Конспект урока литературы на тему "А.Фет - певец любви и красоты природы"
Конспект урока литературы на тему "А.Фет - певец любви и красоты природы"
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления творческой личности. Уроки литературы прежде всего требуют атмосферы креативности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создается новое, преображенное,свое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему "А.Фет - певец любви и красоты природы"»
Шауенова Ляззат Жумадиллакызы,
учитель русского языка и литературы средней школы №156 имени Н.Бекежанова Шиелийского района
Кызылординской области
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления творческой личности. Уроки литературы прежде всего требуют атмосферы креативности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создается новое, преображенное,свое.
Предлагаю конспект урока литературы, проведенного в 10 классе.
Тема: А.Фет – певец любви и красоты природы
Цели урока:
- образовательные: ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха; определить основные мотивы лирики и её своеобразие, показать музыкальность его стиха, рассмотреть особенности поэтического таланта А.А.Фета; выявить выразительные средства; проанализировать приемы изображения, умение анализировать лирическое произедение;
- воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие лирики, понимание красоты природы и человеческих чувств, формирование вдумчивого и размышляющего читателя;
- развивающие: развивать умения слушать и анализировать, сопоставлять явления, развивать творческие способности
Тип урока: урок-исследование с мультимедийным сопровождением
Технологии урока: элементы личностного ориентирования, ИКТ
Оборудование: компьютерная презентация, краски, бумага для рисования, рисунки учащихся, тексты стихотворений А.А.Фета «Шепот, робкое дыхание…», «Сияла ночь…», запись романса на стихи поэта, видеоролик «Весенний дождь»
Межпредметная связь: с казахской литературой, с музыкой
Основные этапы работы.
Тренинг
Стадия «Выбор» –деление класса на группы
Стадия «Осмысление» – работа в группах: «Природа», «Музыка». «Любовь»
Составление и защита постера в группах.
Стадия «Перо начинающего переводчика».
Работа с текстами стихотворений поэта (анализ) в группах.
Анализ стихотворения «Это утро, радость эта...»
Рефлексия (тест)
ХОД УРОКА
Этап самоопределения и целеполагания.
- Послушайте музыкальный фрагмент. (Чайковский П.И. «Я тебе ничего не скажу»)
- Что вы представляли, когда слушали музыку, какие образы, картины, чувства возникали у вас? (картины природы, любви)
- А как вы это узнали?(через мелодию и слова романса)
- Правильно, тема нашего урока «Лирика А.Фета». (записывают в тетрадь)
Эпиграф:
Фет — поэт, единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе..
А.К.Толстой
Стадия «Выбор» –деление класса на группы
Учащиеся выбирают стикеры листочки, сердечки и ноты, в связи с этим они делятся на 3 группы.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
- Какая тема творчества занимает особое место в поэзии поэта?
- Какие сложности и противоречия в жизни Фета очень волновали его, на что он потратил много сил?
-«Фетовское» в стихотворении- это природа, музыка и любовь. Все это гармоничны между собой. Поэтому сейчас мы с вами постараемся доказать это.
Стадия «Осмысление» – работа в группах: «Природа», «Музыка». «Любовь»
Задание №1
Составление и защита презентации в группах.
1 группа: Тема природы в творчестве поэта.
2 группа: Музыкальность стихов Фета.
3 группа: Философская лирика: тема любви в творчестве поэта
Члены группы выступают и защищают свои презентации
3. Этап пробного учебного действия.
- Давайте расширим наши знания и представления о творчестве поэтов, рассмотрев несколько новых произведений. Сегодня мы поговорим не только, даже не столько о образности и выразительности лирики, сколько постараемся определить характерные черты поэтического мастерства поэтов. Что нам необходимо вспомнить для работы с лирическим текстом? (план анализа лирического произведения)
Задание №2
Стадия «Перо начинающего переводчика»
Работа с текстами стихотворений поэта (анализ) в группах и представить свой перевод..
