Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 г.Макеевки»
«Художественный мир повести «Барышня-крестьянка».
2017г.
формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание интереса и уважения к литературе, ценностного отношения к слову, бережного отношения к культурному наследию народа;
обучение использованию для решения познавательных коммуникативных задач различных источников информации.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
1. Оргмомент | Настраивание учащихся на позитивную работу на уроке. -Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. - Я надеюсь, что он будет интересным и познавательным, самое главное, пройдет в творческой атмосфере. Я очень хочу, чтобы мы сегодня вместе с вами учились думать, анализировать, высказывать свое мнение, не боясь ошибиться, мыслить критически. | Ученики настраиваются на работу. | 1 минута |
2. Мотивация 3. Актуализация знаний | -Основным домашним заданием к сегодняшнему уроку для вас, ребята, было прочтение повестиА. С. Пушкина «Барышня- крестьянка». Этим произведением, где действие одновременно происходит и в шутку и всерьез, Пушкин завершает цикл повестей, вошедших в сборник « Повести Белкина». -Назовите повести, вошедшие в сборник. Слайд 2. «Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик», « Метель», « Барышня-крестьянка». - вспомните, что мы знаем о роли Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина. Слайд 3. - Работать сегодня мы будем в парах, а также коллективно обсуждать какие - то вопросы. Слайд 4. -Посмотрите внимательно презентацию. -Что вы видите. Как вы думаете, как это может быть связано с темой урока? О чём пойдёт речь на уроке? -А как одним словом можно назвать место, где живут дворяне? Слайд 6. Литературная справка. Усадьба (по словарю В. Даля)- это господский дом на селе с садом и огородом. Господский – значит принадлежащий господину, то есть дворянину, помещику, барину. Дворянин- знатный гражданин на службе при государе, чиновник при дворе. (Поместье, имение, жилище, помещик, дворянство, достояние, приказчик , калитка, барышня, хозяин). -При слове "усадьба" мы переносимся в мир давно ушедший, но сохранившийся в воображении людей многих поколений. Дворянская усадьба — это целый мир с историческими традициями, семейными преданиями, кругом друзей и знакомых. Здесь, в родовом гнезде, для многих происходило открытие и познание Родины: природы, русского языка, "русского духа". Усадьба просуществовала немногим более ста лет. С середины XIX века наступает ее угасание, запустение и, наконец, разрушение. - Тема усадьбы довольно распространённая в литературе. - В каких произведениях мы встречались с понятием усадьба? (И. С. Тургенев «Муму», А. С. Пушкин « Барышня-крестьянка») | Ученики называют повести, вошедшие в сборник «Повести Белкина», вспоминают, что им известно о данном сборнике, рассматривают представленные в презентации репродукции и отвечают на вопрос, выстраивают ассоциативные цепочки к слову « усадьба», вспоминают значение слова. | 7 минут |
4. Целеполагание | -Как вы понимаете, мы не случайно остановились на этом? -Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Предложите свои варианты темы. Слайд 7 . «Мир русской усадьбы и её обитателей в повести «Барышня-крестьянка». Отношение автора к своим героям». Выстроите в логическом порядке и степени значимости задачи нашего урока. Слайд 8. Определить, как относится автор к своим героям. Получить представление о жизни русских дворян в своих родовых поместьях. Выяснить, как устроена усадьба. Найти средства художественной выразительности, позволяющие передать внутреннее состояние персонажей. Мы совершим увлекательное путешествие в Х1Х век. Опираясь на содержание повести, попытаемся восстановить целостную картину русской дворянской усадьбы, ее жизни и быта, который складывался на протяжении нескольких столетий. Перед вами на столах лежат рабочие листы, в которых мы будем работать в течение урока. | - формулируют тему урока, сверяют с образцом; - выстраивают цели урока и сверяют с образцом; -корректируют тему и цели урока; - настраиваются на пролонгированное задание на уроке. | 6 минут |
