1 группа Сообщение уч-ся о Лермонтове. Выразительное чтение стихотворения. Ответы на вопросы. Беседа. Прикрепить русалку на дерево. Баллада «Морская царевна» 1) Тема, идея стихотворения. 2) Основные образы стихотворения. Дайте им характеристику. 3) Выпишите средства художественной выразительности. 4) Выпишите ключевые слова. 5) Какие строки показались наиболее значительными и почему?
— Каким предстаёт перед нами царевич? (Герой не поддаётся обману, он знает, чем грозит ему зов царевны. Ловкий, отважный. Обратим внимание на изначальное равенство героев: царевич — царевна). — Какой предстает пред нами русалка? — Зачем царевич вытаскивает русалку на берег? (В море морскую царевну ему не победить, в своей стихии она сильнее его). — С какой целью царевич товарищей громко зовёт? (хочет похвалиться добычей). — Почему друзья царевича не радуются его победе и стоят смущённой толпой? (погубил русалку без причины) — Как бы вы поступили на месте царевича? — Почему царевич едет задумчиво прочь, о чём он думает? — Как он будет помнить царскую дочь: как результат победы или увиденный ужас? - Как же относиться к царевичу и его поступку: обвинять или оправдывать? (…) 2 группа Выразительное чтение стихотворения. Ответы на вопросы. Беседа. Прикрепить русалку на дерево Русалка Лермонтова 1) Тема, идея стихотворения. 2) Основные образы стихотворения. Дайте им характеристику. 3) Выпишите средства художественной выразительности. С какой целью использует их автор? (Чтобы подчеркнуть нежную романтическую натуру героини) 4) Какие цветовые эпитеты преобладают в стихотворении? 5) Найдите устаревшие слова и выпишите их в тетрадь. Что они означают? Почему Лермонтов использует устаревшую лексику? - Какой предстает перед нами русалка? (Она грустна и одинока). - Почему русалка грустит? (У нее на дне спит витязь-красавец, «добыча ревнивой волны», то есть утопленник. Она расчесывает ему кудри, целует, но он остается равнодушным. Это русалку печалит). - Исходя из всего, что мы знаем о русалках, скажите, кто причина смерти витязя-красавца? (Скорее всего, сама эта русалка и заманила его). - Почему же она не радуется, а грустит? (Она, видимо, не была готова к его смерти, не хотела убивать рыцаря. Просто ей очень одиноко, она хотела любить и быть любимой). - Итак, русалка мечтала о любви, поэтому заманила витязя в воду. Она не хотела, чтобы он умер, просто не понимала, чем грозит ему вода. Она-то прекрасно живет на дне реки! группа 1.Сообщение уч-ся о Бальмонте. 2.Выразительное чтение стихотворения. 3.Ответы на вопросы. 4.Беседа 5. Прикрепить русалку на дерево.
Бальмонт «Русалка» 1) Тема, идея стихотворения. 2) Выпишите в тетрадь слова, определяющие привычный мир русалки (природный мир, который окружает русалку) (вода, берег, тростник, река, трава, течение). 3) Выпишите средства художественной выразительности. С какой целью использует их автор? 4) Какие цветовые эпитеты преобладают в стихотворении? Почему?
— Совпадает ли образ русалки с тем, что создан в народных поверьях? (изумрудный наряд, нежен цвет очей зелёных, лучистый взгляд). — Какой взгляд может быть назван лучистым? — Почему она такая грустная, печальная? Куда направлен её взгляд? («Над нею догорал оранжевый закат. Уже зажглась луна опалом. Но устремляла вдаль она лучистый взгляд, плывя в течении усталом».) Раньше она была человеком, и мы можем предположить, что там, на земле, остались люди, которых она любит. Это и есть та звезда, за которую она готова отдать все «роскошества жемчужных берегов» — В чём, на ваш взгляд, заключена основная мысль стихотворения? (Любовь сильнее смерти) группа.
1..Выразительное чтение стихотворения. 2.Ответы на вопросы. 3.Беседа 4. Прикрепить русалку на дерево. Бальмонт «Русалочка» 1)Тема, идея стихотворения. 2) Основные образы стихотворения. Дайте им характеристику. 3) Выпишите средства художественной выразительности. 4) Выпишите ключевые слова.
-Каково настроение стихотворения «Русалочка»? Что помогает вам определить это настроение? - Понравилось ли вам это стихотворение? Почему? — Совпадает ли образ русалок с теми, что созданы в народных поверьях?/эта история заканчивается не так трагично, как в славянском мифе./
Этап самооценивания. -А теперь опять нарисуйте в своих листочках самооценки кружочки: зеленый, желтый или красный. (этап- «работа в группе»). |