Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант"»
Тема урока: «От тьмы к свету» (по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»).
Задачи урока:
Образовательные:
Повысить уровень восприятия художественного текста.
Показать перерождение человека с ограниченными возможностями.
Развивающие:
Воспитывать вдумчивого читателя.
Развивать навыки анализа художественного текста и давать собственную оценку.
Воспитательные:
Приощить к миру музыки.
Помочь услышать нравственное звучание повести
Воспитывать милосердие,терпимость.
Оборудование
Компьютер
Проектор
Колонки
Мультимедийная презентация
Текст повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Опорные карты для каждого учащегося
Ход урока.
1.Настрой на сотрудничество.Создание благоприятного психологического фона.
Под музыку из оперы П.И.Чайковского «Иоланта» выразительное чтение отрывка из миниатюры «Огоньки» Короленко.
Слово учителя. «Мне часто всоминается теперь и эта темная река,затененная скалистыми горами,и этот живой огонек».Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью.Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах,а огни еще далеко.И опять приходится налегать на весла…
Но все-таки…все-таки впереди-огни!...»
Вопросы на понимание:
-В каких словах заключается основная мысль произведения»
-Какие ассоциации у вас вызывает слово «огонь»? Записи сделайте в опорную карту.
-Вы увидели плавающие звезды-огни,их сопровождала музыка из оперы П.И.Чайковского «Иоланта».Я не случайно музыку именно из этой оперы использовала.Как это связано с произведением «Слепой музыкант»,которое мы будем разбирать на уроке?
Индивидуальное сообщение учащегося.
2.Актуализация знаний.
Слово учителя.Иоланта и главный герой повести В.Г.Короленко слепые.Повесть названа «Слепой музыкант».По вариантам напишите в своих опорных картах,какие ассоциации у вас вызывают слова «слепой» и «музыкант»
Самостоятельная работа.
-Зачитайте свои варианты и дополните записи.
-Выделим ключевые слова:тьма,свет
-Какое толкование этих слов дают словари?
Работа со словарями.
3.Целеполагание.
Слово учителя.В повести Короленко слова «тьма» и «свет» имеют и прямое, и переносное значения. Что такое «тьма» по Короленко?
-Что такое «свет» по Короленко?
-Как вы думаете,о чем пойдет речь на уроке?Как обозначим тему урока?
-Запишите тему в карту.
-Эпиграфом к уроку взяты слова дяди Максима: «…он прозрел…»
-Цитата взята не полностью.В конце урока мы вернемся к эпиграфу.
-Тема обозначена.Эпиграф есть.Определите в карте сами для себя,что бы вы хотели узнать новое и чему научиться на уроке.
4.Объяснение нового материала.
-Обратимся к содержанию повести
-Главный герой Петрусь.Как и что влияет на формирование взглядов,характера героя?
-Расставьте стрелки.Дайте объяснение,почему две стрелки направлены на героя,а две исходят от героя?
-Ребенок родился слепым.Страшное несчастье,какое только может быть.Петр Попельский,казалось,обречен на несчастную жизнь.Но ему повезло.Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:его мать и дядя Максим.Два разных начала-нежность и поэтичность матери и мужество старого воина помогли Петру узнать мир.
-Проанализируем 4 главу.Прочитайте самые запоминающиеся цитаты и прокомментируйте (анализ эпизода разговора Максима с сестрой).
-На первый взгляд может показаться,что Максим жесток по отношению к матери мальчика,но это не так.Он знал,как надо относиться к таким людям,их не надо жалеть,они должны научиться сами преодолевать трудности,нельзя оберегать их от жизни.Нужно помочь им найти свое место в жизни,преодолевая недуг.Таким образом,мы видим,что Максим хотел видеть племянника счастливым,живущим полнокровной жизнью,а не нытиком,спекулирующим на своих несчастьях.И в этом он ему поможет.
-Вопросы на знание текста.
-Какую роль в жизни Петруся сыграла Эвелина?
-Что постоянно мучит Петра?
-Как Петрусь побеждает самого себя?В чем заключается его победа?
-Какое значение в жизни героя сыграла музыка?
5.Релаксация.
-Для Петруся музыка явилась проводником из мира тьмы к свету.Петрусь сам был исполнителем музыкальных произведений.У нас еще есть возможность услышать музыку («Колыбельная» Брамса)
-Какие ощущения вы испытали,слушая музыку?
6.Проверка первичного усвоения материала.
-Волшебные звуки музыки завораживают нас.Но чтобы достичь каких-либо высот,необходим постоянный труд.И путь от тьмы к свету тернист.5-6 главы-это период взросления главного героя.Назовите ключевые моменты в жизни Петруся и отметьте состояние героя.
Слово учителя.Каждый из вас попробует изобразить одной линией путь героя из тьмы к свету.И мы сравним путь героя,какой вы изобразили и какой я изобразила.
-Мы видим:путь от тьмы к свету тернист.Но герой прозревает благодаря музыке.Эпиграфом мы брали слова «…он прозрел..» Как вы понимаете значение этого слова? Запишите в опорную карту.
7.Закрепление
-Обратимся к этимологическому словарю.Слово «прозреть» имеет три значения.
-Какие из этих значений подходят к нашему герою?
-Петрусь прошел трудный путь от тьмы к свету. Он постиг свет, он прозрел.
Вернемся к эпиграфу урока.
-Дополните эпиграф своими словами? (предположения учащихся)
-Сравним, какая цитата у В.Г.Короленко?(…он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных… )
9. Рефлексия.
Слово учителя. Путь слепого музыканта- это преодоление тьмы в себе и обретение света. Приведите примеры из жизни, когда люди, преодолевая тьму, обретали свет?
-А когда зрячие теряют «свет»? Напишите в карту.
Слово учителя. Что делать? Как помочь таким потерявшимся людям? Расскажу притчу о Философе и Бродяге. Бродяга поймал бабочку в кулак и подошел с вопросом к философу: «Живая или мертвая у меня в кулаке бабочка?» Сам Бродяга задумал: « Если Философ скажет, что бабочка мертвая, то я выпущу ее на волю. А если скажет, что живая, то я крепче сожму кулак». Что ответил Философ Бродяге?(Все в твоих руках)
-Только от нас самих зависит, жить в темноте или тянуться к свету. Все в наших руках. «…И все-таки впереди огни…» Это значит, что жизнь продолжается. И жизнь прекрасна! Впереди огни, свет, надежда, путь вперед. Сегодня мы на уроке тоже проделали путь от чего-то непознанного к открытию нового.… Давайте обратимся к опорным картам и посмотрим, чему мы хотели научиться в начале урока и достигли мы результата? Может, кто-то дополнит записи.(учащиеся возвращаются к целям)
Слово учителя. В завершение урока хочу привести слова В.Г.Короленко: «…в страдании самом по себе нет заслуги, оно бывает порою слепо и эгоистично. Заслуга в преодолении страданий, в борьбе за счастье». И путь должен быть только от тьмы к свету!
Домашнее задание. Найти ответ на вопрос: «Умел ли В.Г. Короленко играть на музыкальных инструментах».