5. «Открытие» нового знания | -Понравилось ли вам произведение, чем? Что особенно запомнилось? -Как вы поняли, «Барышня – крестьянка»- это не совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее в нем автор рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором. - Обратите внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? Слайд10. Барышня- девушка из барской семьи. Крестьянка-женщина, занятая в сельском хозяйстве. - Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.) Слайд11. Антитеза- стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий . Слайд12. - Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.) | Осваивают новое теоретическое понятие через наблюдение над явлением. | 24-25 минут |
| Слайды13,14,15 -Итак, русская пословица гласит: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Я приглашаю вас сесть в старинную карету, запряженную тройкой лошадей, и совершить небольшое путешествие в дворянскую усадьбу. -Только для этого нам с вами надо открыть страницы повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка". Итак, по проселочной дороге мы въезжаем в аллею, которая приводит к воротам парадного двора. Такую аллею часто называли въездной, потому что именно через нее можно было подъехать к дому. Куда же мы заехали? "В одну из отдаленных наших губерний. Перед вами толковые словари. Посмотрим в нашем словаре, что означает слово "губерния". - Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских. Тугилово и Прилучино.). - Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.). Распределите героев по месту их проживания. ТУГИЛОВО: Берестов Иван Петрович, Алексей. ПРИЛУЧИНО: Муромский Григорий Иванович, Лиза, Настя, Мисс Жаксон, Акулина, Василий-кузнец. К доске приглашается 2 человека. Слайд 16,17. Иван Петрович Берестов Иван Григорьевич Муромский Алексей Лиза Красавица – смуглянка Образована Шалунья – проказница Чтит нравственные нормы поведения Стройный Высокий Образован Веселый Озорной Крепкий хозяин Уважаемый всеми барин Не любит все иностранное Расточительный Чудоковатый Любит все английское Чопорная (Строгий в поведении) Умирала со скуки - При помощи каких выразительных средств автор характеризует своих героев? | Самостоятельно работают со словарём, овладевают новыми знаниями. Выбирают материал на основе знания текста. | |
| -Давайте на первых страницах повести найдем и прочитаем описания усадеб помещиков. Похожи ли их усадьбы? - Нет. (В усадьбе Берестова была суконная фабрика, дом он выстроил по собственному плану. Усадьба Муромского была выстроена на английский манер) -В чем выражалось англизирование? ("Английский сад", "конюхи ... одеты английскими жокеями", "поля ... обрабатывал он по английской методе".) - Английский сад .. Каким вы его представляете?. Это незаметный парк, где было больше естественной природы, не тронутой человеком. Такой парк располагался на холмах с большим количеством деревьев - дубов, кленов, берез, лип. Слайд18. -Посмотрите, каким его представляет иллюстратор В. А. Милашевский. -Что изображено на иллюстрации, совпадает ли видение художника с вашим представлением? | | |
| Слайд 19.А можно ли сказать, что слово "усадьба" ассоциируется со словом "судьба", Присмотритесь повнимательнее, что одинакового можно заметить в этих словах: уСаДьБа — СуДьБа (повторение согласных). Давайте прочитаем эпиграф к уроку! Скажите, как еще называют усадьбу? (Дворянское гнездо.) Да, усадьба — это колыбель дворянина. Здесь он родился, здесь делал первые в жизни шаги, здесь постигал русский язык и "русский дух", здесь к нему приходила первая любовь. -Сегодня мы говорим не об усадьбе вообще, а об усадьбе, где проглядываются судьбы людей. Нет усадьбы без жизни дворянина, без его судьбы. -О чьей судьбе мы узнаем, читая первые страницы повести? -Что мешало соседям жить в полном согласии? ( Ссора, неприязнь друг к другу. Эта вражда раздувалась соседями.) -Как автор описывает отношения между ними? (С иронией). -Однако, несмотря на отличия, у них много общего. Что же это. Об этом нам поведают сами помещики. (Персонификация). - Каков же его сосед? -Как же прекратилась «старинная и глубоко укоренившаяся» вражда между двумя помещиками? - Оцените выступления. Насколько точно были представлены образа помещиков? Да, соседи совсем разные люди: один – настоящий хозяин своего поместья; другой – оригинал, живущий на иностранный манер. Какой приём использует автор для их сопоставления? Вывод: Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени, а описание уклада их жизни – позволяет познакомиться с миром русской усадьбы. | Аналитическая деятельность,, развивают навыки сравнения, - развивают речевые навыки, -учатся рецензировать ответы одноклассников. | |
