Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему "Размышления о России некрасовской и современной" (По поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")»
Заключительный урок литературы по поэме
Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Милютина Елена Николаевна,
преподаватель русского языка и литературы
КОГПОАУ «Техникум промышленности
и народных промыслов г. Советска»
Тема урока:Размышления о России некрасовской и современной.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока
Образовательная: формировать умение грамотно анализировать прочитанное художественное произведение и проводить сравнительный анализ разных произведений.
Развивающая: развивать способности эстетического и эмоционального восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощённых в ней явлений жизни; развивать умение использовать материал произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей).
Воспитательная: воспитывать внимательное, вдумчивое, творческое чтения книги; чувство патриотизма, любви и уважения к литературе, к ценностям отечественной культуры.
Планируемые результаты
Предметные: развивать умение отбирать, анализировать и комментировать материал художественного произведения в соответствии с выявленной проблемой; развивать интерес к творчеству; развивать умение создавать творческие работы различных жанров, развивать умение пользоваться устной и письменной речью.
Метапредметные: расширение общего кругозора; умение использовать материал художественного произведения в изучении смежных дисциплин (история, обществознание); умение овладевать сведениями о сущности социальных явлений в соответствии с содержанием произведения.
Личностные: формирование активной жизненной позиции; формирование нравственно развитой личности, любящей свою Родину.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.
Средства обучения: тексты поэмы, мультимедийная презентация, проектор, экран.
Предварительное задание к уроку:
Найти в Интернете или создать свои ролики по теме «Кому на Руси жить хорошо».
Поделиться своими размышлениями о том, кому на Руси жить хорошо.
Выучить песню «Русь».
Ход урока
Слово учителя. Вот и закрыта последняя страница поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поднимающей животрепещущие вопросы.
Фронтальный опрос.
В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»?
Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?
Как в поэме изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
Что сообщают читателю говорящие фамилии помещиков?
С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом?
Каковы жизненные позиции Григория? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба?
Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?
Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
Учитель. «Поэт задал в поэме великий вопрос и дал великий ответ в последней её песне Русь», – так считает исследователь Н. Н. Скатов. (Чтение учащимися песни «Русь» наизусть.) Но, по сути, так и остался нерешённым основной вопрос, вынесенный в заглавие. Григорий Добросклонов верит в то, что уходит в прошлое «невежества мрак» и «удушливый сон непробудный», что
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.
Итогом поэмы оказывается утверждение возможности счастья для русского народа. Но это счастье – только в будущем. Мы теперь живём в этом самом будущем. Каково же оно? Кому теперь живётся счастливо?
(Просмотр видеоролика)
А каково ваше мнение по этому вопросу? (Зачитать выдержки из домашних работ)
Как вы считаете, в чём актуальность поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Можно ли назвать её автора пророком? (Учащиеся, наверняка, скажут, что жизнь в русской деревне, особенно в глубинке, со времён Некрасова мало изменилась – большинство моих учеников именно из таких «убогих» деревень.)
Да, великие люди всегда были пророками. В начале XX века другой поэт, С. А. Есенин, тоже писал о деревне, и его строки рисуют деревню сто лет спустя:
…И Русь всё так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
А известный автор собственных песен Игорь Тальков, чья жизнь трагически оборвалась в 1991 году, прославился своими пророческими, смелыми, злободневными стихами. Его песни до сих пор звучат как обращение к нам, живущим сейчас. (Видеоролик на песни Талькова о России)
Возвращаясь к поэме «Кому на Руси жить хорошо», мне хотелось бы на примере этого произведения познакомить вас с таким видом творческой деятельности, как создание фанфиков. (Работа с термином)
А вот какой фанфик – продолжение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – получился у меня:
Нет на Руси счастливого
В поэме у Некрасова.
А в нашем мире есть?
Кругом поля пустынные,
Дороги перебитые,
Деревни захудалые,
Как двести лет назад.
Живётся тем лишь счастливо,
Кто никогда не видывал,
Какое запустение в деревне и в селе,
Кто не считает денежки
От пенсии до пенсии
И не живёт, как многие,
В убогости и бедности.
Знакомая картина вам?
Конечно, спору нет.
- А что же тут поделаешь? –
Вы спросите. – Такая уж судьба.
- Нет, - скажем мы. – Довольно
Жить нам в бедности,
Довольно жить в грязи.
Пора бы призадуматься
О будущем страны,
О будущем родителей,
О нашем с вами будущем,
О будущем детей.
А что мы с вами сделаем,
Чтобы жилось нам счастливо,
Вольготно на Руси?
Такой вопрос сегодня
Себе мы зададим.
В какой стране хотим мы жить,
Такую создадим!
Только от нас с вами, от каждого из нас зависит наше будущее, будущее наших детей – а значит, и будущее всей страны.
Работа над стилевыми особенностями поэмы.
Проанализируйте лексику, синтаксические обороты, поэтические интонации народной речи, воплощенные в поэме, ее ритмические особенности. Каковы смысловые функции этих художественных приемов?
Какие особенности стиля нашли отражение в фанфике? (Текст раздаётся каждому ученику)
Домашнее задание. 1) Написать ответ на вопрос: «Как вы понимаете слова В. Распутина России грозит не старость, не усталость, не изношенность, а «красивая» жизнь в пучине безнравственности и отвержения традиций?»