kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы по теме "Жизнь и творчество А.И.Куприна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет при подготовке к уроку по творчеству А.И.куприна

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме "Жизнь и творчество А.И.Куприна"»


Тема урока: «Я томился всюду и везде искал жизнь, чем она пахнет…» -

жизнь и творчество Александра Ивановича Куприна

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок - встреча

Цели урока.

Обучающая: сформировать у учащихся представление о А.И.Куприне как

чудесном мастере художественного слова, гуманисте и

правдоискателе, которого « всегда влекли люди, нравы,

обычаи, ремесла, песни, словечки…», писателе сложной и

трагической судьбы, в биографии которого отразились все

противоречия его времени, познакомить учащихся с

основными этапами его творчества

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

умения мыслить исторически и системно, умения видеть

художественные явления в их развитии, формирование

поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитывающая: воспитание любви к творчеству великого писателя,

интереса к его жизнелюбию, гуманизму, пластической

силе описаний, богатству языка

Оборудование: портрет, выставка и книг и иллюстраций к

творчеству писателя, компьютерная презентация

«Я томился всюду и везде искал жизнь, чем она пахнет…», музыкальное сопровождение (Бетховен соната №2 Largo Appasionato)

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

А вот Куприн. Почему он большой писатель?

Да потому что живой. Живой он, в каждой

мелочи живой

Д.Н.Мамин – Сибиряк. «Отрывки вслух»

План изучения нового материала.

1. Вступительное слово учителя: « Писатель, гуманист и

правдоискатель». (С демонстрацией компьютерной презентации

«Я томился всюду и везде искал жизнь, чем она пахнет…»)

2. Сообщение учащегося: «Детство и юность А.И.Куприна»

3. Начало литературного творчества.

4. Сообщение учащегося: «Душа… была уже навеки опустошена,

мертва и опозорена» - произведения писателя об армии

5. Повесть "Поединок" - крупнейшее произведение

писателя накануне первой русской революции

6. "Да святится имя Твое"- тема любви в творчестве писателя

7. «Нет, не жить мне в Европах!..» - годы эмиграции

8. Компьютерная презентация «Я томился всюду и везде искал

жизнь, чем она пахнет…»

9. Заключение: «Замечательный художник, мастер меткого и

емкого слова…» (К.Чуковский)

Проблемные вопросы:

1.Что значит для Куприна быть писателем?

2. Как вы понимаете слова писателя «меня всегда влекли люди, нравы, обычаи, ремесла, песни, словечки…»?

3. Какова основная тематика творчества А.И.Куприна?

4. Какие факты из жизни Куприна свидетельствуют о его ясной

гражданской позиции?

1. Вступительное слово учителя: « Писатель, гуманист и

правдоискатель».(С демонстрацией компьютерной презентации «Я томился всюду и везде искал жизнь, чем она пахнет…»)

Александр Иванович Куприн - писатель, гуманист и правдоискатель,

художник, писавший только о том, что он сам видел, пережил и

перечувствовал, чудесный мастер художественного слова, которого « всегда

влекли люди, нравы, обычаи, ремесла, песни, словечки…», писатель

сложной и трагической судьбы, в биографии которого отразились все

противоречия его времени, автор знаменитых произведений - "Молох"

(1896), "Олеся" (1898), "Поединок" (1905), "Яма" (1 ч. 1909, 2 ч. 1914-15), а

"В цирке", "Штабс - капитан Рыбников"(1906), "Гамбринус", "Изумруд" (оба - 1907), "Суламифь" (1908), "Гранатовый браслет" (1911), "Листригоны"

(1907-11),) и др. В эмигрантский период написаны повести "Юнкера"

(1928 - 32) и "Жанета"

Каким он запомнился современникам?

«В то время, Александр Иванович производил впечатление человека даже чрезмерно здорового: шея у него была бычья, грудь и спина - как у грузчика; коренастый, широкоплечий, он легко поднимал за переднюю ножку очень тяжелое старинное кресло. Ни галстук, ни интеллигентский пиджак не шли к его мускулистой фигуре: в пиджаке он был похож на кузнеца, вырядившегося по случаю праздника. Лицо у него было широкое, нос как будто чуть-чуть перебитый, глаза узкие, спокойные, вечно прищуренные - неутомимые и хваткие глаза, впитывавшие в себя всякую мелочь окружающей жизни, - писал в своих воспоминаниях К.И. Чуковский

2. Сообщение учащегося: «Детство и юность А.И.Куприна»

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион)

Во вдовьем доме он, по крайней мере, не был оторван от матери. Вообще в формировании личности Куприна громадную роль сыграла мать, которая в глазах ребенка безраздельно заняла место "верховного существа". Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, "обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством". Натура энергичная, волевая и даже с оттенком деспотизма в характере, она обладала к тому же, по словам Куприна, редким "инстинктивным вкусом" и тонкой наблюдательностью. И у шестидесятилетнего Куприна образ матери вызывает восторженные признания. В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой". Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания. Но это было только начало. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: "Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике". Он не мог мириться с жесткой дисциплиной и казарменной воспитательной системой.

Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. И оно приняло в свои стены уже не тщедушного, неуклюжего подростка, а крепкого юношу, ловкого гимназиста, юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора, пылко влюбляющегося в каждую хорошенькую партнёршу по вальсу. Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе

О.Н.Михайлов. В кн: А.И. Куприн. Соч. в 2Т.

М., Художественная литература, 1981. Т.1

3. Начало литературного творчества - (продолжение лекции учителя)

Еще в кадетском корпусе Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии. Сохранилось его несколько очень несовершенных ученических опытов 1883 -1887 годов. Уже будучи в юнкерском училище, Куприн впервые выступит в печати. Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, он опубликовал и

журнале "Русский сатирический листок" рассказ "Последний дебют" (1889. Но этот рассказ не был слишком удачен. 10 августа 1890 года, окончил "по первому разряду" Александровское училище, подпоручик Куприн отправился в 46-й пехотный Днепровский полк, квартировавший в городишке Проскурове Подольской губернии, где прослужил 4 года. Сам он и не относился серьёзно к своему "писательству". В 1893 году молодой подпоручик заканчивает повесть "Впотьмах", рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна все более невыносимыми.

4. Сообщение учащегося: «Душа… была уже навеки опустошена, мертва и опозорена» - произведения писателя об армии

Событием, несколько отсрочившим крепнущее стремление Куприна покинуть военную службу, было серьёзное увлечение девушкой. Заштатный подпоручик, с его сорока восемью рублями жалованья, не был подходящей партией. Отец девушки давал согласие на брак лишь в том случае, если Куприн поступит в Академию генерального штаба. И вот осенью 1893 года он выезжает в Петербург сдавать экзамены. В столице Куприн сидел без денег, на одном черном хлебе, скрывая свою свирепую нищету.

В разгар экзаменов по распоряжению командующего Киевским военным округом генерала Драгомирова Куприн был отозван в полк. Причиной послужило его столкновение на пути в Петербург с околоточным надзирателем (полицейским), грубая назойливость которого закончилась для него вынужденным купанием в Днепре. Вернувшись в полк, Куприн подает прошение об отставке, получает её и к осени 1894 года оказывается в Киеве. Он много печатается в местных и провинциальных газетах ("Киевском слове", "Киевлянине", "Волыни"), пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этого беспокойного полуписательского, полурепортерского прозябания были два сборника: очерки "Киевские типы" (1896) и рассказы "Миниатюры" (1897).

Репортерская работа в киевских газетах - судебная и полицейская хроника, писание фельетонов - была главной литературной школой Куприна. К репортерству он навсегда сохранил теплое отношение.

Тема армии, разоблачение муштры, побоев, когда «душа… была уже навеки опустошена, мертва и опозорена», является одной из важнейших в творчестве писателя. Ей посвящены рассказы «Дознание», «Ночлег», «В казарме», «Ночная смена» и, безусловно, повесть «Поединок»

О.Н.Михайлов. В кн: А.И. Куприн. Соч. в 2Т.

М., Художественная литература, 1981. Т.1

5. Повесть "Поединок" - крупнейшее произведение писателя накануне первой русской революции.

Вопросы к повести "Поединок" :

1. Как вы понимаете смысл заглавия повести?

2. Какими показаны солдаты и офицеры русской армии?

3. Каким вы себе представляете главного героя?

Почему он погибает?

4. Почему повесть позвучала более злободневно, чем свежие

вести «с маньчжурских полей»?

5. Какие вопросы, затронутые в повести "Поединок",

важны нам, современникам?

Вывод: В повести "Поединок" (1905) Куприн показал ужасающее состояние бесправной солдатской и опустившейся солдатской массы. По своим чисто человеческим качествам офицеры в повести люди очень разные. Но «чувства добрые» изрядно перемешаны с жестокостью, грубостью, равнодушием, материальной скудостью и провинциальной духовной нищетой.

Слезкины, бег – агамаловы, осадчие ревностно выполняют военную обрядность, но на людей более тонкой душевной организации вроде Рамашова служба производит отталкивающее впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью. От отрицания мелочных армейских обрядов Ромашов приходит к отрицанию войны.

Повесть "Поединок стала крупнейшим литературным событием, прозвучавшим более злободневно, чем свежие вести «с маньчжурских полей», хотя описывала события десятилетней давности.

