-Возьмите за руки друг друга в 4-ках и прочитаем девиз нашего урока.
Слайд №1. Чтение хором.
Мы будем учиться.
Не будем лениться.
Мы будем читать, размышлять,
О многом из книг узнавать.
2. Проверка домашнего задания. Работа в парах. Оценочные листы-рубрикаторы.
Выразительное чтение отрывка из рассказа Б.Емельянова «Васька»
3. Актуализация знаний.
-Как называется раздел в учебнике, который мы изучаем? («Мои друзья»)
-О чём произведения в этом разделе?
Ответы детей (о дружбе, о помощи)
- Ребята, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?
-А зачем человеку друг?
- Какова тема нашего урока? (предположение)
4. Сообщение темы и цели урока.
Слайд№2
-Мы познакомимся с отрывком из повести В.А. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Какие рассказы В.Осеевой вы читали? Слайд№3
-Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе? (Предположение детей)
-О дружбе (укрепляется на древе предсказаний)
- Сегодня мы поговорим о дружбе и друзьях. Выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.
-Как вы думаете, кто будет героями произведения? (мальчики)
-Подумайте, кого можно назвать другом, товарищем, и составьте кластер со словом
«Товарищ»
Составляется кластер «Товарищ» (мозговой штурм) Работа в группах.(4-ках)
-Прочитав текст, мы выясним, кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?
5.Знакомство с новой темой.
Слайд №4
Словарная работа
Закадычные друзья- давнишние и близкие
Овдовел (вдовец)- похоронил жену (мужчина, у которого умерла жена)
Закипел гневом- очень разозлился
Шевелюра- пышные и густые волосы на голове.
Канавка- небольшое продолговатое полукруглое углубление в чем-либо (синоним: ямка)
-Итак, мы прочитаем сейчас текст и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения. «Хрестоматия», стр.62
а) Первичное чтение текста учениками с остановками. (закрывая листом бумаги)
Чтение до слов: …как меня в своё время учили!
-Как зовут мальчиков?
- Ребята, каким вы себе представляете отца Пети? Опишите.
-Давайте прочитаем описание внешности отца Пети.(до слов: Петька съёживался и молчал.)
-По этому произведению создан художественный фильм. Посмотрите этот сюжет.
(показ отрывка из фильма, время: 5.58 просмотр 1 минуту )
-Кто именно таким представлял себе отца?
-Как вы думаете, папа действительно наказывал мальчика ремнём?
-Почему он так говорил? Почему папа был так строг с сыном?
-Как вы понимаете выражение: «Петька съёживался и молчал»?
-Кто догадался, как зовут второго мальчика? (Коля)
Продолжение чтения. (до слов:…надувая толстые щёки…)
-Подумайте, что мог придумать Мазин Коля, чтобы помочь своему товарищу.
Проблемный вопрос: Как ему можно было помочь? Обсудите в группе. (работа в группах)
- Давайте прочитаем и узнаем, насколько вы были правы.(до слов:…и айда к твоему отцу!)
-Итак, какое решение принял Коля?
- А как бы вы поступили?
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Физкульт.минутка.
Продолжение чтения. (до слов:…Я не сюрпризы, я нечаянно.)
-Испугался ли Коля отца Пети? Докажите строчками из текста. (выборочное чтение)
-Какой он по характеру? А Петя?
-Правильно ли поступил Коля, взяв вину на себя? Поделитесь своим мнением с соседом.(обсуждение в парах)
-Что вы решили?
-Разве человек не должен отвечать за свои поступки сам?
-Как вы думаете, признается ли Петя папе, что выбил стекло он?
Продолжение чтения. (самостоятельно до конца.)
-Признался ли Петя? Почему?
- Как вы думаете, догадался ли папа, что это сделал его сын? Почему? (…приятеля хорошего имеешь, вот что!)
- Как вы думаете, чем закончилась эта история?
-Послушайте, я прочитаю.(продолжение в книге)
Когда мальчики вышли, Мазин сказал:
— Сбегай в аптеку за порошком от мигрени, а я пойду в угловую дачу сознаваться.
Вечером Мазин ходил за своей матерью и говорил:
— Ты, мама, приляг… И не волнуйся. Ни один человек не проживет так, чтобы стекла не разбить.
После случая со стеклом ребята выработали особую систему самозащиты.
Теперь, что бы ни случилось, перед отцом Русакова виновным всегда выступал Мазин, а перед матерью Мазина — Петя.
-Ребята, чему учит этот рассказ? (выручать в беде, но отвечать самому за свои поступки)
Игра «Собери пословицу».
-В народе сложено много пословиц о дружбе. Пословицы рассыпались. «Соберите» их и объясните их значение. (работа в группах)
(карточка на группу)
Друзья а товарища выручай.
Крепкую дружбу лучше новых двух.
Сам погибай, познаются в беде.
Старый друг и топором не разрубишь.
-Как вы понимаете последнюю пословицу?
- Какая пословица больше всего подходит содержанию произведения?
6. Итог.
-С чем на уроке мы познакомились?
-Вернёмся к кластерам. Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?
(обращение к кластеру).
Что значит быть хорошим другом?
Составление синквейна. Своё понимание слова «товарищ». (в паре, на обратной стороне листа с пословицами)
План на карточках.
Кто? Товарищ.
Какой?( 2 слова) Верный, надёжный.
Что делает? (3 слова) Поможет, поддержит, подскажет.
Основная мысль.(фраза из четырёх слов) Не бросит в беде одного.
Синоним. Друг
Оцените свою работу на уроке.(оценочные листы)
Лист самооценивания
Ф.И.
Виды деятельности
Я - очень активный!
Я старался!
Я делал, но не старался.
Я не делал.
Я не приложил усилий.
Ответы на вопросы учителя
Составление кластера
(оформление, идеи)
Чтение текста вслух
Решение вопроса в группе:
Как помочь Пете?
Работа с пословицами
Составление синквейна
Соблюдение правил
работы в группе, паре
Оценка:
Рефлексия
7. Домашнее задание.
«Хрестоматия» стр.62-65, читать, стр. 63,чтение по ролям.