kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы на тему "Гармонии стиха божественные тайны." Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Ангел".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Ангел" - произведение внепрограммное, но важное для понимания учениками истоков мотива одиночества в творчестве поэта. Анализ данного стихотворения можно провести и на уроке внеклассного чтения, и на уроке в ряду обязательных для изучения произведений М.Ю.Лермонтова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему "Гармонии стиха божественные тайны." Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Ангел".»

Урок литературы в 9 классе.


Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сойменская ООШ»

Судогодского района

Владимирской области

Артемьева Любовь

Анатольевна



Тема: «Гармонии стиха божественные тайны…»

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ангел».


Цели: 1.Исследуя фонетические, лексические, грамматические

средства языка, показать их взаимосвязь и роль в понимании

идейно-образного содержания стихотворения.

2.Совершенствование умения анализировать поэтическое

произведение, умения обобщать и систематизировать.

Речевое развитие учащихся.

3.Формирование гуманных отношений.

Воспитание читательской культуры учащихся, внимательного,

бережного отношения к художественному слову.


Технология: диалоговая.

Тип урока: урок-исследование.


Ход урока.


1.Подготовка к восприятию текста.

Учитель:

Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя, случайно,
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми… В созвучии стихов
Невольно с уст твоих размерные октавы
Польются, звучные, как музыка дубравы.


Это стихотворение А.Н.Майкова сегодня прозвучало вовсе не случайно.

«Гармонии стиха божественные тайны…» - тема нашего урока. В этой небольшой поэтической строке заключён глубокий смысл.

- А как вы понимаете смысл этой строки?

- Что такое гармония?

- Как бы вы определили для себя учебную задачу?


Действительно, проникнуть в тайну художественного произведения, увидеть его гармонию возможно лишь тогда, когда исследуешь фонетические, лексические и грамматические средства языка.


2.Работа с текстом.


Учитель:

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел», которое сегодня прозвучит, как и всякое истинное произведение искусства, содержит в себе тайну, которую трудно до конца разгадать только с помощью рассудка, но можно понять и глубоко воспринять сердцем.

Стихотворение было написано в 1831 году, когда поэту было 17 лет, и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую он слышал в раннем детстве от матери, так рано ушедшей из жизни.

О чём же это стихотворение? Вслушайтесь, вдумайтесь…


Чтение стихотворения учителем.


- Как бы вы ответили на вопрос: о чём это стихотворение?

- Какие образы вы видите? -------------------------- (на доске записывается - образность)

- Какой образ является основным? (образ-переживание)

- Какое же это переживание? (тоска, одиночество)

- Вдумчивый читатель всегда сопереживает с лирическим героем. Какими же языковыми средствами автор добивается читательского сопереживания? (подбором слов, звуков, выразительных средств) __________________________(на доске записывается – лексика)


- Что вы можете сказать об особенностях словоупотребления? (наряду со словами стилистически нейтральными поэт употребляет слова поэтические, высокие – внимать, небеса, кущи райских садов ,хвала, младая и т.д.)

- Что достигается благодаря такому словоупотреблению? (наводит на размышления о жизни; на небе – покой, на земле, где душа томиться, нет покоя)

- Какие слова являются в стихотворении ключевыми?(ангел, песня ангела, небо, земля)

- Прочитайте, как объясняется значение слова ангел в толковом словаре.

В каком значении употреблено это слово в стихотворении? (в религиозном)


- Что говорится о песне ангела? Какая это песня? -------------- (на доске – тропы)

(эпитеты – тихая, святая; метафора – «и месяц, и звёзды, и тучи толпой внимали…», «непритворная хвала»)

- Где звучит эта песня? (на небе, на земле в душе лирического героя; противопоставлена скучным песням земли)

- Небо – земля. Что вы можете сказать об этих словах? (расположены в начале и конце стихотворения; противопоставление жизни небесной и земной; антонимы) – (на доске – контраст)


- Да, мы чувствуем противопоставление, которое предполагает резкость, отрывистость.

Но как звучит всё стихотворение? (плавно, мелодично)

- Что придаёт мелодичность стихотворению? (употребление высоких слов, звуки, композиция, построение предложений, ритм, рифма)


- Послушаем, что скажут исследователи звуковой организации стихотворения.

Доклад группы учащихся. -----------------------------(на доске – звуковая организация)


- Со звуковым строем стихотворения, конечно же, связана рифма. Предоставляем слово исследователям рифм стихотворения.

Доклад группы учащихся. --------------------------------(на доске – рифма, ритм)


- Предоставляем слово исследователям синтаксической организации стихотворения.

Доклад группы учащихся. -------------------------------(на доске – синтаксический строй, фигуры речи, интонация)


Учитель:

Мы попытались проникнуть в тайны стихотворения. Увидели тропы, фигуры речи, контраст, инверсию, услышали ритм, рифму, интонацию…, одним словом, средства художественной выразительности. --------------(на доске – средства художественной выразительности)

Но, даже увидев, осмыслив все языковые средства, которые использует автор, бывает, порой, трудно прочитать стихотворение для слушателя, чтобы передать тот замысел, который заложил в стихотворение поэт.

Я уверена, что каждый из вас, ребята, по-своему прочитает стихотворение. И это не удивительно, ведь чтец в процессе исполнения остаётся самим собой, то есть не перевоплощается ни в автора, ни в лирического героя. Он доносит до слушателя свои переживания, вызванные у него данным лирическим произведением.


Выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ангел» учащимися.


3.Подведём итоги.


В результате работы на доске – схема.

образность


Образность

звуковая организация


лексика


Лексика

идея



синтаксический строй

строй

Средства художественной выразительности (тропы, фигуры речи, рифма, ритм, интонация)






Вывод:

Все языковые средства составляют единое целое и помогают читателю понять идею произведения.


Учитель:

- Предлагаю вернуться к вопросу, прозвучавшему в начале урока: о чём стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел»? Какова его идея? (ответы учащихся)


Учитель:

Почти все сборники стихотворений М.Ю.Лермонтова открывает стихотворение «Ангел». Эта традиция установилась не случайно. «Ангел» - это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта.

Потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, но сам родник, сам источник вот он – стихотворение «Ангел» - ключ к пониманию почти всей поэзии М.Ю.Лермонтова.


4.Домашнее задание: составить вопросы для анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова

«И скучно и грустно…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Артемьева Любовь Анатольевна

Дата: 29.09.2017

Номер свидетельства: 430211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства