kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения "В.Осеева "Товарищи""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сформирует представление обучающихся о дружбе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "В.Осеева "Товарищи""»

Литературное чтение 3класс Дмитриева О.В.

Тема: В. Осеева «Товарищи» («Хрестоматия»)

Цель: Формировать представление обучающихся о дружбе.

Задачи:

Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков,

развивать умение эмоционально воспринимать текст,

выражать при чтении чувства и характер действующих лиц,

развивать критическое мышление,

воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.

Оборудование:

Конверт с фигурками мальчиков, древо предсказаний, мультимедийный проектор, электронная презентация, оценочные листы, карточки с заданиями.

Технология: развитие критического мышления.

Приёмы: прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер,

чтение с остановками, синквейн.

Ход урока.

1. Орг. момент. Психологический настрой (создание коллаборативной среды)

-Возьмите за руки друг друга в 4-ках и прочитаем девиз нашего урока.

Слайд №1. Чтение хором.

Мы будем учиться.

Не будем лениться.

Мы будем читать, размышлять,

О многом из книг узнавать.

2. Проверка домашнего задания. Работа в парах. Оценочные листы-рубрикаторы.

Выразительное чтение отрывка из рассказа Б.Емельянова «Васька»

3. Актуализация знаний.

-Как называется раздел в учебнике, который мы изучаем? («Мои друзья»)

 -О чём произведения в этом разделе?

Ответы детей (о дружбе, о помощи)

- Ребята, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?

-А зачем человеку друг?

- Какова тема нашего урока? (предположение)

4. Сообщение темы и цели урока.

Слайд№2

-Мы познакомимся с отрывком из повести  В.А. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Какие рассказы В.Осеевой вы читали? Слайд№3

-Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе? (Предположение детей)

-О дружбе (укрепляется на древе предсказаний)

- Сегодня мы поговорим о дружбе и друзьях. Выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.

-Как вы думаете, кто будет героями произведения? (мальчики)

-Подумайте, кого можно назвать другом, товарищем, и составьте кластер со словом

«Товарищ»

Составляется кластер «Товарищ» (мозговой штурм) Работа в группах.(4-ках)

-Прочитав текст, мы выясним, кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?

5.Знакомство с новой темой.

Слайд №4

Словарная работа

Закадычные друзья- давнишние и близкие

Овдовел (вдовец)- похоронил жену (мужчина, у которого умерла жена)

Закипел гневом- очень разозлился

Шевелюра- пышные и густые волосы на голове.

Канавка- небольшое продолговатое полукруглое углубление в чем-либо (синоним: ямка)

-Итак, мы прочитаем сейчас текст и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения. «Хрестоматия», стр.62

а) Первичное чтение текста учениками с остановками. (закрывая листом бумаги)

Чтение до слов: …как меня в своё время учили!

-Как зовут мальчиков?



- Ребята, каким вы себе представляете отца Пети? Опишите.

-Давайте прочитаем описание внешности отца Пети.(до слов: Петька съёживался и молчал.)

-По этому произведению создан художественный фильм. Посмотрите этот сюжет.

(показ отрывка из фильма, время: 5.58 просмотр 1 минуту )

-Кто именно таким представлял себе отца?

-Как вы думаете, папа действительно наказывал мальчика ремнём?

-Почему он так говорил? Почему папа был так строг с сыном?

-Как вы понимаете выражение: «Петька съёживался и молчал»?

-Кто догадался, как зовут второго мальчика? (Коля)

Продолжение чтения. (до слов:…надувая толстые щёки…)

-Подумайте, что мог придумать Мазин Коля, чтобы помочь своему товарищу.

Проблемный вопрос: Как ему можно было помочь? Обсудите в группе. (работа в группах)

- Давайте прочитаем и узнаем, насколько вы были правы.(до слов:…и айда к твоему отцу!)

-Итак, какое решение принял Коля?

- А как бы вы поступили?

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Физкульт.минутка.

Продолжение чтения. (до слов:…Я не сюрпризы, я нечаянно.)

-Испугался ли Коля отца Пети? Докажите строчками из текста. (выборочное чтение)

-Какой он по характеру? А Петя?

-Правильно ли поступил Коля, взяв вину на себя? Поделитесь своим мнением с соседом.(обсуждение в парах)

-Что вы решили?

-Разве человек не должен отвечать за свои поступки сам?

-Как вы думаете, признается ли Петя папе, что выбил стекло он?

Продолжение чтения. (самостоятельно до конца.)

-Признался ли Петя? Почему?

- Как вы думаете, догадался ли папа, что это сделал его сын? Почему? (…приятеля хорошего имеешь, вот что!)

- Как вы думаете, чем закончилась эта история?

-Послушайте, я прочитаю.(продолжение в книге)

Когда мальчики вышли, Мазин сказал:

— Сбегай в аптеку за порошком от мигрени, а я пойду в угловую дачу сознаваться.

Вечером Мазин ходил за своей матерью и говорил:

— Ты, мама, приляг… И не волнуйся. Ни один человек не проживет так, чтобы стекла не разбить.

После случая со стеклом ребята выработали особую систему самозащиты.

Теперь, что бы ни случилось, перед отцом Русакова виновным всегда выступал Мазин, а перед матерью Мазина — Петя.

-Ребята, чему учит этот рассказ? (выручать в беде, но отвечать самому за свои поступки)

Игра «Собери пословицу».

-В народе сложено много пословиц о дружбе. Пословицы рассыпались. «Соберите» их и объясните их значение. (работа в группах)

(карточка на группу)

Друзья а товарища выручай.

Крепкую дружбу лучше новых двух.

Сам погибай, познаются в беде.

Старый друг и топором не разрубишь.

-Как вы понимаете последнюю пословицу?

- Какая пословица больше всего подходит содержанию произведения?

6. Итог.

-С чем на уроке мы познакомились?

-Вернёмся к кластерам. Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?

(обращение к кластеру).

Что значит быть хорошим другом?



Составление синквейна. Своё понимание слова «товарищ». (в паре, на обратной стороне листа с пословицами)

План на карточках.

Кто? Товарищ.

Какой?( 2 слова) Верный, надёжный.

Что делает? (3 слова) Поможет, поддержит, подскажет.

Основная мысль.(фраза из четырёх слов) Не бросит в беде одного.

Синоним. Друг

Оцените свою работу на уроке.(оценочные листы)

Лист самооценивания

Ф.И.





Виды деятельности

Я - очень активный!

Я старался!

Я делал, но не старался.

Я не делал.

Я не приложил усилий.

Ответы на вопросы учителя




Составление кластера

(оформление, идеи)




Чтение текста вслух




Решение вопроса в группе:

Как помочь Пете?




Работа с пословицами




Составление синквейна




Соблюдение правил

работы в группе, паре




Оценка:



Рефлексия

7. Домашнее задание.

 «Хрестоматия» стр.62-65, читать, стр. 63,чтение по ролям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения "В.Осеева "Товарищи""

Автор: Дмитриева Оксана Викторовна

Дата: 12.09.2016

Номер свидетельства: 343407


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства