Актуализация знаний | Работа с выставкой книг. Беседа с детьми Викторина (слайдовая презентация) Дети получают жетоны с героями произведений писателя | - Ребята, я попросила вас перед уроком рассмотреть книги на выставке. Кто же написал все эти книги? - Он знаком вам? -Тогда, я предлагаю вам небольшую викторину по произведениям Б. Заходера - Молодцы, ребята мы с вами вспомнили о жизни и творчестве писателя Б. Заходера. Вы заработали много жетонов, как вы заметили на каждом изображён герой произведений этого писателя. А сзади изображён кусочек пазла, после урока соберите все жетоны, которые вы собрали и посмотрите, что у вас получиться. Это произведение мы будим изучать с вами на внеклассном чтении, это тоже произведение Б. Заходера. | Дети беседуют с учителем. - Борис Заходер Дети отвечают на вопросы, получают жетоны. | Познавательные Регулятивные Беседа | Беседа Викторина Частично -поисковый (эвристический) метод |
Определение цели и темы урока | Беседа учителя с детьми, определение темы и целей урока. | - А как вы думаете, зачем мы говорили о произведениях Б. Заходера? -Действительно, сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним произведением этого человека. - Какие цели мы себе наметим? - Ребята, а как мы можем определить тему стихотворения? -Что выбираем? | - Мы познакомимся с ещё одним его произведением. - Сегодня мы должны познакомиться с новым произведением писателя, определить тему стихотворения, дать характеристику героям, научиться читать произведение выразительно - можно посмотреть иллюстрацию или прочитать стихотворение | Регулятивные Дисскусия | Проблемный метод |
Этап до чтения | Дискуссия учителя и детей по теме и содержанию стихотворения. Прогнозирование содержания произведения, мотивация чтения. Вопросы после чтения стихотворения учителем, дети отвечают на них | - Давайте откроем книги на 128 стр. и прочитаем название стихотворения. - Давайте рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. - Кого мы видим? Чем занимается мальчик? Можно ли причислить мальчика с иллюстрации к компании двоечников и лодырей? Почему? Что под ногами мальчика? -Попробуйте догадаться о содержании этого стихотворения? - Что означает слово «перемена»? Действительно, перемена – увлекательное, интересное и очень нужное время в течение школьного трудового дня. Почему школьники так любят перемены? - Какое ещё значение может иметь это слово? - Кто же герой стихотворения Б. Заходера «Перемена»? Правы ли мы в своих предположениях? Узнаем об этом, когда прочитаем стихотворение. - Ребята я прочитаю вслух это произведение, а вы проследите, как развивается действие, чтобы попробовать нарисовать мысленно диафильм к стихотворению Б. Заходера - Какие из наших предположений подтвердились? - О чём это стихотворение? - Б. Заходер – любитель играть в слова. Какой же смысл он вложил в слово «перемена» в тексте? А в заглавии? - С кем же происходит перемена на перемене? - Сумели ли мы определить тему и настроение стихотворения? - Что необычного вы заметили в построении стихотворения, в его композиции? Сколько в нём строф? | Дети открывают учебник - Перемена - Мы видим мальчика, он неопрятно одет, под ногами у него портфель, во время звонка он бежит радостный, а на уроке спит. - Перемена время отдыха учащихся после долгого урока - Потому что на перемене можно отдохнуть и пообщаться с друзьями. - Перемена в жизни, смена чего либо - Речь шла о лентяе Вове, он скучал на уроках, и «работал» на переменах. - Речь идёт о перемене настроения Вовы на уроке и на перемене. -Оно не разделено на строфы. Это рассказ в стихах. | Коммуникативные Познавательные Обсуждение | Объяснительно-иллюстративный метод |
Этап во время чтения | Чтение стихотворения по фрагментам, работа с текстом во время чтения | После прочтения 1, 2 строк: -Давайте мы с вами прочитаем первые две строки. С каким настроением следует читать эти строки? Почему вы так решили? - Чьё настроение передаётся в них? - Кому принадлежат слова «Перемена! Перемена!»? - Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда появятся ученики… Какие они? Читаем дальше. После 3-6 строк: - Кого же мы видим? Каким предстаёт перед нами Вова? - Его поведение на перемене – случайность? Как Б. Заходер говорит об этом? - Какие предложения по интонации мы прочитали? - Каким тоном следует их читать? - Отчего же такое удивление? - Что автор имел ввиду под выражением «продремавший весь урок»? После 7-12 строк: - Как вы думаете, кто мог наблюдать за Вовой, а потом так удивиться его поведению? - Что значит «несомненно»? - Действительно, в самом деле. - Расставим логическое ударение в восклицательном предложении. Попробуем прочитать с верной интонацией. - В чём же она заключается, эта « б-о-о-льшая перемена»? Будем читать дальше. После 12-13 - Как следует прочитать эти предложения? - Какое слово вам показалось непонятным? - Попробуйте объяснить его значение. Подберите однокоренные слова. - Откроем словарь Ожегова С. И., отыщем слово «бедовый». Бедовый – (разг.) шустрый, смелый. - Какое же определение больше подходит к Вове? Что имел ввиду Б. Заходер? Попробуем догадаться, читая дальше 14-15 строки: - В каком же значении употребил автор слово «бедовый»? - В каком темпе надо читать это предложение? Почему? - О чём можно судить по фразе «Лихо шлёпнулся с перил…»? - Как вы думаете, доволен собой Вова? Докажите это словами поэта. Предложение восклицательное: «Сделал всё, что мог!» - Казалось бы такому удальцу награда полагается, а тут… 16-27 строки: - На что указывают знаки препинания: тире, многоточие? - Как же реагирует Вова? Почему теперь звонок не «заливается»? - Подберите синонимы к слову «плетётся». - Прочитайте фразеологический оборот. Как понимаете его смысл? Чтение 28 строчки - Как следует прочитать предпоследнее предложение? - Но Вова – оптимист. Какое решение он находит? - Для чего же ходит в школу герой стихотворения Б. Заходера? - Где он по-настоящему трудится? | -Дети ждут перемену. Звонок заливается, а не дребезжит. -Слова принадлежат автору - Он так ведёт себя всегда: первый непременно вылетает, т. е. всегда, постоянно. - Изумление, удивлении, не верим тому, что видим. - Не работал на уроке, был пассивным - Учитель, который вёл урок; одноклассники Вовы; сам автор. - Если он, / То несомненно, / С ним б-о-о-льшая перемена! - С восторгом, восхищением … - Бедовый, беда, беде, бедствие, бедствий, бедствование, беду. -Шустрый - Достаточно быстро, в ускоренном темпе. Ведь он всего за пять минут «переделал кучу дел». - Он упал, но сделал вид, что так и нужно было; молодецки, с удалью… - Длительная пауза, резкая смена действия, настроения. Всё пропало. -Медленно идёт, тащится, идёт нога за ногу… «Нет лица на нём!» - расстроен, очень устал. - С жалостью, медленно, с сочувствием. - «На уроке отдохнём!» -Ходи в школу чтобы отдыхать на перемене. -На перемене | Познавательные Коммуникативные Беседа(обсуждение) | Репродуктивный метод Частично-поисковый(эвристический) метод |
Этап после чтения | Работа со стихотворением после чтения, повторное чтение стихотворения детьми с выделением глаголов, наблюдение за динамикой, выразительное чтение стихотворения | - Какой части речи отдаёт предпочтение Б. Заходер, чтобы показать перемену в состоянии главного героя? Можно сказать, что стихотворение очень динамичное, действие развивается очень быстро. Перечитаем ещё раз стихотворение «Перемена», голосом выделяя глаголы. Проследим, отчего же наступила такая усталость. - Как, по-вашему, автор относится к герою своего стихотворения? Вы заметили, что рассказчик всё время присутствует в стихотворении, наблюдает за Вовой, даёт комментарий его поступкам на перемене. - Как вы думаете, мог ли Борис Заходер встретиться с таким Вовой в жизни или он выдумал своего героя и сюжет стихотворения? - Какое необыкновенное оружие он использует? - Как вы думаете, для кого было написано это стихотворение и какие проблемы попытался решить автор? - Какой бы совет вы дали Вове, будь он вашим одноклассником? - Захотелось бы вам ему помочь? Как именно? | - Много глаголов -Снисходительно. Он посмеивается над ним, иронизирует, но сочувствует ему - Автор мог наблюдать такого Вову в школе. Такие мальчишки есть во многих школах -Юмор, смех. - Б. Заходер с помощью юмора, смеха хочет повлиять на нерадивых учеников, сделать так, чтобы они посмотрели на себя со стороны, читая это произведение. | Познавательные Регулятивные Беседа (обсуждение) | Частично-поисковый (эвристический) метод |