Актуализация знаний (10 минут) | -Ребята, прослушайте отрывки из стихотворений, которые вы уже изучали, назовите автора и название произведения. 1. Мне теперь не до игрушек- Я учусь по БУКВАРЮ. Соберу свои игрушки И Сереже подарю… (Агния Барто «Я выросла» 2. С утро на лужайку Бегу я с мячом, Бегу, распеваю, Не знаю о чем… (Агния Барто «С утра на лужайку» 3. Все я делаю для мамы: Для нее играют гаммы, Для нее хожу к врачу, математику учу… (Агния Барто «Разлука» 4. Стоит в лесу избушка, А в ней живет Петрушка, К нему идет зверюшка Попрыгать-поиграть!... ( Юнна Мориц «Попрыгать-поиграть» 5. Слониха, слоненок и слон Устали стоять в зоопарке, И в море уплыли на синей байдарке Слониха, слоненок и слон…( Юнна Мориц «Слониха, слоненок и слон» 6. По роще калиновой, По роще осиновой На именины к щенку В шляпе малиновой Шел ежик резиновый С дырочкой в правом боку… ( Юнна Мориц «Резиновый ежик») -Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете стихотворения поэтов 20 века. -А с каким еще детскими поэтами вы знакомы? -Почему поэтов называют детскими? -Да, верно! Детские поэты - особые люди, удивительные. -Теперь давайте , подумаем и ответим на вопрос какая же тема нашего сегодняшнего урока? -Правильно все ваши варианты подходят к формулировке темы нашего урока. Мне хочется рассказать вам о творчестве двух детских поэтесс: это Юнна Мориц и Агния Барто. | Детские поэты -это поэты которые пишут стихи и рассказы для детей. | Личностные УУД: Интерес, мотивация. Познавательные УУД: Умение ориентироваться в ранее изученном материале. Умение ориентироваться в учебнике Регулятивные УУД: Умение определять тему и цель урока. Коммуникативные УУД: Умение отвечать на вопросы, аргументировать. | Словесный (беседа), Практический |
Открытие нового знания (10 минут) | Послушайте внимательно биографию и ответьте на следующие вопросы: - что вы узнали интересного из биографии Юнна Мориц? -С какими произведениями Юнна Мориц вы уже знакомы? Юнна Петровна (Пинху́совна) Мориц родилась 2 июня 1937 года в Украинской ССР в городе Киеве в еврейской семье. Сама Мориц о своем детстве говорит так: «в год моего рождения арестовали отца по клеветническому доносу, через несколько пыточных месяцев сочли его невиновным, он вернулся, но стал быстро слепнуть. Слепота моего отца оказала чрезвычайное влияние на развитие моего внутреннего зрения». С 4 до 8 лет Юнна (1941-45 г) с родителями жила в Челябинске, отец работал на военном заводе. В 4 года она сочинила свое первое стихотворение: Ослик встал на табуретку. Ослик съел свою таблетку. Наконец-то горло У него продёрло. Одним из самых любимых занятий в детстве было рисование – Юнна много рисовала с мамой и сестрой, которая во взрослой жизни стала архитектором. Вот что Юнна Петровна вспоминает про свое детское увлечение: «Рисовать было трудно: не было красок, не было кистей – война. Возьмешь ветку дерева – зарисуешь всю землю. Кусочек мела достанешь – все дворы зарисуешь. В раннем детстве я расписывала стекла с обратной стороны. Мы с мамой иногда продавали их на рынке, чтобы купить стакан перловой крупы, луковицу и полстакана постного масла». В 1954 году в возрасте 17 лет Юнна оканчивает школу в Киеве, и после поступает на филологический факультет Киевского университета. В этот период стали появляться первые публикации в газетах. После окончания 1го курса (в 1955-м) уезжает в Москву, имея большое желание продолжить учёбу в столице и поступает на дневное отделение поэзии Литинститута им. А. М. Горького. Учась в институте, в свободное от учёбы и общественной работы время Мориц много писала и уже в 20 лет вышла ее дебютная книга — «Разговор о счастье». Окончила институт в 1961 году, несмотря на то что в 1957-м её исключили оттуда вместе с Геннадием Айги за «нездоровые настроения в творчестве». В 1961 году вышла первая книга поэтессы в Москве «Мыс Желания» (по названию мыса на Новой Земле, на котором побывала поэтесса), основанная на впечатлениях от путешествия по Арктике которое происходило летом 1956 года на ледоколе «Седов», когда юной Юнне было всего 19 лет. Её лирические стихи написаны в лучших традициях классической поэзии и в то же время абсолютно современны. О своих литературных учителях и пристрастиях Юнна Мориц говорит: «Моим современником был постоянно Пушкин, ближайшими спутниками — Пастернак, Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Заболоцкий, а учителями — Андрей Платонов и Томас Манн». На стихи Юнны Мориц написано и исполняется множество песен для детей и взрослых. Её стихи переведены на многие языки мира (японский, турецкий, китайский). Агния Львовна Барто(урожденная Волова)-русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая. Родилась в образованной еврейской семье. Ее отец, Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом. Мать, Мария Ильинична Волова, занималась домашним хозяйством. Агния Львовна училась в гимназии и одновременно в балетной школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 году в балетную группу, где работала около года. Первым мужем Воловой был поэт Повел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения – «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Считалочка». В 1927 году у них родился сын Эдгар, а через 6 лет супруги развелись. Во время Великой Отечественной войны семья Барто была эвакуирована в Свердловск. Там Агнии пришлось освоить профессию токаря. Премию, полученную во время войны, она отдала на строительство танка. В 1944 году семья вернулась в Москву. Сын Гарик погиб 5 мая 1945 года в возрасте 18 лет – был сбит грузовиком во время катания на велосипеде в Лаврушинском переулке. Творчество: В 1924 году на показательном концерте выпускников хореографического училища присутствовал нарком просвещения Луначарский. Он обратил внимание на исполнение стихов Агнией и через несколько дней пригласил ее на прием к себе в наркомат, где посоветовал ей стать поэтессой. Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка»(1925) Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес»(1970) -Какие еще произведения Агнии Барто вы знаете? -Ребята, а что объединяет двух поэтесс? -Ребята, откройте учебник на странице пятьдесят шестой перед вами стихотворение Юнна Мориц «Настоящий секрет». А перед тем как мы начнем читать стихотворение «Настоящий секрет» давайте вспомним требования к выразительному чтению. -Правильно. Давайте посмотрим видеозапись с прочтение стихотворения Юнна Мориц «Настоящий секрет». - Объясните значение слов и выражений: Парик – искусственные волосы. Вздыхает пирог – пирог готов. К порогу прирос – замер на пороге. Неуместно – не надо. Тайну ломать – открывать секрет. Секрет настоящий – нераскрытая тайна. Телескоп – прибор дальнего видения. - Прочитайте, как автор несколькими словами рисует ожидание новогодних чудес. - Что удивило рассказчика? - Какие слова в тексте показывают, что он растерялся? Найдите и зачитайте -Кто же герой этого стихотворения? Как вы догадались? - Как мальчик узнал правду про Деда Мороза? Обрадовало ли его это открытие? - Как вы думаете, почему мальчик не раскрыл тайну Деда Мороза - Можно ли назвать семью мальчика дружной? Почему? - Объясните название стихотворения. - Как вы думаете с какой интонацией надо читать стихотворение? -Давайте попробуем прочитать отрывок из текста. | Он думал, что она известна только ему, что все остальные принимают старшего брата за настоящего Деда Мороза. И он счастлив, потому что и праздник, и подарки – всё настоящее Маленький мальчик. Это дружная семья, они внимательны друг к другу, умеют дарить настоящие подарки и верят в чудо! Восторженно, потом настороженно, потом весело, таинственно, радостно.) | Коммуникативные УУД: Сотрудничество с учителем и сверстниками. Коммуникативные УДД: Высказывать свои мысли , предложение, вступать в беседу. Слушать и понимать других. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Делать выводы, оперируя с образами. | Словесный (рассказ учителя, диалог) Наглядный (демонстрация изображений) |
Применение знаний в новой ситуации (10 мин) | Чтение стихотворения А.Барто «В защиту Деда Мороза».. Вопросы после чтения: - Объясните название стихотворения «В защиту Деда Мороза». - Объясните значение слов и выражений: Меня он перерос – выше меня. Тулуп – длинная шуба с мехом внутри. Твердит тайком – настойчиво повторяет. - Кто герои этого стихотворения? - Какие у них отношения? - Как надо читать слова старшего брата? - Какие строчки вызвали у вас улыбку? Прочитайте. - Прочитайте, как выглядит Дед Мороз? - На кого он похож? - Какие три кадра диафильма вы представили? 1) Старший брат говорит младшему, а у того слёзы на глазах. 2) Приход Деда Мороза. 3) Старший брат шепчет младшему, а у того довольное лицо. - Озвучьте их. - С какой интонацией надо прочитать слова младшего брата? Сравнение стихотворений Ю.Мориц «Настоящий секрет» и А.Барто «В защиту Деда Мороза». - Как вы думаете, почему авторы учебника поместили рядом стихи А.Барто и Ю.Мориц? - Чем различаются отношения маленьких героев к Деду Морозу? - С одинаковой или разной интонацией нужно читать эти стихотворения? Почему? -Давайте прочитаем один из стихотворений выразительно. | Герой Ю.Мориц догадывается, что Мороза играет его старший брат, но не раскрывает тайну. А герой А.Барто искренне верит в сказку и сердится на своего брата, который убеждает его в том, что Дед Мороз не существует. | Коммуникативные УУД: Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. Слушать и понимать других. | Словесный (диалог, рассказ учащихся) |