1 группа анализирует стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом»
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
2 группа анализирует стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье..»
Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
3 группа анализирует стихотворение Фета «Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.»
Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.
Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят.
Да и те не видят нас среди ветвей
И не слышат слышит только соловей...
Да и тот не слышит,— песнь его громка;
Разве слышат только сердце да рука:
Слышит сердце, сколько радостей земли,
Сколько счастия сюда мы принесли;
Да рука, услыша, сердцу говорит,
Что чужая в ней пылает и дрожит,
Что и ей от этой дрожи горячо,
Что к плечу невольно клонится плечо...
Проверяется работа учащихся в группах.
4. Этап закрепления и обобщения знаний.
Задание №3
Работа над стихотворением «Это утро, радость эта...»
1 группа: Установите, сколько предложений в стихотворении.
2 группа: Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их
3 группа: Определите, что необычного в этом стихотворении.
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё - весна.
Примерные ответы учащихся (1 группа: одно предложение; 2 группа: 36 существительных,2 прилагательных,23 указательных местоимений, 3 группа: в стихотворении отсутствуют глаголы)
Фет удивительно современен. Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту отчего края и благозвучность русского слова. Поэт учит нас замечать красоту каждого мгновения и ценить, понимая, что из мгновений рождается вечность.
Пленительные стихи Фета вечны, как «говор звёзд на небесах», как трели соловья, как робкое дыхание любви…
Фет ценил свое творчество и красоту во всем. Вся его жизнь - поиск красоты в природе, любви, даже в смерти.
5. Этап рефлексии.
- закончить урок предлагаю приемом «Тестирование»
Задания с выбором ответа
1.Укажите годы жизни А. А. Фета. 1. 1821-1878 2. 1820-1892 3. 1823-1886 4. 1836-1861
2. Укажите, как назывался первый сборник стихотворений А. А. Фета. 1. «Лирический пантеон» 2. «Вечерние огни» 3. «Стихотворения А. Фета» 4. «Снег»
3. А. А. Фет активно сотрудничал с журналом: 1. «Колокол» 2. «Москвитянин» 3. «Современник» 4. «Русские ведомости»
4.Укажите ведущую тему в творчестве А. А. Фета. 1. Поэт и поэзия 2. Любовь и природа 3. Гражданское служение 4. Предназначение человека
5.Чтобы заслужить дворянский титул, А. А. Фет служил: 1. при посольстве 2. в кавалерии 3. При дворе 4. в Тайной канцелярии
6.Укажите стихотворение А. А. Фета, которое первым было положено на музыку 1. «На заре ты её не буди …» 2. «Сияла ночь. Луной был полон сад» 3. «Жизнь пронеслась без явного следа» 4. «Задрожали листы, облетая …»
7.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство использует А. А. Фет в последней строке четверостишия. Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали. 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола
8. Укажите, кто так отзывался о творчестве А. А. Фета «И откуда у этого добродушного офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». 1.Н. А. Некрасов 2. Л. Н. Толстой 3.А. П. Чехов 4. Ф. М. Достоевский
9. Укажите фамилию великого русского композитора, на музыку которого был написан романс на стихи А. А. Фета «На заре ты её не буди …» 1. Скрябин 2. Чайковский 3. Бородин 4. Мусоргский
10. Укажите стихотворение А. А. Фета, вызвавшее многочисленные пародии и подражания.
1. «На стоге сена ночью южной …» 2. «Печальная берёза …» 3. «Ещё майская ночь …» 4. «Шёпот, робкое дыханье …»
Правильные ответы теста
2. 1820-1892
1. «Лирический пантеон»
2. «Москвитянин»
2. Любовь и природа
2. в кавалерии
1. «На заре ты её не буди …»
1. Метафора
1.Н. А. Некрасов
2. Чайковский
4. «Шёпот, робкое дыханье …»
(Учащиеся проверяют свои ответы с правильным вариантом ответов и оценивают себя).