kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы на тему "Гармонии стиха божественные тайны." Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Ангел".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Ангел" - произведение внепрограммное, но важное для понимания учениками истоков мотива одиночества в творчестве поэта. Анализ данного стихотворения можно провести и на уроке внеклассного чтения, и на уроке в ряду обязательных для изучения произведений М.Ю.Лермонтова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему "Гармонии стиха божественные тайны." Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Ангел".»

Урок литературы в 9 классе.


Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сойменская ООШ»

Судогодского района

Владимирской области

Артемьева Любовь

Анатольевна



Тема: «Гармонии стиха божественные тайны…»

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ангел».


Цели: 1.Исследуя фонетические, лексические, грамматические

средства языка, показать их взаимосвязь и роль в понимании

идейно-образного содержания стихотворения.

2.Совершенствование умения анализировать поэтическое

произведение, умения обобщать и систематизировать.

Речевое развитие учащихся.

3.Формирование гуманных отношений.

Воспитание читательской культуры учащихся, внимательного,

бережного отношения к художественному слову.


Технология: диалоговая.

Тип урока: урок-исследование.


Ход урока.


1.Подготовка к восприятию текста.

Учитель:

Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя, случайно,
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми… В созвучии стихов
Невольно с уст твоих размерные октавы
Польются, звучные, как музыка дубравы.


Это стихотворение А.Н.Майкова сегодня прозвучало вовсе не случайно.

«Гармонии стиха божественные тайны…» - тема нашего урока. В этой небольшой поэтической строке заключён глубокий смысл.

- А как вы понимаете смысл этой строки?

- Что такое гармония?

- Как бы вы определили для себя учебную задачу?


Действительно, проникнуть в тайну художественного произведения, увидеть его гармонию возможно лишь тогда, когда исследуешь фонетические, лексические и грамматические средства языка.


2.Работа с текстом.


Учитель:

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел», которое сегодня прозвучит, как и всякое истинное произведение искусства, содержит в себе тайну, которую трудно до конца разгадать только с помощью рассудка, но можно понять и глубоко воспринять сердцем.

Стихотворение было написано в 1831 году, когда поэту было 17 лет, и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую он слышал в раннем детстве от матери, так рано ушедшей из жизни.

О чём же это стихотворение? Вслушайтесь, вдумайтесь…


Чтение стихотворения учителем.


- Как бы вы ответили на вопрос: о чём это стихотворение?

- Какие образы вы видите? -------------------------- (на доске записывается - образность)

- Какой образ является основным? (образ-переживание)

- Какое же это переживание? (тоска, одиночество)

- Вдумчивый читатель всегда сопереживает с лирическим героем. Какими же языковыми средствами автор добивается читательского сопереживания? (подбором слов, звуков, выразительных средств) __________________________(на доске записывается – лексика)


- Что вы можете сказать об особенностях словоупотребления? (наряду со словами стилистически нейтральными поэт употребляет слова поэтические, высокие – внимать, небеса, кущи райских садов ,хвала, младая и т.д.)

- Что достигается благодаря такому словоупотреблению? (наводит на размышления о жизни; на небе – покой, на земле, где душа томиться, нет покоя)

- Какие слова являются в стихотворении ключевыми?(ангел, песня ангела, небо, земля)

- Прочитайте, как объясняется значение слова ангел в толковом словаре.

В каком значении употреблено это слово в стихотворении? (в религиозном)


- Что говорится о песне ангела? Какая это песня? -------------- (на доске – тропы)

(эпитеты – тихая, святая; метафора – «и месяц, и звёзды, и тучи толпой внимали…», «непритворная хвала»)

- Где звучит эта песня? (на небе, на земле в душе лирического героя; противопоставлена скучным песням земли)

- Небо – земля. Что вы можете сказать об этих словах? (расположены в начале и конце стихотворения; противопоставление жизни небесной и земной; антонимы) – (на доске – контраст)


- Да, мы чувствуем противопоставление, которое предполагает резкость, отрывистость.

Но как звучит всё стихотворение? (плавно, мелодично)

- Что придаёт мелодичность стихотворению? (употребление высоких слов, звуки, композиция, построение предложений, ритм, рифма)


- Послушаем, что скажут исследователи звуковой организации стихотворения.

Доклад группы учащихся. -----------------------------(на доске – звуковая организация)


- Со звуковым строем стихотворения, конечно же, связана рифма. Предоставляем слово исследователям рифм стихотворения.

Доклад группы учащихся. --------------------------------(на доске – рифма, ритм)


- Предоставляем слово исследователям синтаксической организации стихотворения.

Доклад группы учащихся. -------------------------------(на доске – синтаксический строй, фигуры речи, интонация)


Учитель:

Мы попытались проникнуть в тайны стихотворения. Увидели тропы, фигуры речи, контраст, инверсию, услышали ритм, рифму, интонацию…, одним словом, средства художественной выразительности. --------------(на доске – средства художественной выразительности)

Но, даже увидев, осмыслив все языковые средства, которые использует автор, бывает, порой, трудно прочитать стихотворение для слушателя, чтобы передать тот замысел, который заложил в стихотворение поэт.

Я уверена, что каждый из вас, ребята, по-своему прочитает стихотворение. И это не удивительно, ведь чтец в процессе исполнения остаётся самим собой, то есть не перевоплощается ни в автора, ни в лирического героя. Он доносит до слушателя свои переживания, вызванные у него данным лирическим произведением.


Выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ангел» учащимися.


3.Подведём итоги.


В результате работы на доске – схема.

образность


Образность

звуковая организация


лексика


Лексика

идея



синтаксический строй

строй

Средства художественной выразительности (тропы, фигуры речи, рифма, ритм, интонация)






Вывод:

Все языковые средства составляют единое целое и помогают читателю понять идею произведения.


Учитель:

- Предлагаю вернуться к вопросу, прозвучавшему в начале урока: о чём стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел»? Какова его идея? (ответы учащихся)


Учитель:

Почти все сборники стихотворений М.Ю.Лермонтова открывает стихотворение «Ангел». Эта традиция установилась не случайно. «Ангел» - это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта.

Потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, но сам родник, сам источник вот он – стихотворение «Ангел» - ключ к пониманию почти всей поэзии М.Ю.Лермонтова.


4.Домашнее задание: составить вопросы для анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова

«И скучно и грустно…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Артемьева Любовь Анатольевна

Дата: 29.09.2017

Номер свидетельства: 430211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства