Конспект урока литературы на тему "Гармонии стиха божественные тайны." Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Ангел".
Конспект урока литературы на тему "Гармонии стиха божественные тайны." Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Ангел".
Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Ангел" - произведение внепрограммное, но важное для понимания учениками истоков мотива одиночества в творчестве поэта. Анализ данного стихотворения можно провести и на уроке внеклассного чтения, и на уроке в ряду обязательных для изучения произведений М.Ю.Лермонтова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
произведение, умения обобщать и систематизировать.
Речевое развитие учащихся.
3.Формирование гуманных отношений.
Воспитание читательской культуры учащихся, внимательного,
бережного отношения к художественному слову.
Технология: диалоговая.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию текста.
Учитель:
Гармонии стиха божественные тайны Не думай разгадать по книгам мудрецов: У брега сонных вод, один бродя, случайно, Прислушайся душой к шептанью тростников, Дубравы говору; их звук необычайный Прочувствуй и пойми… В созвучии стихов Невольно с уст твоих размерные октавы Польются, звучные, как музыка дубравы.
Это стихотворение А.Н.Майкова сегодня прозвучало вовсе не случайно.
«Гармонии стиха божественные тайны…» - тема нашего урока. В этой небольшой поэтической строке заключён глубокий смысл.
- А как вы понимаете смысл этой строки?
- Что такое гармония?
- Как бы вы определили для себя учебную задачу?
Действительно, проникнуть в тайну художественного произведения, увидеть его гармонию возможно лишь тогда, когда исследуешь фонетические, лексические и грамматические средства языка.
2.Работа с текстом.
Учитель:
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел», которое сегодня прозвучит, как и всякое истинное произведение искусства, содержит в себе тайну, которую трудно до конца разгадать только с помощью рассудка, но можно понять и глубоко воспринять сердцем.
Стихотворение было написано в 1831 году, когда поэту было 17 лет, и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую он слышал в раннем детстве от матери, так рано ушедшей из жизни.
О чём же это стихотворение? Вслушайтесь, вдумайтесь…
Чтение стихотворения учителем.
- Как бы вы ответили на вопрос: о чём это стихотворение?
- Какие образы вы видите? -------------------------- (на доске записывается - образность)
- Какой образ является основным? (образ-переживание)
- Какое же это переживание? (тоска, одиночество)
- Вдумчивый читатель всегда сопереживает с лирическим героем. Какими же языковыми средствами автор добивается читательского сопереживания? (подбором слов, звуков, выразительных средств)__________________________(на доске записывается – лексика)
- Что вы можете сказать об особенностях словоупотребления? (наряду со словами стилистически нейтральными поэт употребляет слова поэтические, высокие – внимать, небеса, кущи райских садов ,хвала, младая и т.д.)
- Что достигается благодаря такому словоупотреблению? (наводит на размышления о жизни; на небе – покой, на земле, где душа томиться, нет покоя)
- Какие слова являются в стихотворении ключевыми?(ангел, песня ангела, небо, земля)
- Прочитайте, как объясняется значение слова ангел в толковом словаре.
В каком значении употреблено это слово в стихотворении? (в религиозном)
- Что говорится о песне ангела? Какая это песня? -------------- (на доске – тропы)
(эпитеты – тихая, святая; метафора – «и месяц, и звёзды, и тучи толпой внимали…», «непритворная хвала»)
- Где звучит эта песня? (на небе, на земле в душе лирического героя; противопоставлена скучным песням земли)
- Небо – земля. Что вы можете сказать об этих словах? (расположены в начале и конце стихотворения; противопоставление жизни небесной и земной; антонимы) – (на доске – контраст)
- Да, мы чувствуем противопоставление, которое предполагает резкость, отрывистость.
Но как звучит всё стихотворение? (плавно, мелодично)
- Что придаёт мелодичность стихотворению? (употребление высоких слов, звуки, композиция, построение предложений, ритм, рифма)
- Послушаем, что скажут исследователи звуковой организации стихотворения.
Доклад группы учащихся. -----------------------------(на доске – звуковая организация)
- Со звуковым строем стихотворения, конечно же, связана рифма. Предоставляем слово исследователям рифм стихотворения.
Доклад группы учащихся. --------------------------------(на доске – рифма, ритм)
- Предоставляем слово исследователям синтаксической организации стихотворения.
Доклад группы учащихся. -------------------------------(на доске – синтаксический строй, фигуры речи, интонация)
Учитель:
Мы попытались проникнуть в тайны стихотворения. Увидели тропы, фигуры речи, контраст, инверсию, услышали ритм, рифму, интонацию…, одним словом, средства художественной выразительности. --------------(на доске – средства художественной выразительности)
Но, даже увидев, осмыслив все языковые средства, которые использует автор, бывает, порой, трудно прочитать стихотворение для слушателя, чтобы передать тот замысел, который заложил в стихотворение поэт.
Я уверена, что каждый из вас, ребята, по-своему прочитает стихотворение. И это не удивительно, ведь чтец в процессе исполнения остаётся самим собой, то есть не перевоплощается ни в автора, ни в лирического героя. Он доносит до слушателя свои переживания, вызванные у него данным лирическим произведением.
Средства художественной выразительности (тропы, фигуры речи, рифма, ритм, интонация)
Вывод:
Все языковые средства составляют единое целое и помогают читателю понять идею произведения.
Учитель:
- Предлагаю вернуться к вопросу, прозвучавшему в начале урока: о чём стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел»? Какова его идея? (ответы учащихся)
Учитель:
Почти все сборники стихотворений М.Ю.Лермонтова открывает стихотворение «Ангел». Эта традиция установилась не случайно. «Ангел» - это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта.
Потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, но сам родник, сам источник вот он – стихотворение «Ангел» - ключ к пониманию почти всей поэзии М.Ю.Лермонтова.
4.Домашнее задание: составить вопросы для анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова