Конспект урока литературы в 11 классе "Поэзии немеркнущие строки"
Конспект урока литературы в 11 классе "Поэзии немеркнущие строки"
Основной метод данного урока - эвристическая беседа, которая позволяет выяснить, что волнует учащихся в поэзии 20 века. Урок построен в игровой форме (заседание редколлегии). Результат работы детей - выпуск поэтического сборника со стихами популярных поэтов. В книге содержится четыре раздела: гражданская позиция человека, тема исторической памяти, тема Родины, тема войны и мира.
Урок даёт возможность для монологических высказываний учащихся, проявления творчества и отстаивания личной позиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- выяснить, что учеников более всего волнует в лирике поэтов 20 века, научить самостоятельно осмысливать произведения;
- через призму поэзии показать важность и значимость гражданских качеств, углубить понимание долга человека перед обществом, перед страной;
- познакомить с именами возвращенных поэтов, обогатить эстетические чувства школьников;
- поработать над выразительностью чтения, умением доказательно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Ход урока:
Учитель: - Итак, тема нашего сегодняшнего урока.
«Поэзии немеркнущие строки» (по поэзии 20 века и стихам возвращённых поэтов). Мы сегодня с вами постараемся узнать, какие гражданские мотивы более всего волнуют читателей, познакомимся с именами поэтов, чье творчество долгое время было запрещено, ну и, конечно же, выразительно прочитаем стихи, выбранные вами. Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова Е.Евтушенко
Поэт в нашем веке –
Он сам этот век.
Все боли на нем, словно раны.
Поэт – океанское кладбище всех,
Кто в бронзе и кто безымянны.
- Как вы понимаете эти слова?
(Ученики отвечают)
- Ребята, нам предстоит сегодня (условно, конечно) издать сборник стихов.
Все вы на какое-то время станете редакторами, художниками, авторами.
Задача непростая, ведь сегодняшнее время – принципиально новый этап в нашей жизни, время переоценки ценностей, переориентации сознания целого общества. Неузнаваемо изменилась и литература. Правда, порой непривлекательная, стала объектом художественного осмысления.
Поэзия 20 века многогранна: ее представляют такие разные авторы, как Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина, В.Корнилов, Ю.Кузнецов…
Какие же имена вы включите в свою книгу? Чему научит она читателей?
На сегодняшнее собрание мы пригласили творческую группу в составе четырех отделов. Каждый из них работал над своей проблемой. Мы решили представить в книге четыре раздела (запишем в тетрадь):
1 – гражданская поэзия современного человека, его духовный мир
2 – тема исторической памяти
3 – тема Родины
4 - тема войны и мира
Исходя из этого, работали члены редколлегии.
Слово предоставляется редактору.
Редактор: Мы решили назвать нашу книгу так же, как и звучит тема нашего сегодняшнего урока «Поэзии немеркнущие строки»
На форзацах расположить цитаты из стихотворений поэтов разных веков и поколений.
Например: «Чувства добрые я лирой пробуждал…» (А.С.Пушкин)
«Это все мы сами натворили бед,
Никого над нами не было и нет» (Е.Евтушенко)
«Ты гражданственность, флаг, а не флюгер» (Е.Евтушенко)
«Я лиру посвятил народу своему» (Н.Некрасов)
Как уже говорилось, в нашей книге 4 раздела. Их темы у вас записаны, редколлегия предлагает так озаглавить эти разделы.
1 раздел – «Гражданином быть обязан»
2 раздел – «Какие ветры прошумели…» Мы думаем, что в этом разделе будут стихи, посвященные событиям 20-30 годов.
3 раздел мы соотнесли с есенинскими словами и озаглавили его. «Как прекрасна земля и на ней человек».
4 раздел – и четвертый раздел мы озаглавили словами Е.Евтушенко «Отныне и навсегда отменяется война».
Стихи каких авторов мы решили поместить в своей книге, вы узнаете чуть позже. Сейчас я передаю слово автору критической статьи.
Критик: - Дорогой читатель! Сейчас ты откроешь нашу книгу. Удивительные стихи ждут тебя. Ты узнаешь, что думали и думают «О времени и о себе Е.Евтушенко, А.Галич, А.Ахматова, А.Жигулин, О.Фокина…
Учитель: -А сейчас слово предоставляем представителям творческих групп
I группа
1. Я предлагаю включить в книгу стихотворение В.Высоцкого «Я никогда не верил в миражи». Считаю вопрос гражданственности важнейшим вопросом современности именно потому, что позиция «Кто-то, а нея» тормозит движение нашего общества вперед. Основной мотив стихотворения таков:
«Проснись! Ты отвечаешь за все,
Что происходит в мире.
