети отвечают.
Феврония. В честь кого отмечается этот заморский праздник?
Дети отвечают.
Феврония. У нас, ребята, есть свои покровители любви и верности. История этой возлюбленной пары не менее романтична: «Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел…» Впрочем, эту историю вы и так знаете…
II. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.
Слово учителя.
- Ребята, о ком говорила наша странная гостья? Героями какого литературного произведения являются Петр и Феврония? Мы каждый год 14 февраля празднуем день Святого Валентина, даже не задумываясь о том, что отмечаем католический праздник. А у нас действительно есть свои покровители любви – святые Петр и Феврония. 8 июля – православный день влюбленных.
На сегодняшнем уроке мы должны выяснить: действительно ли судьба Петра и Февронии ярче для нас, русских, чем история Святого Валентина. И поможет нам в этом древнерусская «Повесть о святых Петре и Февронии Муромских».
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
1. Тест-контроль.
Учитель. Сейчас проверим, насколько хорошо вы его знаете.
На листочках рядом с номером предложения поставьте «+», если оно содержит правильную информацию, «–», если она ошибочная.
После выполнения – самопроверка учащимися. Выставляется рейтинговая отметка.
2. Словарная работа.
Ученица объясняет значения слов.
3.Слово учителя.
События повести происходили в 12-13вв?
Повесть была написана в XVI веке талантливым русским писателем Ермолаем – Еразмом.
Текст написан очень давно, поэтому нам необходим словарь урока. Даша дома поработала с толковым словарем и сегодня углубит ваше представление о лексическом значении отдельных устаревших слов.
3. Чтение эпизода по ролям »Слуга у Февронии», с56-57
-Почему слуга не может ничего понять в словах дочери древолаза?(Свои ответы- загадки она через него как бы адресует кому-то другому, сам слуга до них еще не дорос умом.)
-Как вы думаете, какую роль в данной сцене играет заяц?( Он создавал шум, чтобы Феврония не устала от монотонной работы.)
4. Задание «Волшебная шкатулка».
Учитель. Предметы, лежащие в ней, помогут нам ответить на вопрос: какую проверку на мудрость устроил князь Петр Февронии?
Учитель показывает предметы (пучок льна, чурочка), а учащиеся объясняют их назначение.
5. Анализ повести.
Вопросы для беседы.
Учитель. Сдержал ли князь свое слово? Удалось ли ему исцелиться.
Ученик. Ради временной выгоды готов совершить грех – обмануть. Но болезнь все же привела его к смирению. Он исцелил не только свой физический недуг, но и душу.
Учитель. Предвидение Февронии сбылось, теперь Петр и Феврония стали княжить. Какое испытание пришлось пройти княгине?
Ученик. Испытание связано с коварством людей – завистью, злобой. И снова мудрость Февронии, уважение и любовь к супругу оказались выше наветов и злобы бояр.
Словоучителя. В нашей шкатулке остался еще один предмет – иголка с золотой нитью. Объясните его роль в повести.
Ученик. Не закончив до конца свою работу, она бросает ее, выбрав, как главное, супружескую верность, верность своему слову, данному мужу.
Учитель. Как думаете, герои любят друг друга? Почему вы так решили?
Ученик. Да, любят. Они уважают друг друга, переживают.
Словоучителя. Обычно «Повесть о Петре и Февронии Муромских» называют повестью о любви, но мы ни разу не встретили это слово, чтобы оно было сказано героями по отношению друг к другу. Слово «люблю» не звучало в устах героев. В данной повести любовь не просто слово, а еще и определенная традиция. Венчанные муж и жена на Руси – это единое целое. Любовь Февронии – жертвенная любовь, любовь к ближнему своему, ради его спасения.
6. Работа в группах.
Составление таблицы «Черты сказки и жития в повести».
Признаки сказки
Черты жития
1. Сказочный зачин.
2. История о мудрой деве.
3. Сказочный герой – змей-искуситель.
4. Волшебные вещи: агриков меч.
5. Загадки.
6. Задания – испытания.
7. В языке повести – постоянные эпитеты («лукавый змей», «мудрая дева»).
Учитель. Вернемся к вопросу, заданному в начале урока, действительно ли жизнь Петра и Февронии ярче и ближе для нас, русских людей, чем история Святого Валентина?
Словоучителя. Мощи святых до сих пор хранятся в одном из храмов города Мурома. К ним съезжаются верующие со всех уголков России, чтобы попросить у святых благословления на счастливую семейную жизнь. Верующие не презентуют друг другу открытки и шоколадные сердца, зато искренняя молитва святым Петру и Февронии способна подарить встречу с долгожданным избранником и лад в семейных отношениях.
Мы, ребята, должны помнить, что 8 июля – православный день влюбленных.