6. "Да святится имя Твое"- тема любви в творчестве писателя

Ни один писатель в русской литературе не прошел мимо этой темы. Любовью проверяется все: в ней душа художника. И хочет того писатель или не хочет» тема любви высветит его всего. Теме любви посвящены такие произведения Куприна, как "Олеся" (1898), "Суламифь" (1908), "Гранатовый браслет". Этой теме будет посвящен наш следующий урок

7. «Нет, не жить мне в Европах!..» - годы эмиграции

В годы реакции, после поражения Революции 1905-07, пережил творческий спад. Осенью 1919 Куприн находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России. «...Эмигрантская жизнь,- писал он из Парижа сестре,- вконец изжевала меня и приплюснула дух мой к земле. Нет, не жить мне в Европах!..». «Меня всегда влекли люди, нравы, обычаи, ремесла, песни, словечки. И нигде еще, бывая за границей, я не чувствовал такого голода по Родине... Если уж говорить о том Париже, который тебе рисуется и представляется, то я его ненавижу».
Илье Ефимовичу Репину он в эти же годы писал:
«Чем дальше я отхожу во времени от Родины, тем болезненнее о ней скучаю и тем глубже люблю... Знаете ли, чего мне не хватает? Это двух-трех минут с половым из Любимовского уезда, с зарайским извозчиком, с тульским банщиком, с владимирским плотником, с мещерским каменщиком. Я изнемогаю без русского языка...»

«Я как-то встретил его (в Париже. - К. Ч.) на улице,- вспоминает Бунин,- и внутренне ахнул: и следа не осталось от прежнего Куприна! Он... плелся такой худенький, слабенький, что казалось, первый порыв ветра сдует его с ног, не сразу узнал меня, потом обнял с такой трогательной нежностью, с такой грустной кротостью, что у меня слезы навернулись на глаза»

Куприн очень скучал по Родине.

Писатель твердо решил вернуться в Россию. Предотъездные хлопоты держались семьей Куприна в глубокой тайне. Александр Иванович очень волновался. И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде. Однако это уже был совсем не тот Куприн, каким его помнили современники. Уехал он крепким и сильным, а вернулся совсем больным, беспомощным. Тем не менее Куприн надеется написать о новой России. Он поселяется в голицынском Доме творчества писателей, где его навещают старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта. В конце декабря 1937 года писатель переезжает в Ленинград и живет там, окруженный заботой и вниманием. Тяжелая болезнь (рак) помешала Куприну возобновить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался.

8. Компьютерная презентация «Я томился всюду и везде искал жизнь, чем она пахнет…»

  • Какие мысли из презентации вам

показались наиболее интересными?

  • Согласны ли вы с позицией автора этих работ?

  • Подтвердите свою точку зрения цитатами из

биографии или произведений писателя

II. Вопросы для закрепления материала:

1.Что значит для Куприна быть писателем?

2. Как вы понимаете слова писателя «меня всегда влекли люди, нравы, обычаи, ремесла, песни, словечки…»?

3. Какова основная тематика творчества А.И.Куприна?

4. Какие факты из жизни Куприна свидетельствуют о его ясной

гражданской позиции?

5. Как современники оценили творчество писателя?

III. Заключение: «Замечательный художник, мастер меткого и

емкого слова…» (К.Чуковский)

Вся жизнь его была стихией, в которую он очертя голову бросался, чтобы еще и еще раз испытать жизнь. Он прыгает со второго этажа и отказывается от обещанного за это поцелуя взбалмошной дамочки, верхом на лошади поднимается на второй этаж ресторана, чтобы выпить рюмку коньяка. Сегодня он со знаменитым Уточкиным летит на воздушном шаре, а завтра вместе с борцом Заикиным совершает полет на аэроплане, который разбивается, и оба смельчака чудом остаются живы. Все эти приключения ему были необходимы для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы писать о циркачах, даже бывал судьей на борцовских состязаниях. «Замечательный художник, мастер меткого и

емкого слова…», по определению К.Чуковского, Куприн всю свою творческую жизнь очень требовательно относился к каждому слову в своих произведениях. «Самая трудная профессия, выпавшая на мою долю, заключалась в знакомстве с жизнью…», заявил он в интервью А Гаррисону, переводившему его произведения на английский язык. Он жадно впитывал жизнь, чтобы потом заразить этой жаждой нас, читателей.

Итоги урока.

Д/З: Читать повесть "Гранатовый браслет". Составить цитатную

характеристику главных героев.

Подготовить сообщение: «Повесть "Гранатовый браслет" и её прототипы»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы по теме "Жизнь и творчество А.И.Куприна"

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 13.02.2018

Номер свидетельства: 456970


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства