kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "Образ русалки в русской поэзии 19-20 веков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все русалки в гости к нам.

(Образ русалки в русской поэзии 19-20 веков.  М.Лермонтов «Морская царевна», «Русалка»; К.Бальмонт «Русалка», «Русалочка»)

Цель: учащиеся раскроют  образ русалки в славянской мифологии и поэзии 19 века; узнают  об использовании образов низшей мифологии в литературе;
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Образ русалки в русской поэзии 19-20 веков"»

Урок 26. Все русалки в гости к нам.

(Образ русалки в русской поэзии 19-20 веков. М.Лермонтов «Морская царевна», «Русалка»; К.Бальмонт «Русалка», «Русалочка»)

  • Цель: учащиеся раскроют образ русалки в славянской мифологии и поэзии 19 века; узнают об использовании образов низшей мифологии в литературе;
    Задачи:

  • раскрыть этимологию слова «русалка»;

  • продолжить формирование навыков анализа поэтического текста, формирование умений соотносить тексты с мифами.

  • развитие речи, мышления, творческого воображения, развитие познавательной активности, умения сравнивать, рассуждать;
    воспитание самостоятельности, осознанности, самоконтроля, любви к изучению мифологии и литературы, привитие интереса к поэтическим произведениям.

    Оборудование: компьютер, презентация, рисунки детей, плакат «береза» и изображения русалок, листы самооценивания, смайлики.


Структура урока

Ход урока

Примечания

1 Оргмомент. Создание эмоционального настроя.

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Визуальный контроль готовности к уроку.

3.Взаимное приветствие учителя и учащихся.

-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Желаю вам проявить все свои знания по теме.


- Мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа. Тему урока запишем несколько позднее.


Учащиеся уже рассажены по группам. (4)

2. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.

-Мы продолжаем рассматривать славянскую мифологию. И сегодня мы будем вести речь об одном из представителей славянской мифологии.

А что это за образ вы можете узнать из строк А.С.Пушкина.


-Я прочитаю одно стихотворение. А вы внимательно прослушайте.

Закипели волны
И присмирели вдруг опять …
И вдруг … легка, как тень ночная,
Бела, как ранний снег холмов,
Выходит женщина нагая
И молча села у брегов.

Слайд №1

3. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом

Беседа.

- О ком идет речь в стихотворении? (О русалке)

- Над образом кого нам предстоит работать? (Над образом русалки)

- Как вы определили, что речь идет об этом образе?

- Какой предстала перед нами пушкинская русалка?

- Какие языковые средства (эпитеты, сравнения) использует А.С. Пушкин для создания образа?  (Нагая, легкая; бела, как ранний снег холмов)



4. Сообщение темы урока.

Слово учителя.

-В древности народы всегда благоговели перед водой. Во-первых, воды рек, озер и морей - это, прежде всего удобный путь. Во-вторых, вода почиталась как стихия, питающая почву и растительность. Поэтому людям казалось, что водой «заведуют» какие-то особые божества. Греки считали, что это девушки­-красавицы нереиды, а римляне называли их нимфами.

А славяне были уверены, что их реки и озера населены русалками.

-Итак, тема нашего урока «Все русалки в гости к нам».

- Давайте запишем в тетради тему нашего урока.











Слайд №2

5. Целеполагание.

Сообщение цели урока.

-Какова цель нашего урока?

-Сегодня на примере изучаемых произведений: мы рассмотрим взаимосвязь мифологии и литературы.

Выясним, как воплощается образ  русалки в поэзии


-Какие критерии успеха вы можете определить? /Я умею анализировать стихи. Я раскрою образ русалки./


Этап самооценивания.

- Перед вами на партах лежат листочки самооценки. Сегодня в течение урока вы будете с ними работать. В левой колонке представлены этапы нашего урока, а в правой, когда я попрошу, вы будете делать рисовать кружочки:

Зеленого цвета, если вам было легко отвечать на вопросы и выполнять задания; было все понятно;

желтого цвета, если сомневались в ответах.

красного цвета, если вам было трудно работать, а все, что я говорю – непонятно.

Также вы должны помнить, что те, кто сегодня будет хорошо работать, получат хорошие оценки.

-Сейчас я вас попрошу напротив графы «начало урока» поставить один из трех смайликов на доске, который вам больше нравится.



6.Работа с эпиграфом к уроку.

- Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф: «Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит...
А.С.Пушкин.

-Откуда эти строки?

Слайд №3

7. Словарная работа.


Понятие «русалка»:

-Кто такие русалки?

-Какой вы ее себе представляете?

-Что вам известно о русалках?

-Посмотрим, что говорится о русалках в словарях.

Словарь Ожегова: Русалка — существо, живущее в воде, с длинными волосами, рыбьим хвостом. Глаза зеленоватые, взгляд холодный, манящий, кровь холодная.

Мифологический словарь: Русалки — вредоносные существа, в которых превращаются умершие утопленницы.

Запись в тетради.







Слайд №4









8. Просмотр рисунков детей.

-Ребята, вы нарисовали иллюстрации к нашей теме. А какие они, русалки, на этих рисунках?


9. Актуализация уже имеющихся знаний.

А) сообщение учащегося;

























Б) Фронтальный опрос.



-Давайте мы сейчас послушаем сообщение о русалках. Может быть, вы узнаете что-то новое.

Морская царевна (русалка)

Русалка – это человекоподобное существо или дух, живущее в воде. До пояса они ничем не отличаются от людей, а в нижней части тела вместо ног имеют плоский хвост, похожий на хвост рыбы.

У разных народов свои представления о русалках. У славян это женщины-утопленницы, у европейцев – женщины с рыбьими хвостами. Мужчин-русалок называют тритóнами.

В средневековой Европе было распространено мнение, что русалки не имеют души, поэтому не могут жить на суше, и что они хотят её обрести, чтобы стать людьми. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился, чтобы бог даровал ей душу. Однако русалка так и не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в свою стихию. Другая легенда того же времени, которая легла в основу сказки Андерсена «Русалочка», сообщает о русалке, которая ищет душу в любви со смертным.

В славянской мифологии русалки – это умершие девушки, преимущественно утопленницы, а также люди, купающиеся в неурочное время, то есть те, кого специально утащил водяной в услужение к себе, и некрещеные дети. Это очень красивые девушки с длинными распущенными волосами (в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки быть «простоволосой» недопустимо).

Встреча с русалкой могла принести несметные богатства, если удастся ее обмануть и покорить, но чаще всего оборачивалась несчастьем, особенно для девушек и детей. Считалось, что русалки могли увлечь ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти.

В «русальную неделю» (неделя, следующая за Троицей) русалки выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, танцуют. Во время танца исполняют обряд, связанный с защитой посевов. В эту неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, нужно брать с собой полынь, которую русалки якобы боятся.

- Образ русалки пришел к нам из глубокой старины, из народных поверий.

-Почему в представлении народа они всегда считались колдовской, демонической силой? (Заманивают людей, губят корабли. Являются представителями царства смерти, тьмы. Они живут в холодной воде. Весной русалки выходят при свете луны из воды)

- Какой природной стихией управляли русалки?(Они управляли водной стихией; русалки на Руси считались хранительницами рек и озёр)

- Какое небесное светило является их спутником? (Русалки появляются ночью в лунном сиянии)

-На каком дереве любят сидеть русалки?

-Как вы думаете, откуда пошло название русалки?

- Какие чувства вызывают у человека эти демонические существа? (Страх, интерес)

-Какие истории о них вы слышали?

- В каких художественных произведениях мы встречаем образ русалки? (“Русалочка” Г.Х.Андерсена, “Майская ночь, или Утопленница” Н.В.Гоголя)

-А вы знаете, что существует памятник русалке? Как вы думаете, где он находится? Почему именно в Копенгагене?

Этап самооценивания.

-А теперь напротив графы «введение в тему урока» нарисуйте кружочек – зеленый, красный или желтый.


Слайд №5





























Слайд №6
















(прикрепить рисунок с изображением березы)







Слайд№7

10. Организация работы в группах.

-Ребята, вам будут предложены задания, которые вы должны будете выполнить. Чтобы работа была более продуктивной, вы будете работать по группам. Выберите, пожалуйста, в своих группах лидера, который будет следить за работой группы, спикера, который будет озвучивать выполненные задания, оценщика, который будет оценивать работу группы и вклад каждого участника в работу группы. А теперь отдельно выберите литератора, который будет готовить выразительное чтение стихотворений.

Каждой группе дадим название. Янтарь, жемчуг, коралл, изумруд.

А теперь – за работу!


11. Работа в группе.

На столах лежат задания.

-Откроем наш учебник, хрестоматии, найдем нужное стихотворение и прочитаем про себя. Читаем вдумчиво, медленно, стараясь не упустить ни одной детали.

- Выполняем задания.

Правила работы в группе.

Учащихся необходимо научить соблюдать некоторые правила работы в группе:

  • говорить по очереди;

  • внимательно слушать друг друга;

  • не перебивать;

  • коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения;

  • помогать и просить о помощи;

  • давать и просить пояснения;

  • принимать групповые решения и приходить к единому мнению;

  • соблюдать регламент;

  • соблюдать дисциплину и др.

5 мин.

12. Выступление групп.

1 группа

  1. Сообщение уч-ся о Лермонтове.

  2. Выразительное чтение стихотворения.

  3. Ответы на вопросы.

  4. Беседа.

  5. Прикрепить русалку на дерево.

Баллада «Морская царевна»

1) Тема, идея стихотворения.

2) Основные образы стихотворения. Дайте им характеристику.

3) Выпишите средства художественной выразительности.

4) Выпишите ключевые слова.

5) Какие строки показались наиболее значительными и почему?



— Каким предстаёт перед нами царевич? (Герой не поддаётся обману, он знает, чем грозит ему зов царевны. Ловкий, отважный. Обратим внимание на изначальное равенство героев: царевич — царевна).

— Какой предстает пред нами русалка?

— Зачем царевич вытаскивает русалку на берег? (В море морскую царевну ему не победить, в своей стихии она сильнее его).

— С какой целью царевич товарищей громко зовёт? (хочет похвалиться добычей).

— Почему друзья царевича не радуются его победе и стоят смущённой толпой? (погубил русалку без причины)

— Как бы вы поступили на месте царевича?

— Почему царевич едет задумчиво прочь, о чём он думает?

— Как он будет помнить царскую дочь: как результат победы или увиденный ужас?

- Как же относиться к царевичу и его поступку: обвинять или оправдывать? (…)

2 группа

  1. Выразительное чтение стихотворения.

  2. Ответы на вопросы.

  3. Беседа.

  4. Прикрепить русалку на дерево

Русалка Лермонтова

1) Тема, идея стихотворения.

2) Основные образы стихотворения. Дайте им характеристику.

3) Выпишите средства художественной выразительности. С какой целью использует их автор? (Чтобы подчеркнуть нежную романтическую натуру героини)

4) Какие цветовые эпитеты преобладают в стихотворении?

5) Найдите устаревшие слова и выпишите их в тетрадь. Что они означают? Почему Лермонтов использует устаревшую лексику?


- Какой предстает перед нами русалка? (Она грустна и одинока).

- Почему русалка грустит? (У нее на дне спит витязь-красавец, «добыча ревнивой волны», то есть утопленник. Она расчесывает ему кудри, целует, но он остается равнодушным. Это русалку печалит).

- Исходя из всего, что мы знаем о русалках, скажите, кто причина смерти витязя-красавца? (Скорее всего, сама эта русалка и заманила его).

- Почему же она не радуется, а грустит? (Она, видимо, не была готова к его смерти, не хотела убивать рыцаря. Просто ей очень одиноко, она хотела любить и быть любимой).

- Итак, русалка мечтала о любви, поэтому заманила витязя в воду. Она не хотела, чтобы он умер, просто не понимала, чем грозит ему вода. Она-то прекрасно живет на дне реки!

  1. группа

1.Сообщение уч-ся о Бальмонте.

2.Выразительное чтение стихотворения.

3.Ответы на вопросы.

4.Беседа

5. Прикрепить русалку на дерево.





Бальмонт «Русалка»

1) Тема, идея стихотворения.

2) Выпишите в тетрадь слова, определяющие привычный мир русалки (природный мир, который окружает русалку) (вода, берег, тростник, река, трава, течение).

3) Выпишите средства художественной выразительности. С какой целью использует их автор?

4) Какие цветовые эпитеты преобладают в стихотворении? Почему?



— Совпадает ли образ русалки с тем, что создан в народных поверьях? (изумрудный наряд, нежен цвет очей зелёных, лучистый взгляд).

— Какой взгляд может быть назван лучистым?

— Почему она такая грустная, печальная? Куда направлен её взгляд? («Над нею догорал оранжевый закат. Уже зажглась луна опалом. Но устремляла вдаль она лучистый взгляд, плывя в течении усталом».) Раньше она была человеком, и мы можем предположить, что там, на земле, остались люди, которых она любит. Это и есть та звезда, за которую она готова отдать все «роскошества жемчужных берегов»

— В чём, на ваш взгляд, заключена основная мысль стихотворения? (Любовь сильнее смерти)

  1. группа.



1..Выразительное чтение стихотворения.

2.Ответы на вопросы.

3.Беседа

4. Прикрепить русалку на дерево.


Бальмонт «Русалочка»

1)Тема, идея стихотворения.

2) Основные образы стихотворения. Дайте им характеристику.

3) Выпишите средства художественной выразительности.

4) Выпишите ключевые слова.



-Каково настроение стихотворения «Русалочка»? Что помогает вам определить это настроение?

- Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?

— Совпадает ли образ русалок с теми, что созданы в народных поверьях?/эта история заканчивается не так трагично, как в славянском мифе./



Этап самооценивания.

-А теперь опять нарисуйте в своих листочках самооценки кружочки: зеленый, желтый или красный. (этап- «работа в группе»).

Слайд №8



Слайд №9













































Слайд №10








































Слайд №11


Слайд №12



































Слайд №13

13. Итоги урока.

1. Беседа с учащимися:

- Стихи каких поэтов звучали сегодня на уроке?

- Какие из них вам наиболее понравились? Почему?

— Почему же был столь популярен образ русалки в творчестве поэтов XIX –XX веков? /  Писателей и поэтов привлекало сочетание в этом неясном образе  таинственности и красоты, поэтичности и трагизма, любви и смерти./

-Какой изображена русалка на обложке вашего учебника?

2. Вывод.

-Русалки в стихах русских поэтов чаще всего не похожи на демонические существа. Они наделены человеческими характерами, поступками. По сути, они очеловечены и воспринимаются как девушки, которые влюбляются, радуются, мечтают, страдают и т.д.

Слайд №14

14. Рефлексия.

1)Беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

-Что понравилось?

-Какие задания вам показались трудными, интересными?

2) «Благодарю»

- Поблагодарите того, кто, по вашему мнению, сегодня удивил вас своей работой.


Этап самооценивания.

-В своих листочках самооценки нарисуйте смайлик, который вам больше нравится (смайлы на доске), напротив графы «Итог урока».

Слайд №15

15. Домашнее задание.

Домашнее задание: выучить стихотворение о русалке наизусть (по выбору)

Слайд №16


-Спасибо за урок!













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока литературы "Образ русалки в русской поэзии 19-20 веков"

Автор: Туспаева Лейла Алкеновна

Дата: 25.02.2017

Номер свидетельства: 395619


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства