Конспект урока литературы в 7 классе " Талант побуждает к творчеству"
Конспект урока литературы в 7 классе " Талант побуждает к творчеству"
Тема урока: «Талант побуждает к творчеству»
Цель: 1. Познакомить обучающихся с творчеством Ники Турбиной, Нади Рушевой.
Показать специфику поэзии, отличие стихотворной речи от разговорной, научить видеть образные средства языка, обогатить словарь лексикой из области искусства.
Развитие умений чувствовать и понимать художественное слово, побуждать интерес к лирической поэзии.
Оборудование:
Портрет Н. Турбиной, её стихи.
Рисунки Нади Рушевой.
Презентация.
«Главного глазами не увидишь
Зорко одно лишь сердце»
А. Экзюпери
Ход занятия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе " Талант побуждает к творчеству"»
МОУ Судиславская СОШ Субботина Т.Б.
Коспект урока литературы
Тема урока: «Талант побуждает к творчеству»
Цель: 1. Познакомить обучающихся с творчеством Ники Турбиной, Нади Рушевой.
Показать специфику поэзии, отличие стихотворной речи от разговорной, научить видеть образные средства языка, обогатить словарь лексикой из области искусства.
Развитие умений чувствовать и понимать художественное слово, побуждать интерес к лирической поэзии.
Оборудование:
Портрет Н. Турбиной, её стихи.
Рисунки Нади Рушевой.
Презентация.
«Главного глазами не увидишь
Зорко одно лишь сердце»
А. Экзюпери
Ход занятия
Мотивационное начало:
Сегодня у нас необычный урок, мы узнаем неизвестные вам имена талантливых людей в области поэзии играфики. Мы будем говорить об искусстве.
Гости нашего занятия: музыка, поэзия, живопись. Нас ожидает страна «Поэзия». Попробуем понять и почувствовать художественное слово. Посмотрим, как различные сокровенные человеческие чувства можно передать в разных видах искусства
А начнем мы наш урок с небольшого лирического концерта. Представим, что мы на концерте, и перед нами выступают артисты, но в то же время, мы будем и артистами, и слушателями, и судьями. Давайте послушаем стихи, которые к сегодняшнему уроку приготовили ребята, а те, кто будут слушать, постараются понять и объяснить смысл этих стихотворений.
Своё высказывание стройте, придерживаясь плана:
что понравилось?
какие строчки запомнились?
какие картины представили, слушаяя стихотворения?
какую музыку услышали?
(Чтение детьми стихотворений Ники Турбиной, заранее подготовленных, но они не знают автора).
Звучат стихи:
«Смысл жизни»,
«Три апельсина»,
«Мои стихи пишу не я»,
«Остановись на миг»,
«В самую полночь».
Проблемный вопрос к детям:
Что вы можете сказать об этих стихах?
- Расскажите, каким вы представляете себе автора? Прослушивание высказываний
А теперь сюрприз 1.
- Эти стихи написала восьмилетняя девочка. Её зовут Ника Турбина, которая родилась в Ялте. Она стала писать стихи в том возрасте, сколько и вам сейчас.
Проблемный вопрос:
- А что вы теперь скажете об этих стихах?
- Об обыкновенном Ника говорит необыкновенно.
- Чем поэтическая речь отличается от разговорной?
- Чем поэт отличается от непоэта?
Непоэту дождь – всего лишь дождь,
Апельсины – просто апельсины.
Поэтесса на всё смотрит по-иному.
Он зорче, чем другие люди.
Мысли его необычные, неожиданные – это
поэтические мысли. Они и выражены
особым образом, с помощью эпитетов, сравнений, метафор.
Стихи – это ритмически организованная речь, отсюда и мелодичность, певучесть стихов Н. Турбиной, её раздумий. Попробуйте и вы об обыкновенном сказать необычно.
Попытайтесь. Или напишите письмо Н. Турбиной. О чём бы вы хотели её спросить
- Сегодня вы узнаете о маленькой гениальной художнице. Впервые выставка рисунков этой девочки состоялась в Московском университете. Увидев переполненный зал, художница заплакала и убежала со сцены под громкие аплодисменты. А было этой художнице 12 лет. Звали её Надя Рушева.
- Вот что говорили о её рисунках: «Потрясены!» Рисунки наполнены музыкой, светом, жизнью! Какое зоркое сердце. Такого Пушкина ещё не видел никто!
«Поют рисунки и жить светлей зовут тебя»записали в книге отзывов посетители
Маленьким посланцем Пушкина в XX веке называли Надю. А вот что пишет писатель-пушкиновед Арнольд Ильич Гессен.
«Она умерла, когда ей едва исполнилось 17 лет, но успела оставить после себя 10 тысяч рисунков. И каких рисунков!»
- А что вы думаете о рисунках Нади?
Если Ника Турбина находит для своих стихов образные строчки, попробуем, глядя на рисунки Нади Рушевой, определить её язык.
- Лёгкость техники рисунка, точность и изящество линий, пластичность, певучая линия, грациозность фигур
- Какое чувство у вас вызывают её рисунки?
- А теперь попробуйте выразить свою мысль в творчестве.
Творческая мастерская:
Напишите миниатюру:
«Надя Рушева – это…»
А я тем временем предлагаю вам послушать «Песню о длинноножке».
Чтение работ учащимися.
А теперь сюрприз3
- Последняя встреча на этом занятии с мальчиком, чьё редкостное дарование внесло в наш мир такую красоту, которая вас удивит и обрадует. Имя мальчика – РобертиноЛоретти.
- Но прежде, чем мы услышим пение, возьмите ручки и запишите, что вы почувствовали, слушая пение РобертиноЛоретти. Можете записать слова, эпитеты, сравнения, метафоры, передающие ваши впечатления от этого пения. Они помогут вам в работе над миниатюрой.
«Слушая Робертино Лоретти»
Звучит «AveMaria»
- А теперь обменяйтесь впечатлениями и познакомьте друг друга со своими записями. Запишите себе фразы и слова, удачно найденные вашими друзьями.
Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Итак, почему же нашу встречу я назвала«сюрпризом»?
- Оказвывается, в любом возрасте: будучи юным, и будучи умудрённым опытом, будучи в зрелом возрасте, можно создавать шедевры. Можно и в вашем возрасте создавать прекрасное. А если не создавать, то учиться видеть, слышать, чувствовать. Может, и среди вас есть таланты
А. Экзюпери: «Главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце». Думайте сердцем!