Я никогда не верил в миражи,
В грядущий рай не ладил чемодана,
Учителей сожрало море лжи –
И выплюнуло возле Магадана
А мы шумели в жизни и на сцене:
Мы путаники, мальчики пока, -
Но скоро нас заметят и оценят.
Эй? Против кто?
Намнем ему бока!
Но мы умели чувствовать опасность
Задолго до начала холодов,
С бесстыдством ……. Приходила ясность
И души запирала на засов
И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз, -
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас.
С болью и горечью поэт пишет о том, что мы жили, поднять не смея глаз. Что причина наших бед – гражданская сонливость и безответственность. Пусть стихотворение В.Высоцкого откроет нашу книгу. Я думаю, сила этих строк проникнет в сердце даже самого равнодушного человека.
2. Я нашел стихи, которые меня потрясли. Эти строки давно стали песней. Но нужны они нам именно сейчас. Их автор – Александр Галич, возвращенный поэт. Он убеждает нас: жизнь требует не молчания, а активного действия, осмысления и осознания себя и своего долга. Помню, я задумался об этом на уроке литературы, когда понял, что не только Тихон, но и Борис виноват в гибели Катерины. Вот, на мой взгляд, строчки, которые нельзя не включить в книгу.
Мы давно называемся взрослыми
И не платим мальчишеству дань
И за кладом на сказочном острове
Не стремимся мы в дальнюю даль…
И не веря ни сердцу , ни разуму –
Для надежности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не «против», конечно, а «за»!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду!
А молчальники вышли в начальники
Потому что молчание – золото
Промолчишь – пропадешь в первачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!
Цена молчания – порой жизнь какого-то человека. Об этом надо всегда помнить, как необходимо помнить о долге перед Отечеством. Скуазать правду – это тоже исполнение долга.
3. Когда я готовился к уроку, то прочитал много стихов, в которых звучат гражданские мотивы. Предлагаю включить в нашу книгу стихотворение Р.Рождественского «Отвечать!». Построено оно в форме беседы с читателями. Но вместе с тем это и проповедь, призыв честно выполнять свой гражданский долг. Нам надо научиться спрашивать себя, а тем более отвечать за свои дела – вот идея стихотворения. Как должно быть нам стыдно, что мы не можем выпускать качественные товары и, разинув рот, смотрим на иностранные вещи. А ведь еще и Пушкин и Грибоедов возмущались засильем всего иностранного. А отношение к земле! Сколько порой миллионов рублей из народного кошелька вгоняем мы в нее, а потом сказывается, что затраты бесполезны, а иной раз и вредны. Вот послушайте это стихотворение:
Горе – обувь бригада тачает,
Гонит фабрика горе-пальто.
Кто за это за все отвечает?
Вроде – многие, а в общем – никто…
Вот зазря котлован отрыли,
Вот не там завод возвели.
Гибнут в бездне, ломая крылья,
Государственные рубли!..
Я стихи эти начал невесело.
Но приспело, как ни крути,
Почему-то среди ответственных
Отвечающих не найти.
Ситуация ошарашивает
И уже невозможно молчать!
Надо нам научиться спрашивать,
А тем более – отвечать!
Считаю, что стихотворение очень актуально сегодня.
4. Наш первый раздел посвящен гражданской позиции человека, его нравственным идеалам, его душе. Поэтому, я думаю, здесь очень уместен разговор о милосердии. Хочу предложить для публикации стихотворение Ольги Фокиной «Когда не с мамой». Оно – о брошенных детях, о детях-сиротах при живых родителях. В трудные голодные военные годы матери не только своих детей не бросали, но пригревали и чужих. А сейчас? Число брошенных детей все растет. Совсем недавно по телевизору показывали Дом малютки и в нем детей-инвалидов, детей-калек. А также здоровых, но тоже брошенных матерями. А ведь женщина призвана давать жизнь, она – мать! Считаю, что стихотворение О.Фокиной обязательно должно войти в нашу книгу. Послушайте его:
И нет войны, а дети сиротеют,
Тоскуя днем и плача по ночам,
И все никак приюты не пустеют,
Крепя печатью детскую печаль.
И цвет печати – ярко-фиолетов,
И срок печали – явно не на час
Что пользы в том, что крутится планета,
Когда огонь в родном огне угас?
И не красна пустышка-погремушка,
Не весела гармошка с бубенцом,
Когда не мамой вышита подушка
И первый гвоздь вколочен не с отцом…
Как сын осмыслит слов дороговизну,
Коль мама пьет, а папа пьет и бьет?
Как назовет он Родину Отчизной?
Как матерью ее он назовет?
Знаете, когда читаешь эти строки, сердце щемит. Очень жаль этих несчастных брошенных детей. Может быть, это стихотворение для кого-то станет предупреждением.
Выступление второй группы:
1. Меня в подготовке к сегодняшнему уроку привлекла вторая тема – тема исторической памяти, памяти, без которой немыслимо существование любой нации и любого государства. Наиболее остро, на мой взгляд, эта проблема поставлена в поэзии Н.Рубцова. Русская история вызывает у Рубцова очень личное чувство сопричастности всему, что было и что еще будет в судьбе нашей Родины. Поэт ощущает себя наследником тысячелетней русской истории. В стихотворении «Старая дорога» он пишет:
Здесь каждый славен – мертвый и живой!
Душа, как лист, звенит перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой.
Перекликаясь с теми, кто проходит…
Здесь русский дух в веках произошел,
И больше ничего не происходит.
Но этот дух пройдет через века!
И пусть травой покроется дорога
И пусть над ней, печальнее нелепого,
Плывут, плывут, как мысли, облака.
На мой взгляд, это стихотворение заставляет задуматься о прошлом и пробудить в себе исконно русский героический дух, поэтому я и предлагаю включить это стихотворение в наш сборник.
2. Эта же тема связи времен, исторической памяти звучит во многих стихах Анатолия Жигулина. Вот одно из них:
Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.
От сотрясанья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет, -
И он возник – торжественно и дерзко –
Как древний знак сражений и побед.
В сиянии возвышенного лика
Простер десницу грозную свою
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею
А пулемет стучал в старинном храме,
И ленту ладил молодой солдат.
И трепетало яростное пламя,
И отступал проклятый супостат
Символично, что в этом стихотворении Георгий Победоносец как бы сопутствует нашим бойцам, а древний храм служит им укрытием от врага, подобно тому, как это было в глубокой древности, когда во время вражеских нашествий русичи укрывались в храмах, за стенами монастырей. Поэт говорит нам о том, что наша древняя история – рядом с нами, что она сопутствовала нашим бойцам в годы последней отечественной войны и что без нее, без этой истории немыслима и современность.
И еще… Я много в последнее время прочитал о репрессиях. Но только теперь ощутил то чувство всепоглощающего страха, которое преследовало людей даже во сне. Не хотел бы я жить в 1937-ом.
В конце 40-х годов Анатолий Жигулин был репрессирован и пять лет провел на Колыме и в Прибайкалье. Его лирический герой по ночам переживает кошмары: ему видится побег из лагеря, погоня, прожектор, полоснувший лучом. И это, к несчастью, тоже наша история. Сталинизм … репрессии… миллионы безвинно погибших… искалеченные души…
Овчарки лают где-то в двух шагах
Я их клыки оскаленные вижу
Я до ареста так любил собак
И так теперь собак я ненавижу.
Я посыпаю табаком следы,
И по ручью иду, чтоб сбить погоню, -
Сквозь кусты я различаю красные погоны
Вот закружились снежные холмы
Вот я упал и не могу подняться…
4. А я предлагаю включить в книгу стихотворение нашего современника Геннадия Красникова. На мой взгляд, в нем сочетается и тема гражданственности и тема исторической памяти. Причем памяти не 18-19 веков и даже не годов 30-х, а памяти совсем недавней эпохи застоя, эпохи всеобщего «за»
Всего хватало – и презренья,
Железа и огня в крови,
Лишь самой малости – прозренья
Нам не хватало. И любви.
Любой, кто был здоров и ловок,
«громил», «взрывался», «штурмовал»!
И нависал во всех столовых
Над мисками «Девятый вал»»,
Работа. Марши. Речи. Голод.
И светлый впереди мираж.
Мир на «своих», «чужих» расколот.
И – берегитесь, кто не наш».
Так в этой схватке благородной
Мы вырвали свои «права» -
Теперь у нас была свободной
От всех сомнений голова.
Кому не били мы поклоны,
Увы, не сосчитать уже,
Менялись божества, иконы,
А бога не было в душе…
Но время есть еще, Россия,
Начав с вражды, вернись к любви
Целуя головы седые,
Детей своих благослови!
И вы, испив чужбины чашу,
Кого господь хранил и спас,
Простите ныне нас «не наши»,
Как мы с трудом прощаем вас…
В голосе автора звучит тревога за всю Русь, боль за отвергнуты и обманутых. Это стихотворение – призыв опомниться, призыв к прощению, милосердию. И это очень актуально в наше время. И я, как и автор, все же верю в то, что у России есть еще время возродиться, вернуться к любви и согласию. И что путь к этому лежит через веру в человека, через честное служение своей Родине. У каждого должен быть бог в душе, думаю, речь идет не о каком-то божестве, а о любви, природе, святости, долге.
Выступление третьей группы:
1.Немало стихов современных поэтов посвящено теме войны и мира. События 40-х годов еще раз убеждают нас в бесчеловечности войны, в ее смертях и ужасах. Мы не найдем в этих строках романтических шаблонов, героики подвигов. Война – это труд, это боль народная, которую поэт чувствует как свою. Я прошу включить в книгу небольшое стихотворение А.Прасолова «Тревога военного лета».
Спешат санитары с разлукой,
По белому красным – кресты.
Носилки пугающе узки,
А простыни смертно чисты.
Кладут и кладут их рядами
Сквозных от бескровья людей.
Прими этот облик страданья
Душой присмирелой своей.
Забудь про Светлова с Багрицким,
Постигнув значенье креста,
Романтику боя и риска
В себе задуши навсегда!
Да, думаю, на той страшной войне было не до романтики. Мы выстояли в трудной нечеловеческой бойне. Выстояли, потому что каждый солдат Отечественной войны помнил о своем долге перед Родиной.
(Звучит песня Окуджавы «Мы за ценой не постоим»)
2. Мне кажется, что поэты пишут о войне для того, чтобы мы еще раз убедились, что война – антигуманна, античеловечна. И изображая образ женщины-матери, матери-России, как символ мира, поэты призывают людей опомниться, понять, что лишь доброта, бескорыстие, готовность помочь и согреть чью-то душу могут спасти мир. Считаю необходимым включить в наш сборник стихотворение Рубцова «Русский огонек». Пусть оно будет упреком тем, кто разжигает гражданскую войну.
(Читается стихотворение «Русский огонек»)
Так хотелось бы, чтобы каждый человек почувствовал неуспокоенность, ответственность за все, что делается вокруг в мире. Понял то, о чем думает старая женщина, героиня стихотворения. Ведь думает она о нас, о нашем будущем, о том, что должно волновать каждого:
Скажи, родимый,
Будет ли война?
Какая это высокая мера душевной тревоги, душевной щедрости, понимания своего долга перед Родиной. Так пусть же этот добрый русский огонек будет заповедью каждого из нас.
3. А мне хочется поместить в книгу маленькое, но такое емкое стихотворение А.Стовбы, стихотворение, которое славит жизнь на земле,
Метеорит живет мгновенье,
Сгорая в дымной синеве.
Его отвесное паденье
Сквозь смерть направлено к земле.
И я готов, летя сквозь годы,
Метеоритом в синей мгле
Сгореть, сжигая все невзгоды,
Во имя жизни на земле!
А жизнь дается человеку на славные дела. И первое дело – долг перед Родиной, перед отчим краем.
(Звучит песня «С чего начинается родина»)
Заключительное слово учителя:
Вот и написана вами книга стихов. Будущие десятиклассники, думаю, многое сумеют прочитать в ней и понять, что же вас волновало. Может быть, они напишут свою книгу, но наша в любом ряду займет достойное место, потому что, по-моему, писалась она неравнодушными сердцами, людьми, осознающими и понимающими, что такое долг перед Отчизной. Спасибо вам!
В конце концов, самое важное, чтобы вы поняли, что за любовь надо платить любовью, что жизнь каждого из нас – жизнь во имя Человека, что у каждого из нас есть долг перед землей, вскормившей и вспоившей нас, перед родителями нашими. Надо помнить слова Николая Островского: «…Прожить жизнь надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»
И думаю, немалой поддержкой в этом является наша поэзия, потому что как сказал наш поэт-современник Иван Тряпкин:
Достойная поэзия –
Не рифма и не слог,
А только жажда истины
И сто путей дорог.
Достойная поэзия
Не знает средних мест,
Она – иль ноша крестная,
Иль сам голгофский крест.
И пусть прощальным аккордом нашего урока прозвучит песня В.Высоцкого «Кто сказал?»