| -А как протекала повседневная жизнь крестьян? Чем они были заняты? (Работа в парах). Запишите свои ответы в рабочих листах. | -развивают навыки аналитической деятельности. | |
| -Каково же молодое поколение? -Найдите в тексте характеристики героев. Выделите главные слова для их описания. Слайд 20. Работа с текстом. Алексей Берестов – выразительное чтение учащимися описания героя: «Алексей был, в самом деле, молодец. Право было бы жаль, если бы его стройного стана никогда не стягивал военный мундир, и если бы он, вместо того, чтобы рисоваться на коне, провел свою молодость согнувшись над канцелярскими бумагами. Смотря, как он на охоте скакал всегда первый, не разбирая дороги, соседи говорили согласно, что из него никогда не выдет путного столоначальника. … …ходил по рукам список с адреса одного из его писем: Акулине Петровне Курочкиной, в Москве, напротив Алексеевского монастыря, в доме медника Савельева, а вас покорнейше прошу доставить письмо сие А.Н.Р.» -Какие слова являются важными в характеристике Алексея? Слайд 22 Лиза Муромская (Бетси) –– выразительное чтение учащимися описания героини: «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое очень и приятное лицо Она была единственное и следственно балованое дитя…и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон…» -Как называется такое описание? (Портрет). -Где ещё мы можем встретиться с понятием портрет? -Перед нами живописный портрет (Иллюстратор Лавренко Галина). Как вы думаете, удалось ли иллюстратору передать портрет Лизы? -Какой бы вы изобразили девушку? - Какие слова указывают на это? (Автор подсмеивается над Алексеем, чего стоит «чёрное кольцо с изображением мёртвой головы» называет «молодцом». О Лизе же он говорит с любовью, называет её « балованое дитя», ……..,он любуется ею) . -Совсем по-разному рисует своих персонажей автор, противопоставляя их друг другу. | Аналитическая деятельность, смысловое чтение текста, - анализируют и дают эстетическую оценку произведению живописи; -учатся рецензировать – чтение своих товарищей; | |
| - Давайте вспомним: в какой момент начинается завязка повести, как начинает зарождаться чувство молодых людей? (Завязка — принятие Лизой решения под видом крестьянской девушки познакомиться с Алексеем и начало осуществления этого плана.) -Скажите, где традиционно (обычно) происходили встречи Алексея и Лизы? (В роще, в лесу). -Давайте найдём в повести строки, когда Лиза торопится на первую встречу с Алексеем. Слайд 23. «Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостью; боясь какой- нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела…» -Обсудите чтение актера в парах. Что вам понравилось? -И мы бежим вместе с Лизой навстречу неизвестности, навстречу судьбе… -Как называется такое описание?(Пейзаж.) - Как пейзаж помогает понять, что чувствует в этот момент Лиза? ( Состояние природы соответствует внутреннему состоянию Лизы в данный момент). - - Случайно ли Пушкин для встречи выбрал раннее утро, когда Лиза пошла на встречу с Алексеем? (Утро -зарождение нового дня, что произойдет в течение дня – никому неизвестно, так и Лиза не знает, к чему приведет ее встреча с молодым барином). - Мы вместе с автором следим за героиней, прислушиваемся, боимся хрустнуть сухой веткой, чтобы не спугнуть… Чего? Ее младенческой веселости, ее «сладкой мечтательности». -Волшебник Пушкин, просто волшебник! Мы с замиранием сердца следим за синим сарафаном … Напряжение нарастает… Вот! Залаяла собака! Что-то будет… -Какие выразительные средства использует для этого автор? (Работа в парах) ( Эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнение). Выпишите их в свои рабочие листы. | Аналитическая деятельность, лингвистический анализ произведения; обучаются рецензированию профессионального чтения; - развивают умения отвечать на проблемный вопрос, подбирать аргументацию, учатся сравнительному анализу, работают в парах. | |
| И какой же была первая встреча наших героев? (Просмотр эпизода из фильма, режиссёр Алексей Сахаров, 1995.) - Какими мы видим героев в этой сцене? -Так ли описал этот описал этот эпизод А. С. Пушкин? - Какую роль играет речь Лизы и Алексея? Почему становится ясно, что Алексей-барин, а не камердинер? - А почему в Лизе он не распознал барышню? (использует просторечные выражения). Приведите примеры из текста. - Что привлекает Алексея в Акулине? (Ее непосредственность, живость, ум, естественность. Не случайно герои начинают испытывать взаимную симпатию). -Первое переодевание Лизы было вызвано естественным женским любопытством, кокетством. Почему Лиза решилась на дальнейшие встречи? (Чтобы не раскрылся обман, чтобы сохранить сложившиеся отношения.) -Сама Лиза каким считает свой поступок? ("Легкомысленным"; "она в нем раскаивалась..."; т.е. Лизу тревожат мысли о нравственности.) | -развивают навыки сравнения исходного произведения и кинопостановки, -учатся сопоставлять произведения искусства; -аналитическая деятельность, | |
| Вернёмся к эпиграфу повести: "Во всех ты, душенька, нарядах хороша". - Почему именно эти слова автор взял для эпиграфа? К кому он относится? Обоснуйте своё мнение. (Эпиграф относится к Лизе, она главная героиня повести. Это является как бы нравственной характеристикой Лизы. Лиза дворянка, но дружит с Настей, крестьянкой, входит в дела и заботы деревенских девушек, умеет говорить на местном наречии и не считает для себя зазорным надеть толстую рубашку, сарафан и лапти.) -Почему свадьба Алексея и Акулины не может состояться? Что говорит об этом автор? ("Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, все помнил расстояние, существующее между ним и бедной крестьянкою"). | -развивают умения отвечать на проблемный вопрос, подбирать аргументацию. | |
| -В начале ХIХ в. человека характеризовали по принадлежности к тому или иному сословию: крестьян, купцов, мещан, дворян. Брак между мужчиной и женщиной разных сословий считался неравным. Дворянин не мог жениться на крестьянке, в противном случае родители лишали его наследства. -Как развиваются дальнейшие отношения героев? -А в чем Лиза видела причину невозможности этого брака? Приведите примеры из текста. ("Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться на взаимное примирение".) -Готов ли Алексей променять свою любовь на будущее наследство? Почему? Как это характеризует нашего героя? -Подберите слова для характеристики героя в этот момент. - Чем отличается ваша характеристика от характеристики, данной автором в начале произведения? - Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза - одна и та же девушка. Теперь герои могут не скрывать своих чувств. Повесть заканчивается счастливо. | -аналитическая деятельность, -развивают умения отвечать на проблемный вопрос, подбирать аргументацию. | |
6. Включение нового знания в систему знаний | -С чем мы познакомились сегодня на уроке? ( С русской дворянской усадьбой и еѐ обитателями. Узнали много о русских традициях, о семейных преданиях, о дружбе, верности, о том, как зарождалась любовь, о счастье) -Какими нарисовал писатель своих героев? | - подводят итоги работы на уроке, обобщают результаты анализа | 3 минуты |
7. Рефлексия и оценивание | - Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С. Пушкина? Выбери понравившуюся фразу, продолжи её, запиши на листке настроения. - Сегодня на уроке мы узнали…………………………. -Было интересно…………………………………………… -Меня удивило……………………………………………. -Я думаю, что………………………………………………. -Мне было трудно………………………………………….. -Перед вами разноцветные листочки. Выберите тот, который соответствует вашему настроению. Составляется сад настроения по цветам. Оцените свою работу и работу одноклассников в соответствии с критериями оценивания. | -учатся анализировать индивидуальную деятельность и групповую работу | 2 минуты |
8. Домашнее задание | Слайд 12. Домашнее задание: Выбрать и записать выразительные средства, которыми автор характеризует Берестова и Муромского. Написать мини-сочинение на тему «Зимние каникулы в поместье Г. И. Муромского(И. П. Берестова)»(по выбору). Подготовить иллюстрации повести для создания коллажа « По страницам повести А. С. Пушкина « Барышня-крестьянка»». | | 1-2 минуты |
Дворянских гнезд заветные аллеи.
Забытый сад, полузаросший пруд.
Тема_________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостью; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела…»
_____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
- Какую роль играет речь Лизы и Алексея? Почему становится ясно, что Алексей-барин, а не камердинер?
______________________________________________________________________________________________________
- Сегодня на уроке мы узнали………………………….
-Меня удивило…………………………………………….
-Я думаю, что……………………………………………….