Конспект урока литературы в 10 классе по рассказам Чехова, проведённый в форме литературного боя. Урок включает в себя различные виды работы, способствующие развитию творческих способностей обучающихся: актерское мастерство ( инсценирование эпизодов), иллюстрирование рассказов. Кроме того, проверяется знание биографических сведений писателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Перечитывая Чехова."»
Тема урока: Перечитывая Чехова…
Обобающий урок по рассказам А.П.Чехова (10 класс)
Цели урока:
- проверить и закрепить знания учащихся по изученной теме;
- развиваить навыки монологической речи учащися, актерского мастерства;
- обобщить сведения о мастерстве Чехова – прозаика.
Оформление урока:
- портрет писателя;
- слова для стенда: сатира, чинопочитание, юмор, ирония, афоризм;
- выстака книг А.П.Чехова;
- аудиозапись вальса из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» Е.Доги;
- предметы для «Бюро находок».
Эпиграф к уроку:
Но сколько в его коротеньких рассказах сказано!
Какой там язык!
М.И.Калинин
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Вчера мы закончили изучение рассказа А.П.Чехова «Ионыч, познакомились и с другими его произведениями и увидели, что каждый его рассказ – это новая грань таланта писателя. Произведения Чехова хорошо запоминаются, потому что автор даёт возможность читателю задуматься над судьбой, характером героя. В этом чтении автор оставляет нас наедине со словом, богатым, метким русским словом, котрое помогает увидеть живого человека, героя произведения, понять его мечты, его душу.
Скажите, что делает рассказы Чехова запоминающимися, интересными, какие приёмы использует автор.
(обучающиеся называют особенности рассказов писателя:
- наличие «подтекста» (глубинный смысл речи; в слове – особенность жизненных процессов, глубокое внутреннее содержание);
- писатель использует деталь, которая помогает понять авторский замысел, духовный мир героя;
-сочетание смешного и трагического;
- мелочи жизни и типические явления действительности;
- лаконизм и ёмкость чеховского текста;
- авторская ирония, имитация речи персонажа;
- приём «рассказ в рассказе»;
- «говорящие» фамилии).
2. Сегодняшний урок проводится в форме литературного боя. А назвали мы его «Перечитывая Чехова»
Прочтите эпиграф к уроку.
На уроке мы должны, обращаясь к рассказам Чехова, увидеть, почувствовать авторские задумки, «разглядеть», прочувствовать «говорящее» авторское слово и передать одноклассникам своё понимание, должны убедиться в том, что язык чеховских рассказов действительно богат и неповторим.
Для начала команды должны представиться. Название , девиз – всё так или иначе должно быть связано с чеховских творчеством.
(команды представляются)
3. А теперь – конкурсные задания. Вам нужно правильно
Ответить на вопросы. Участвую все команды, свою готовность отвечать извещать поднятием руки, Жюри будет оценивать ваши ответы.
1. 1860 – 1904 гг. Что означают эти даты? (годы жизни писателя)
2. Назовите город, где родился Антон Павлович?
3. Занятия отца?
4. В каких журналах печатались рассказы Чехова? («Стрекоза», «Осколки»)
5. Назовите псевдонимы писателя, которые он употреблял, подписывая свои первые рассказы? (Брат своего брата», Антоша Чехонте, Человек без селезёнки…)
6. В каких рассказах герои носят одну и ту же фамилию, связанную с костром? (Дымов в «Степи» и «Попрыгунье»)
7. Какому герою, какого рассказа принадлежат слова: «Каждый человек должен иметь свои обязанности»? («Анна на шее», Модест Петрович)
8. Из какого рассказа эта фраза: «Главное – перевернуть жизнь»? («Невеста»)
9. Какие женские имена часто употребляет Чехов в своих рассказах, как это связано с этимологией слова?
Ольга – «Душечка» Ольга – сканд. – «священная»
«Попрыгунья»
«Три сестры»
Анна - «Дама с собачкой» Анна – евр. – «благодарность»
«Анна на шее»
«О любви»
«Вишнёвый сад»
10. Из каких рассказов эти отрывки:
А) «Давно искал я случая познакомиться с вами, жаждал, потому что… кончая словами «…с заманчивыми рисунками» («Письмо к учёному соседу»)
- Что – с? – шепотом спросил… до конца этот отрывок. («Смерть чиновника»)
В) Начиная со слов: «…вдруг побледнел, окаменел…», кончая словами: «..своего мундира» («Толстый и тонкий»)
11. Найдите на стенде слово, которое можно сипользовать, говоря о героях этих рассказов, почему они так себя ведут, что им свойственно (чинопочитание)
Вопросы командам – соперницам.
Каждая команда задает по 3 вопроса командам – соперницам, жюри оценивает ответы.
КОНКУРС АФОРИЗМОВ
Язык рассказов Чехова афористичен, многие фразы стали крылатыми. Предложите афоризмы, которые встречаются в рассказах Чехова, а ваши соперники должны определить, в каком рассказе он употребляется. Жюри оценивает ответы.
А теперь конкурс актерского мастерства.
Учащиеся инсценируют эпизоды из рассказов Чехова, а присутствующие и члены команд – соперников должны определить, из какого рассказа эпизод. Кроме того, дают оценку актерским способностям одноклассников.
КОНКУРС ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Обучающиеся из каждой команды представляютсвои иллюстрации к произведениям А.П.Чехова
Задания остальным учащимся:
- К каому рассказу иллюстрация?
- «Озвучить» - нйти в тексте отрывок, соответствующий иллюстрации.
- Какие приёмы характеристики героя использует в этом рассказе Чехов?
БЮРО НАХОДОК
От каждой команды 1 участник идёт к столу и выбирает предметы. По ним участники должны назвать рассказ, где эти предметы встречаются. Кому принадлежат эти вещи.
1. Чёрный зонтик, калоши – «Человек в футляре» - Беликову.
9. Узелок из головного платка, решето «крыжовника» - «Хамелеон» - рыжему городовому
10. Желтые и зеленые бумажные денежные знаки – «Ионыч» - Старцеву
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС.
Звучит вальс из к/ф «Мой нежный и ласковый зверь» Е.Доги.
- Понравилось произведение?
- Назовите автора музыки
- К какому рассказу Чехова этот вальс мог бы стать музыкальным фоном?
- Почему? («Анна на шее», «Невеста»)
- Вспомните, какое живописное произведение созвучно этой же теме? («Неравный брак» Пукирева ).
Наш урок закнчивается. На уроке мы с вами вспомнили многие рассказы А.П.Чехова. Почему – то думается, что вам еще не раз захочется перечитать многие рассказы Антона Павловича, ибо в них почувствуешь красоту нашего языка, увидишь мастрество писателя, оценишь его блистательный юмор. Мы убедились в правоте слов М.И.Калинина, действительно, в его коротеньких рассказах столько сказано! Постарйтесь увидеть это «сколько! При повторном чтении произведений Антона Павловича Чехова.
Слово жюри.
Подводятся итоги конкурса.
Команда – победительница оценивается «5», остальные участники получают «4».