Конспект урока литературы на тему "М.Горький."В людях"
Конспект урока литературы на тему "М.Горький."В людях"
Конспект урока, проведённого 22 сентября -День языков народов Казахстана. Знакомство с биографией М.Горького, работа над текстом рассказа "В лесу" по повести "В людях".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему "М.Горький."В людях"»
Тема урока:А.М.Горький. Из повести «В людях» рассказ «В лесу» 7 «А» класс.
Учитель: Муканова Гульнара Жармухамбетовна
Дата проведения урока : 22 сентября 2016 года.
Место проведения: Атырауская областная национальная гимназия для одарённых детей
Цели обучения: знакомство с автобиографической повестью А.М. Горького «В людях», с рассказом «В лесу»
Задачи: формирование знаний учащихся о жизни А.М. Горького, о его первых детских впечатлениях;
развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной речи, выразительное чтение, логическое мышление;
воспитание у учащихся читательского интереса, стремления к красоте; бережного отношения к природе.
Оборудование : учебник, экран, мультимедиа, презентация .
Ход урока
І. Организационный момент. ( парты заранее расставлены для работы в группах, на столах листы формата А-3, фломастеры, карандаши, стикеры, листы самооценки, картинки птиц, зверей, растительный мир)
Сегодня 22 сентября - день языков народов Казахстана.
Сценка «Эзоп о языке». ( Прав ли был Эзоп? Ответы учащихся. Одним словом, «Язык мой- друг мой. Язык мой- враг мой!». Вы хотите, чтобы язык был вашим другом? Возьмём его в свои друзья, потому что нам предстоит сегодня высказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, разбираться в прочитанном, понимать друг друга…)
Чтение учителем стихотворения. Автор Акылбек Шаясменов.
Когда с природой я наедине, то различаю языки земные: Беседуют деревья в тишине. Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у волн вдали, насвистывает что-то тихий ветер... Мне не узнать всех языков Земли за краткий срок, отпущенный на свете.
Так тяжко на Земле без языка! Не высказать ни счастья, ни печали... Безмолвны горы долгие года. О чём они, возвысясь, замечтали?
Всё в языке: рожденье, первый шаг, любовь и смерть, и жизнь на новом взлете. И если вдруг исчезнет мой язык. То и меня вы больше не найдете!
1 Учитель предлагает выбрать себе картинку
(Картинки с надписями названий на русском и с переводом на казахский язык птиц, зверей, растений, которые встретятся в рассказе «Лес» лежат на столе)
3.Дети составляют тематические группы и делают предположения о теме урока( … на прошлом уроке мы говорили об осени и изучали стихотворение Ивана Бунина «Листопад»-это лес.)
ІІ. Проверка домашнего задания
Дети выбирают секретаря для заполнения оценочного листа.
Из каждой группы выходят по два спикера, которые читают наизусть стихотворения Ивана Бунина «Листопад» или А. Яшина «Спешите делать добрые дела».
Ученики слушают, задают вопросы участникам других групп.
Учитель интересуется у спикеров: «А какое доброе дело он поспешил сделать сегодня?»
Спикеры каждой группы озвучивает баллы, выставленные за ответ в оценочный лист.
ІІІ Эмоциональный настрой и подготовка к восприятию новой темы.
Учитель (на фоне звуков леса, пения птиц):
- Где мы сегодня с вами будем находиться? ( В лесу.- Да, вместе с главным героем автобиографической трилогии Максима Горького мальчиком- подростком Алёшей, который всю жизнь спешил делать добрые дела и запечатлел в литературе образ своей бабушки.)
Мозговой штурм.
— Какое настоящее имя Горького?
— Кто А. М.Горький?
— Когда и где родился писатель?
2. Словарная работа
1) повторение значения слов Биография-омирбаян, автобиография, автобиографический- омирбаяндық;
2) Псевдоним —Вымышленное (придуманное) имя. Почему он так подписался?(Жизнь была по-максимуму горькой, тяжелой, безрадостной.Как вы понимаете значения слов минимум- максимум?
3) Коллективная беседа:
— Кто обычно придумывает псевдоним? (творческие люди: писатели, художники, музыканты и т. д.)
— Зачем они берут псевдоним? (для того чтобы скрыть настоящее имя)
I V. Новая тема.
а) Рассказ учителя о жизни М.Горького. Рассказ сопровождается показом подготовленных слайдов : портрета М.Горького, обложек трилогии
Жил в Нижнем Новгороде мальчик Алёша Пешков. Отца у него не было, рос он в доме деда Каширина. Рано ощутил он тяжесть своей жизни. Алёша служил посудником на пароходе, работал у чертёжника, «мальчиком» в магазине обуви, занимался собиранием разного старья и ловлей птиц. Его избивали дома и «в людях» так, что однажды пришлось везти в больницу, и доктор вынул из тела сорок две щепочки: били его в тот раз пучком сосновой лучины…
И вот этот мальчик, пройдя бесконечно трудный и мучительный путь, стал писателем. Когда вышел его первый рассказ, он подписался – Максим Горький. Он принёс в литературу не только чёрную правду о том, как жил униженный русский человек, но и призыв к лучшей жизни.
Горький прошёл пешком почти половину России и везде видел страдания людей и несправедливость. В своих произведениях он рассказывал об этом.
Горький написал три автобиографические повести: «Детство»,«В людях», «Мои университеты». (показ слайда; значение слова «трилогия»)
б) Чтение учителем отрывка из повести «В людях» (включить звуковое сопровождение «Голоса птиц»)
в) Работа над произношением слов: щёлкает, расправляется, волчьи, безошибочно, огорчения, впечатления.( ребята составляют с ними словосочетания)
д) Словарная работа чтение словаря переводов после текста +
Взглянуть (что сделать?) – қарау
Различать ( что делать?) – айыру
Составление словосочетаний и предложений с новыми словами.
VСамостоятельное чтение учащимися текста
VI.Закрепление темы урока.
А) Проектная работа в группах ответить на вопросы, защитить проект, составить синквейн по схеме:
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
4 важная мысль
5- синоним к первой строчке
1 группа:
Как описывает лес Алёша? (синеватая мгла, изрезанная золотыми лучами солнца).
Какое впечатление производит лес на Алёшу? (восторг, душевный покой и уют, забывалось всё плохое, исчезали все огорчения).
2 –группа:
Какой предстаёт перед нами бабушка Алёши? (она как хозяйка в лесу, от неё течёт тепло по лесу, всё хвалит, всё благодарит, не испугалась волка, нашла с ним общий язык). С каким животным сравнивается бабушка Алёши?.Почему? (С медведицей, т.к. медведь- это хозяин леса.
Что вы можете сказать о её характере? (добрая, спокойная, любит и знает лес).Прочитайте, как описывает бабушку Алёша? ( Она никогда не плутала в лесу, безошибочно определяла дорогу домой. По запахам трав она различала, какие грибы должны быть в этом месте, какие - в ином…)
3 группа:Назовите лесных птиц, растений, животных, насекомых.
- Прочтите отрывок, который вам понравился
-Найдите в тексте предложение, в котором заключена главная мысль. ( Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта; в этом чувстве исчезали все мои огорчения, забывалось неприятное; слух и зрение становились острее, память - более чуткой, впечатления – глубже..)
Защита проектов. ( в случае недостаточности времени защита проекта переносится на начало следующего урока)
Рефлексия. Чему можно поучиться у героев рассказа? Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли вам урок? «Две звезды, одно желание»
Рефлексия:1 «Моё настроение»( три смайлика на доске: радостное, недоумевающее,грустное)