kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Мир зазеркалья или как заглянуть в себя» по повести-сказке В.Г.Губарева «Королевство кривых зеркал».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Мною представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Мир зазеркалья или как заглянуть в себя" по повести-сказке В.Г.Губарева "Королевство кривых зеркал". На уроке используются  приемы "Технологии критического мышления".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Мир зазеркалья или как заглянуть в себя» по повести-сказке В.Г.Губарева «Королевство кривых зеркал».»

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Мир зазеркалья или как заглянуть в себя» по повести-сказке В.Г.Губарева «Королевство кривых зеркал».

Автор: Кузнецова Екатерина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 22», г.Екатеринбург

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Мир зазеркалья или как заглянуть в себя» по повести-сказке В.Г.Губарева «Королевство кривых зеркал». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы.

Тип занятия: изучение нового материла (с использованием  элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»).

Цель: На основе прочитанного учить выделять черты характера героев, анализировать  их поступки, развивать устную речь учащихся, заставить учащихся задуматься над совершенством своего внутреннего мира и возможностью изменить его в лучшую сторону.

Планируемые образовательные результаты:
Предметные:

умение детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

умение детей примерять высказывание к характеру героев;

умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

развитие речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии.

Метапредметные:
умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

умение формулировать выводы.

Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, уметь извлекать информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Обеспечение занятия: портрет писателя В.Г.Губарева, текст повести-сказки «Королевство кривых зеркал»

Методические приемы: аналитическая беседа-диалог с постановкой проблемного вопроса, комментированное чтение, прием «Нарисуйте счастье», сравнительная таблица, кластер, подведение итогов, «Синквейн.

Ход урока.

1) Организационный момент. (Предварительно было дано домашнее задание: нарисовать то качество, которое не нравится тебе в самом себе, и качество, которое ты ценишь в других людях или в самом себе.)

Учитель: Сегодня наш урок я хотела бы начать с Вас. Все мы с вами, как нам кажется, очень хорошо знаем себя и своих одноклассников. На самом ли деле это так? Предлагаю проверить. Дома Вам было дано творческое задание: нарисовать свои недостатки и достоинства. Давайте посмотрим ваши шедевры. (Презентация рисунков детей и заслушивание комментария к ним).

2) Стадия вызова. Подведение к теме урока

Учитель: Кто узнал о себе или своих одноклассниках что-то новое? А зачем нужно иногда заглядывать в себя, копаться? (Чтобы увидеть свои недостатки, изменить себя)

Учитель: А возможно ли себя изменить, сделать себя лучше, или уже ничего не сделать? В силах ли это человеку? (ребята пытаются дать ответ на вопрос).

Учитель: Вопрос, требующий детального рассмотрения, и касается сегодняшнего нашего произведения.

3) Стадия «Реализация» (осмысление)

Учитель: Давайте вспомним, кто является главной героиней повести «КЗ»? (Оля).

Учитель: Какой она предстает вначале и почему? Для этого попытаемся составить ее первоначальный портрет (Учащиеся начинают заполнять сравнительную таблицу).

Портрет Оли

Отношение Оли

В начале повести

В конце повести

К бабушке

Была груба, капризна, невоспитанна, лжива, непослушной, нечестная.


К друзьям

Не умела общаться, часто ссорилась, обижала друзей.


К себе

Любила себя и «считала себя красивой», считала себя всегда правой.


Учитель: Хотела ли она как-то измениться? (Нет!)

Учитель: Почему? (Она не замечала свои недостатки. Считала себя очень красивой).

Учитель: А почему, она не замечала их, не понимала как можно вести себя по-другому? (Не умела заглянуть в себя)

Учитель: Кто помог Оле заглянуть в себя? (Зеркало)

Учитель: Кого встречает в Зазеркалье Оля? (Ребята называют героев повести).

Учитель: Посмотрите, как много героев Оля встречает в зазеркалье! Как вы думаете, зачем автор сталкивает ее с таким количеством героев? (Учащиеся делают предположение или учитель подводит их к мысли, что каждый из них учит Олю чему-либо, открывает в ней новые качества характера)

Учитель: Давайте составим кластер, который поможет нам понять, какую роль играет в жизни Оли каждый из них.

Рекомендации к составлению кластера:

В центре заголовок: Оля в зазеркалье.

Вокруг:

Смысловой блок № 1: Яло. Две стрелки отходят от блока: 1 стрелка (Оля видит себя со стороны), 2 стрелка (Оля меняется, искореняет свои прежние недостатки).

Работая над блоком № 1, рассматриваем следующие эпизоды:

- порка Гурда (глава третья) – сравнить поведение Яло (трусливая) и Оли (смелая, сострадающая);

- разговор со стражником (глава третья), рассказывающим о дальнейшей судьбе Гурда –видим решимость Оли;

- обсуждение Оли с Ялой (гл. 7) задания Топседа – Оля признается в своих недостатках;

- осуждение Олей желания Яло стать богатой дамой (гл. 10) – проявления ума, чистоты души, помыслов Оли.

Смысловой блок № 2: Мир народа Гурда. Две стрелки отходят от блока (Гурд, Аскал).

Работая над блоком № 2, рассматриваем следующие эпизоды:

- встреча с т.Аскал (гл.5) – учится быть хитрой, понимает, что не всегда честность помогает в достижении цели;

- освобождение Гурда (гл.15) - становится смелой, готовой к самопожертвованию.

Смысловой блок № 3: Мир правителей зазеркалья. Четыре стрелки отходят от блока (Нушрок, Топсед, Абаж, Анидаг).

Работая над блоком №3, рассматриваем следующие эпизоды:

- разговор Оли с Топседом о Нушроке, его деяниях (гл.7) – проявляется честность Оли и , смелость;

- эпизод разговора Нушрока и Оли в Башне Смерти (гл.15) – Оля демонстрирует силу воли, силу духа, бесстрашие.

Смысловой блок № 4 Образ отца.

Работая над блоком № 4, рассматриваем следующие эпизоды:

- Спасительные слова отца во время побега из дворца короля (гл.9) – Оля учится быть смелой, настойчивой в достижении цели.

- Мысленный разговор с отцом (гл.12) – Оля учится оптимизму, рассудительности, самообладанию.

Учитель: Итак, проанализировав основные сцены, эпизоды, представленные в повести, что мы можем видеть, что происходит с Олей? (Она меняется).

Давайте вернемся к нашей первоначальной таблице и заполним ее до конца.


Отношение Оли

В начале повести

В конце повести

К бабушке

Была груба, капризна, невоспитанна, лжива, непослушной, нечестная.

Ласковая, воспитанная, послушная, внимательная.

К друзьям

Не умела общаться, часто ссорилась, обижала друзей.

Умеет быть настоящим другом, готова ради друзей на самопожертвование, сочувствующая, сострадающая.

К себе

Любила себя и «считала себя красивой», считала себя всегда правой.

Видит все свои недостатки, честна с собой, строга по отношению к себе.

Учитель: Давайте обобщим сказанное и ответим на один вопрос: Почему же меняется Оля? Назовите те причины, вследствие которых Оля становится другой?

- знакомство с Ялой, олиным двойником, благодаря которой героиня может увидеть все свои недостатки, отрицательные качества характера;

- эпизод с Гурдом. У Оли появляется острое желание помочь незнакомцу спастись от смерти. Она понимает, что надо быть сильной, отважной, терпеливой;

- попадание в сложные ситуации, находясь в которых от Оли требуются такие качества характера, как смекалка, выдержка, терпение, знание, сила, ловкость, смелость.

Учитель: А теперь вернемся к нашему первоначальному вопросу: «Возможно ли себя изменить, сделать себя лучше, или уже ничего не сделать?». Желающие отвечают на этот вопрос.

4. Стадия «Рефлексия».

Проговорить все виды деятельности на уроке.

Что оказалось новой информацией?

Каков результат вашей работы? (возможный ответ: мы поняли, что если человек пожелает очень сильно изменить себя, он это сможет осуществить, главное увидеть все свои недостатки и начать работать с ними, чтобы их устранить.

Оценки за урок.

Домашнее задание: Составить синквейн к двум опорным словам (слова выбирают по желанию): «Зеркало», «Оля», «Гурд», «Нушрок».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Екатерина Алекссевна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 452988


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства